МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика профессионального образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильУправление в сфере профессионального образования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_Профобучение_УСПО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика профессионального образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 03.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д.п.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 03.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д.п.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у магистрантов теоретических представлений о педагогике профессионального образования как самостоятельной области современного научного знания;
формирование умений проектировать и осуществлять педагогический процесс в системе профессионального образования;
развитие у обучающихся инновационного стиля профессионально-педагогического мышления;
воспитание у будущего преподавателя туристских дисциплин интереса к профессионально-педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
ОПК-2.1 Знает: виды, структуру, особенности и порядок реализации основных образовательных программ; методологические, нормативно-правовые, психолого- педагогические, проектно методические и организационно-управленческие аспекты проектирования основных образовательных программ, разработки научно- методического обеспечения их реализации; современные требования к научно-методическому обеспечению учебных курсов, дисциплин (модулей) программ СПО
ОПК-2.2 Умеет: проектировать содержание, структуру, результаты освоения, условия реализации основных образовательных программ на основании требований ФГОС, ПООП, профессиональных стандартов и иных требований; разрабатывать научно-методическое обеспечение реализации основных образовательных программ, в том числе адаптированных образовательных программ
ОПК-2.3 Владеет: методами анализа ФГОС, профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик, ПООП и иных требований, запросов работодателей и образовательных потребностей обучающихся к содержанию и структуре, порядку и условиям организации образовательной деятельности; методикой проектирования основных образовательных программ, в том числе адаптированных образовательных программ; методикой разработки научно етодического обеспечения основных программ; средствами информационно-коммуникационных технологий при разработке, оформлении, обсуждении и сопровождении основных образовательных программ
ОПК-3Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
ОПК-3.1 Знает: основы психолого-педагогической диагностики; основы инклюзивного образования; нормативно-правовые, психолого-педагогические, проектно-методические и организационно- управленческие аспекты организации совместной и индивидуальной учебной (учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной) и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, при реализации основных образовательных программ; основы проектирования образовательной среды, технологии обучения и воспитания обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
ОПК-3.2 Умеет: выбирать и применять методы психолого-педагогической диагностики с целью выявления индивидуальных особенностей, потребностей, затруднений обучающихся (в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями), выявления одаренных обучающихся; проектировать содержание и организационно-методический инструментарий процесса совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, с учетом принципов инклюзивного образования
ОПК-3.3 Владеет: методиками психолого- педагогической диагностики с целью выявления индивидуальных особенностей, потребностей, затруднений обучающихся (в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями), выявления одаренных обучающихся; методикой выбора и проектирования форм и методов организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ПК-5Способен к представлению профессиональной образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями и объединениями работодателей, общественными и иными организациями
ПК-5.1 Знает сущность, механизмы и формы государственно общественного управления образовательной организацией профессионального образования; методологию связей с общественностью, принципы, методы и техники эффективной коммуникации, ведения переговоров, методы отстаивания интересов организации при взаимодействии с субъектами внешнего окружения
ПК-5.2 Умеет анализировать опыт образовательных организаций профессионального образования в области развития социального партнерства; определять механизмы и разрабатывать локальные нормативные акты, регламентирующие взаимодействие с субъектами внешнего окружения, включая органы государственной власти, органы местного самоуправления, социальных партнеров образовательной организации, работодателей и иные организации
ПК-5.3 Владеет навыками представления образовательной организации профессионального образования во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, работодателями и объединениями работодателе-лей, общественными и иными организациями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные характеристики процессов абстрактного мышления, анализа и синтеза, способы совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня как педагога профессиональной школы;
особенности поведения педагога профессиональной школы в нестандартных ситуациях и проявления социальной и этической ответственности за принятые решения;
способы самостоятельного приобретения и использования, в том числе с помощью информационных технологий, новых знаний и умений, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности;
особенности коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности;
способы демонстрации навыков работы в научном коллективе педагога профессиональной школы;
способы анализа нормативно-правовой документации профессионального образования;
принципы выявления сущности профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов).

