МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эпос тюркских народов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильЭтнокультурология тюркского мира: арт-практики и креативные индустрии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_История искусств_ЭТМ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат культурологии, доцент, Балакина Елена Ивановна

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, зав кафедрой искусств, Черняева Ирина Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
Эпос тюркских народов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 561)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20222027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кирюшина Юлия Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Кирюшина Юлия Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение этнокультурных особенностей эпоса и практики сказительства тюркских народов, содержания и аксиологических аспектов эпических произведений, особенностей современной жизни эпического наследия и его значимости на новом этапе развития духовной культуры народов Центральной Азии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику эпического наследия тюркских народов, его роль и значение в истории тюркской культуры, в формировании системы духовных ценностей новых поколений

3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать эпические тексты и процесс эпического сказительства как феномен культуры с целью выявления типических особенностей культуры тюркских народов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками осмысленного прочтения эпических текстов, понимания культурного своеобразия эпических традиций различных тюркских народов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы изучения эпоса тюркских народов
1.1. Введение. Содержание,задачи и объем курса.Историография изучения эпоса тюркских народов Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.2. Введение. Содержание,задачи и объем курса.Историография изучения эпоса тюркских народов Сам. работа 2 10 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.3. Древнетюркские письменные памятники Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.4. Древнетюркские письменные памятники Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.5. Древнетюркские письменные памятники Сам. работа 2 12 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Особенности развития эпоса тюркских народов России.
2.1. Тюркские письменные памятники (Огузнамэ. Китаби дэдэм Коркут. Вопросы истории возникновения произведения, поэтики) Сам. работа 2 16 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.2. Тюркская литература средних веков. Ислам. Суфизм. Идейноэстетические,художестве ные особенности суфийских произведений Сам. работа 2 16 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.3. Литература тюркских народов УралоПоволжья,Сибири Сам. работа 2 16 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.4. Современный тюркский эпос стран СНГ(азербайджанская, узбекская, киргизская, казахская) Лекции 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.5. Современный тюркский эпос стран СНГ(азербайджанская, узбекская, киргизская, казахская) Практические 2 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
2.6. Современный тюркский эпос стран СНГ(азербайджанская, узбекская, киргизская, казахская) Сам. работа 2 24 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11323

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Эпоха, в которой зарождается культура и искусство, получила название
а) древность;
б) первобытность;
в) архаика;
Правильный ответ: б

2. При всей предельной широте понятия «культура» укажите, какие из перечисленных ниже явлений не входят в его смысловые границы?
а) природа;
б) человек;
в) машина.
Правильный ответ: а.

3. Какую из трёх условно выделяемых секторов культуры вы возьмёте за основу для определения её качества в целом или её отдельных подсистем?
а) материальная культура
б) художественная культура
в) духовная культура.
Правильный ответ: в

4. К чьим трудам вы обратитесь в исследовании культуры с семиотических позиций?
а) З. Фрейд;
б) Н. Бердяев;
в) Ю. Лотман.
Правильный ответ: в

5. Какой подход необходимо применить при изучении культуры в исторической динамике?
а) типологический
б) исторический;
в) психологический.
Правильный ответ: б.

6. Кто автор принятого в современной культурологической науке целостного определения культуры: «Культура – это совокупный способ и продукт человеческой деятельности»?
а) Лотман Ю.М.
б) Каган М.С.
в) Лихачёв Ю.М.
Правильный ответ: б.


7. Для построения исторической типологии культуры в ходе исследований необходимо начинать с определения
а) картины мира;
б) художественного стиля эпохи;
в) политического устройства общества.
Правильный ответ: а.

8. Что вмещают в себя смысловые границы научного понимания культуры?
а) всю деятельность человека;
б) художественный стиль эпохи;
в) сферу взаимодействия человека и природы.
Правильный ответ: а

9. На какие свойства культуры указывает научный тезис о её системном строении?
а) культура представляет собой неразрывную целостность, в которой все элементы взаимосвязаны;
б) развитие культуры подчиняется общим логическим законам;
в) культура – стабильное явление с чёткой структурой и иерархическим строением.
Правильный ответ: а

10. Какие особенности взаимоотношения человека и культуры необходимо учитывать при её исследовании?
а) человек создаёт культуру и определяет её качество;
б) культура – это среда, в которой формируется человек, и его качества зависят от условий окружающей его культуры;
в) человек творит культуру, но и культура формирует человека, они взаимно опосредуют друг друга.
Правильный ответ: в


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Совокупный способ и продукт человеческой деятельности – это … .
Правильный ответ: культура

2. Какая оппозиция определяет исходные границы понятия «культура»?
Правильный ответ: культура и натура (природа)

3. Какая из трёх условно выделяемых подсистем культуры определяет качество культуры в целом и влияет на характер других элементов?
Правильный ответ: духовная культура

4. Кто автор семиотической концепции культуры?
Правильный ответ: Ю. Лотман

5. Какой подход применяется для изучения культуры в хронологической динамике?
Правильный ответ: исторический

6. Для построения типологической модели культуры Древнего Египта нужен признак, в котором были бы синтезированы её основные характеристики. Такой общей культурной матрицей является … .
Правильный ответ: модель мира, в которой мир мёртвых главнее мира живых.

7. В каком-то смысле все современные виды жизнедеятельности человека берут свое начало в …, поэтому изучение … культуры представляет большой интерес для исследователей
Правильный ответ: первобытности, первобытной.

7. Как называет человека в своей игровой теории Й. Хёйзинга?
Правильный ответ: «человек играющий»

8. Какой из трёз путей выхода культуры в цивилизационное развитие (по концепции М.С. Кагана) избрала изначально Древняя Русь?
Правильный ответ: земледельческий.

9. Какие два признака чётко указывают на начало периода средневековья в Европе?
Правильный ответ: феодальные отношения и принятие христианства.

10. Что возрождала культура эпохи Возрождения?
Правильный ответ: В эпоху Возрождения происходило действительное возрождение отвергнутой и осужденной Средневековьем культуры Античности





КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Томилов Н.А. Тюркские народы Восточной Сибири : М.: Наука, 2008
Л1.2 Кляшторный С. Г. Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии : СПб.: Наука, 2006
Л1.3 Гумилев Л.Н. Древние тюрки.: М.,, 2001
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. И. Шерстова; отв. ред. И. В. Октябрьская, В. Д. Славнин Тюрки и русские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII - начала ХХ века: монография Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2005
Л2.2 Бартольд В.В. Тюрки. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии.: М., , 1997
Л2.3 Бурибаева М.А. Тюркизмы в русском языке: от вариантов к норме: Монографии Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Эпос тюркских народов. Учебный курс в Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э3 Консультант Плюс www.consultant.ru
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, №4065231 от 08.12.2010) (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, №61834699 от 22.04.2013)(бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses)(бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt) (бессрочно)
AcrobatReader (http://wwwimages.adob.com/content/dam/)Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf) (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/)(бессрочно)
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/)(бессрочно)
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/)(бессрочно)
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky/ru/) (до 23 июня 2024)
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark) (бессрочно)
Okular (https://okular.kde.org/ru/download) (бессрочно)
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/)(бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
216Д учебный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; аудиомагнитофон репортажный Marantz PMD - 2 шт.; музыкальный центр АЙВА; спутниковая антенна Супрал 0,6 м + 1 спутниковый ресивер Humax VA Ace+телевизор LCD SONY KDL-32U4000; видеомагнитофон "Kim"; DVD-плейер BBK DV 216 SI; DVD-плейер Sony DVP-NS308

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet-ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать – специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
Выполнение практических заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточный контроль.
Аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся выполнение практических заданий, зачет.
Для подготовки к зачёту или экзамену студентам предлагается перечень примерных вопросов. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на зачёте или экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах.