МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы всеобщей истории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки46.06.01. Исторические науки и археология
НаправленностьАрхеология; Отечественная история; Всеобщая история; Историография, источниковедение и методы исторического исследования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz46_06_01_Историч науки и археология-2021,2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., зав. кафедрой, Чернышов Юрий Георгиевич

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы всеобщей истории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.06.01 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 904)

составлена на основании учебного плана:
46.06.01 Исторические науки и археология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Расширить и закрепить знания студентов об основных проблемах всеобщей истории, дать студентам комплексное представление о проблемах влияния этнических стереотипов, имиджа страны и региона на мировой политический процесс. Для достижения этой цели ставятся задачи: последовательно рассмотреть стадии формирования, виды, свойства и функции стереотипов и имиджа; в ходе исторических экскурсов изучить истоки многих проблем мирового политического процесса, связанных с взаимным восприятием стран и народов; выявить тенденции, наиболее характерные для современной ситуации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 готовность к использованию комплекса археологических методов для изучения древнейшей, древней и средневековой истории Евразии, способность выявлять и научно интерпретировать универсальные тенденции всемирно-исторического процесса, владение знанием и умение интерпретировать актуальные проблемы отечественной исторической науки, способность свободно ориентироваться в современной историографической и источниковедческой ситуации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание, особенности и современные тенденции всемирно исторического процесса с учетом специфики истории западной цивилизации и на этой основе иметь сложившуюся научную картину глобального мира с учетом тесной взаимосвязи между всеми сферами жизни современного общества: экономики, политики, культуры, идеологии
3.2.Уметь:
3.2.1.сформулировать собственную научную профессиональную позицию по актуальным проблемам истории западной цивилизации с учетом возможностей методов междисциплинарного исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.реконструкции, научного изложения фактического материала и его интерпретации с использованием новейших достижений исторической науки и смежных обществоведческих дисциплин (политологии, социологии и культурологии)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные черты и особенности современного мирового политического процесса
1.1. Концепции политического реализма и политического модернизма. Структура системы международных отношений. Закономерности и этапы развития современной международной политической системы. Государства как основные субъекты международной политической системы. Классические и современные геополитические концепции. Понятие “силы” в международной политике. Геополитическая конфигурация современного мира. Полярность системы международных отношений. Многополярная, биполярная, однополярная системы. Лекции 3 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Концепции политического реализма и политического модернизма. Структура системы международных отношений. Закономерности и этапы развития современной международной политической системы. Государства как основные субъекты международной политической системы. Классические и современные геополитические концепции. Понятие “силы” в международной политике. Геополитическая конфигурация современного мира. Полярность системы международных отношений. Многополярная, биполярная, однополярная системы. Практические 3 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Глобализация как историческое явление
2.1. Понятие глобализации. Истоки и основные направления глобализации. Причины превращения ряда узловых проблем общественного развития в глобальные. Субъекты и объекты глобализации. Влияние глобализации на политическую жизнь в обществе. Глобализация и демократия. Экологические последствия глобализации. Основные глобальные проблемы современности, их сущность и пути решения. Роль России в решении глобальных проблем. Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.2. Понятие глобализации. Истоки и основные направления глобализации. Причины превращения ряда узловых проблем общественного развития в глобальные. Субъекты и объекты глобализации. Влияние глобализации на политическую жизнь в обществе. Глобализация и демократия. Экологические последствия глобализации. Основные глобальные проблемы современности, их сущность и пути решения. Роль России в решении глобальных проблем. Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Новые информационные и коммуникационные технологии, их влияние на историческое развитие
3.1. Распространение Интернета и средств мобильной связи как фактор современного политического процесса. Изменение роли СМИ и пиар-технологий. «Холодная война» как война коммуникаций. Современная «информационная война», основные черты и методы ее ведения. Сам. работа 3 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
3.2. Распространение Интернета и средств мобильной связи как фактор современного политического процесса. Изменение роли СМИ и пиар-технологий. «Холодная война» как война коммуникаций. Современная «информационная война», основные черты и методы ее ведения. Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Появление новых участников на международной сцене
