МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гносеологические возможности иронии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.06.01. Философия, этика и религиоведение
НаправленностьОнтология и теория познания; Философия религии и религиоведение
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz47_06_01_Философия, этика и религиоведение-2021,2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор , И.В. Черданцева

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, А.В. Метелев

Рабочая программа дисциплины
Гносеологические возможности иронии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 47.06.01 ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 905)

составлена на основании учебного плана:
47.06.01 Философия, этика и религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 02.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 02.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины «Гносеологические возможности иронии»:
расширить и углубить базовые знания аспирантов по онтологии и теории познания за счет специального изучения категории иронии и иронического метода философствования, реализующегося в концепте «Я-философ-ироник»;
всесторонне исследовать гносеологические возможности иронии;
Примечание: цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ООП Университета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 умением использовать в научно-исследовательской и педагогической деятельности знания актуальных проблем онтологии и теории познания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- содержание курса по истории и философии науки;
- основные типы мировоззрения;
- возможности иронии как метода познания;
- структуру иронического метода философствования;
- специфику иронического метода как метода познания;
- информационно-коммуникационные технологии;
- гносеологическую специфику иронии;
- структурные элементы иронического противоречия;
- онтологические аспекты иронии;
- основные историко-философские этапы развития понятия иронии;
- возможности иронии как метода философствования;
- основы философии и методологии науки;
- основы истории философии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- осуществлять и проектировать междисциплинарные исследования на основе научного мировоззрения, используя иронический подход и знания в области истории и философии науки;
- осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области философского знания с использованием иронического метода философствования и информационно-коммуникационных технологий;
- различать иронический и диалектический методы познания;
- анализировать ироническое противоречие на лексическом, синтаксическом и текстовом уровнях;
- выделять черты сходства и отличия иронического и антиномистического методов познания;
- различать онтологические и гносеологические аспекты иронии;
- выделять эмоционально-волевые компоненты иронического метода, способствующие постижению бытия;
- создавать иронические текстовые структуры на базе различных философских текстов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками проведения междисциплинарных исследований на основе иронического метода;
- навыками использования иронического метода для решения современных философских проблем;
- навыками использования иронического метода для решения онтологических и гносеологических проблем;
- пониманием особенностей иронии как метода постижения бытия;
- умением различать сократовскую и романтическую трактовку иронии;
- навыками использования гносеологических возможностей иронии;
- различными философскими трактовками специфики иронического противоречия и уметь применять их при решении различных философских проблем;
- умением наполнять основные смысловые элементы концепта «Я-философ-ироник» конкретным историко- философским содержанием;
- навыком соотнесения иронического способа познания с другими гносеологическими методами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие иронии: генезис и основные методологические функции
1.1. Основные составляющие сократовской иронии. Античное понимание иронии. Особенности средневековой трактовки иронии. Ирония и народные смеховые формы в интерпретации М.М. Бахтина. Лекции 3 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Основные составляющие сократовской иронии. Античное понимание иронии. Особенности средневековой трактовки иронии. Ирония и народные смеховые формы в интерпретации М.М. Бахтина. Сам. работа 3 11 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Гносеологическая специфика иронии.
2.1. Гносеологическая специфика иронии. Ирония как важнейшая категория философии немецкого романтизма. Основные характеристики романтической иронии. Ирония как «тип экзистенции» в философии С. Кьеркегора. Особенности развития категориального статуса иронии в «философии жизни» и экзистенциализме. Современные интерпретации иронии Практические 3 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Ирония как важнейшая категория философии немецкого романтизма. Основные характеристики романтической иронии. Ирония как «тип экзистенции» в философии С. Кьеркегора. Особенности развития категориального статуса иронии в «философии жизни» и экзистенциализме. Современные интерпретации иронии (С.И. Походня, В. Янкелевич, Н.Кнокс, Д.Мюки, Н. Фрай, Ж.Бодрийяр и т.д.) Сам. работа 3 16 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Ирония как метод философствования. Возможности иронии как метода философствования.
