МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Восстановление деградированных и нарушенных экосистем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкологический мониторинг и экобезопасность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Экология и природопользование_ЭМиЭБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Корниевская Татьяна Валерьевна

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Галина Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Восстановление деградированных и нарушенных экосистем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 897)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева Марина Михайловна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование комплекса знаний и навыков в общих вопросах по биологической рекультивации и охране нарушенных земель различных категорий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен планировать и организовывать научно-иследовательскую работу по изучению биразноообразия, оценке качества и экобезопасности окружающей среды
ПК-1.1 Знает основные принципы организации научно-исследовательской работы в сфере изучения биоразнообразия и устойчивости природных экосистем
ПК-1.2 Умеет планировать научно-исследовательскую работу по изучению биоразнообразия и оценке качества и экобезопасности окружающей среды
ПК-1.3 Владеет навыками организации научно-исследовательской работы по оценке качества и экобезопасности окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные типы и причины деградации земель; методы рекультивации земель в соответствии с видами нарушений; способы борьбы с водной и ветровой эрозией; природоохранные мероприятия при создании культурных ландшафтов.
3.2.Уметь:
3.2.1.различать типы деградации земель; применять различные методы рекультивации земель в соответствии с видами нарушений; осуществлять подбор ассортимента растений для создания культурного ландшафта.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведениямониторинга состояния земель; методиками проведения рекультивационных мероприятий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Общие сведения о биологической рекультивации земель. Теоретические основы рекультивации. Рекультивация нарушенных земель.
1.1. Современное состояние земельного фонда РФ. Причины нарушения земель и возможные последствия. Понятие о биологической рекультивации земель. Объекты рекультивации. Лекции 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
1.2. Основные типы деградации земель. Методы рекультивации земель в соответствии с видами нарушений. Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
1.3. Этапы рекультивации нарушенных земель: подготовительный, технический, биологический. Сам. работа 4 25 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Методы биологической рекультивации деградированных сенокосов и пастбищ.
2.1. Перспективы улучшения природных кормовых угодий. Поверхностное улучшение. Коренное улучшение (способы залужения сенокосов и пастбищ, обработка почвы, способы и сроки сева). Улучшение сенокосов и пастбищ методом агростепи. Метод заповедования. Лекции 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.2. Подбор ассортимента кормовых растений для рекультивации сенокосно-пастбищных угодий разных природных зон. Жизненные формы растений. Семенная продуктивность. Экологическая пластичность видов. Питательная Практические 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
2.3. Создание инженерно-экономических систем по восстановлению нарушенных компонентов агроэкосистем. Регулирование водного, химического и питательного режимов. Борьба с водной и ветровой эрозией почвы. Сам. работа 4 25 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Охрана земельных ресурсов. Рекультивация земель как прородоохранное мероприятие при создании культурного ландшафта.
3.1. Рекультивация земель как природоохранное мероприятие при создании культурного ландшафта. Лекции 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
3.2. Мониторинг состояния земель. Подбор природоохранных мероприятий в зависимости от вида использования земель. Практические 4 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
3.3. Расчет ущерба при нарушении земель. Расчет показателей эффективности восстановления и охраны земель. Сам. работа 4 26 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания

1. Орошение земель – это...
a) искусственное увлажнение почвы для повышения ее плодородия;
б) коренное изменение компонентов природы для повышения потребительской стоимости (полезности) земель;
в) снижение уровня грунтовых вод и уменьшению влажности верхних слоёв почвы;
г) работы, направленные на улучшение свойств земель, на повышение их производительности.

2. К деструктивному природопользованию НЕ относится?
а) закисление почв вследствие загрязнения атмосферы;
б) бесконтрольное сведение лесов;
в) система земледелия, исключающая монокультуру;
г) распашка склоновых земель.

3. При каком антропогенном воздействии происходит загрязнение почвы пестицидами?
а) добыча торфа;
б) военные действия;
в) производство закрытых горных работ;
г) сельскохозяйственное производство.

4. … – комплекс мер по экологическому и экономическому восстановлению земель и водных ресурсов, плодородие которых в результате человеческой деятельности существенно снизилось.
а) добыча торфа;
б) рекультивация;
в) производство закрытых горных работ;
г) закисление почв

5. … ‒ это вызванный человеком процесс ухудшения и утраты свойств и качества почвы (в пределах элементарного почвенного ареала), результат которого способствует увеличению затрат различного рода ресурсов (энергетических, сырьевых, информационных и пр.) для достижения ранее получаемого количества и качества продукции или расширению ограничений на дальнейшую деятельность человека
а) деградация почв;
б) рекультивация;
в) мелиорация;
г) закисление почв

6. Виды местной флоры
а) Аборигены;
б) адвенты;
в) рекультиваты;
г) чужеродные виды

7. Случайно мигрировавшие растения из других ареалов, адаптированные к новым условиям, внедряющиеся в природные сообщества
а) Аборигены;
б) Инвазионые виды;
в) рекультиваты;
г) местные виды

8. Коренные сообщества – это…
а) исходные природные сообщества
б) культурфитоценозы
в) агрофитоценозы
г) лесные экосистемы

9. Назовите фактор, который НЕ способствует дестабилизации окружающей среды
а) добыча торфа;
б) военные действия;
в) добыча полезных ископаемых
г) рекультивация деградированных земель

10. Техногенный ландшафт – …
а) стихийно сопутствующие технологическому развитию, неупорядоченные и неудобные для жизни ландшафты
б) упорядоченный, оптимизированный ландшафт, состояние которого постоянно контролируется
в) природный ландшафт, подчиняющиеся общим закономерностям развития природы
г) исходные природные сообщества


Задания открытого типа
1. Перечислите виды эрозии почв
2. В понятие «биомелиорация» включают следующие виды мелиораций:

3. Землевание – это…
4. Перечислите земли, относящиеся к нарушенным
5. Нарушенные земли – это…
6. Консервация земель – это…
7. Фитомелиорация – это…
8. Какова конечная цель биологической рекультивации?
9. Антропогенной флорой называют
10. Интродукция – …
11. Сельскохозяйственное направление рекультивации подразумевает
12. Лесохозяйственное направление рекультивации подразумевает
13. Водохозяйственное направление рекультивации подразумевает
14. …- это комплекс мероприятий по восстановлению поверхности промышленных отвалов путем нанесения слоя подпочвы и почвы до 1 м толщиной и последующим использованием этой площади под земледелие
15. … – это закрепление поверхности отвалов механическим путем



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Определение земельного фонда. Современное состояние и использование земельного фонда РФ. Разделение земель по назначениям.
2. Влияние антропогенной деятельности на состояние земель. Последствия нарушения земель.
3. Классификация нарушенных земель (по рельефу, по антропогенному воздействию).
3. Охарактеризуйте нарушенные агрогеосистемы.
4. Понятие рекультивация земель. Основные задачи и объекты рекультивации.
5. Перечислите основные этапы рекультивации земель.
6. Дайте определение биологической рекультивации.
7. Основные методы биологической рекультивации.
8. Понятие фиторемедиация. Приведите примеры растений.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. История развития идей по проблеме биологической рекультивации.
2. Классификация нарушенных земель и возможные направления их использования.
3. Основные задачи и объекты рекультивации.
4. Охарактеризуйте 3 этапа рекультивации земель (подготовительный, технический, биологический)
5. Основные методы биологической рекультивации.
6. Особенности рекультивации опустыненных земель.
7. Рекультивация земель, нарушенных свалками.
8. Рекультивация карьеров. Дальнейшее использование в сельском хозяйстве.
9. Рекультивация и обустройство отвалов и насыпей.
10. Рекультивация засоленных земель.
11. Назовите основные характеристики рекреационного направления рекультивации.
12. Ассортимент деревьев и кустарников для лесной рекультивации в степной и лесостепной зоне.
13. Поверхностное улучшение кормовых угодий.
14. Коренное улучшение кормовых угодий
15. Подсев трав в дернину лугов. Улучшение ботанического состава сенокосов и пастбищ.
16. Особенности улучшения сенокосов и пастбищ методом агростепи.
17. Метод заповедования, как способ рекультивации земель.
18. Сравнить классификацию жизненных форм растений по Раункиеру и Серебрякову.
19. Понятие экологической пластичности организмов. Закон оптимума.
20. Методы борьбы с водной и ветровой эрозией почв.
21. Создание культурного ландшафта (классификация, принципы).
22. Значение рационального природопользования при создании культурного ландшафта.
23. Современное состояние земельного фонда РФ. Классификация земель по целевому назначению.
24. Основные тенденции изменения состояния земель РФ. Причины появления нарушенных земель.
25. Расчет ущерба при нарушении земель.
26. Расчет показателей эффективности восстановления земель.
27. Расчет энергетической питательности зеленых кормов.
28. Осуществление мониторинга земель (задачи, методы, результаты).
29. Природоохранные мероприятия земель лесного фонда.
30. Природоохранные мероприятия сельскохозяйственных земель.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нуреева Т. В., Краснов В. Г., Малюта О. В. Рекультивация нарушенных земель: Учебная литература для ВУЗов МарГТУ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека elibrary: http://elibrary.ru
Биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона». Тестовая и графическая информация о более чем 7000 растений, животных и грибов с территории Алтая и Саян: http://bioaltai-sayan.ru.
Информационная система «Биоразнообразие России. Ботаника: http://www.binran.ru/resources/archive/biodiv/
База данных Биоразнообразие животного и растительного мира Сибири: http://www-sbras.nsc.ru/win/elbib/bio/
Глобальная система по биоразнообразию (GBIF): https://www.gbif.org

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
301Л лаборатория агробиологии и агроэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 8 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитная маркерная – 1 шт.; компьютерные столы – 3 шт., компьютер Aquarius Pro P30 S46 - 1 шт.; моноблок RAMEC Gale Custom G1610 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 - 3 шт.; мини-лаборатория "Экотест-120-ИП(16)" в кейсе - 1 шт.; портативная система для измерения газообмена в образцах растений GFS-3000 Walz - 1 шт., рН-метр полевой с длинным щупом - 1 шт.; спектрофотометр ПЭ-5 400 УФ - 1 шт.; центрифуга ЦЛМН-Р 10-01 - 1 шт.; электронный регистрирующий почвенный пенетрометр Eijelkamp P1.52 в комплекте -1 шт.; ноутбук полностью защищенный трансформируемый Panassonic Toughobook CF-19 - 1 шт.; флуориметр универсальный переносной Walz Junior-PAM - 1шт.; аквадистиллятор Адэа- С3СМО - 1 шт.; весы аналитические CY-224C - 1 шт.; весы электронные Acom JW-1-300 - 1 шт.; влагомер зерна PM-650 - 1 шт.; комплект приборов PNT3000 Combi и pH3000 (10700) - 1 шт.; шкаф для хранения лабораторной посуды и оборудования – 3 шт., стол лабораторный 3 шт.
326Л лаборатория биогеографии и экологии сообществ - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima-C - 1 единица; проектор Epson EB-X04 - 1 шт.; микроскоп Альтами ПС0745 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп Микмед - 2 шт.; рабочее место преподавателя, моноблок Powercool P21 Intel - 1 шт.; принтер LaserJet 1320 - 1 шт.; микроскоп Биолам Р-11 - 8 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Восстановление деградированных и нарушенных экосистем». Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания об изучаемом предмете. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, гербарием, коллекцией семян. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.