МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по экологической безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкологический мониторинг и экобезопасность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Экология и природопользование_ЭМиЭБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 32 32 32 32
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Сперанская Н.Ю.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по экологической безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 897)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева Марина Михайловна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать комплекс научно-практических знаний о современных экологических проблемах, возникающих при осуществлении различных видов хозяйственной деятельности, а также о методах обеспечения экологической безопасности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен применять экологические методы исследований для решения научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности
ОПК-3.1 Знает современные методы и подходы в изучении экологических проблем
ОПК-3.2 Умеет оценивать экологическое состояние окружающей среды в зависимости от уровня техногенной нагрузки
ОПК-3.3 Владеет навыками применения экологических методов для решения прикладных задач в профессиональной деятельности
ПК-1Способен планировать и организовывать научно-иследовательскую работу по изучению биразноообразия, оценке качества и экобезопасности окружающей среды
ПК-1.1 Знает основные принципы организации научно-исследовательской работы в сфере изучения биоразнообразия и устойчивости природных экосистем
ПК-1.2 Умеет планировать научно-исследовательскую работу по изучению биоразнообразия и оценке качества и экобезопасности окружающей среды
ПК-1.3 Владеет навыками организации научно-исследовательской работы по оценке качества и экобезопасности окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды; требования к содержанию материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет планировать по результатам оценки воздействия на окружающую среду мероприятия по снижению (предотвращению) негативного воздействия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками анализа результатов расчетов по оценке воздействия на окружающую среду, разработке мероприятий по обеспечению экологической безопасности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в методы обеспечения экологической безопасности
1.1. Цели и задачи методов обеспечения экологической безопасности. Сам. работа 2 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
1.2. Экологические проблемы, возникающие при осуществлении основных видов хозяйственной деятельности Лабораторные 2 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 2. Требования и нормативы Росприроднадзора в области обеспечения экологической безопасности
2.1. Комплексная геоэкологическая оценка урбанизированной территории и методы ее проведения Лабораторные 2 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
2.2. Требования и нормативы Росприроднадзора в области обеспечения экологической безопасности Сам. работа 2 16 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 3. Экологический мониторинг и контроль
3.1. Виды мониторинга и контроля и особенности их проведения в оценке уровня экологической безопасности Лабораторные 2 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
3.2. Технологии обеспечения приемлемого уровня экологической безопасности. Методы контроля качества окружающей среды Сам. работа 2 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
3.3. Методы управления качеством окружающей среды и уровнем экологической безопасности Сам. работа 2 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
Раздел 4. Управленческие решения и экологическая политика по обеспечению приемлемого уровня экологической безопасности
4.1. Ресурсосберегающие технологии. Понятие о территориально-промышленном комплексе Сам. работа 2 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
4.2. Формирование экологической политики. Методы и перспективы управления уровнем экологической безопасности в контексте концепции устойчивого развития человечества Сам. работа 2 12 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
4.3. Принципы принятия управленческих решений в сфере рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Лабораторные 2 10 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-3: Способен применять экологические методы исследований для решения научно-исследовательских и прикладных задач профессиональной деятельности

Тестовые задания

1. Биологический мониторинг НЕ оценивает?
А – трофические связи
Б – рождаемость
В – видовое богатство
Г – смертность

2. Какие из приоритетных загрязнителей определяются только в воздухе?
А – пестициды
Б – тяжелые металлы
В – взвешенные вещества
Г – нефтепродукты

3. Техногенные системы это – ?
А – системы, которые созданы в результате интеллектуальной и/или технической деятельности человека;
Б – системы, которые созданы для защиты технических устройств от неправильных
действий человека;
В – системы, защищающие окружающую среду от производственной деятельности
человека;
Г – многоступенчатые и комплексные системы, предназначенные для эффективного
разделения выбросов.

4. Превышение концентраций загрязняющих веществ (от 3ПДК до 5ПДК) при отборе разовой пробы из водного объекта-приемника очищенных сточных вод в соответствии с классификатором происшествий относится к:
А – предпосылке к происшествию
Б – значительному происшествию
В – потенциально опасному происшествию
Г – крупному происшествию

5. Деятельность в области экологического аудита:
А - не регулируется государством
Б - осуществляется государством только на основании заявления организации
В - подлежит государственному регулированию
Г – осуществляется в частном порядке

6. Что признается объектом правовой охраны в соответствии с экологическим законодательством?
А - юридическое лицо
Б - природоохранные действия
В - природная среда

7. Какой нормативно правовой акт является одним из важнейших в области экологической безопасности?
А - ФЗ «Об охране окружающей среды»
Б - ФЗ «О животном мире»
В - ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

8. Сколько классов опасности отходов выделяют?
А - I
Б - II
В - V
Г - X

9. Причина возникновения «озоновых дыр» в атмосфере – увеличение …
А - концентрации углекислого газа
Б - концентрации фреонов
В - концентрации диоксида азота
Г - концентрации аммиака

10. Оценка состояния почв учитывается при мониторинге:
А - глобальном
Б - локальном
В - региональном
Г - биосферном


Задания открытого типа

1. Как расшифровывается термин НМУ, при наступлении которого состояние воздушной среды способствует накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха?
2. Повторное использование или возвращение в оборот отходов производства и потребления называют?
3. Верно ли, что индекс загрязнения воды рассчитывается по шести-семи гидрохимическим показателям?
Да
Нет
4. Соответствует ли нормативам загрязнение атмосферы от местных предприятий, если концентрация SO2 = 0,63 мг/м3 (ПДК = 0,5 мг/м3)? Ответ запишите в виде расчета.
5. Согласны ли Вы с утверждением, что: "Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не предусматривает учет не только гигиенических, но и экологических нормативов качества атмосферного воздуха"?
Да
Нет
6. Кто может быть инициатором проведения общественной экологической экспертизы?
7. Верно ли, что к основным видам фонового мониторинга относится биологический мониторинг?
8. Что является регулятором численности популяции – плодовитость или смертность?
9. Источники загрязнения атмосферы могут быть … и … .
10. Важнейшей профилактической мерой предупреждения загрязнения подземных вод в районах водозаборов служит … ?
11. Какому из антропогенных воздействий больше всего подвержены степные регионы?
12. Нормативы, устанавливающие концентрации вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или поверхности (кожа работающих), которые при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияют на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства называются?
13. Такая проблема как «парниковый эффект» будет решаться на… уровне.
14. Загрязнения природной среды живыми организмами называется … загрязнением.
15. Пост, служащий для отбора проб под дымовым факелом с целью выявления зоны влияния данного источника промышленных выбросов, называется … постом.
16. Процесс, связанный с накоплением в атмосфере углекислого газа, сажи и других твердых частиц, который вызывает повышение температуры и приводит к неблагоприятным изменениям в биосфере называется, …..
17. Привнесение в экосистему таких источников энергии, как тепло, свет, шум называется … загрязнение.
18. Восстановление нарушенных свойств земель, называется …
19. Степень воздействия человеческой деятельности на окружающую и природную среды, в том числе на литосферу называется … нагрузкой.
20. Норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух называется - … … …
21. Мониторинг, проводимый на всем земном шаре называется …
22. Установите иерархию уровней экологического мониторинга, начиная с большего:
А – Государственный
Б – Фоновый
В – Глобальный
Г – Импактный
Д – Региональный
23. … … - это экономическое сочетание предприятий одной промышленной точки или целом районе, при котором достигается определенный экономический эффект за счет удачного подбора предприятий в соответствии с природными и экономическими условиями района.
24. Биоиндикация это – использование для контроля состояния среды некоторых …, особо чувствительных к изменению параметров природной среды и к появлению в ней загрязнителей.
25. «…… представляют собой специальные выплаты тем загрязнителям, которые осуществляют меры по снижению загрязнения»

Критерии оценивания:
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.