3.2.Уметь:
3.2.1.основные характеристики процессов абстрактного мышления, анализа и синтеза, способы совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня как педагога профессиональной школы;
особенности поведения педагога профессиональной школы в нестандартных ситуациях и проявления социальной и этической ответственности за принятые решения;
способы самостоятельного приобретения и использования, в том числе с помощью информационных технологий, новых знаний и умений, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности;
особенности коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности;
способы демонстрации навыков работы в научном коллективе педагога профессиональной школы;
способы анализа нормативно-правовой документации профессионального образования;
принципы выявления сущности профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.абстрактного мышления, анализа, синтеза, совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня как педагога профессиональной школы;
поведения педагога профессиональной школы в нестандартных ситуациях, демонстрировать социальную и этическую ответственности за принятые решения;
самостоятельного приобретения и использования, в том числе с помощью информационных технологий, новых знаний и умений, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности;
осуществления коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности;
демонстрации навыков работы в научном коллективе педагога профессиональной школы;
анализа нормативно-правовой документации профессионального образования;
выявления структуры профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие основы профессиональной педагогики
1.1. Педагогико-методологические основы педагогики профессионального образования Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Компетеностный подход или новая парадигма профессионального образования Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Методы исследования в профессиональной педагогике Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. История становления и развития профессиональной педагогики Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Основные тенденции развития профессионального образования Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Профессиональное образование за рубежом Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Подготовка современных рабочих в системе профессионального образования
2.1. Законы профессиональной педагогики Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Модели подготовки современных рабочих в системе профессионального образования Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Система профессионального образования Сам. работа 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Теория стадийного обучения Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Периоды производственного обучения Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Системы производственного обучения Сам. работа 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Процесс профессионального обучения
3.1. Сущность и структура педагогического процесса в системе профессионального образования Сам. работа 1 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Принципы профессионального обучения Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Проектирование педагогического процесса в системе профессионального образования Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Организация учебно-профессиональной деятельности студентов Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Личностно-ориентированное профессиональное образование Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Критерии эффективности профессионального обучения Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Содержание профессионального обучения
4.1. ФГОС СПО по ТОП-50. Профессиональные стандарты Практические 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Общие подходы к отбору содержания профессионального обучения Сам. работа 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Структурирование содержания профессионального обучения на макроуровне Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Формирование содержания образовательных программ на основе ФГОС нового поколения и Профессиональных стандартов Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.5. Структурирование содержания профессионального обучения на микроуровне Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.6. Задачный подход к структурированию образовательного материала в профессиональном обучении Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Методы профессионального обучения
5.1. Понятие о методах профессионального обучения. Классификация методов профессионального обучения Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Методы теоретического обучения Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Методы производственного обучения Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.4. Методы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков студентов Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.5. Выбор методов профессионального обучения Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Формы профессионального обучения
6.1. Общая характеристика форм профессионального обучения Практические 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Основные формы теоретического обучения Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Основные формы организации производственного обучения Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.4. Инновационные формы организации профессионального обучения Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.5. Методика организации и проведения интегрированного учебного занятия в системе профессионального обучения Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.6. Технология бригадного обучения Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Средства профессионального обучения
7.1. Общая характеристика средств профессионального обучения Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Учебно-производственные средства обучения Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Перспективы развития средств профессионального обучения Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.4. Технологии формирования систем средств обучения и комплексное их использование Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Инновационные технологии в профессиональном образовании
8.1. Методология проектирования педагогической технологии Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Современные информационные и коммуникационные технологии в профессиональном образовании Сам. работа 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Технология контекстного обучения Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.4. Технология проектного обучения в системе профессионального образования Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.5. Технология анализа производственных ситуаций Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.6. Технология блочно-модульного обучения в профессиональном образовании Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.7. Инновационные подходы к организации профессионального обучения Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.8. Инновационная деятельность в педагогическом коллективе в системе профессионального образования Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.9. Формирование инновационного стиля мышления студентов в системе профессионального образования Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.10. Критерии эффективности инновационных технологий в профессиональном обучении Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Процесс воспитания в ситеме профессионального образования
9.1. Принципы и методы гуманистического профессионального воспитания Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.2. Сущность профессионального воспитания Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.3. Системно-синергетическая теория профессионального воспитания Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.4. Личностно-ориентированное воспитание в профессиональном образовании Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.5. Формирование студенческих коллективов Сам. работа 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.6. Особенности организации воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.7. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение учащейся молодежи Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.8. Методы профессионального воспитания Сам. работа 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.9. Формы организации профессионального воспитания Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Управление профессиональным образовательным учреждением
10.1. Сущность, функции и методы управления профессиональным образовательным учреждение Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
10.2. Стратегия развития учреждения профессионального образования в современных условиях Сам. работа 1 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
10.3. Педагогическая направленность управления Сам. работа 1 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
10.4. Моделирование структур управления Сам. работа 1 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
10.5. Педагогические основы изучения, обобщения и внедрения передового инновационного опыта Сам. работа 1 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Преподаватель в системе профессионального образования
11.1. Особенности педагогической деятельности преподавателя в системе профессионального образования Сам. работа 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
11.2. Взаимодействие участников образовательного процесса в системе профессионального образования Сам. работа 1 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
11.3. Взаимодействие преподавателей и работодателей в системе профессионального образования Сам. работа 1 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
11.4. Этика профессиональной педагогической и научной деятельности преподавателя в системе профессионального образования Сам. работа 1 3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
11.5. Экзамен 1 9 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения
Приложение 1.   ФОС z44.04.04 Пед.проф.обр..docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Блинова В. И. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Под общ. ред. Блинова В. И. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сковородкина И.З. Общая и профессиональная педагогика: учебник ИД САФУ, 2014 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в MOODL «Педагогика профессионального образования» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины "Педагогика профессионального образования" предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (экзамена)автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.