МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Репродуктивная биология растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Корниевская Татьяна Валерьевна

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Галина Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Репродуктивная биология растений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева Марина Михайловна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представление о репродуктивной биологии растений как сложном, комплексном процессе, определяющим выживаемость вида и его экологическую пластичность в меняющихся условиях среды; заложить основу понимания современных проблем и методов репродуктивной биологии семенных растений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность по решению фундаментальных и прикладных задач биологической направленности
ПК-2.1 Знает теоретические основы планирования, организации и проведения научных исследований биологической направленности
ПК-2.2 Умеет формулировать цель и задачи научного исследования; осуществлять обработку и анализ научной информации
ПК-2.3 Владеет навыками выполнения научных исследований; оформления и представления результатов
ПК-3.01Способен планировать и проводить мероприятия по обеспечению благоприятной фитосанитарной обстановки в экосистемах и высокого качества посевного материала
ПК-3.01.1 Знает теоретические основы защиты растений, инвазионной диагностические признаки растений местной флоры
ПК-3.01.2 Умеет использовать методы определения качества семян, видовой принадлежности растений, вредителей и патогенов
ПК-3.01.3 Владеет навыками работы с семенами растений для определения их качества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы семенного размножения растений, методики планирования и проведения анализа качества семян, способы выведения семян из состояния покоя.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать на практике знания о семенном размножении растений в прикладных областях ботаники (интродукция,растениеводство, полеводство, селекция,семеноводство и т.д.).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.проводения экспериментальных работ по определению жизнеспособности семян и степени поражения семян фитопатогенами; владеть навыком рассчета потенциальной и реальной семенной продуктивности растений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в репродуктивную биологию растений
1.1. 1.1. Биологический смысл понятий «репродуктивная биология» и «биология размножения». Репродуктивная биология как наука. Связь репродуктивной биологии с отраслями науки и практики. Основные проблемы в области репродуктивной биологии растений. Лекции 6 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
1.2. 1.2. Основные способы размножения растений. Вегетативное, половое и бесполое размножение. Цикл воспроизведения и семенное размножение покрытосеменных. Лекции 6 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
1.3. Происхождение и биологическое значение семян. Сам. работа 6 10 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Строение цветка
2.1. 2.1. Андроцей. Понятие об андроцее. Строение тычинки. Формирование стенки пыльника. Микроспорогенез. Микрогаметогенез. Строение пыльцевых зерен. Эволюция мужского гаметофита. Лекции 6 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.2. 2.2. Гинецей. Понятие о гинецее. Семязачаток, его строение. Типы семязачатков. Плацентация. Мегаспорангий и мегаспорогенез. Классификация типов мегаспорангия. Мегагаметогенез. Типы развития зародышевых мешков. Эволюция женского гаметофита. Лекции 6 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.3. 2.3. Цитоэмбриологическое исследование микроспорогаметогенеза. Лабораторные 6 6 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.4. 2.4. Цветение и опыление. Цветение цветка, особи, популяции, фитоценоза. Способы и типы опыления. Связь способов и типов опыления и оплодотворения. Замена одних способов опыления другими. Классические и современные аспекты изучения цветения и опыления. Сам. работа 6 12 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
2.5. 2.5. Понятия «антэкология» и «биология цветка». Переоценка биологического значения энтомофильных признаков цветка. Изучение суточной ритмики цветения. Биологическая эффективность способов и типов опыления. Эмбриологический контроль эффективности опыления и формирования семян Сам. работа 6 10 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Оплодотворение и эмбриональные процессы
3.1. 3.1. Оплодотворение. Рост пыльцевых трубок в тканях пестика. Вхождение пыльцевых трубок в зародышевый мешок. О роли синергид в процессе оплодотворения. Двойное оплодотворение. Моно-, ди- и полиспермия. Поведение мужской плазмы в зародышевом мешке. Биологическое значение двойного оплодотворения. Нарушение нормального течения процессов опыления и оплодотворения. Лекции 6 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
3.2. 3.2. Эмбриональные процессы. Первое деление оплодотворенной яйцеклетки. Предзародыш. Расчлененные и нерасчлененные зародыши. Типы нормального развития и строения зародышей. Подвесок. Полиэмбриония и причины ее возникновения. Развитие зародыша. Слияние ядер при образовании эндосперма. Роль эндосперма. Первое деление первичного ядра эндосперма. Типы эндосперма. Эндоспермальные гаустории. Перисперм. Лабораторные 6 6 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Плодоношение и семенная продуктивность растений
4.1. 4.1. Семенная продуктивность и аспекты ее изучения. Некоторые вопросы методики определения семенной продуктивности. Факторы неполноценности семян. Лекции 6 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
4.2. Определение потенциальной и реальной семенной продуктивности. Определение коэффициента продуктивности. Лабораторные 6 6 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
4.3. 4.2. Использование абиотических и биотических агентов растениями при диссеминации. Семенное возобновление вида как биоценотический процесс. Пирамида семенного возобновления. Элементы семенного возобновления и контролирующие его факторы. Сам. работа 6 20 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. Биология покоя и прорастания семян
5.1. 5.1. Понятие о покое семян. Типы покоя семян. Лекции 6 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
5.2. 5.2. Жизнеспособность семян. Методики определения качества семян. Сам. работа 6 14 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
5.3. 5.3. Выведение семян из состояния покоя. Определение лабораторной всхожести и степени поражения семян фитопатогенами Лабораторные 6 6 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1
Раздел 6. Зачет

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-2: Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность по решению фундаментальных и прикладных задач биологической направленности

Тестовые задания

1. Каким способом невозможно преодолеть экзогенный покой семян, вызванный твердостью семенной кожуры?
а. стратификация
б. протирание наждачной бумагой
в. выдерживание в кислоте
г. протирание в песке

2. Способ преодоления эндогенного покоя, связанного с недоразвитием зародыша
а. стратификация
б. протирание наждачной бумагой
в. выдерживание в кислоте
г. протирание в песке

3. Признаком жизнеспособности семени при проращивании является
а. набухание
б. твердость семенной оболочки
в. наличие пузырьков газа или капель жидкости на поверхности семени
г. наличие на поверхности семян плесневых грибов

4. Что такое скарификация семян?
а. частичное нарушение целостности твёрдой водонепроницаемой оболочки семян с целью облегчения их набухания и прорастания и увеличения процента всхожести;
б. это процесс, при котором семена подвергаются одновременно влиянию холода и влажности;
в. перенос пыльцы цветка с тычинок на рыльце пестика или на семяпочку, где происходит оплодотворение;
г. нарушение целостности зародыша для облегчения прорастания.

5. Особенности репродуктивной биологии растений, отличающих их от животных, связаны
а. с неподвижностью растений;
б. с особенностями климата;
в. с межвидовой конкуренцией;
г. с уменьшением числа опылителей.

Задания открытого типа

1. Какие условия являются решающими для прорастания семян?
2. Какими способами проводят оценку лабораторной всхожести семян?
3. Процентом проросших семян за определенный срок, установленный для растения, называют…
4. Перечислите основные методы преодоления покоя семян.
5. Дайте определение фертильности пыльцевых зерен.
6. Количество (выраженное в процентах) нормально проросших семян за определенный период времени – это …
7. Количество семян (как правило, массу) на единицу площади называют…
8. Вынужденный покой семян наступает, если …
9. Метод рентгенографии используют для исследования одного из показателей качества семян. Какого?
10. Почему показатель 1000 семян важен для определения качества семян?

ПК-3.01: Способен планировать и проводить мероприятия по обеспечению благоприятной фитосанитарной обстановки в экосистемах и высокого качества посевного материала

Тестовые задания

1. Отношение массы чистых семян к первоначальной массе навески, взятой для анализа и выраженной в процентах называют …
а. чистота семян;
б. всхожесть;
в. масса 1000 семян;
г. масса 5000 семян.

2. Содержание влаги в семенах, выраженное в процентах к массе исходной навески называют…
а. влажность семян;
б. чистота семян;
в. всхожесть;
г. масса 1000 семян.

3. Совокупность физических свойств семян, характеризующих степень их пригодности для посева – это …
а. посевные качества семян
б. лабораторная всхожесть
в. чистота семян
г. масса 1000 семян

4.Совокупность признаков и свойств, характеризующих принадлежность семян к определенному сорту – это …
а. посевные качества семян
б. лабораторная всхожесть
в. чистота семян
г. сортовые качества семян

5.Соответствие семян заявленной культуре и сорту ¬ это…
а. посевные качества семян
б. лабораторная всхожесть
в. подлинность семян
г. сортовые качества семян

6. Продолжительность периода, в течение которого они сохраняют способность к прорастанию со времени созревания их на материнском растении – это …
а. долговечность семян
б. лабораторная всхожесть
в. подлинность семян
г. сортовые качества семян

