МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нормирование загрязнения окружающей среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкологический мониторинг и экобезопасность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Экология и природопользование_ЭМиЭБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Бобина И.В.

Рецензент(ы):
к.б.н., Зам.дир. по науч. работе ИВЭП СО РАН, Безматерных Д.М.

Рабочая программа дисциплины
Нормирование загрязнения окружающей среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 897)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование у студентов системных представлений о теоретических и методических основах экологического нормирования и развития навыков разработки экологических нормативов и оценок устойчивости природных систем

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен проводить экологический мониторинг состояния окружающей среды и оценивать влияние хозяйственной деятельности человека на экосистемы различного уровня
ПК-2.1 Знает методы проведения экологического мониторинга и оценки состояния окружающей среды
ПК-2.2 Умеет оценивать степень влияния и ущерба техногенного характера для окружающей среды
ПК-2.3 Владеет навыками проведения экологического мониторинга состояния окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методы проведения экологического мониторинга и оценки состояния окружающей среды
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет оценивать степень влияния и ущерба техногенного характера для окружающей среды
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками проведения экологического мониторинга состояния окружающей среды

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экологическое нормирование
1.1. Введение в экологическое нормирование Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Экологическое обоснование хозяйственной деятельности. оценка воздействия на окружающую среду, этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Государственная система экологического нормирования
2.1. Система экологического нормирования Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Санитарно-гигиеническое нормирование качества атмосферного воздуха Практические 3 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Направления нормирования и виды экологических нормативов. Санитарно-гигиеническое нормирование в России. Измерение экологических нагрузок и установление их предельных значений. отечественный и зарубежный опыт создания экологических нормативов. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Правовые основы экологического нормирования и стандартизации
3.1. Экологическое нормирование и стандартизация Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Развитие стандартизации в России. Техническое регулирование и стандартизация. экологическая стандартизация. Стандарты экологического менеджмента ISO 14000. Российские стандарты экологического менеджмента окружающей среды. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Теоретические основы нормирования техногенных нагрузок
4.1. Основы нормирования техногенных нагрузок Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Санитарно-гигиенические принципы нормирования токсических воздействий. Методы оценки опасности веществ (оценка опасности веществ-ксенобиотиков, классификация веществ по степени опасности, комбинированное и комплексное воздействие химических веществ на организм), механизмы устойчивости природных систем к техногенным нагрузкая Сам. работа 3 5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Экологическое нормирование воздействий на атмосферу
5.1. Экологическое нормирование воздействий на атмосферу Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Расчет загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников Практические 3 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Расчет загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от предвижных источников Практические 3 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.4. Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска Практические 3 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.5. показатели загрязненности атмосферы вредными веществами. Потенциал загрязнения атмосферы. Оценки уровня загрязнения атмосферы комплексом примесей. Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Установление лимитов временносогласованных выбросов. Санитарно-защитные зоны предприятий. регулирование выбросов при неблагоприятных метеоусловиях. Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Экологическое нормирование в сфере водопользования
6.1. Экологическое нормирование в сфере водопользования Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.2. Условия выпуска сточных вод в водоемы Практические 3 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.3. Оценка качества воды Практические 3 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.4. Определение степени очистки сточных вод перед сбросом их в водоемы и расчет нормативно допустимых сбросов (НДС) Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.5. Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в водный объект Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
6.6. Виды техногенных нагрузок на поверхностную и подземную гидросферу. Оценка качества воды. Оценки состояния донных отложений рек и водоемов. Разработка нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормирование качества водоемов и водостоков. Рассчет допустимых сбросов сточных вод в водные объекты. регламентация приема сточных вод в систему канализации. Нормирование потребления и отведения воды на предприятии. нормирование воздействий на подземную гидросферу. Водоохранные зоны водных объектов и зоны санитарной охраны. Общие и специальные мероприятия по охране подземной гидросферы от загрязнения. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 7. Экологическое нормирование в сфере землепользования
7.1. Экологическое нормирование в сфере землепользования Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
7.2. Гигиеническая оценка почв, используемых для выращивания сельскохозяйственных растений Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
7.3. Расчет платы за ущерб от загрязнения земель Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
7.4. Критерии оценки состояния почв и земель. Оценка степени загрязненности почв химическими веществами. Виды Землепользования. Показатели устойчивости почв на основе концепции критических нагрузок. Индивидуальные нормативы качества почв и земель. Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 8. Экологическое нормирование в сфере обращения с отходами
8.1. Экологическое нормирование в сфере обращения с отходами Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
8.2. Определение класса опасности отходов на основании степени опасности компонентов отходов для различных природных сред. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
8.3. Расчет платы за размещение отходов производства Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
8.4. Процедуры управления отходами. Проекты нормативов образования отходов и лимиты их размещения. Критерии опасности отходов и категоризация предприятий Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 9. Экологическое нормирование и деятельность промышленных предприятий
9.1. Экологическое нормирование и деятельность промышленных предприятий Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
9.2. Разработка экологических нормативов и контроль за их соблюдением на предприятиях. Экологический учет и отчетность. Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
9.3. Экономические аспекты экологического нормирования Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. В каком году был организован комитет по стандартизации при совете труда и обороны:
1) 1921 г.
