МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Возрастная физиология и педагогическая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6, 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 18,5 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 40 40
Практические 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 72 72 36 36 108 108
Итого 108 108 72 72 180 180

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.;ст. препод., Куцева Е.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Филатова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Возрастная физиология и педагогическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 24.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление об основных биологических закономерностях развития организма детей и подростков; научить выделить знания об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков; научить использовать знания морфофункциональных особенностей организма детей и подростков при организации учебно-воспитательной работы и анализе педагогических процессов и явлений; обучить навыкам методов оценки физического и психического уровня развития ребенка.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
ОПК-2 Способен применять принципы структурно-функциональной организации, использовать физиологические, цитологические, биохимические, биофизические методы анализа для оценки и коррекции состояния живых объектов и мониторинга среды их обитания;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные психологические закономерности развития организма детей и подростков;
- педагогические принципы преподавания биологических дисциплин;
- периоды психологического развития человека и их особенности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять на практике основные психологические закономерности развития организма детей и подростков;
- применять на практике педагогичекские принципы преподавания биологических дисциплин;
- применять на практике знание периодов психологического развития человека и их особенности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами оценки физиологических и психологических показателей ребенка на разных возрастных периодах;
- методами преподавания биологических дисциплин с учетом возрастных периодов детей;
- методологией преподавания биологии с учетом основ психологии развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и содержание "Возрастной физиологии". Онтогенез как жизненный цикл индивида
1.1. Предмет и содержание возрастной физиологии. Предмет гигиены детей и подростков, ее роль и значение в организации учебного процесса в целом и преподавании биологии в частности. Лекции 6 2 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
1.2. Общие закономерности роста и развития Сам. работа 6 7 УК-3 Л2.2, Л1.3
Раздел 2. Возрастная физиология систем регуляции
2.1. Особенности ЦНС в онтогенезе. Лекции 6 2 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
2.2. Возрастная физиология нервной и эндокринной системы Практические 6 2 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
2.3. Возрастные особенности вегетативной нервной системы.Эндокринная система в онтогенезе. Сам. работа 6 8 УК-3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
Раздел 3. Взаимоотношение организма с окружающей средой у детей и подростков
3.1. Сенсорные системы, их развитие. Лекции 6 2 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
3.2. Возрастная физиология анализаторов и ВНД Практические 6 2 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
3.3. Сон. Нейрофизиологические основы внимания и памяти. Физиология речи и речеобразования. Системная организация деятельности мозга. Сам. работа 6 8 ОПК-2, УК-3 Л2.4, Л2.2, Л1.3
Раздел 4. Психическое развитие и формирование личности в разные возрастные периоды
4.1. Закономерности возрастного развития личности. Лекции 6 2 ОПК-2, УК-3 Л2.4, Л2.2, Л1.3
4.2. Психическое развитие и формирование личности в разные возрастные периоды Практические 6 2 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
4.3. Характеристика психической деятельности в разные возрастные периоды. Оценка психического развития ребенка Сам. работа 6 8 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л1.3
Раздел 5. Морфофизиологические особенности систем крови и кровообращения
5.1. Особенности систем крови и кровообращения в онтогенезе. Возрастные изменения иммунитета. Лекции 6 2 УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
5.2. Морфофизиологические особенности систем крови и кровообращения Практические 6 2 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
5.3. Проблема сердечно-сосудистых заболеваний. Роль школы в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.Морфофизиологические особенности системы крови. Сам. работа 6 8 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 6. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания и выделения у детей и подростков
6.1. Особенности выделительной и респираторной систем в онтогенезе. Лекции 6 2 УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
6.2. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания и выделения у детей и подростков Практические 6 2 ОПК-2, УК-3 Л2.2, Л1.3
6.3. Ночное недержание мочи (энурез). Анатомо-физиологические особенности органов дыхания и выделения у детей и подростков Сам. работа 6 8 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 7. Физиология органов пищеварения и гигиена питания Физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата.
7.1. Возрастные особенности пищеварения и гигиены питания. Лекции 6 4 УК-3
7.2. Физиология органов пищеварения и гигиена питания Физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата. Практические 6 2 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
7.3. Особенности опорно-двигательного аппарата в онтогенезе. Нарушение осанки, профилактика. Гигиенические требования к оборудованию, школьным зданиям, классам, учебным кабинетам, мастерским. Возрастные особенности органов пищеварения. Сам. работа 6 8 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 8. Состояние здоровья детей и подростков и факторы, его формирующие
8.1. Состояние здоровья детей и подростков и факторы, его формирующие Лекции 6 2 УК-3
8.2. Понятие, критерии, группы здоровья. Структура заболеваемости детей и подростков. Хронические заболевания у школьников. Сам. работа 6 8 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
8.3. Влияние состояния здоровья школьников на работоспособность, успеваемость, поведение. Индивидуализация обучения школьников, страдающих хроническими заболеваниями. Практические 6 2 ОПК-2, УК-3 Л2.2, Л1.3
Раздел 9. Основы школьной гигиены
9.1. Основы школьной гигиены Лекции 6 2 УК-3
9.2. Домашний режим школьника, его значение и физиологические основы. Гигиенические требования к приготовлению домашних заданий. Сам. работа 6 6 ОПК-2, УК-3 Л2.2, Л1.3
9.3. Гигиенические требования к расписанию уроков, перемен, внеклассных и внешкольных занятий. Практические 6 2 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 10. Гигиеническое воспитание и образование
10.1. Гигиеническое воспитание и образование. Влияние никотина, алкоголя, наркотических и токсических веществ на организм детей и подростков. Гигиена половой жизни. Профилактика венерических заболеваний. Сам. работа 6 3 ОПК-2, УК-3 Л1.1, Л2.2, Л1.3
Раздел 11. Педагогическая психология: становление и современное состояние
11.1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии. История становления и связь с другими науками. Лекции 7 2 УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.3, Л1.4
11.2. Система проблемного обучения В. Оконь, М.И. Махмутова. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Экспериментальная система Л.В. Занкова. Практические 7 2 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4
11.3. Вклад Яна Амоса Коменского (1592-1670), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Иоганна Песталоцци (1746-1827), Иоганна Гербарта (1776-1841), Адольфа Дистервега (1790-1866), К.Д. Ушинского (1824-1870), П.Ф. Каптерева (1849-1922). Суггестология Г.К. Лозанова. Метод активизации резервных возможностей личности Г.А. Китайгородской. Сам. работа 7 4 ОПК-2, УК-3 Л2.7, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л1.4
Раздел 12. Педагоги и обучающиеся как субъекты образовательного процесса
12.1. Педагог и обучающийся как субъект учебной деятельности. Лекции 7 4 ОПК-2, УК-3 Л2.7, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л1.4
12.2. Предпосылки (задатки) деятельности педагога. Способности, мотивация и личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Соответствие человека педагогической деятельности. Практические 7 2 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4
12.3. Особенности субьекта учебной деятельности разного возраста. Сам. работа 7 6 ОПК-2, УК-3 Л2.7, Л1.2, Л2.3, Л2.6, Л1.4
Раздел 13. Понятие и структура учебной деятельности, проблема формирования учебной мотивации
13.1. Основные характеристики учебной деятельности. Влияние уровней биологической зрелости организма на обучение. Теории П.Я. Гальперина и В.В. Давыдова. Лекции 7 4 УК-3 Л2.7, Л1.2, Л2.3, Л1.4
13.2. Учебная задача в структуре учебной деятельности. Учебные действия и операции. Усвоение.Самостоятельная работа. Практические 7 2 ОПК-2, УК-3 Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4
13.3. Мотивация — первый компонент структуры учебной деятельности. Интерес в мотивационной сфере. Устойчивость учебной мотивации Сам. работа 7 6 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л1.4
Раздел 14. Обучение и развитие
14.1. Три точки зрения на соотношение обучения и развития. Лекции 7 2 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.5, Л2.7, Л1.2, Л1.4
14.2. Мышление как способность ребенка к конкретизации и обобщению. Особенности эмпирического мышления. Специфика теоретического мышления. Сам. работа 7 4 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.5, Л2.7, Л1.2, Л1.4
Раздел 15. Психологическая сущность современных форм и моделей обучения
15.1. Психологическая сущность современных форм и моделей обучения Лекции 7 2 УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.3, Л1.4
15.2. Понятие об организационных формах обучения. Урок как основная форма организации обучения. Практические 7 2 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4
15.3. Проблемное, програмированное обучение. Интерактивное обучение. Формула «Обучаясь, обучаю». Интерактивные формы обучения. Сам. работа 7 4 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4
Раздел 16. Контроль в обучении. Педагогическая оценка
16.1. Сущность, виды, методы и формы контроля в обучении. Психодиагностика в образовательный учреждениях. Лекции 7 2 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.3, Л1.4
16.2. Методы диагностики познавательных процессов. Методы диагностики личности. Диагностика знаний, умений, навыков и способностей школьников. Диагностика межличностных отношений и психологического климата. Практические 7 2 ОПК-2, УК-3 Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4
16.3. Неуспеваемость учащихся. Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка. Сам. работа 7 4 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л1.4
Раздел 17. Педагогическое общение.
17.1. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса Лекции 7 2 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.3, Л1.4
17.2. Определение, средства и процедуры общения. Коммуникация и коммуникативная компетентность. Определение педагогического общения, его направленность, специфика, функции. Практические 7 4 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4
17.3. Стратегии общения, виды общения. Тактика Общая характеристика учебного сотрудничества. общения. Сам. работа 7 6 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4
Раздел 18. Основные теории, закономерности, принципы и направления воспитания.
18.1. Основные теории, закономерности, принципы и направления воспитания. Лекции 7 2 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4
18.2. Воспитание в процессе обучения. Практические 7 2 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4
18.3. Взаимоотношения личности и коллектива. Роль семьи в воспитании детей. Сам. работа 7 2 ОПК-2, УК-3 Л2.1, Л2.7, Л1.2, Л2.6, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
СМ. Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. Приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. Приложение ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Филатова О.В. Возрастная физиология и психология: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 73
Л1.2 Сарычев С.В., Логвинов И.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Ляксо Е.Е., Ноздрачев А.Д., Соколова Л.В. ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л1.4 Под ред. Гуружапова В.И. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.В. Габай Педагогическая психология : М.: ИЦ «Академия», 2010
Л2.2 Дробинская А.О. АНАТОМИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Логвинов И. Н., Сарычев С. В., Силаков А. С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СХЕМАХ И КОММЕНТАРИЯХ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для вузов М.: Академия, 2011 6
Л2.5 Выготский Л.С. Психология развития ребенка: М. : Эксмо, 2003
Л2.6 Талызина Н.Ф. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.7 А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова Педагогическая психология: учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) elibrary.ru
Э4 Курс в Moodle "Возрастная физиология и психология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Преподавание возрастной физиологии и психологии в университете преследует цель выработать у студентов понимание фундаментальных и прикладных аспектов возрастной физиологии человека, обеспечивающих студентам освоение смежных дисциплин в подготовке биолога и использование физиологических знаний и навыков в педагогической сфере деятельности; знание возрастных особенностей функций основных систем органов человека ; принципов восприятия, передачи и переработки информации в организме; регуляцию жизненных функций и системы обеспечения гомеостаза; формирование иммунитета; молекулярные механизмы физиологических процессов; ферменты, гормоны, биологически активные вещества; особенности ВНД и психофизиологические особенности человека. Студенты не только получают всю необходимую теоретическую информацию о жизненно важных системах и органах человека, но и знакомятся с методами физиологических исследований.
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Возрастная физиология и психология».
Дисциплина «Возрастная физиология и психология» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, семинары, практические занятия и самостоятельную работу.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятия.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на практических и семинарских занятиях в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
Лекция закладывает основы знаний по предмету в обобщенной форме. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.

Методические рекомендации по подготовке к семинару.
При подготовке к семинару необходимо:
- внимательно ознакомиться с тематикой семинарского занятия;
- изучить рекомендованную литературу;
- составить краткий план ответа на каждый вопрос;
- проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям.
Основная цель практических занятий способствовать усвоению теоретического материала и выработать навыки применения приобретенных знаний в практической деятельности. Тематика практических занятий соответствует содержанию рабочей программе курса. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо изучить теоретический материал по данной теме, запомнить основные определения и правила, разобрать данные в лекциях решения задач.

Методические рекомендации по подготовке к зачету.
К зачету допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. В случае пропуска лабораторных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Зачет проходит в устной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и подготовку студенту отводится 35 минут.
Студентам рекомендуется: