МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая и частная паразитология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 61 66 61
Итого 108 103 108 103

Программу составил(и):
доктор биологических наук, профессор, Овчаренко Н.Д.

Рецензент(ы):
кандидат биологических наук, доцент , Кудряшова И.В.

Рабочая программа дисциплины
Общая и частная паразитология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В. д.б.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В. д.б.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Частная паразитология» является формирование знаний о различных видах животных-паразитах, их морфофизиологических особенностях, значении в природе и в жизни человека.
Задачи дисциплины:
- изучение вопросов общей и частной паразитологии;
- знакомство с основными методами и принципами лабораторной диагностики паразитарных заболеваний человека и животных;
- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для лабораторной диагностики паразитарных заболеваний;
- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для профилактики паразитарных заболеваний человека и животных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3.02Способен осуществлять деятельность по обеспечению рационального использования, охране и воспроизводству охотничьих животных и охране охотничьих угодий
ПК-3.02.1 Знает биологию охотничьих животных, методики сбора информации об охотничьих животных и правила их учета, а также принципы воспроизводства
ПК-3.02.2 Умеет анализировать данные о распределении и численности животных, планировать мероприятия по их охране и воспроизводству
ПК-3.02.3 Владеет навыками определения видовой принадлежности животных, анализа состояния популяций охотничьих животных и мониторинг охотничьих угодий
ПК-5.02Способен проводить ихтиологические наблюдения, мониторинг водных биоресурсов, а также участвовать в мероприятиях по обеспечению рационального использования и охране водных биоресурсов и среды их обитания
ПК-5.02.1 Знает особенности биологии рыб и видовой состав ихтиофауны региона; биологические основы регулировании рыболовства
ПК-5.02.2 Умеет применять методики полевых ихтиологических исследований, рассчитывать ущерб, нанесённым водным биоресурсам; анализировать эффективность действующей системы регулирования рыболовства
ПК-5.02.3 Владеет навыками ведения банка данных мониторинга водных биоресурсов; методами анализа уловов, оценки экологического состояния среды обитания водных биоресурсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные группы паразитических животных; основные характеристики паразитических видов; особенности строения и жизненные циклы наиболее распространенных паразитов человека, животных и растений;
- географическое распространение паразитарных болезней; наиболее значимые антропонозы, зоонозы, антропозоонозы; основные методы диагностики и профилактики паразитозов.
- разнообразие форм взаимоотношений организмов, различные классификации паразитов и виды паразитизма, пути проникновения паразитов в организм хозяина.
3.2.Уметь:
3.2.1.- определять систематическую принадлежность наиболее распространенных паразитов
- идентифицировать яйца и личинки паразитов разных систематических групп;
- проводить сравнительный анализ разных видов паразитов;
- подготовить объект к исследованию;
- фиксировать, препарировать, зарисовать;
- работать с коллекционным материалом.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами наблюдения и обнаружения разных видов паразитов;
- методами описания и сравнительного анализа разных видов паразитических организмов;
- методами идентификацииразных видов паразитов;
- навыками и методами анатомических, морфологических, таксономических исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая и частная паразитология
1.1. Введение. Предмет, цели и задачи спецкурса. Понятие общей и частной паразитологии. Лекции 5 4 Л2.1
Раздел 2. Частная паразитология
2.1. Основные группы паразитических простейших. Их морфофизиологические особенности паразитических представителей. Жизненные циклы. Распространение, значение. Лекции 5 4 Л1.2, Л1.1
2.2. Гельминтология. Паразитические плоские и круглые черви. Их морфофизиологические особенности имагинальных и личиночных форм. Жизненые циклы. Основные гельминтозы, распространенные в Алтайском крае у разных видов продуктивных и диких животных. Видоспецифичность гельминтологической диагностики. Гельминтологическая диагностика. Лекции 5 4
2.3. Распространенные трематодозы и цестотодозы животных и человека Сам. работа 5 23 Л1.1
2.4. Особенности морфологии, биологии, жизненные циклы, паразитических плоских червей Лабораторные 5 6 Л1.1, Л2.1
2.5. Паразитические нематоды. Особенности морфологии, биологии, жизненные циклы, представители. Лабораторные 5 6 Л1.1
2.6. Распространенные нематодозы Сам. работа 5 20 Л1.1
2.7. Паразитарная арахнология. Характеристика паразитических клещей: особенности строения, циклы развития, значение, способы диагностики, меры профилактики. Лекции 5 4 Л1.1
2.8. Паразитические клещи. Особенности внешнего и внутреннего строения, биология, видовое многообразие клещей, меры борьбы. Лабораторные 5 6 Л1.1
2.9. Паразитарная энтомология. Насекомые-эктопаразиты. Паразитические двукрылые. Особенности строения, развитие, значение. Меры борьбы и профилактики. Лекции 5 2 Л1.1
2.10. Паразитические насекомые, насекомые-эктопаразиты. Особенности внешнего и внутреннего строения, биология, меры борьбы. Лабораторные 5 6 Л1.1
2.11. Профилактические мероприятия Сам. работа 5 18 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Пример оценочного средства: тест