3.1. Ирония как метод философствования. Возможности иронии как метода философствования. Особенности иронии как метода философствования. Различные аспекты иронического противоречия. Ирония как метод постижения бытия. Иронический метод философствования и антиномистический метод познания непостижимого С.Л. Франка. Антиметафизические течения и ирония. Ирония как способ конструирования возможных миров и смыслов. Практические 3 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Методологические функции иронии. Особенности иронии как метода философствования. Различные аспекты иронического противоречия. Ирония как метод постижения бытия. Иронический метод философствования и антиномистический метод познания непостижимого С.Л. Франка. Антиметафизические течения и ирония. Ирония как способ конструирования возможных миров и смыслов. Сам. работа 3 16 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Концепт «Я-философ-ироник»: поиск дефиниции.
4.1. Антропологическая перспектива иронического метода философствования. Философия не только как специфическая сфера знания, но и особая форма жизни философа. Неудовлетворительность понятий «образ жизни философа», «феномен философа», «жизненный путь философа». Понятие и концепт: подходы П.Абеляра, Ж. Делеза и Ф. Гваттари, диалогической философии, С.С. Неретиной, Л.А. Микешиной; М.Эпштейна. Дефиниция концепта. Определение концепта «Я-философ-ироник». Лекции 3 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Антропологическая перспектива иронического метода философствования. Философия не только как специфическая сфера знания, но и особая форма жизни философа. Неудовлетворительность понятий «образ жизни философа», «феномен философа», «жизненный путь философа». Понятие и концепт: подходы П.Абеляра, Ж. Делеза и Ф. Гваттари, диалогической философии, С.С. Неретиной, Л.А. Микешиной; М.Эпштейна. Дефиниция концепта. Определение концепта «Я-философ-ироник». Сам. работа 3 16 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Вопрос о возможности построения концепта «Я-философ-ироник». Особенности понятия «философ -ироник».
5.1. Условия конструирования концепта «Я-философ-ироник»: принцип непостижимости человека и мира, способность философского конструирования «возможных миров», представление концепта в развернутой форме текста как особого рода целостности, способствующей осуществлению процесса творческого соединения «индивидуально-окрашенных» смыслов, основанных на всеобщих. Понятие «философ-ироник»: С. Кьеркегор и Р. Рорти. Сам. работа 3 16 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Раскрытие основных смыслов концепта «Я-философ-ироник».
6.1. Выделение основных смыслов концепта «Я-философ-ироник» («Я как философ-ироник, стремящийся стать мудрецом»; «Я как философ-ироник, способный творить, наблюдать, представлять и анализировать свои ценностные ориентации и экзистенциальный опыт»; «Я как творец своей иронической философской концепции и своего иронического философского дискурса»; «Теоретическое содержание моей иронической философской концепции»; «Теоретическое содержание моей иронической философской концепции, имеющее отношение к моей жизни философа-ироника»; «Я как философ, выстраивающий взаимосвязи между своим ироническим философским дискурсом и своей жизнью философа-ироника») и наполнение этих смыслов содержательными характеристиками. Сравнительный анализ философа-ироника и философа-догматика. Сам. работа 3 16 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черданцева И. В. Ирония как философский метод: возможность перспективы: учеб. пособие Барнаул: АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бессонов Б.Н. История философии: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.2 Вяккерев Ф.Ф. - под ред., Иванов В.Г. - под ред., Липский Б.И. - под ред., Марков Б.В. - под ред. ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 1. ОСНОВЫ ОНТОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.3 Липский Б.И. - под общ. ред. ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 Библиотека по философии. lib.ru
Э4 Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э9 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э10 ЭБС «Лань» http://www.e.lanbook.com
Э11 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э12 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э13 Электронная библиотека по философии rilosof.historic.ru
Э14 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э15 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э16 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э17 Информационно-правовая система Гарант www.garant.ru
Э18 Гносеологические возможности иронии portal.edu.asu.ru
Э19 Гносеологические возможности иронии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru)
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)
Электронная библиотека Максима Мошкова (www.lib.ru)
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ АСПИРАНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание аспиранта сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях аспирант некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ АСПИРАНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления аспирантами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании аспирантов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации аспирантов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, аспиранты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет аспирантам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Аспиранты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос аспирантам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ.

В процессе освоения данного курса аспиранты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей аспирантов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа аспирантов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня аспиранта;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей аспиранта, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей аспирант должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа аспиранта делится на аудиторную – во время которой аспирант составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания аспирант конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.