МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фитопатология и защита растений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с-х.н., проф., Стецов Г.Я.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Фитопатология и защита растений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 28.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 28.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов практические навыки в области фитопатологии, показать связь науки с сельскохозяйственным производством и другими отраслями народного хозяйства, научить критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3.01Способен планировать и проводить мероприятия по обеспечению благоприятной фитосанитарной обстановки в экосистемах и высокого качества посевного материала
ПК-3.01.1 Знает теоретические основы защиты растений, инвазионной диагностические признаки растений местной флоры
ПК-3.01.2 Умеет использовать методы определения качества семян, видовой принадлежности растений, вредителей и патогенов
ПК-3.01.3 Владеет навыками работы с семенами растений для определения их качества
ПК-4.01Способен проводить обследование по выявлению сорняков, в том числе карантинных и инвазионных видов вредителей и болезней сельскохозяйственных культур
ПК-4.01.1 Знает особенности местной флоры и растительности, теоретические основы фитосанитарного
ПК-4.01.2 Умеет использовать методы фитосанитарного мониторинга для оценки экосистем, в том числе агроценозов
ПК-4.01.3 Владеет навыками работы по обследованию сельскохозяйственных угодий в рамках фитосанитарного мониторинга
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия, вопросы и проблемы фитопатологии и защиты растений;
средствах и методах защиты растений;

3.2.Уметь:
3.2.1.провести идентификацию болезней с помощью определителя;
разработать рабочий план проведения защитных мероприятий в конкретных условиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы с определителями болезней, основными видами источников по изучаемой проблеме;
самостоятельной постановки этапов исследования в области фитопатологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Задачи фитопатологии в условиях интенсификации и специализации с/х производства
1.1. Предмет и задачи фитопатологии. Краткая история развития фитопатологии. Задачи фитопатологии в условиях интенсификации и специализации с/х производства Лекции 6 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Экологические ниши и их значение в защите растений Лабораторные 6 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Стратегии и тактики жизнедеятельности фитопатогенов Сам. работа 6 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Болезни растений, их классификация. Методы изучения
2.1. Понятие о болезнях растений, их сущность и вредоносность. Принципы и системы классификации болезней растений. Понятие о симбиозе и его виды. Понятие о паразитизме. Формы паразитизма Лекции 6 3 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Модель эпифитотического процесса и особенности его проявления. Экологическая классификация болезней растений Лабораторные 6 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Модель эпифитотического процесса и особенности его проявления. Экологическая классификация болезней растений Сам. работа 6 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Вирусы, вироиды, фитоплазмы как возбудители болезней растений
3.1. Общая характеристика вирусных болезней растений. Пути распространения вирусов в природе и методы оздоровления растений от них Лекции 6 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Иммунитет растений и его использование в защите растений Лабораторные 6 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1
3.3. Вирус закукливания. Диагностика и защитные мероприятия Сам. работа 6 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Бактериальные болезни. Нематодозы растений
4.1. Типы поражения растений бактериозами. Свойства фитопатогенных бактерий. Источники заражения, пути распространения фитопатогенных бактерий. Лекции 6 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Методы определения пораженности растений бактериозом Лабораторные 6 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1
4.3. Бактериальные болезни зерновых культур, овощей и картофеля Сам. работа 6 6 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Грибные болезни растений
5.1. Общие сведения о грибах - возбудителях болезней растений. Болезни отдельных культур Лекции 6 3 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Методы определения пораженности растений различными грибными болезнями Лабораторные 6 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Этиология грибных инфекций зерновых культур Сам. работа 6 10 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Неинфекционные болезни растений. Сопряженные болезни
6.1. Неинфекционные болезни растений. Болезни растений, вызываемые недостатком питательных веществ в почве, недостатком и избытком воды в почве. Лекции 6 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Болезни растений, вызываемые действием высоких температур, избытком и недостатком света, химическими и механическими воздействиями Лабораторные 6 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1
6.3. Пути и механизмы защиты растений от неинфекционных заболеваний Сам. работа 6 10 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Экологические ниши и их значение в защите растений
7.1. Экологические ниши вредных организмов в агроэкосистемах, сукцессия и дифференциация экологических ниш в агроэкосистемах Лекции 6 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1
7.2. Экологическая классификация вредных организмов Лабораторные 6 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.3. Экологические ниши отдельных видовых популяций Сам. работа 6 10 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Защита растений в современных условиях
8.1. Понятие об эпифитотиях и прогноз инфекционных болезней Лекции 6 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Выбор фунгицида и регламенты работы с ним Лабораторные 6 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.3. Список пестицидов и агрохимикатов, принцип формирования и практическое применение Сам. работа 6 10 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Методы борьбы с вредными организмами: агротехнические, химические, биотехнические, биологические и карантин
9.1. Методы защиты с/х культур от болезней. Агротехнический метод. Биологический метод. Физический метод. Химический метод. Карантин Лекции 6 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
9.2. Принципы оптимизации фитосанитарного состояния агроэкосистем Лабораторные 6 6 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1
9.3. Современное законодательство о защите растений. Определение экономической эффективности защитных мероприятий Сам. работа 6 10 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-4.01.1, ПК-4.01.2, ПК-4.01.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-3.01: Способен планировать и проводить мероприятия по обеспечению благоприятной фитосанитарной обстановки в экосистемах и высокого качества посевного материала

Тестовые задания
1) Фитопатология:
1. Наука о болезнях растений;
2. Наука о болезнях животных;
3. Наука о болезнях водорослей;
4. Наука о болезнях лишайников
2) Частичная или специальная Фитопатология:
1. Сельскохозяйственная, лесная фитопатология, которая исследует болезни культур;
2. Прогноз сроков интенсивности развития болезней;
3. Учение о сроках заражения болезнями;
4. Прогноз сроков заражений болезней, интенсивности их распространения
3) Общий признак инфекционных болезней: 1. Способность поражать многолетние растения;
2. Ненормальное строение и окраска растений;
3. Способность их передаваться от одного растения к другому;
4. Способность поражать небольшие участки или отдельные органы
4) Классификация инфекционных болезней:
1. Микозы;
2. Бактериозы;
3. Микоплазмозы;
4. Все ответы правильные
5) Симптомы вирусных болезней растений:
1. Задержка роста;
2. Деформация органов;
3. Некрозы;
4. Все ответы правильные
6) Головня хлебных злаков:
1. Зараженное растение не формирует зерно;
2. Зараженное растение формирует вместо зерна споровую массу паразита;
3. Зараженное растение формирует вместо зерна рожки фиолетового цвета;
4. Зараженное растение формирует вместо зерна рожки голубого цвета
7) Особо опасные болезни растений картофеля:
1. Фитофтороз;
2. Черная ножка;
3. Ризоктониоз;
4. Все ответы верны
8) Актиномицеты: 1. Эукариоты, сочетающие некоторые признаки растений;
2. Эукариоты, сочетающие некоторые признаки животных;
3. Бактерии, формирующие лучистый мицелий;
4. Низкомолекулярная одноцепочная РНК