1.Паразитизм то разновидность симбиоза при котором:
а) один организм питается пищей или частями тела другого принося при этом ему вред
б) один организм питается остатками пищи другого не причиняя ему вреда
в) один организм использует другой как средство передвижения

2. Гельминтоз вызываемый широким лентецом это…
а) дифилобатриоз в) лигулез
б) диграмоз г) шистасомоз

3.. Верно ли утверждение: большинство моногеней являются эндопаразитами рыб
а) да б) нет

4. В чем основное отличие Alveococcus от Echinococcus ?
а) финна представляет собой конгломерат мелких пузырьков
б) наличие двух присосок
в) половое размножение в альвеолах легкого
г) яйца имеют большое количество шипиков

5.Способ заражения дикроцелиозом
а) контактный в) трансмиссивный
б) пищевой г) гемотрансфузионный

6. Лабораторная диагностика дикроцелиоза
а) обнаружение яиц в мокроте в) обнаружение личинок в биопатах мышц
б) обнаружение яиц в фекалиях г) по клинической картине заболевания

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-2: Вопросы открытого типа

1. Может ли человек заразиться кошачьим сосальщиком при общении с кошкой? Объясните свой ответ.
Ответ: нет, потому что кошка, как и человек является для этого сосальщика окончательным хозяином. Заражение обоих идёт при употреблении инвазированной рыбы.
2. Самка аскариды очень плодовита, она откладывает в сутки до 600 яиц. Почему не все животные заражаются аскаридозом друг от друга?
Ответ: потому что паразит видоспецифичен, то есть у каждого вида животных паразитирует свой вид паразита.
3. Трихинеллёз смертельно опасное заболевание для человека. Мясо каких животных домашних и диких следует употреблять только после санитарно-ветеринарного контроля?
Ответ: мясо домашней свиньи, а также на территории Алтайского края мясо медведя, барсука и дикого кабана.
4. С какими особенностями жизненных циклов паразитических круглых червей связано их многообразие?
Ответ: наличием или отсутствием выхода во внешнюю среду, сменой хозяев, живорождением, а также миграцией по организму.
5.Жизненные циклы Цепней обязательно включают стадии: яйцо-онкосфера-финна-взрослая особь, при этом обязательно смена скольки хозяев?
Ответ: Двух хозяев – промежуточного и окончательного.
6. Человек и плотоядные животные могут заразиться описторхозом употребляя в пищу плохо термически приготовленное мясо пресноводных рыб, укажите каких рыб опасно есть из бассейна реки Обь?
Ответ: рыб семейства карповые, в частности лещ, язь, плотва.
7. Лентецы отличаются от цепней тем, что их циклы развития идут с участием разного количества промежуточных хозяев. Скольких и кого в том числе?
Ответ: у цепней, как правило один промежуточный хозяин, а у лентецов два промежуточных хозяина, в том числе рачки и рыбы.
8. Иксодовые клещи являются переносчиками возбудителей таких опасных заболеваний, как……………., в связи с чем необходимо делать сезонные прививки.
Ответ: клещевой энцефалит.
9.Какие существуют виды оводов (представителей двукрылых) и чем они опасны для животных?
Ответ: оводы подкожный, желудочный и полостной. Большую часть жизненного цикла они проводят на стадии личинки в организме животных и вредят им.
10. Может ли человек заразиться фасциалёзом при употреблении поражённой печени животного?
Ответ: нет, для фасциолы человек в исключительных случаях может быть только окончательным хозяином.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Понятие паразитизма. Паразитология как наука. Ее разделы.
2. Происхождение паразитизма. Типы биотических отношений. Отличия паразитизма от других форм отношений.
3. Причины, движущие силы, направления эволюции паразитов и их хозяев.
4. Виды паразитов.
5. Классификация хозяев.
6. Взаимодействие паразитов и хозяев.
7. Экологическая концепция паразитизма.
8. Характеристика морфофизиологических адаптаций паразитов.
9. Характеристика биологических адаптаций паразитов.
10. Учение о природной очаговости заболеваний.
11. Адаптации простейших к паразитическому образу жизни. Классификация паразитических простейших.
12. Характеристика дизентерийной амебы: строение, жизнедеятельность, цикл развития, способы заражения, диагностика меры профилактики.
13. Характеристика кинетопластид: виды, строение, жизнедеятельность, цикл развития, способы заражения, диагностика, меры профилактики.
14. Характеристика паразитических инфузорий: виды, строение, жизнедеятельность, цикл развития, способы заражения, диагностика, меры профилактики.
15. Характеристика споровиков: представители, строение, жизнедеятельность, развитие, значение, диагностика, меры профилактики.
16. Особенности строения сосальщиков (разных поколений и личиночных форм) в связи с паразитическим образом жизни.
17. Характеристика сосальщиков, характерных для Алтайского края: особенности строения, циклы развития, способы размножения, меры профилактики.
18. Особенности строения марит и личиночных стадий цестод в связи с паразитическим образом жизни.
19. Отличия жизненных циклов цепней и лентецов.
20. Характеристика цепей, характерных для Алтайского края: особенности строения, жизненные циклы, меры профилактики.
21. Характеристика лентецов, характерных для Алтайского края: особенности строения, жизненные циклы, меры профилактики.
22. Паразитических нематод: виды, морфофизиологические особенности, циклы развития, значение, диагностика, меры профилактики.
23. Характеристика нематод, характерных для Алтайского края: особенности строения, жизненные циклы, меры профилактики.
24. Характеристика зудневых клещей: особенности строения, цикл развития, значение, меры профилактики.
25. Характеристика накожных клещей: особенности строения, цикл развития, значение, способы диагностики, меры профилактики.
26. Характеристика иксодовых клещей: особенности строения, цикл развития, значение, меры профилактики.
27. Характеристика железничных клещей: особенности строения, цикл развития, значение, меры профилактики.
28. Характеристика паразитических паразитических клопов: особенности строения, цикл развития, значение.
29. Характеристика блох, вшей, пухоедов: особенности строения, цикл развития, значение.
30. Характеристика кровососущих двукрылых (комаров, мошек, кровососок, слепней, мокрецов): особенности строения, развитие, значение.
31. Характеристика зоофильных мух (настоящих, мясных, серых мясных): строение, развитие, значение.
32. Характеристика оводов (подкожных, желудочных, носоглоточных).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Овчаренко Н. Д., Кучина Е.А. Паразитология: учебное пособие АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гинецинская И.А., Добровольский А.А. Частная паразитология. В 2-х томах. Т.1. Паразитические простейшие и плоские черви. Том 2. Паразитические черви, моллюски и членистоногие.: М.: Высш. шк., 1978
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Овчаренко Н.Д., Кучина Е.А., Кудряшова И.В., Черевко Л.С. Практикум по зоологии беспозвоночных : учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/1040/read.7book?sequence=1&isAllowed=y
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э3 Курс в Moodle "Паразитология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010
Microsoft Windows 7
Acrobat Reader
7-Zip
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
http://www.razym.ru/category/paraziti/
http://6years.net/?do=static&page=Infekcionnye_bolezni_Parazitologija&news_page=3
http://www.medbook.net.ru/21.shtml
http://entomology.ru/main_menu/shop/parasitology/2003_par.htm
http://biology.krc.karelia.ru/parazit/useful.html

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
423Л препараторская - помещение для хранения и профилактического обслуживания оборудования Рабочее место преподавателя; шкафы для хранения зоологического оборудовани – 5 единиц; лабораторные столы – 3 единицы; дночерпатели, сачки, энтомологические булавки, препаровальные иглы, пинцеты энтомологические, эксикаторы, одноразовые микротомные ножи для криотомии, лезвия для микротомов в кассетах, мешки спальные, палатки, бинокли, сети рыбацкие, лотки почкообразные.
405Л лаборатория беспозвоночных животных - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя – 2; лабораторные электрифицированные столы – 8 шт.; лабораторные столы – 1 шт.; доска меловая 1 шт.; раковина; шкафы для хранениятаблиц и коллекций беспозвоночных животных – 6 единиц; тумбочки – 3 единицы; телевизор JVC-290С, микромер окулярный винтовой, бинокуляры МБС-10, видеоокуляр DCM-310, микроскопы: Альтами 104, МБС-10, микромед, Микмед-1 вар. 1; коллекции беспозвоночных животных, микропрепараты по зоологии беспозвоночных и БИР

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Частная паразитология.
Дисциплина Частная паразитология включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Частная паразитология». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к экзамену.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума и продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.

В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.