МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., Зав. кафедрой, Соколова Г.Г.

Рецензент(ы):
д.б.н., Зам. дир. по науч. раб. ИВЭП СО РАН, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство студентов с основными понятиями экологии и закономерностями приспособлениями живых организмов к окружающей среде, типами взаимоотношений организмов друг с другом; составом, структурой и динамикой экосистем надорганизменного уровня, принципами рационального использования и охраны природных ресурсов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен осуществлять мероприятия по охране, использованию, мониторингу и восстановлению биоресурсов, используя знание закономерностей и методов общей и прикладной экологии;
ОПК-4.1 Знает основы взаимодействий организмов со средой их обитания, факторы среды и механизмы ответных реакций организмов, принципы популяционной экологии, экологии сообществ; основы организации и устойчивости экосистем и биосферы в целом
ОПК-4.2 Умеет использовать в профессиональной деятельности методы анализа, антропогенных воздействий на живые системы и экологического прогнозирования
ОПК-4.3 Умеет обосновывать экологические принципы рационального природопользования и охраны природы
ОПК-4.4 Владеет навыками выявления и прогноза реакции живых организмов, сообществ и экосистем на антропогенные воздействия, определения экологического риска
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основы взаимодействий организмов со средой их обитания, факторы среды и механизмы ответных реакций организмов, принципы популяционной экологии, экологии сообществ; основы организации и устойчивости экосистем и биосферы в целом
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать в профессиональной деятельности методы анализа, антропогенных воздействий на живые системы и экологического прогнозирования;
Умеет обосновывать экологические принципы рационального природопользования и охраны природы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками выявления и прогноза реакции живых организмов, сообществ и экосистем на антропогенные воздействия, определения экологического риска

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экологию
1.1. История изучения, цели и задачи, основные экологические проблемы. Лекции 6 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Аутэкология
2.1. Закономерности действия экологических факторов. Влияние абиотических факторов на живые организмы. Лекции 6 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Свет как экологический фактор. Вода как экологический фактор. Температура как экологический фактор. Практические 6 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Эдафические и орографические факторы. Практические 6 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Основные среды жизни и приспособления к ним живых организмов. Лекции 6 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Водная, наземно-воздушная, почвенная среды обитания. Организмы как среда обитания. Практические 6 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Жизненные формы живых организмов. Биологические ритмы. Сам. работа 6 8 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Демэкология
3.1. Понятие популяции. Популяционная структура вида. Лекции 6 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Пространственная, возрастная, половая и этологическая структура популяции Практические 6 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Жизненные стратегии. Гомеостаз и динамическое равновесие популяции. Лекции 6 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Типы жизненных стратегий. Демографические таблицы. Устойчивость популяции. Практические 6 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Виды популяций. Динамические и статистические параметры популяции. Генетическая структура популяции. Типы биотических отношений организмов. Сам. работа 6 8 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Синэколгия
4.1. Видовой состав биоценозов. Пространственная структура. Лекции 6 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Видовое разнообразие сообществ. Ярусность, мозаичность и синузиальность сообществ. Понятие о консорции. Практические 6 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Классификация биоценозов. Биологическая продуктивность. Лекции 6 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Экотопические, фитоценотические и другие типы классификаций. Практические 6 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.5. Динамика и сукцессионные изменения биоценозов Лекции 6 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.6. Суточная и сезонная изменчивость биоценозов. Разногодичные изменения. Сукцессии. Практические 6 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
4.7. Видовое разнообразие и видовая насыщенность биоценозов. Структураная организация биоценозов. Сам. работа 6 12 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Биосферная экология
5.1. Круговороты веществ в биосфере. Лекции 6 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Круговороты газообразных веществ и осадочные циклы. Практические 6 4 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Учение В.И. Вернадского о биосфере Лекции 6 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.4. Содержание химических элементов в земной коре и живых организмах. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Практические 6 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.5. Демографические проблемы биосферы Лекции 6 1 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.6. Понятие демографического взрыва. Демографические концепции роста народонаселения. Практические 6 2 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
5.7. Типы веществ, слагающие биосферу. Роль и функции живого вещества в биосфере. Биогеохимические принципы В.И. Вернадского. Сам. работа 6 11 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Как называются организмы, разрушающие органические вещества?
а) продуценты в) редуценты +
б) некрофаги г) консументы
2. Кто сформулировал закон конкурентного исключения?
а) Ю. Либих в) В. Вильямс
б) Г. Гаузе + г) В. Шелфорд
3. Виды организмов с широкой диапазоном толерантности называются:
а) стенобионты; в) стенотермы;
б) эврибионты; + г) эвритермы.
4. Какая из пар растений НЕ встречаются в одном сообществе ?
а) береза и сосна в) черемуха и береза
б) дуб и рябина г) осина и сирень +
5. Между какими видами существуют отношения «паразит–хозяин»?
а) волк и заяц + в) суслик и мышь-полевка
б) лиса и медведь г) медведь и блоха
6. В состав планктона в водных экосистемах входят:
а) бактерии, водоросли, мелкие рыбы
б) микроскопические водоросли, микроскопические животные, бактерии +
в) рыбы, моллюски, нитчатые водоросли
г) рыбы, микроскопические водоросли, бактерии
7. Виды, предпочитающие щелочные почвы, называются:
а) галофиты в) ацидофилы
б) базифилы + г) нейтрофилы
8. Какие организмы НЕ связаны между собой паразитическими отношениями?
а) заразиха и подсолнечник в) повилика – смородина
б) клевер и полынь + г) омела и береза
9. Какое животное меняет в течение жизненного цикла свою жизненную форму?
а) суслик в) карась
б) майский жук + г) таракан
10. К хемотрофам относятся:
а) нитрифицирующие бактерии + в) сине-зеленые водоросли
б) мхи г) цианобактерии
11. Между какими видами существуют отношения «хищник-жертва»?
а) волк и заяц + в) суслик и мышь-полевка
б) лиса и медведь г) медведь и волк
12. Зональное распределение организмов зависит от таких факторов, как:
а) количество тепла и влаги + в) ветер и морские течения
б) разнообразие форм рельефа г) солнечная радиация и давление
13. Кто разработал систему классификации жизненных форм для животных?
а) С. Раункиер в) Е. Варминг
б) И. Серебряков г) А. Формозов +
14. Реакция организмов на изменение длины дня называется:
а) фототаксис в) термопериодизм
б) биологические ритмы г) фотопериодизм +
15. Какова длина волн видимой части спектра?
а) 390–760 нм + в) 760–4000 нм
б) <400 нм г) ≥ 4000 нм