4.1. НКО, ТНК, внутриполитические регионы. Понятия «актор», «субъект», «участник». Характеристика субъектов мирового политического процесса. Государства как субъекты мирового политического процесса. Усиление роли международных организаций, объединений, корпораций в мировом сообществе. «Альтернативные» участники. Россия как субъект мирового политического процесса. Лекции 3 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
4.2. НКО, ТНК, внутриполитические регионы. Понятия «актор», «субъект», «участник». Характеристика субъектов мирового политического процесса. Государства как субъекты мирового политического процесса. Усиление роли международных организаций, объединений, корпораций в мировом сообществе. «Альтернативные» участники. Россия как субъект мирового политического процесса. Сам. работа 3 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Национализм в истории и в современном мире
5.1. Проблемы определения «национализма». Национализм и патриотизм. Основные элементы идеологии национализма. Национальная самоидентификация. Нации и «национальные государства». Роль националистических движений в истории и в современном мире. Лекции 3 1 ПК-3 Л2.1, Л1.1
5.2. Проблемы определения «национализма». Национализм и патриотизм. Основные элементы идеологии национализма. Национальная самоидентификация. Нации и «национальные государства». Роль националистических движений в истории и в современном мире. Сам. работа 3 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Терроризм и его проявления в новейшей истории
6.1. Виды терроризма. Этнический и религиозный терроризм. Проблемы определения понятия «международный терроризм». Связь международного терроризма с процессами глобализации. Формы и методы противодействия терроризму. Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
6.2. Виды терроризма. Этнический и религиозный терроризм. Проблемы определения понятия «международный терроризм». Связь международного терроризма с процессами глобализации. Формы и методы противодействия терроризму. Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Сепаратистские движения в новейшей истории
7.1. Виды сепаратизма. Сепаратизм, идея политического суверенитета и право на самоопределение. Двойные стандарты в международной практике. Роль сепаратистских движений в современном мире. Россия и проблемы сепаратизма. Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
7.2. Виды сепаратизма. Сепаратизм, идея политического суверенитета и право на самоопределение. Двойные стандарты в международной практике. Роль сепаратистских движений в современном мире. Россия и проблемы сепаратизма. Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Регулирование мирового политического процесса (исторический аспект)
8.1. Развитие межгосударственного взаимодействия со второй половины XX в.: новая роль и возможности дипломатии. Идея «мирового гражданского общества». Развитие межправительственных международных организаций. Изменение роли ООН, ОБСЕ и других международных организаций. Новые структуры управления мировым политическим процессом. Россия и эволюция форм ее участия в регулировании мирового политического процесса. Сам. работа 3 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
8.2. Развитие межгосударственного взаимодействия со второй половины XX в.: новая роль и возможности дипломатии. Идея «мирового гражданского общества». Развитие межправительственных международных организаций. Изменение роли ООН, ОБСЕ и других международных организаций. Новые структуры управления мировым политическим процессом. Россия и эволюция форм ее участия в регулировании мирового политического процесса. Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Использование негативных этнических стереотипов в мировой политике XX – начала XXI вв.
9.1. Этнические стереотипы, толерантность и ксенофобия, этноконфессиональные конфликты. Использование в политической пропаганде стереотипизированного «образа врага». Роль этностереотипов в демократических и тоталитарных государствах. Проблемы нейтрализации негативных стереотипов и воспитания толерантного отношения к другим народам. Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
9.2. Этнические стереотипы, толерантность и ксенофобия, этноконфессиональные конфликты. Использование в политической пропаганде стереотипизированного «образа врага». Роль этностереотипов в демократических и тоталитарных государствах. Проблемы нейтрализации негативных стереотипов и воспитания толерантного отношения к другим народам. Сам. работа 3 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Основные черты исторически сформировавшегося имиджа России на Западе
10.1. Имидж и образ страны и государства. Условно-статичные, условно-динамичные и ожидаемые в будущем факторы. Положительные и отрицательные стереотипы восприятия России. Роль СМИ и степень зависимости реального имиджа страны от проводимой имиджевой политики. Имиджевая составляющая российской государственной символики – флаг, герб, гимн. Практические 3 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
10.2. Подготовка к практическим занятиям и экзамену Сам. работа 3 43 ПК-3 Л2.1, Л1.1
10.3. Экзамен 3 9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хамидуллин Н. Р. Социальные изменения в современном мире (глобализация): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Оренбургский государственный университет, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Смагина С.М. Российский политический процесс в региональном измерении: модернизационные аспекты (XX - начало XXI вв.): учебное пособие Издательство ЮФУ, 2011 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учебная дисциплина "Актуальные проблемы всеобщей истории" на Едином образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершѐнность выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.