МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Природопользование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., проф. , Черных Д.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., Зам. дир. по науч. раб. ИВЭП СО РАН, Безматерных Д.М.

Рабочая программа дисциплины
Природопользование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование у будущих экологов представлений о биосфере как среде жизни человека и естественном базисе его хозяйственной деятельности.
Задачи:
- давать комплексную характеристику природно-ресурсного потенциала территории и отраслей природопользования,
- выделять и анализировать основные проблемы природопользования,
- понимать механизмы управления природопользованием.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен осуществлять мероприятия по охране, использованию, мониторингу и восстановлению биоресурсов, используя знание закономерностей и методов общей и прикладной экологии;
ОПК-4.1 Знает основы взаимодействий организмов со средой их обитания, факторы среды и механизмы ответных реакций организмов, принципы популяционной экологии, экологии сообществ; основы организации и устойчивости экосистем и биосферы в целом
ОПК-4.2 Умеет использовать в профессиональной деятельности методы анализа, антропогенных воздействий на живые системы и экологического прогнозирования
ОПК-4.3 Умеет обосновывать экологические принципы рационального природопользования и охраны природы
ОПК-4.4 Владеет навыками выявления и прогноза реакции живых организмов, сообществ и экосистем на антропогенные воздействия, определения экологического риска
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основы взаимодействий организмов со средой их обитания, факторы среды и механизмы ответных реакций организмов, принципы популяционной экологии, экологии сообществ; основы организации и устойчивости экосистем и биосферы в целом
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать в профессиональной деятельности методы анализа, антропогенных воздействий на живые системы и экологического прогнозирования;
Умеет обосновывать экологические принципы рационального природопользования и охраны природы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками выявления и прогноза реакции живых организмов, сообществ и экосистем на антропогенные воздействия, определения экологического риска