ПК-1: Способен планировать и организовывать научно-исследовательскую работу по изучению биразнообразия, оценке качества и экобезопасности окружающей среды

Тестовые задания

1. В оценке состояния пресноводных водоемов широкое распространение получил метод … ?
А – экологического индекса
Б – биотического индекса
В – информационного индекса
Г – геоэкологического индекса

2. Вид негативного воздействия на окружающую среду, за который взимается плата?
А – опахивание
Б – выпас
В – размещение отходов
Г – засоление почв

3. В чем выражается воздействие на почву при выпасе?
А – в уплотнении верхнего слоя
Б – в разрыхлении верхнего слоя
В – в улучшении качеств
Г – изменений не происходит
4. Организмы низкой ценотической мощности, но способные быстро захватывать свободные пространства называются?
А – виоленты
Б – патиенты
В – редуценты
Г – эксплеренты

5. В биологию понятие «биосфера» впервые было введено:
А - Г. Менделем в конце ХIХ века
Б- Ж.Б. Ламарком в начале ХIХ века
В - Ч. Дарвиным в ХХ веке

6. Специально уполномоченным гос. органом в сфере мониторинга окружающей среды является:
А – Россельхознадзор
Б – Рослесхоз
В – Росгидромед
Г – Росприроднадзор

7. Какой из методов контроля качества окружающей среды относится к дистанционным методам:
А – биологический
Б – химический
В – радиометрический
Г – метеорологический

8. Мониторинг, осуществляемый в пределах одного государства или крупного района этого государства называется …
А – глобальный
Б – региональный
В – национальный
Г – местный

Задания открытого типа

1. Самым первым, по времени своего возникновения в ботанической науке, является …….. метод исследований биологического разнообразия.
2. Луг более устойчивая экосистема, чем пшеничное поле, так как в нем…
3. Методика биоиндикации почв по видовому составу почвенных беспозвоночных применима только в … период.
4. .… воздействие – деятельность человека, ведущая к утрате природной средой своих полезных качеств.
5. Какую шкалу используют для определения относительного обилия растений в фитоценозе?
6. Перечислите виды экологической экспертизы?
7. Какие индексы часто используют в биоценологических, фаунистических и биогеографических работах?
8. Экологическая безопасность является частью … безопасности.
9. Принятый в биологической систематике способ обозначения видов при помощи двухсловного названия (биномена) на латыни, состоящего из сочетания двух названий: имени рода и имени вида называется … номенклатурой.
10. Согласны ли Вы с утверждением, что можно считать понятие биоразнообразие синонимом экологического качества окружающей среды?
Да
Нет
11. Входит ли Президент РФ в число органов управления в области охраны окружающей среды?
12. … парки и … сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия.
13. Согласны ли Вы с утверждением, что «Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду» сформировано общественным движением и не утверждено нормативно правовым актом?
Да
Нет
14. Концентрация, не оказывающая прямого или косвенного неблагоприятного воздействия на настоящие или будущие поколения, не снижающая работоспособность человека, не ухудшающая его самочувствие при неограниченно долгом (годы) вдыхании, называется предельно допустимая … концентрация.
15. Концентрация, не вызывающая при вдыхании в течение 20-30 мин рефлекторных реакций в организме человека (при том, что возникновение таких реакций зависит не только от содержания вещества в воздухе, но и от длительности вдыхания), называется предельно допустимая … … концентрация
16. … … - это планомерное, научно-обоснованное преобразование окружающей среды по мере совершенствования материального производства на основе комплексного использования невозобновляемых ресурсов в цикле «производство – потребление – вторичные ресурсы» при условии сохранения и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов.
17. … … - это технология, при которой потребление всех типов ресурсов сведено к рациональному уровню.
18. Слежение за общемировыми процессами и явлениями, включая антропогенные воздействия на биосферу и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях представляет собой …
19. Срок проведение государственной экологической экспертизы для простых объектов … дней
20. …… предполагают внедрение системы платежей за выбросы, экологических налогов и субсидий и других экономических стимулов, чтобы заинтересовать производителей и потребителей в рациональном природопользовании.

Критерии оценивания:
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Мониторинг и контроль.
2. Виды мониторинга и контроля и особенности их проведения в оценке уровня экологической безопасности.
3. Специальные методы мониторинга и контроля.
4. Методы управления качеством окружающей среды.
5. Командно-административные, экономические и рыночные методы управления уровнем экологической безопасности.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Классификация экологических проблем возникающих при осуществлении основных видов хозяйственной деятельности.
2. Основные блоки, входящие в состав обязательного исследования экологической безопасности как предмета исследования.
3. Комплексная геоэкологическая оценка урбанизированной территории. Методы ее проведения. Биологические методы или частично количественные.
4. Требования и нормативы Росприроднадзора в области обеспечения экологической безопасности.
5. Мониторинг и контроль. Виды мониторинга и контроля и особенности их проведения в оценке уровня экологической безопасности. Специальные методы мониторинга и контроля.
6. Комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и др.).
7. Технологии обеспечения приемлемого уровня экологической безопасности.
8. Методы управления качеством окружающей среды. Командно-административные, экономические и рыночные методы управления уровнем экологической безопасности.
9. Ресурсосберегающие технологии. Возможности использования производственных отходов как вторичных материальных ресурсов, комбинирование производств, создание замкнутых технологических процессов.
10. Понятие о территориально-промышленном комплексе. Энергосберегающие процессы как возможность успешного комплексного решения проблем энергетики и энергоемких производств.
11. Формирование экологической политики. Возможности управления уровнем экологическим экологической безопасности на производстве.
12. Методы и перспективы управления уровнем экологической безопасности на разных уровнях в контексте концепция устойчивого развития человечества.
13. Выбор и обоснование индикаторов устойчивого развития.
14. Принципы принятия управленческих решений в сфере рационального природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.


Критерии оценивания на зачете
Студенту предлагается два теоретических вопроса из разных разделов курса. Каждый вопрос оценивается отдельно в соответствии с критериями, описанными ниже. При ответе на каждый вопрос на положительную оценку ставится зачтено.
Оценка «отлично» - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Оценка «хорошо» - студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе.
Оценка «удовлетворительно» - студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Оценка «неудовлетворительно» - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.ecolife.ru/ Экология и жизнь. Научно-популярный образовательный журнал
http://www.energosoft.info/soft_ecolog.html ENERGO SOFT ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
http://ecoportal.su/ ECOPORTAL Вся экология
http://www.icsti.su/ Международный центр научной и технической информации
http://www.spsl.nsc.ru/ Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://www.greenpeace.org/russia/ru/ Гринпис России
http://kodeks.psu.ru/ Информационно-правовая система Кодекс
http://nature.org/ The Nature Conservancy - Организация по охране природы. Наука об охране природы

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.
301Л лаборатория агробиологии и агроэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 8 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитная маркерная – 1 шт.; компьютерные столы – 3 шт., компьютер Aquarius Pro P30 S46 - 1 шт.; моноблок RAMEC Gale Custom G1610 - 3 шт.; микроскоп Биомед 6 - 1 шт.; микроскоп медицинский БИОМЕД-6 - 3 шт.; мини-лаборатория "Экотест-120-ИП(16)" в кейсе - 1 шт.; портативная система для измерения газообмена в образцах растений GFS-3000 Walz - 1 шт., рН-метр полевой с длинным щупом - 1 шт.; спектрофотометр ПЭ-5 400 УФ - 1 шт.; центрифуга ЦЛМН-Р 10-01 - 1 шт.; электронный регистрирующий почвенный пенетрометр Eijelkamp P1.52 в комплекте -1 шт.; ноутбук полностью защищенный трансформируемый Panassonic Toughobook CF-19 - 1 шт.; флуориметр универсальный переносной Walz Junior-PAM - 1шт.; аквадистиллятор Адэа- С3СМО - 1 шт.; весы аналитические CY-224C - 1 шт.; весы электронные Acom JW-1-300 - 1 шт.; влагомер зерна PM-650 - 1 шт.; комплект приборов PNT3000 Combi и pH3000 (10700) - 1 шт.; шкаф для хранения лабораторной посуды и оборудования – 3 шт., стол лабораторный 3 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется:
1 вести конспект лекций;
2 изучать основную и дополнительную литературу.
Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки.
Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона.
Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы.