МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История мирового киноискусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильЭтнокультурология тюркского мира: арт-практики и креативные индустрии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_История искусств_ЭТМ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Доцент, М.Г. Чурилов

Рецензент(ы):
Д-р искусствоведения, Дир. инст., Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
История мирового киноискусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 561)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кирюшина Юлия Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Кирюшина Юлия Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать устойчивые представления об истории становления искусства кино
и его значении в контексте художественной культуры XX века в условиях профессиональной переподготовки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен применять полученные знания в преподавании истории искусства и мировой художественной культуры, используя различные системы и методы, выбирая эффективные пути для решения поставленных педагогических задач;
ОПК-2.1 Знает: содержание искусствоведения как научной дисциплины и предмета искусствоведческих исследований; социальную значимость искусствоведческих знаний в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
ОПК-2.2 Умеет: осуществлять основные функциональные обязанности в профессиональной деятельности историка искусства; применять основы искусствоведческого знания в научно-исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-2.3 Владеет: навыками практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Этапы становления и развития искусства кино, об особенностях киноязыка и взаимодействии кино с явлениями
художественной культуры XX века.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять полученные знания в преподавании истории искусства и мировой художественной культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыком анализа киноповествования и «прочтения» кадра фильма как единицы художественного текста.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История кинематографа
1.1. Немое кино Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Создание Голливуда Практические 2 1 Л1.1, Л2.2
1.3. Начало кинематографа в России Практические 2 1 Л1.1, Л2.2
1.4. Звуковое кино Практические 2 1 Л1.1, Л2.2
1.5. Цветной кинематограф Практические 2 1 Л1.1, Л2.2
1.6. Немецкий экспрессионизм Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. Кабинет доктора Калигари (1920) Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
1.8. Метрополис (1927) Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
1.9. Советское "оттепельное" кино Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.10. Андрей Тарковский Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
1.11. Георгий Данелия Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
1.12. Василий Шукшин Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
1.13. Французская новая волна Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.14. Антикинематограф Жан-Люк Годара Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1
1.15. Франсуа Трюффо Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
1.16. Ален Рене Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
1.17. Американский кинематограф Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.18. Альфред Хичкок Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
1.19. Новый Голливуд: Стэнли Кубрик, Ф. Ф. Коппола, Мартин Скорсезе, Роман Полански, Вуди Аллен Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
1.20. Современное кино Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
1.21. Независимое кино: Дэвид Линч, Ларс фон Триер, Михаэль Ханеке Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11327

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2
Способен применять полученные знания в преподавании истории искусства и мировой художественной культуры, используя различные системы и методы, выбирая эффективные пути для решения поставленных педагогических задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Кто считается изобретателем кинематографа?
а. Братья Люмьер
б. Лев Толстой
в. Александр Родченко
Ответ: а

Вопрос 2. Как зовут старейшего русского кинопредпринимателя?
а. Иван Озеров
б. Савва Мамонтов
в. Александр Ханжонков
Ответ: в

Вопрос 3. Какой фильм положил начало жанру фэнтези в кино?
а. «Путешествие на Луну»
б. «Страшная месть»
в. «Политый поливальщик»
Ответ: а

Вопрос 4. В каком году был снят один из первых отечественных сериалов «Сонька – Золотая ручка»?
а. 1891 год
б. 1914–1915 гг.
в. 1931–33 гг.
Ответ: б

Вопрос 5. Первым звуковым фильмом был…
а. «Певец джаза»
б. «Бандит гор»
в. «Крик кукушки»
Ответ: а

Вопрос 6. Как назывался первый звуковой фильм советского кино?
а. «Кто ты такой?»
б. «Путёвка в жизнь»
в. «Гвоздь в сапоге»
Ответ: б

Вопрос 7. В каком году был впервые проведён Московский международный кинофестиваль?
а. 1935 год
б. 1959 год
в. 1961 год
Ответ: а

Вопрос 8. Какой цвет завершает трилогию Кшиштофа Кесьлёфского «Три цвета»? Первые две части – это «Синий» и «Белый».
а. Зелёный
б. Красный
в. Жёлтый
Ответ: б

Вопрос 9. Кто является режиссёром советского фильма "Война и мир", который в 1969 году получил премию "Оскар"?
а. Никита Михалков
б. Сергей Бондарчук
в. Андрей Тарковский
Ответ: б

Вопрос 10. Василий Шукшин – известный кинорежиссёр, а также известный…
а. Пианист
б. Художник
в. Писатель
Ответ: в

Вопрос 11. Какой российский фильм получил премию «Оскар»
а. А зори здесь тихие
б. Летят журавли
в. Москва слезам не верит
г. Иван Васильевич меняет профессию
Ответ: б

Вопрос 12. Отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений
а. Фотография
б. Аэрография
в. Кинематография
г. Библиография
Ответ: в

Вопрос 13. Первой в России вручную раскрашенной в цвет чёрно-белой картиной была короткометражная лента
а. «Ухарь-купец»
б. «Белое солнце пустыни»
в. «Свадьба в малиновке»
г. «Весна на заречной улице»
Ответ: а

Вопрос 14. Частота кадров старых (немых) чёрно-белых фильмов составляла
а. 800 кадров в минуту
б. 1000 кадров в минуту
в. 1200 кадров в минуту
г. 1500 кадров в минуту
Ответ: б

Вопрос 15. В начале XXI века, с развитием цифровых технологий записи изображения, появилось понятие
а. Видеооператор
б. Съемочная группа
в. Цифровой кинематограф
г. Видеокамера
Ответ: г

Вопрос 16. Днём рождения кино считается
а. 17 февраля 1885г
б. 4 июня 1876г
в. 15 марта 1901г
г. 28 декабря 1895 г.
Ответ: г

Вопрос 17. Что такое «Фильм д'ар»?
а. Документальный фильм
б. Фильм со спецэффектами
в. Художественный фильм
г. Короткометражный фильм
Ответ: в

Вопрос 18. Первая постановка русского игрового фильма принадлежит А. Дранкову. Благодаря ловкости и предприимчивости Дранков собрал нужные средства для постановки фильма и 15 октября 1908 года показал картину
а. «Понизовая вольница» (Стенька Разин)
б. «Чапаев»
в. «Отцы и дети»
г. «Афоня»
Ответ: а

Вопрос 19. В классических фильмах этого жанра действие происходит на Диком Западе Америки в XIX веке
а. Детектив
б. Драма
в. Боевик
г. Вестерн
Ответ: г

Вопрос 20. К этому жанру относятся фильмы, которые ставят целью рассмешить зрителя, вызвать улыбку, улучшить настроение.
а. Приключенческий фильм
б. Комедия.
в. Музыкальный фильм
г. Фэнтези
Ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Изобретение немецкой кинематографистки Лотта Рейнигер (1899—1981): кадры здесь не рисуются, но «разыгрываются» плоскими фигурками
Ответ: Силуэтная мультипликация

2. Жаргонный термин для обозначения фильмов высокого бюджета (свыше ста миллионов долларов).
Ответ: блокбастер

3. Название самого знаменитого фильма братьев Люмьер
Ответ: Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота

4. Как называется устройство, которое изобрёл учёный монах-иезуит Атаназиус Кирхнер?
Ответ: волшебный фонарь (laterna magica)

5. Если одно отражение не успевает исчезнуть, когда на сетчатку попадает другое, они воспринимаются не раздельно, а слитно. Как назвали учёные способность сетчатки задерживать отражения?
Ответ: Персистенция

6. Назовите имена первых фотографов, научившихся «разлагать» движения фотографически.
Ответ: Эдвард Мейбридж и Этьен ЖюльМаре

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беленький И.В. Всеобщая история кино: лекции по всеобщей истории кино.: учеб. пос. М., 2004.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Делез Ж. Кино. // ЭБС «Университетская библиотека online».: М.: ООО «АдМаргинемПресс», 2012
Л2.2 Утилов В.А. История зарубежного кино. 1945-2000: Учебник для вузов М., 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Фак. искусств, Каф. теории искусства и культурологии Визуальное искусство. История кино России: прогр. и учеб.-метод. материалы для студентов дневной, оч.-заоч. и вечерней форм обучения Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс направлен на формирование готовности использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ в профессиональной деятельности, способность использовать традиционные и эффективные инновационные методы художественного проектирования. Цель — развитие визуальной и информационной культуры с целью личностного и профессионального самоопределения. Учебный курс включает лекции и практические занятия, задания для самостоятельной работы, тестирование. В электронном курсе представлены материалы для дополнительного изучения, ссылки на Интернет-ресурсы.