Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Ботаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология_Профили-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - формирование у будущих экологов представлений о биосфере как среде жизни человека и естественном базисе его хозяйственной деятельности. Задачи: - давать комплексную характеристику природно-ресурсного потенциала территории и отраслей природопользования, - выделять и анализировать основные проблемы природопользования, - понимать механизмы управления природопользованием. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-4 | Способен осуществлять мероприятия по охране, использованию, мониторингу и восстановлению биоресурсов, используя знание закономерностей и методов общей и прикладной экологии; |
ОПК-4.1 | Знает основы взаимодействий организмов со средой их обитания, факторы среды и механизмы ответных реакций организмов, принципы популяционной экологии, экологии сообществ; основы организации и устойчивости экосистем и биосферы в целом |
ОПК-4.2 | Умеет использовать в профессиональной деятельности методы анализа, антропогенных воздействий на живые системы и экологического прогнозирования |
ОПК-4.3 | Умеет обосновывать экологические принципы рационального природопользования и охраны природы |
ОПК-4.4 | Владеет навыками выявления и прогноза реакции живых организмов, сообществ и экосистем на антропогенные воздействия, определения экологического риска |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает основы взаимодействий организмов со средой их обитания, факторы среды и механизмы ответных реакций организмов, принципы популяционной экологии, экологии сообществ; основы организации и устойчивости экосистем и биосферы в целом |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет использовать в профессиональной деятельности методы анализа, антропогенных воздействий на живые системы и экологического прогнозирования; Умеет обосновывать экологические принципы рационального природопользования и охраны природы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет навыками выявления и прогноза реакции живых организмов, сообществ и экосистем на антропогенные воздействия, определения экологического риска |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Природопользование как наука и сфера взаимодействия общества и природы | ||||||
1.1. | Понятие о природопользовании; объект, предмет и задачи природопользования как научной дисциплины | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Природопользование как наука и сфера деятельности человека | Практические | 8 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. История природопользования | ||||||
2.1. | История природопользования. Изменение природной среды и эволюция человечества | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Характеристика основных этапов в развитии природопользования | Практические | 8 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Природные системы как объекты воздействия человека | ||||||
3.1. | Природные системы как объекты воздействия человека | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
3.2. | Антропогенные изменения природных систем | Практические | 8 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
3.3. | Основные проблемы природопользования | Практические | 8 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 4. Природные условия и ресурсыХарактеристика природных ресурсов и связанных с ними отраслей природопользования. Размещение производства | ||||||
4.1. | Понятие природных условий и ресурсов. Классификации природных ресурсов: возобновляемые и невозобновляемые ресурсы | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
4.2. | Оценки природных ресурсов и природно-ресурсного потенциала | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
4.3. | Характеристика природных ресурсов, принципы и методы их рационального использования и воспроизводства | Практические | 8 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
4.4. | «Природные ресурсы» – составление теста и эталона ответов к нему | Сам. работа | 8 | 16 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 5. Характеристика природных ресурсов и связанных с ними отраслей природопользования. Размещение производства | ||||||
5.1. | Земельные и почвенно-земельные ресурсы | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
5.2. | Водные ресурсы | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
5.3. | Минерально-сырьевые ресурсы | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
5.4. | Лесные и другие биологические ресурсы | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
5.5. | Вторичные ресурсы. Проблемы отходов. Рекреационные ресурсы | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
5.6. | Отрасли биологического природопользования. Охраняемые природные территории. Сохранение биологического разнообразия | Практические | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
5.7. | Проблемы аграрного природопользования | Практические | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
5.8. | Климатический потенциал России для аграрного природопользования | Практические | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
5.9. | Отрасли биологического природопользования: характеристика по плану | Сам. работа | 8 | 16 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 6. Традиционное природопользование | ||||||
6.1. | Традиционное природопользование | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
6.2. | Традиционное природопользование в современном обществе | Практические | 8 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 7. Управление природопользованием | ||||||
7.1. | Правовые основы управления природопользованием | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
7.2. | Экономический механизм управления природопользованием | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
7.3. | Опережающее и оперативное управление природными системами. Экологическое регулирование, прогнозирование и последствия природопользования | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
7.4. | Природно-ресурсный потенциал регионов России | Практические | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 8. Подходы к управлению природопользованием | ||||||
8.1. | Отраслевой подод к управлению природопользованием. Территориально-производственные комплексы. | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
8.2. | Ландшафтный и бассейновый подходы к управлению природопользованием | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
8.3. | Проект-презентация «Природно-ресурсный потенциал региона» | Сам. работа | 8 | 18 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 9. Современные концепции взаимоотношения природы, ресурсов, общества. Международное сотрудничество в области экологии | ||||||
9.1. | Концепции технократического оптимизма и экологического алармизма | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
9.2. | Концепция устойчивого развития | Лекции | 8 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
9.3. | Характеристика доминирующих концепций взаимодействия природы, ресурсов, общества | Практические | 8 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
9.4. | Концепция ноосферы. Римский клуб | Сам. работа | 8 | 16 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Природопользование делит на общее и специальное: а) экономист в) юрист б) эколог г) экономист-эколог 2. Водопользование в производственных процессах с точки зрения природопользователя является видом природопользования: а) вспомогательным в) основным б) побочным д) малозначительным 3. Общее природопользование требует: а) специального разрешения в) осуществляется на основе законов и постановлений б) имеет целевой характер д) развивается по мере увеличения необходимости 4. Какая экономическая школа впервые обратила внимание на взаимодействие общества и природы: а) марксистская политэкономия в) физиократы б) меркантилизм г) классическая политэкономия 5. Экономика природопользования — это наука: а) естественнонаучная в) чисто экономическая б) междисциплинарная д) социально-экономическая 6. Методологические основы экономики природопользования связаны с: а) классической школой в) экономической теорией б) теорией внешних эффектов г) теорией внешних эффектов 7. Окружающая природная среда – это: а) область жизни живых организмов б) природные объекты и явления, используемые для потребления в) тесное единство организмов и абиотических условий их существования г) среда обитания и производственная деятельность человека 8. Эколого-экономический потенциал – это: а) совокупность природных элементов, свойств и явлений, которые можно использовать для обеспечения функционирования экономики б) процесс совместного развития общества и природы в) кругооборот веществ, энергии и информации в окружающей природной среде г) неиссякаемая часть природных ресурсов д) совокупность всех природных ресурсов без привязки к экономике государства |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы для рефератов 1. Природопользование как наука и сфера деятельности человека. 2. Характеристика основных этапов в развитии природопользования. 3. Антропогенные изменения природных систем. 4. Основные проблемы природопользования. 5. Характеристика природных ресурсов. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Примерные вопросы к зачету 1. Понятие о природопользовании. Цели и задачи природопользования. 2. Природопользование как наука и сфера деятельности человека. 3. История природопользования. 4. Характеристика основных этапов в развитии природопользования. 5. Антропогенные изменения природных систем. 6. Понятие природных условий и ресурсов. 7. Классификации природных ресурсов. 8. Оценки природных ресурсов и природно-ресурсного потенциала 9. Характеристика природных ресурсов. 10. Принципы и методы рационального использования и воспроизводства ресурсов 11. Традиционное природопользование природных ресурсов. 12. Управление природопользованием природных ресурсов.. 13. Правовые основы управления природопользованием. 14. Экономический механизм управления природопользованием. 15. Опережающее и оперативное управление природными системами. 16. Экологическое регулирование, прогнозирование и последствия природопользования. 17. Подходы к управлению природопользованием. 18. Современные концепции взаимоотношения природы, ресурсов и общества. 19. Международное сотрудничество в области природопользования. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Природопользование.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Байлагасов, Л.В. | Региональное природопользование: учебное пособие: учебное пособие | Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Емельянов А.Г. | Основы природопользования: | М.: Академа, 2004 | 25 |
Л2.2 | Комарова Н.Г. | Геоэкология и природопользование: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biodat.ru | |||
Э2 | http://zapoved.ru | |||
Э3 | http://www.biodiversity.ru/ | |||
Э4 | Курс в Moodle "Природопользование" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
интернет-ресурсы, мультимедия Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.mnr.gov.ru/ http://www.ecocommunity.ru/ http://www.priroda.ru/ http://ecoportal.su http://ecoportal.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://cyberleninka.ru/ http://ecograde.bio.msu.ru/ http://www.consultant.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется: 1. вести конспект лекций; 2. изучать основную и дополнительную литературу; 3. вести словарь терминов по учебному курсу. Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки. Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона. Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы. |