Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 50.04.03. История искусств |
Профиль | Этнокультурология тюркского мира: арт-практики и креативные индустрии |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_04_03_История искусств_ЭТМ-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Кирюшина Юлия Владимировна
1.1. | Сформировать устойчивые представления об истории становления искусства кино и его значении в контексте художественной культуры XX века в условиях профессиональной переподготовки. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-2 | Способен применять полученные знания в преподавании истории искусства и мировой художественной культуры, используя различные системы и методы, выбирая эффективные пути для решения поставленных педагогических задач; |
ОПК-2.1 | Знает: содержание искусствоведения как научной дисциплины и предмета искусствоведческих исследований; социальную значимость искусствоведческих знаний в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования |
ОПК-2.2 | Умеет: осуществлять основные функциональные обязанности в профессиональной деятельности историка искусства; применять основы искусствоведческого знания в научно-исследовательской и педагогической деятельности |
ОПК-2.3 | Владеет: навыками практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Этапы становления и развития искусства кино, об особенностях киноязыка и взаимодействии кино с явлениями художественной культуры XX века. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять полученные знания в преподавании истории искусства и мировой художественной культуры |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыком анализа киноповествования и «прочтения» кадра фильма как единицы художественного текста. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История кинематографа | ||||||
1.1. | Немое кино | Практические | 2 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Создание Голливуда | Практические | 2 | 1 | Л1.1, Л2.2 | |
1.3. | Начало кинематографа в России | Практические | 2 | 1 | Л1.1, Л2.2 | |
1.4. | Звуковое кино | Практические | 2 | 1 | Л1.1, Л2.2 | |
1.5. | Цветной кинематограф | Практические | 2 | 1 | Л1.1, Л2.2 | |
1.6. | Немецкий экспрессионизм | Лекции | 2 | 1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
1.7. | Кабинет доктора Калигари (1920) | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1, Л2.1 | |
1.8. | Метрополис (1927) | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1, Л2.1 | |
1.9. | Советское "оттепельное" кино | Лекции | 2 | 1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
1.10. | Андрей Тарковский | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1, Л2.1 | |
1.11. | Георгий Данелия | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1, Л2.1 | |
1.12. | Василий Шукшин | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1, Л2.1 | |
1.13. | Французская новая волна | Лекции | 2 | 1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
1.14. | Антикинематограф Жан-Люк Годара | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.1, Л2.1 | |
1.15. | Франсуа Трюффо | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1, Л2.1 | |
1.16. | Ален Рене | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1, Л2.1 | |
1.17. | Американский кинематограф | Лекции | 2 | 1 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 | |
1.18. | Альфред Хичкок | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1, Л2.1 | |
1.19. | Новый Голливуд: Стэнли Кубрик, Ф. Ф. Коппола, Мартин Скорсезе, Роман Полански, Вуди Аллен | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1, Л2.1 | |
1.20. | Современное кино | Практические | 2 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
1.21. | Независимое кино: Дэвид Линч, Ларс фон Триер, Михаэль Ханеке | Сам. работа | 2 | 12 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11327 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2 Способен применять полученные знания в преподавании истории искусства и мировой художественной культуры, используя различные системы и методы, выбирая эффективные пути для решения поставленных педагогических задач ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. Кто считается изобретателем кинематографа? а. Братья Люмьер б. Лев Толстой в. Александр Родченко Ответ: а Вопрос 2. Как зовут старейшего русского кинопредпринимателя? а. Иван Озеров б. Савва Мамонтов в. Александр Ханжонков Ответ: в Вопрос 3. Какой фильм положил начало жанру фэнтези в кино? а. «Путешествие на Луну» б. «Страшная месть» в. «Политый поливальщик» Ответ: а Вопрос 4. В каком году был снят один из первых отечественных сериалов «Сонька – Золотая ручка»? а. 1891 год б. 1914–1915 гг. в. 1931–33 гг. Ответ: б Вопрос 5. Первым звуковым фильмом был… а. «Певец джаза» б. «Бандит гор» в. «Крик кукушки» Ответ: а Вопрос 6. Как назывался первый звуковой фильм советского кино? а. «Кто ты такой?» б. «Путёвка в жизнь» в. «Гвоздь в сапоге» Ответ: б Вопрос 7. В каком году был впервые проведён Московский международный кинофестиваль? а. 1935 год б. 1959 год в. 1961 год Ответ: а Вопрос 8. Какой цвет завершает трилогию Кшиштофа Кесьлёфского «Три цвета»? Первые две части – это «Синий» и «Белый». а. Зелёный б. Красный в. Жёлтый Ответ: б Вопрос 9. Кто является режиссёром советского фильма "Война и мир", который в 1969 году получил премию "Оскар"? а. Никита Михалков б. Сергей Бондарчук в. Андрей Тарковский Ответ: б Вопрос 10. Василий Шукшин – известный кинорежиссёр, а также известный… а. Пианист б. Художник в. Писатель Ответ: в Вопрос 11. Какой российский фильм получил премию «Оскар» а. А зори здесь тихие б. Летят журавли в. Москва слезам не верит г. Иван Васильевич меняет профессию Ответ: б Вопрос 12. Отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений а. Фотография б. Аэрография в. Кинематография г. Библиография Ответ: в Вопрос 13. Первой в России вручную раскрашенной в цвет чёрно-белой картиной была короткометражная лента а. «Ухарь-купец» б. «Белое солнце пустыни» в. «Свадьба в малиновке» г. «Весна на заречной улице» Ответ: а Вопрос 14. Частота кадров старых (немых) чёрно-белых фильмов составляла а. 800 кадров в минуту б. 1000 кадров в минуту в. 1200 кадров в минуту г. 1500 кадров в минуту Ответ: б Вопрос 15. В начале XXI века, с развитием цифровых технологий записи изображения, появилось понятие а. Видеооператор б. Съемочная группа в. Цифровой кинематограф г. Видеокамера Ответ: г Вопрос 16. Днём рождения кино считается а. 17 февраля 1885г б. 4 июня 1876г в. 15 марта 1901г г. 28 декабря 1895 г. Ответ: г Вопрос 17. Что такое «Фильм д'ар»? а. Документальный фильм б. Фильм со спецэффектами в. Художественный фильм г. Короткометражный фильм Ответ: в Вопрос 18. Первая постановка русского игрового фильма принадлежит А. Дранкову. Благодаря ловкости и предприимчивости Дранков собрал нужные средства для постановки фильма и 15 октября 1908 года показал картину а. «Понизовая вольница» (Стенька Разин) б. «Чапаев» в. «Отцы и дети» г. «Афоня» Ответ: а Вопрос 19. В классических фильмах этого жанра действие происходит на Диком Западе Америки в XIX веке а. Детектив б. Драма в. Боевик г. Вестерн Ответ: г Вопрос 20. К этому жанру относятся фильмы, которые ставят целью рассмешить зрителя, вызвать улыбку, улучшить настроение. а. Приключенческий фильм б. Комедия. в. Музыкальный фильм г. Фэнтези Ответ: б ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Изобретение немецкой кинематографистки Лотта Рейнигер (1899—1981): кадры здесь не рисуются, но «разыгрываются» плоскими фигурками Ответ: Силуэтная мультипликация 2. Жаргонный термин для обозначения фильмов высокого бюджета (свыше ста миллионов долларов). Ответ: блокбастер 3. Название самого знаменитого фильма братьев Люмьер Ответ: Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота 4. Как называется устройство, которое изобрёл учёный монах-иезуит Атаназиус Кирхнер? Ответ: волшебный фонарь (laterna magica) 5. Если одно отражение не успевает исчезнуть, когда на сетчатку попадает другое, они воспринимаются не раздельно, а слитно. Как назвали учёные способность сетчатки задерживать отражения? Ответ: Персистенция 6. Назовите имена первых фотографов, научившихся «разлагать» движения фотографически. Ответ: Эдвард Мейбридж и Этьен ЖюльМаре КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Беленький И.В. | Всеобщая история кино: лекции по всеобщей истории кино.: учеб. пос. | М., 2004. | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Делез Ж. | Кино. // ЭБС «Университетская библиотека online».: | М.: ООО «АдМаргинемПресс», 2012 | |
Л2.2 | Утилов В.А. | История зарубежного кино. 1945-2000: Учебник для вузов | М., 2005 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | АлтГУ, Фак. искусств, Каф. теории искусства и культурологии | Визуальное искусство. История кино России: прогр. и учеб.-метод. материалы для студентов дневной, оч.-заоч. и вечерней форм обучения | Изд-во АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Учебный курс направлен на формирование готовности использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ в профессиональной деятельности, способность использовать традиционные и эффективные инновационные методы художественного проектирования. Цель — развитие визуальной и информационной культуры с целью личностного и профессионального самоопределения. Учебный курс включает лекции и практические занятия, задания для самостоятельной работы, тестирование. В электронном курсе представлены материалы для дополнительного изучения, ссылки на Интернет-ресурсы. |