Задания открытого типа

1) Учение о причинах болезней растений __________.
2) Учение об устойчивости растений к болезням ____________.
3) Вредные для растения вещества, синтезируемые фитопатогенами __________.
4) Субмикроскопические возбудители болезней размножаются только в живых клетках ________.
5) Массовые заболевания растений ________.
6) Основоположником российской фитопатологии считают российского ученого _________.
7) Учение о системе мероприятий, направленных на защиту растительных ресурсов страны от привнесения с территорий других государств опасных (карантинных) возбудителей болезней растений _________.
8) По причинам возникновения (этиологии) болезни можно разделить на 2 группы: _______.
9) Источником возбудителя инфекции считается _______.
10) Верно ли определение: «Патологический процесс – это все изменения внутренних тканей и клеток растений под влиянием возбудителей болезней и условий окружающей среды, сопровождающиеся нарушением их физиологических функций.» ________.
11) Верно ли определение: «Восприимчивость – неспособность растения противостоять заражению и распространению патогена в его тканях.» _________.
12) ________ фитопатология исследует биологию возбудителей болезни, причины и условия возникновения, закономерности развития и распространения заболеваний, их массовых вспышек (эпифитотий), разрабатывает методы кратковременного и долгосрочного прогнозов развития болезней, а также защиты растений.
13) ________ проявление болезни, характеризующееся пониклостью листьев, ветвей и других органов в результате потери тургора клеток и тканей.
14) ________ обнаруживается на поверхности пораженных органов и представляет собой мицелий и спороношение гриба. На пораженных органах растений (пшеницы, овса, клевера, гороха, свеклы и других культур) появляется белый или слегка рыжеватый.
15) Верно ли определение: «Инфекционные болезни возникают в результате воздействия на растения неблагоприятных факторов внешней среды: температуры, влажности воздуха или почвы, недостатка или избытка питательных веществ и т.д.»
16) Группа болезней, вызываемых патогенными микроорганизмами __________.
17) Верно ли определение: «Патогенностью называют способность микроорганизма вызывать заболевание растений».
18) Верно ли определение: «Агрессивность – качественный признак патогенности, определяющий способность фитопатогена вызывать заболевание определенного вида или сорта растения-хозяина.
19) Ржавчина пшеницы, головня злаков, мучнистая роса, фитофтороз – заболевания вызванные _________.
20) Учение о внешних признаках болезней растений - _______.
21) Отмирание отдельных клеток или участков ткани под воздействием токсинов патогена ________.
22) Общее посветление или пожелтение листьев _________.

ПК-4.01: Способен проводить обследование по выявлению сорняков, в том числе карантинных и инвазионных видов вредителей и болезней сельскохозяйственных культур

Тестовые задания
1) Мониторинг карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации представляет собой систему:
а) Наблюдения;
б) Анализа;
в) Оценки и прогноза;
г) Все ответы верны
2) Прогрессивные методы фитосанитарного мониторинга вредных организмов на территории РФ:
а) Разработка методов экспресс диагностики возбудителей болезней и вредителей на основе ДНК-технологий;
б) Создание цифровых технологий наземного и дистанционного зондирования агроэкосистем;
в) Прогноз появления и распространения особо опасных и инвазионных вредных организмов на территории РФ;
г) Все ответы верны
3) Система обработки почвы под определенную сельскохозяйственную культуру – это метод защиты:
а) Агротехнический;
б) Хозяйственный;
в) Сельский;
г) Карантинный
4) Класс пестицидов направленный на борьбу с сорными растениями называется:
а) нематоцид;
б) бактерицид;
в) гербицид;
г) инсектицид
5) Пестицид – бактерицид, направлен на борьбу с объектом:
а) Грибы;
б) Бактерии;
в) Клещи;
г) Насекомые