Контрольные задания

1. Растения, произрастающие на слабокислых почвах, называются .... (ацидофилы)
2. Закон толерантности сформулировал ... (Шелфорд)
3. Водомерки относятся к экологической группе ... (нейстон)
4. Вода относится к ... (химическим) абиотическим факторам среды.
5. Организмы, переносящие значительные колебания температуры, называются ... (эвритермы)
6. Раздел экологии, изучающий популяции, называется ... (демэкология)
7. Способность организмов успешно противостоять действию внешних факторов – ... (толерантность)
8. Организмы, обитающие в условиях низких температур, – ... (криофиты)
9. Растения засушливых мест обитания, запасающие в воду в листьях и стеблях, - ... (суккуленты)
10. Животные, часть жизненного цикла развития которых проходит в почве, ... (геофилы)
11. Групповое поселение оседлых животных называется _____________ (колония)
12.Оптимизация физиологических процессов, ведущая к повышению жизнеспособности при совместном существовании, называется __________________ (эффект группы)
13. Временное объединение животных, в котором проявляется биологически полезная организованность действий, называется ___________ (стая)
14. Совокупность экологических популяций называется _______________ (географическая популяция)
15. Число особей в популяции на единицу площади, называется _______ (плотность)
16. Колебания численности популяции, которые носят случайный характер, называются _______ (непериодические)
17. Стратегия, направленная на повышение выживания, называется __________ (К-стратегия)
18. Расстояние между местом рождения и местом размножения для 95% особей данного поколения называется ______________ (радиус репродуктивной активности)
19. Поедание особей своего вида называется ______________________ (каннибализм)
20. Возраст, в котором особи способны к размножению, - _______________ (репродуктивный)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ВАРИАНТ – 1
1. Закономерности действия экологических факторов
2. Характеристика водной среды обитания и приспособления животных к данным условиям
3. Дать определение: толерантность, адаптация, ксерофиты