7. Как соотносятся полевая всхожесть и лабораторная?
а. лабораторная всхожесть всегда больше полевой
б. лабораторная всхожесть часто равна полевой
в. полевая всхожесть всегда больше лабораторной
г. лабораторная всхожесть редко равна полевой

8. Одна из структурных единиц воспроизведения, размножения и расселения, которая содержит зачаток нового растения (зародыш) и специализированную запасающую ткань (эндосперм, перисперм), заключенные в защитные покровы
а. семя
б. почка
в. семяпочка
г. нуцеллус

Задания открытого типа

1. Чем меньше различий между энергией̆ прорастания и всхожестью, тем выше …
2. Как соотносится норма высева семян и их посевная годность?
3. Перечислите показатели, которые используются для оценки качества семян.
4. Какие семена называют элитными?
5. … семенной продуктивностью называют максимально возможное количество семян, которое способно производить растение, популяция или фитоценоз за определенный промежуток времени при условии, что все заложенные в цветках семязачатки смогут сформировать зрелые семена
6. … семенная продуктивность – это число семян, образовавшихся на особь или генеративный побег.
7. Какова роль покоя семян?
8. В чем выражается покой семян?
9. Назовите критерий качества семян, который исследуется путем проращивания семян на увлажненной фильтровальной бумаге, песке или методом рулонов
10. Каким документом регулируется порядок проведения оценки качества семян?
11. Какова роль предпосевной обработки семян?
12. Процесс сортировки семян называют…
13. Активное воздействие на семена с целью вывода их из состояния покоя, стимулирования энергии их прорастания, всхожести, защиты всходов от болезней и вредителей, ускорения их роста и формирования сеянцев – это…
14. Снегование и прогревание способы провести … семян с целью выведения их из состояния эндогенного покоя
15. Совокупность изменений в плодах, в результате которых семена становятся полноценными диаспорами, а околоплодник становится способным выполнять функции по защите и распространению семян – это…
16. Люминесцентный метод, основанный на свечении срезов семян под воздействием ультрафиолетовых лучей, где живые и мертвые ткани семени светятся различно, применяют для оценки …
17. Метод предпосевной обработки семян, когда семена предварительно вымачивают в концентрированной кислоте, называется …
18. Отношение показателей реальной семенной продуктивности к потенциальной семенной продуктивности, выраженное в процентах, называется …
19. Используют ли фитогормоны для выведения семян из состояния покоя?
20. Под диссеминацией семян понимают…
21. В расчетную формулу нормы высева семян входят чистота семян, лабораторная всхожесть и …
22. … партией считают такую, семена которой были собраны с произрастающих в одинаковых условиях насаждений, одновременно, одним способом, одинаково перерабатывались и имеют одинаковые внешние признаки
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Семенное возобновление и факторы, его контролирующие.
2. Цветок как морфологически и физиологически специализированный побег, система органов размножения.
3. Структура и функции зародыша покрытосеменных растений. Основные типы формирования зародыша.
4. Андроцей. Классификация типов андроцея.
5. Оплодотворение. Фазы и этапы процесса оплодотворения.
6. Поведение основных элементов в процессе двойного оплодотворения.
7. Тычинка как микроспорофилл. Пыльник.
8. Структура и функции эндосперма покрытосеменных растений. Характеристика основных типов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Суть понятий «биология размножения» и «репродуктивная биология».
2. Связь репродуктивной биологии растений с отраслями науки и практики.
3. Основные способы размножения растений.
4. Классификация способов естественного вегетативного размножения.
5. Эмбриоидогения, как новый высокоспециализированный способ вегетативного размножения.
6. Биологическое и эволюционное значение вегетативного размножения.
7. Роль полового размножения в растительном мире. Половые типы цветков.
8. Половые формы растений.
9. Биологическое значение полового полиморфизма у растений.
10. Амфимиксис и апомиксис. Эволюционное значение апомиксиса.
11. Классификация апомиксиса. Современные аспекты изучения апомиксиса.
12. Влияние внутренних факторов на переход растений в генеративное состояние.
13. Влияние внешних факторов на переход растений в генеративное состояние.
14. Понятие о цветке. Основные части цветка.
15. Происхождение цветка.
16. Визуальные критерии начала и конца цветения. Цветение цветка, особи, популяции, фитоценоза.
17. Способы и типы опыления. Связь их между собой и с типами оплодотворения. Замена одних способов опыления другими.
18. Понятия «спелые семена», «зрелые семена», «плодоношение», «диссеминация».
19. Визуальные критерии начала и окончания плодоношения. Плодоношение цветка, особи, популяции. Эффект положения и эффект обилия.
20. Понятия «потенциальная» и «реальная семенная продуктивность», «коэффициент продуктивности», «завязываемость плодов», «урожай семян».
21. Репродуктивное усилие и репродуктивный успех.
22. Факторы неполноценности семян.
23. Вынужденный и органический покой семян.
24. Классификация типов органического покоя.
25. Эндогенный, экзогенный покой и комбинированный покой семян.
26. Неоднородность семян. Признаки неоднородности семян и факторы, их обуславливающие.
27. Типы и формы неоднородности семян.
28. Гетерокарпия и ее типы. Аспекты изучения гетерокарпии.
29. Диссеминация. Агенты диссеминации.
30. Роль диссеминации в жизни популяции и вида.
31. Семенное возобновление и факторы, его контролирующие.
32. Цветок как морфологически и физиологически специализированный побег, система органов размножения.
33. Структура и функции зародыша покрытосеменных растений. Основные типы формирования зародыша.
34. Андроцей. Классификация типов андроцея.
35. Оплодотворение. Фазы и этапы процесса оплодотворения.
36. Поведение основных элементов в процессе двойного оплодотворения. Типы кариогамии.
37. Тычинка как микроспорофилл. Пыльник.
38. Структура и функции эндосперма покрытосеменных растений. Характеристика основных типов.
39. Типы формирования стенки пыльника.
40. Уклоняющиеся способы размножения. Полиэмбриония.
41. Характеристика структуры и функции слоев стенки пыльника.
42. Уклоняющиеся способы размножения. Апомиксис.
43. Микроспорогенез.
44. Гинецей. Плодолистик как мегаспорофилл, его структура и функции. Основные способы плацентации покрытосеменных растений.
45. Основные этапы формирования микроспор.
46. Семязачаток покрытосеменных растений. Происхождение и основные морфологические типы.
47. Способы формирования микроспор. Типы тетрад.
48. Характеристика структуры и функции морфологических элементов семязачатка.
49. Пыльцевое зерно.
50. Женский гаметофит покрытосеменных растений. Последовательные стадии формирования на примере нормального типа развития зародышевого мешка.
51. Процесс формирования и структура оболочки пыльцевого зерна.
52. Типы женского археспория.
53. Формирование мужского гаметофита.
54. Классификация типов зародышевых мешков. Ее принципы и основные типы.
55. Формирование мужских гамет.
56. Характеристика структуры и функционирования элементов зрелого зародышевого мешка «Polygonum» типа.
57. Прорастание пыльцевого зерна на рыльце. Пыльцевая трубка.
58. Типы мегаспорогенеза и характеристика основных его этапов.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Яковлев Б.П., Челомбитько В.А., Дорофеев В.И. Ботаника: Учебник СПб.:СпецЛит., 2001
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Библиотека флора и фауна herba.msu.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э5 Курс ЭИОС portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Power point, MS Word
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "АлтГУ" http://elibrary.asu.ru/
"Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
ЭБС "Юрайт" http://www.biblio-online.ru/
ЭБС "Консультант студента" http://www.studentlibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
301Л лаборатория агробиологии и агроэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 8 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитная маркерная – 1 шт.; компьютерные столы – 3 шт., компьютер Aquarius Pro P30 S46 - 1 шт.; моноблок RAMEC Gale Custom G1610 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 - 3 шт.; мини-лаборатория "Экотест-120-ИП(16)" в кейсе - 1 шт.; портативная система для измерения газообмена в образцах растений GFS-3000 Walz - 1 шт., рН-метр полевой с длинным щупом - 1 шт.; спектрофотометр ПЭ-5 400 УФ - 1 шт.; центрифуга ЦЛМН-Р 10-01 - 1 шт.; электронный регистрирующий почвенный пенетрометр Eijelkamp P1.52 в комплекте -1 шт.; ноутбук полностью защищенный трансформируемый Panassonic Toughobook CF-19 - 1 шт.; флуориметр универсальный переносной Walz Junior-PAM - 1шт.; аквадистиллятор Адэа- С3СМО - 1 шт.; весы аналитические CY-224C - 1 шт.; весы электронные Acom JW-1-300 - 1 шт.; влагомер зерна PM-650 - 1 шт.; комплект приборов PNT3000 Combi и pH3000 (10700) - 1 шт.; шкаф для хранения лабораторной посуды и оборудования – 3 шт., стол лабораторный 3 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Репродуктивная биология растений». Дисциплина «Репродуктивная биология растений» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания об изучаемом предмете. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, гербарием, коллекцией семян. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.