2) 1925 г.
3) 1940 г.
4) 1955 г.
2. Какое из ниже перечисленных утверждений не является принципом стандартизации:
1) обязательное применение стандартов
2) максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц
3) применение международного стандарта как основы для разработки национального
4) недопустимо установление стандартов, противоречащих регламентам
3. Что из ниже перечисленного не является объектом стандартизации:
1) продукция
2) методы
3) нормы и требования
4) обозначения, не имеющие перспективы многократного использования
4. В чем заключается принцип опережающей стандартизации:
1) установление повышенных норм, требований к объектам стандартизации, которые будут оптимальны в последующее время
2) согласование показателей взаимосвязанных компонентов, входящих в объекты стандартизации и увязку сроков введения в действие стандартов
5. Документ, в котором в целях многократного и добровольного использования, устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг называется
1) технический регламент
2) стандарт
6. Что из ниже перечисленного не учитывается при разработке ПДК:
1) «доза-эффект»
2) из всего комплекса действующих эффектов выделяется лимитирующий
3) учитывается физиологическая адаптация
4) устанавливается максимальная концентрация, вызывающая интоксикацию
7. Способ проникновения в организм вредного вещества через кожу, сальные или потовые железы называется:
1) перкутанный
2) ингаляционный
3) пероральный
8. Какие из перечисленных типов стандартов относят к экологическим стандартам:
1) стандарт качества ОС
3) стандарт воздействия на ОС
4) стандарт качества технологического процесса
5) все выше перечисленные
9. В каком году была введена «система стандартов менеджмента окружающей среды»:
1) 2005 г.
2) 2004 г.
3) 2000 г.
4) 2009 г.
10. Зона однократного острого воздействия определяется:
1) соотношением средней летальной концентрации вредного вещества к пороговой концентрации для однократного воздействия, приводящей к острым отравлениям
2) соотношением пороговой концентрации для однократного воздействия, приводящей к острым отравлениям к средней летальной концентрации вредного вещества
3) соотношением концентрации для однократного воздействия, приводящей к острым отравлениям к средней летальной концентрации вредного вещества
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
1. Перечислите и охарактеризуйте показатели загрязнения атмосферы вредными веществами.
2. Что такое СЗЗ? Как регламентируются ее размеры?
3. Каким образом рассчитываются и утверждаются нормативы ПДВ в атмосферу?
4. Перечислите и охарактеризуйте виды техногенных нагрузок на подземную и поверхностную гидросферу?
5. Каким образом проводится оценка качества воды?
6. Каким образом осуществляется разработка нормативов допустимого воздействия на водные объекты?
7. Как осуществляется нормирование потребления и отведения воды на предприятии?
8. Что такое водоохранная зона? Для каких целей она устанавливается и от чего зависит ее размер?
9. Какие показатели используются для расчета нагрузки на территории?
10. Какие показатели используются для оценки качества почвы?
11. Каким образом осуществляется разработка региональных нормативов загрязнения почв?
12. Дайте определение отходов? Что такое отходы производства и отходы потребления?
13. Каким образом рассчитываются нормативы образования отходов производства?
14. Каким образом рассчитываются нормативы образования отходов потребления?
15. Классы опасности отходов и способы его определения.
16. Каким образом разрабатываются экологические нормативы для предприятий?
17. Что представляет собой отраслевое нормирование?
18. Какие виды экологических стандартов регулируют деятельность промышленных предприятий?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену
1. Какова цель, задачи, объект, предмет и принципы экологического нормирования?
2. Кратко опишите историю экологического нормирования.
3. Перечислите и охарактеризуйте основные направления экологического нормирования?
4. Какова роль экологического нормирования для стандартизации в области охраны окружающей среды?
5. Дайте характеристику системы стандартов в России.
6. Дайте характеристику системы стандартизации в области охраны окружающей среды в РФ.
7. Технический регламент и какое место он занимает в управлении природопользованием?
8. Что такое экологические стандарты? Приведите примеры.
9. Каковы основные особенности системы стандартов ISO 14000, СЭМОС?
10. Дайте характеристику "устойчивости природных систем". Перечислите и охарактеризуйте виды устойчивости природных систем.
11. Перечислите и охарактеризуйте критерии деградации наземных экосистем.
12. Перечислите и охарактеризуйте основные направления экологического нормирования.
13. Санитарно-эпидемиологическое нормирование В РФ.
14. Дайте характеристику экосистемному нормированию.
15. Каким образом осуществляется измерение экологических нагрузок и установление их предельных значений?
16. Перечислите и охарактеризуйте показатели загрязнения атмосферы вредными веществами.
17. Что такое СЗЗ? Как регламентируются ее размеры?
18. Каким образом рассчитываются и утверждаются нормативы ПДВ в атмосферу?
19. Перечислите и охарактеризуйте виды техногенных нагрузок на подземную и поверхностную гидросферу?
20. Каким образом проводится оценка качества воды?
21. Каким образом осуществляется разработка нормативов допустимого воздействия на водные объекты?
22. Как осуществляется нормирование потребления и отведения воды на предприятии?
23. Что такое водоохранная зона? Для каких целей она устанавливается и от чего зависит ее размер?
24. Какие показатели используются для расчета нагрузки на территории?
25. Какие показатели используются для оценки качества почвы?
26. Каким образом осуществляется разработка региональных нормативов загрязнения почв?
27. Дайте определение отходов? Что такое отходы производства и отходы потребления?
28. Каким образом рассчитываются нормативы образования отходов производства?
29. Каким образом рассчитываются нормативы образования отходов потребления?
30. Классы опасности отходов и способы его определения.
31. Каким образом разрабатываются экологические нормативы для предприятий?
32. Что представляет собой отраслевое нормирование?
33. Какие виды экологических стандартов регулируют деятельность промышленных предприятий?
34. Охарактеризуйте системы платежей в сфере природопользования в РФ.
35. Каким образом определяются платежи на загрязнение окружающей среды?
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Редина М.М., Хаустов А.П. Нормирование и снижение загрязнений окружающей среды: учебник для бакалавров Юрайт, 2015
Л1.2 Кукин П,П., Колесников Е.Ю., Колесникова Т.М. Оценка воздействия на окружающую среду. экспертиза безопасности: учебник и практикум Юрайт, 2016
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2012
Л2.2 Харламова М.Д. Твердые отходы: технологии утилизации, методы контроля, мониторинг: учебное пособие Юрайт, 2018 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Содержание дисциплины распределяется между лекционной и практической частями на основе принципов фундаментальности и интегрированности. Освоение предмета включает также подготовку докладов и рефератов. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическим основам генетики. Практические и семинарские занятия не дублируют лекции, а содержат материал, позволяющий развить у студентов логику генетического мышления, использовать теоретические знания в решении генетических задач. Доклады и рефераты предполагают обязательное привлечение и самостоятельную проработку дополнительной литературы, что, несомненно, расширяет и углубляет фундаментальные знания дисциплины и позволяет быть в курсе современных научных открытий в отдельных областях генетики.
Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной (коллоквиумы, доклады) и письменной форме (контрольные работы). Проведение письменных индивидуальных работ дисциплинирует студентов, дает основание преподавателю для объективной оценки знаний и, кроме того, позволяет самому студенту определить уровень собственной подготовки по предметам.
Дисциплина завершается устным экзаменом, на котором проверяется усвоение теоретического материала и способность студентов решать генетические задачи. Билет содержит 2 вопроса из разных разделов курса и одну генетическую задачу. При определении итоговой оценки учитываются результаты сдачи коллоквиумов, контрольных работ и рефератов, о чем студенты предупреждаются заранее перед началом курса.