ВАРИАНТ – 2
1. Совместное действие экологических факторов и их компенсация
2. Характеристика наземно-воздушной среды обитания и приспособления к ней животных
3. Дать определение: фотопериодизм, мезофиты, галофиты

ВАРИАНТ – 3
1. Понятие лимитирующего фактора
2. Характеристика водной среды обитания и приспособления растений к данным условиям
3. Дать определение: акклимация, хроматическая адаптация, литофиты

ВАРИАНТ – 4
1. Закон минимума Ю. Либиха и ограниченность его применения
2. Характеристика наземно-воздушной среды обитания и приспособления к ней растений
3. Дать определение: псаммофиты, гидрофиты, жизненная форма

ВАРИАНТ – 5
1. Закон толерантности В. Шелфорда
2. Характеристика живых организмов как среды обитания
3. Дать определение: экологическая ниша, гелиофиты, фототропизм

ВАРИАНТ – 6
1. Акклиматизация, адаптация и акклимация: понятие и примеры
2. Почва как среда обитания и приспособления животных к обитанию в почве
3. Дать определение: сциофиты, гигрофиты, термофиты

ВАРИАНТ – 7
1. Представление об экологической нише
2. Приспособления животных к недостатку воды
3. Дать определение: нитрофиты, биолюминисценция, пойкилотермия

ВАРИАНТ – 8
1. Принципы экологической классификации живых организмов. Понятие жизненной формы.
2. Приспособления растений к недостатку воды
3. Дать определение: гомойотермия, фототаксис, лимитирующий фактор

ВАРИАНТ – 9
1. Понятие толерантности и границы толерантности
2. Почва как среда обитания для растений
3. Дать определение: криофиты, акклиматизация, гидрофиты

ВАРИАНТ – 10
1. Среда и условия существования. Понятие экологических факторов и их классификация
2. Приспособления растений к низким температурам
3. Дать определение: планктон, автотрофы, хамефиты
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В билете к экзамену студенту предлагается 2 теоретических вопроса из разных разделов курса и 1 экологическая задача. Каждый вопрос оценивается отдельно в соответствии с критериями, описанными ниже. Затем выставляется средняя отметка за экзамен.

Теоретические вопросы к экзамену
1. Экология как наука: предмет и задачи, объекты изучения, системный подход в изучении живого, методы экологических исследований, разделы экологии.
2. Среда и условия существования живых организмов. Экологические факторы среды и их классификация. Закономерности действия экологических факторов.
3. Понятие толерантности, границы толерантности. Зоны оптимума и пессимума. Экологическая пластичность живых организмов.
4. Совместное действие и компенсация экологических факторов. Лимитирующий фактор.
5. Закон минимума Ю. Либиха и его ограниченность. Закон толерантности В. Шелфорда.
6. Адаптация, акклиматизация и акклимация.
7. Вода как экологический фактор для животных. Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособления животных к недостатку и избытку влаги.
8. Вода как экологический фактор для растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособления растений к недостатку и избытку влаги.
9. Свет как экологический фактор для животных организмов. Приспособления животных к различным условиям освещения. Фототаксис, биолюминесценция. Фотопериодизм.
10. Свет как экологический фактор для растений. Приспособления растений к различным условиям освещения. Хроматическая адаптация, листовая мозаика. Фотопериодизм.
11. Температура как экологический фактор для животных. Экологические группы животных по отношению к температуре. Приспособления животных к различным температурным режимам. Эффективные температуры развития организмов. Правила Алена и Бергмана.
12. Температура как экологический фактор для растений. Экологические группы растений по отношению к температуре. Приспособления растений к различным температурным режимам. Концепция о температурных градиентах среды и растения. Эффективные температуры развития организмов.
13. Почва как среда обитания. Экологические группы растений по отношению к эдафическим факторам. Влияние почвенных факторов на животных.
14. Воздух как экологический фактор. Состав атмосферного воздуха и его значение для животных и растений. Влияние ветра, атмосферного давления и плотности воздуха на живые организмы.
15. Представление об экологической нише. Индикационное значение живых организмов.
16. Основные пути приспособления живых организмов к условиям среды: активный и пассивный пути, избегание неблагоприятных последствий.
17. Адаптивные биологические ритмы организмов (суточные, годичные, приливно-отливные).
18. Основные среды жизни (почвенная, наземно-воздушная, водная, живые организзмы как среда обитания) и приспособления организмов к этим условиям.
19. Принципы экологической классификации живых организмов. Понятие жизненной формы, классификация жизненных форм.
20. Понятие о популяции. Популяционная структура вида. Виды популяций.
21. Основные характеристики популяции: численность, плотность, структурная организация. Возрастная и половая структура популяций.
22. Пространственная и этологическая структура популяций. Понятие эффекта группы.
23. Динамика популяций. Рождаемость, смертность и миграции в популяциях. Скорость роста популяций. Виды популяций в зависимости от темпов роста.
24. Колебания численности популяции и причины, ее вызывающие. Циклические колебания численности популяций и причины, их вызывающие. Типы динамики численности популяций: стабильный, взрывной, флуктуирующий.
25. Факторы регуляции численности популяции: модифицирующие и регулирующие факторы, инерционные механизмы. Внутрипопуляционная регуляция численности популяции: поведенческие и физиологические механизмы, биотические взаимоотношения.
26. Полиморфизм популяций и его значение. Гомеостаз и динамическое равновесие популяций.
27. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Экотоп и биотоп. Функциональный состав и основные компоненты биоценозов и биогеоценозов.
28. Общая характеристика биотических факторов и типы биотических взаимоотношений организмов в природе. Значение биотических взаимоотношений организмов в природе.
29. Конкуренция и ее последствия. Закон конкурентного исключения Г. Гаузе. Условия сосуществования конкурирующих видов. Влияние конкуренции на видовое разнообразие, численность и распространение видов, структуру сообществ.
30. Общие черты и различия паразитизма и хищничества. Отношения организмов в системах паразит-хозяин и хищник-жертва. Приспособления организмов к данным типам взаимоотношений.
31. Математические модели Лотки-Вольтерра. Опыты Гаузе. Циклические изменения численности видов, связанных пищевыми взаимоотношениями.
32. Взаимовлияния растений и животных друг на друга.
33. Видовой состав сообществ. Видовое разнообразие и значимость видов в биоценозе.
34. Пространственная структура сообщества. Ярусность, мозаичность, синузиальность. Понятие о консорциях. Схема строения консорций.
35. Границы сообществ. Пограничный эффект. Экотоны. Простые и сложные сообщества, полночленные и неполночленные биоценозы, насыщенные и ненасыщенные биоценозы.
36. Динамика сообществ: суточная, сезонная, разногодичная.
37. Понятие об экологических сукцессиях. Причины сукцессионных изменений. Классификация сукцессий.
38. Общие закономерности сукцессий. Основные этапы сукцессионных изменений. Концепция климакса. Сериальные и климаксовые сообщества. Устойчивость сообществ.
39. Прогрессивные и регрессивные сукцессии. Антропогенные изменения сообществ и их последствия.
40. Биологическое продуцирование в биосфере. Продуктивность сообществ, способы ее измерения. Первичная и вторичная продукция. Общая и чистая продукция.
41. Основные группы продуцентов водных и наземных экосистем и их вклад в образовании биомассы.
42. Основные группы консументов водных и наземных экосистем и их вклад в образовании биомассы.
43. Соотношение биомассы продуцентов и консументов в водных и наземных экосистемах. Роль редуцентов в экосистем. Деструкция органического вещества редуцентами.
44. Пищевые цепи и пищевые сети. Пищевые цепи и их виды. Понятие об экологических пирамидах. Пирамиды численности, биомассы и энергии.
45. Потоки веществ и энергии в экосистемах. Потери энергии при переходе от одного трофического уровня на другой. Энергетическая эффективность использования пищевых ресурсов животными и растениями. Три пути возвращения питательных веществ в новые циклы поглощения.
46. Разнообразие биологических сообществ и их классификация. Понятие о биомах. Отличия агроценозов от естественных сообществ.
47. Биологическая структура Мирового океана. Континентальные водоемы и их характеристика.
48. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Границы биосферы. Характеристика биосферы.
49. Вещества, слагающие биосферу. Специфика живого вещества. Роль и функции живого вещества в биосфере.
50. Биогеохимические принципы В.И. Вернадского. Формы концентрации жизни в биосфере: жизненные пленки, сгущения жизни, зоны разреженного живого вещества.
51. Роль человека в биосфере. Возникновение и развитие ноосферы.
52. Содержание химических элементов в биосфере, биогенная миграция. Особенности накопления биогенных элементов растениями и животными.
53. Биогеохимические функции живых организмов. Биологический и геологический круговороты веществ. Круговорот воды и ее баланс на планете.
54. Биосферные круговороты кислорода, углерода, азота, фосфора, серы, кальция, калия и других элементов.
55. Современные экологические проблемы и охрана окружающей среды.
56. Демографические проблемы и возможности биосферы. Основные концепции по проблемам народонаселения. Понятие демографического взрыва и связанные с ним проблемы.
57. Современные особенности роста народонаселения. Демографические прогнозы роста численности населения Земли. Рост народонаселения в развитых и развивающихся странах. Рождаемость и смертность. Возрастная и половая структура населения. Миграции.
58. Причины роста городов и урбанизация населения. Проблемы больших городов.
59. Пути решения Продовольственной проблемы.
60. Пути сохранения разнообразия живого. Принципы организации сети охраняемых территорий. Формы особо охраняемых природных территорий и их характеристика.
61. Красные книги. Основные положения и принципы охраны живых организмов. Редкие и исчезающие растения и животные Алтайского края.

Примеры задач
1. В охотничьем хозяйстве площадью 2000 га численность стада ло¬сей составляет 500 особей. Как изменится плотность популяции лосей через 3 года при ежегодном приросте 30% и ежегодной смертности 10%?
2. Как изменится численность популяции зайца-беляка через 3 года, если исходная численность популяции – 300 особей, а соотношение мужских и женских особей составляет 1:1? В среднем у одной самки рождается 3 детёныша. Каждая самка в год приносит 2 помёта. Общая смертность популяции составляет 80 %.
3.Определите, какое максимальное количество эндопа¬разитов может находиться в организме слизня, если в 0,01 г тела паразита массой 0,25 г содержится 1 ккал энергии. Мас¬са самого слизня составляет 25 г, а на 15 г его биомассы при¬ходится 800 ккал энергии.
4. Установлено, что 150 г тела хищной птицы (консумент четвертого порядка) содержат 400 ккал энергии, а КПД фотосинтеза в лесу составляет 5%. Какое максимальное ко¬личество этих птиц со средней массой 1,0 кг сможет прокор¬миться в сообществе, на поверхность которого поступает 4,5∙108 ккал солнечной энергии?
5. Скорость размножения бактерий колоссальна –каждые полчаса материнская клетка делится, в результате чего образуются две дочерних. Если одну единственную бактерию пометить в питательную среду с идеальными условиями, то за 24 часа ее потомство теоретически должно составить 248 клеток. Такое количество бактерий по объему занимает 0,25 литровый стакан. Через какое время продолжающие размножаться в том же темпе бактерии могут заполнить бочку объемом в 100 литров?

Критерии оценивания на экзамене
Оценка «отлично» - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Оценка «хорошо» - студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Оценка «удовлетворительно» - студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Оценка «неудовлетворительно» - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС, экология.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степановских А. С. Биологическая экология. Теория и практика: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л1.2 Шилов И.А. Экология: учебник М.: Юрайт, 2011 53
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пономарева И.Н., Соломин В.П., Корнилова О.А., Пономарева И.Н. Общая экология: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2009
Л2.2 Байлагасов, Л.В. Региональное природопользование: учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Дмитриев В.В., Жиров А.И., Ласточкин А.Н. Прикладная экология: учеб. для вузов М.: Академия, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экология www.lib.asu.ru
Э2 2. http://elibrary.ru
Э3 www.eco.rian.ru
Э4 www.biodat.ru
Э5 Курс в Moodle "Экология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://ecoportal.ru/dict.php
http://www.ecology.ru
http://www.webdirectory.com
http://www.priroda.ru
http://www.ecoportal.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.