Задания открытого типа

1) Фитосанитарный контроль на таможенных участках – это ________ метод защиты.
2) Система регулярных длительных наблюдений состояния окружающей среды во времени и в пространстве, позволяющая оценить её прошлое, настоящее и будущее - ________.
3) Верно ли суждение: «Под фитосанитарным мониторингом агроэкосистем следует понимать систему наблюдений и оценку фитосанитарного состояния с целью разработки системы мероприятий по его оптимизации». ¬¬¬¬¬__________.
4) _________ метод заключается в использовании пестицидов и фунгицидов.
5) Верно ли суждение: «В Российской Федерации функционирует специальная служба прогноза появления и развития вредителей и болезней сельскохозяйственных растений».
6) оценка посевного и посадочного материала на уровень потенциальной инфекционности оценивают в ходе ... экспертизы.
7) О каком агротехническом приёме идет речь? Универсальный агротехнический прием защиты от большинства грибных и бактериальных заболеваний. Чередование культур предотвращает накопление патогенов, особенно таких, которые сохраняются с растительными остатками или свободно в почве. При планировании очередности выращивания культур в первую очередь учитывают такие биологические особенности возбудителей болезней, как длительность сохранения патогенов в почве и филогенетическая специализация.
8) … – химические вещества для борьбы с грибковыми болезнями растений.
9) Задача … – предотвратить перенос фитопатогенов на те территории, где они отсутствуют.
10) … – это нарушение нормального строения и обмена веществ клеток, органов и целого растения под воздействием фитопатогенов, неблагоприятных условий внешней среды, механических повреждений и др.
11) Химические препараты, предназначенные для уничтожения насекомых.
12) Химические вещества, применяемые для уничтожения растений
13) Метод предпосевной обработки семян по обезвреживанию большинства возбудителей заболеваний (грибковых и инфекционных), вредителей, которые распространяются через посевное зерно и почву.
14) Антибиотики применяют в борьбе с … заболеваниями растений
15) Под … растений к инфекционным заболеваниям понимают явление полной невосприимчивости к инфекционным болезням при наличии жизнеспособного возбудителя и условий, необходимых для заражения.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Какими путями формируются сообщества вредных организмов в агроэкосистемах?
2. Что такое «экологическая ниша» применительно к разным группам вредных организмов?
3. Чем различаются экологические ниши в агро- и естественных экосистемах?
4. Какие существуют основные и дополнительные ниши у возбудителей почвенных, воздушно-капельных, семенных и трансмиссивных инфекций?
5. Чем характеризуются трофические связи популяций биологических видов в сообществах экосистем?
6. Какие существуют типы отношений между популяциями в экосистемах?
7. Что такое «ёмкость среды»? Как численность популяции зависит от ёмкости среды?
8. На каких критериях основана экологическая классификация вредных организмов?
9. Что такое экологические эквиваленты? Привести примеры.
10. Какие критерии положены в основу деления на подгруппы в экологической классификации вредных организмов?
11. Каких типичных представителей каждой из подгрупп классификации Вы можете назвать?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Системы управления, значимые в фитосанитарии.
2. Экологическая классификация вредных организмов.
3. Использование средообразующей роли фитосанитарных культур.
4. Функциональная модель эпифитотического процесса.
5. Значение гумуса в оздоровлении почв.
6. Эффективность органических удобрений в оздоровлении почв.
7. Влияние минеральных удобрений на фитосанитарное состояние почвы.
8. Принципы дополнительности при разработке фитосанитарных систем и технологий.
9. Какие существуют методы защиты растений?
10. Дайте характеристику биологического и химического методов защиты растений.
11. Дайте характеристику механического и физического методов защиты растений.
12. Фитосанитарная оптимизация агроэкосистем при почвозащитной обработке почвы.
13. Фитосанитарная оптимизация агроэкосистем при традиционной обработке почвы.
14. Определение фитосанитарного неблагополучия агроэкосистем.
15. Пороги вредоносности вредных организмов при передаче их через почву.
16. Методы определения фитосанитарного состояния почв.
17. Фитосанитарные регламенты для семян.
18. Опишите методику определения зараженности семян возбудителями пыльной головни.
19. Опишите методику определения зараженности семян возбудителями твердой головни.
20. Опишите методику определения численности склероциев возбудителя спорыньи в партиях семян и методы определения содержания сорной и других примесей в зерне.
21. Опишите методику фитоэкспертизы семян методом рулонов и методом влажных камер.
22. Опишите методику определения зараженности семян возбудителем септориоза.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. Т. Дьяков, С. Н. Еланский Общая фитопатология: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9C8B1173-01C3-4CE1-B475-EC5A775951E6
Л1.2 Дьяков Ю.Т., Еланский С.Н. ОБЩАЯ ФИТОПАТОЛОГИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чулкина В.А., Торопова Е.Ю., Чулкин Ю.И., Стецов Г.Я. Агротехнический метод защиты растений.: Учебное пособие ИВЦ "Маркетинг", 2000 6
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии archive.org
Э2 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э3 Электронная библиотека (раздел – биология, доступ к большинству позиций свободный) openlibrary.org
Э4 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2003-2007; MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, Adobe Reader, Microsoft Windows, 7-Zip
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии: https://archive.org/about/
Библиотека (цифровая) по различным областям биологии (статьи и др.). http://bcn.uprrp.edu/Lista/ListaB.html
Цифровая библиотека – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии: http://www.digitalbookindex.org/index.cgi
Электронная библиотека (раздел – биология, доступ к большинству позиций свободный): https://openlibrary.org/
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/defaultx.asp

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Фитопатология и защита растений».
Дисциплина «Фитопатология и защита растений» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Фитопатология и защита растений». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.