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Природопользование как наука и сфера взаимодействия общества и природы
1.1. Понятие о природопользовании; объект, предмет и задачи природопользования как научной дисциплины Лекции 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Природопользование как наука и сфера деятельности человека Практические 8 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История природопользования
2.1. История природопользования. Изменение природной среды и эволюция человечества Лекции 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Характеристика основных этапов в развитии природопользования Практические 8 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Природные системы как объекты воздействия человека
3.1. Природные системы как объекты воздействия человека Лекции 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Антропогенные изменения природных систем Практические 8 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Основные проблемы природопользования Практические 8 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Природные условия и ресурсыХарактеристика природных ресурсов и связанных с ними отраслей природопользования. Размещение производства
4.1. Понятие природных условий и ресурсов. Классификации природных ресурсов: возобновляемые и невозобновляемые ресурсы Лекции 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Оценки природных ресурсов и природно-ресурсного потенциала Лекции 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Характеристика природных ресурсов, принципы и методы их рационального использования и воспроизводства Практические 8 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.4. «Природные ресурсы» – составление теста и эталона ответов к нему Сам. работа 8 16 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Характеристика природных ресурсов и связанных с ними отраслей природопользования. Размещение производства
5.1. Земельные и почвенно-земельные ресурсы Лекции 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Водные ресурсы Лекции 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Минерально-сырьевые ресурсы Лекции 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.4. Лесные и другие биологические ресурсы Лекции 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.5. Вторичные ресурсы. Проблемы отходов. Рекреационные ресурсы Лекции 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.6. Отрасли биологического природопользования. Охраняемые природные территории. Сохранение биологического разнообразия Практические 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.7. Проблемы аграрного природопользования Практические 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.8. Климатический потенциал России для аграрного природопользования Практические 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.9. Отрасли биологического природопользования: характеристика по плану Сам. работа 8 16 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Традиционное природопользование
6.1. Традиционное природопользование Лекции 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Традиционное природопользование в современном обществе Практические 8 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Управление природопользованием
7.1. Правовые основы управления природопользованием Лекции 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
7.2. Экономический механизм управления природопользованием Лекции 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
7.3. Опережающее и оперативное управление природными системами. Экологическое регулирование, прогнозирование и последствия природопользования Лекции 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
7.4. Природно-ресурсный потенциал регионов России Практические 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Подходы к управлению природопользованием
8.1. Отраслевой подод к управлению природопользованием. Территориально-производственные комплексы. Лекции 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
8.2. Ландшафтный и бассейновый подходы к управлению природопользованием Лекции 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
8.3. Проект-презентация «Природно-ресурсный потенциал региона» Сам. работа 8 18 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Современные концепции взаимоотношения природы, ресурсов, общества. Международное сотрудничество в области экологии
9.1. Концепции технократического оптимизма и экологического алармизма Лекции 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
9.2. Концепция устойчивого развития Лекции 8 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
9.3. Характеристика доминирующих концепций взаимодействия природы, ресурсов, общества Практические 8 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
9.4. Концепция ноосферы. Римский клуб Сам. работа 8 16 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Природопользование делит на общее и специальное:
а) экономист в) юрист
б) эколог г) экономист-эколог
2. Водопользование в производственных процессах с точки зрения природопользователя является видом природопользования:
а) вспомогательным в) основным
б) побочным д) малозначительным
3. Общее природопользование требует:
а) специального разрешения в) осуществляется на основе законов и постановлений
б) имеет целевой характер д) развивается по мере увеличения необходимости
4. Какая экономическая школа впервые обратила внимание на взаимодействие общества и природы:
а) марксистская политэкономия в) физиократы
б) меркантилизм г) классическая политэкономия
5. Экономика природопользования — это наука:
а) естественнонаучная в) чисто экономическая
б) междисциплинарная д) социально-экономическая
6. Методологические основы экономики природопользования связаны с:
а) классической школой в) экономической теорией
б) теорией внешних эффектов г) теорией внешних эффектов
7. Окружающая природная среда – это:
а) область жизни живых организмов
б) природные объекты и явления, используемые для потребления
в) тесное единство организмов и абиотических условий их существования
г) среда обитания и производственная деятельность человека
8. Эколого-экономический потенциал – это:
а) совокупность природных элементов, свойств и явлений, которые можно использовать для обеспечения функционирования экономики
б) процесс совместного развития общества и природы
в) кругооборот веществ, энергии и информации в окружающей природной среде
г) неиссякаемая часть природных ресурсов
д) совокупность всех природных ресурсов без привязки к экономике государства
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы для рефератов
1. Природопользование как наука и сфера деятельности человека.
2. Характеристика основных этапов в развитии природопользования.
3. Антропогенные изменения природных систем.
4. Основные проблемы природопользования.
5. Характеристика природных ресурсов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Примерные вопросы к зачету
1. Понятие о природопользовании. Цели и задачи природопользования.
2. Природопользование как наука и сфера деятельности человека.
3. История природопользования.
4. Характеристика основных этапов в развитии природопользования.
5. Антропогенные изменения природных систем.
6. Понятие природных условий и ресурсов.
7. Классификации природных ресурсов.
8. Оценки природных ресурсов и природно-ресурсного потенциала
9. Характеристика природных ресурсов.
10. Принципы и методы рационального использования и воспроизводства ресурсов
11. Традиционное природопользование природных ресурсов.
12. Управление природопользованием природных ресурсов..
13. Правовые основы управления природопользованием.
14. Экономический механизм управления природопользованием.
15. Опережающее и оперативное управление природными системами.
16. Экологическое регулирование, прогнозирование и последствия природопользования.
17. Подходы к управлению природопользованием.
18. Современные концепции взаимоотношения природы, ресурсов и общества.
19. Международное сотрудничество в области природопользования.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Байлагасов, Л.В. Региональное природопользование: учебное пособие: учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Емельянов А.Г. Основы природопользования: М.: Академа, 2004 25
Л2.2 Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biodat.ru
Э2 http://zapoved.ru
Э3 http://www.biodiversity.ru/
Э4 Курс в Moodle "Природопользование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
интернет-ресурсы, мультимедия
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://ecoportal.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется:
1. вести конспект лекций;
2. изучать основную и дополнительную литературу;
3. вести словарь терминов по учебному курсу.

Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки.

Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона.

Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы.