МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика подготовки школьников к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильИстория. Обществознание
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ИО-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав.каф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Методика подготовки школьников к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование профессиональной компетентности педагога через развитие целостного представления о методике подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по Обществознанию

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения истории и обществознанию в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения истории и обществознанию
ПК-1.3 Владеет методами обучения истории и обществознания в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения истории и права
ПК-2.1 Знает алгоритм постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-2.2 Умеет планировать воспитательные мероприятия на основе исторических и обществоведческих знаний
ПК-2.3 Владеет навыками проведения воспитательных мероприятий на основе исторических и обществоведческих знаний
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания истории и права
ПК-3.1 Знает законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития
ПК-3.2 Умеет использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно исторический, деятельностный и развивающий
ПК-3.3 Владеет разработкой индивидуального маршрута изучения учебных предметов истории и обществознания
ПК-5Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении истории и праву
ПК-5.1 Знает способы планирования, разработки и создания оптимального комплекса учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по истории и обществознанию
ПК-5.2 Умеет разрабатывать учебно методический комплекс документации и средств обучения, необходимых для результативной организации образовательного процесса по истории и обществознанию
ПК-5.3 Владеет технологиями разработки комплекса учебно методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по истории и обществознанию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения истории и обществознанию в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-2.1: Знает алгоритм постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-3.1: Знает законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития
ПК-5.1: Знает способы планирования, разработки и создания оптимального комплекса учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по истории и обществознанию
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2: Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения истории и обществознанию
ПК-2.2: Умеет планировать воспитательные мероприятия на основе исторических и обществоведческих знаний
ПК-3.2: Умеет использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно исторический, деятельностный и развивающий
ПК-5.2: Умеет разрабатывать учебно методический комплекс документации и средств обучения, необходимых для результативной организации образовательного процесса по истории и обществознанию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3: Владеет методами обучения истории и обществознания в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-2.3: Владеет навыками проведения воспитательных мероприятий на основе исторических и обществоведческих знаний
ПК-3.3: Владеет разработкой индивидуального маршрута изучения учебных предметов истории и обществознания
ПК-5.3: Владеет технологиями разработки комплекса учебно методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по истории и обществознанию

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Виды, формы и организация контроля качества обучения
1.1. Виды контроля в учебном процессе. Функции контроля. Принципы контроля. Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Психологопедагогические аспекты педагогического контроля. Традиционные средства контроля на уроках обществознания, оценки и отметки. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Контроль и оценка в современном обществоведческом образовании, основные инновационные тенденции. Сам. работа 5 9 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Единый государственный экзамен по обществознанию как форма контроля: содержание и организационно технологическое обеспечение
2.1. Цели и задачи введения Единого государственного экзамена, его участники.Организации и проведения Единого государственного экзамена: этапы проведения ЕГЭ, требования к пунктам проведения, процедура и правила проведения, инструкция для организаторов и для учащихся Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Шкалирование результатов Единого государственного экзамена. Порядок проверки ответов на задания различных видов. Работа конфликтной комиссии по рассмотрению апелляций Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Информационная безопасность в процессе проведения ЕГЭ. Единый государственный экзамен и Общероссийская система оценки качества образования Сам. работа 5 9 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. ЕГЭ в школе и ЕГЭ в вузе: особенности проведения. Зачисление в вузы по результатам тестирования, участия в олимпиадах, сдачи ЕГЭ по обществознанию Сам. работа 5 9 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Контрольно-измерительные материалы в ЕГЭ по обществознанию
3.1. Контрольные измерительные материалы: понятие и структура. Технология разработки контрольно-измерительных материалов по обществознанию Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Особенности заданий части 1 (блок А), 2 (блок Б) и 3 (блок С) Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Динамика в содержании заданий ЕГЭ по обществознанию Сам. работа 5 9 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Государственная итоговая аттестация учащихся 9-х классов как этап в подготовке к сдаче ЕГЭ по обществознанию
4.1. ОГЭ: понятие и структура экзамена Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Особенности проведения (этапов и организации) основного государственного экзамена учащихся средней школы Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Результаты ОГЭ и их интерпретация. Последствия неудовлетворительного прохождения ОГЭ Сам. работа 5 9 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Деятельность учителя школы и курсы подготовки к сдаче учащимися ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию
5.1. Анализ требований федерального образовательного стандарта для обучения 10-11-х классов и федерального государственного образовательного стандарта для обучения 5-9-х классов относительно подготовки личности выпускника школы Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Анализ образовательных программ, реализуемых средними учебными заведениями, и примерных программ по обществознанию Лекции 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Анализ заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ за предыдущие годы проведения экзамена по обществознанию Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.4. Подбор специальных источников и учебно-методической литературы для работы с учащимися Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.5. Разработка занятий по блокам дисциплин, презентационных материалов для проведения курсов Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.6. Самоподготовка: понятие и специфика осуществления. Тренажеры по обществознанию в рамках подготовки к ЕГЭ. Электронные пособия как средство обучения обществознанию Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.7. Индивидуальные занятия с преподавателем: понятие и характер взаимной деятельности в процессе репетиторства. Самоподготовка и репетиторство как формы дополнительной подготовки в сдаче ЕГЭ и ОГЭ Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-1: Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения истории и права
ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания истории и права
ПК-5: Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении истории и праву
Примеры заданий закрытого типа
1. Термин "методика" в переводе с древнегреческого означает
а) педагогическая наука
б) школьная методология
в) путь исследования
г) метод изучения
2. Предметом методики обучения истории является
а) процесс обучения истории
б) процесс научного исследования
в) процесс познания истории
г) процесс познания педагогики
3. Важнейшим фактором обучения истории и обществознания является
а) применение наглядности
б) наличие программ разного уровня
в) систематический опрос учащихся
г) содержание обучения
4. Основным методом исследования школьного обучения истории является
а) тестирование
б) наблюдение
в) анкетирование
в) собеседование
5. На основе действующего "Закона об образовании" в школах России введено обязательное образование
а) 8-летнее
б) 9-летнее
в) 10-летнее
г) 11-летнее
6. В настоящее время в школах России реализован принцип обучения
а) линейный
б) смешанный
в) концентрический
г) цивилизационный
7. Обязательный для школы документ, в котором указаны предметы, их последовательность преподавания, количество часов в неделю
а) учебный план
б) школьный устав
в) школьная программа
г) школьный журнал
8. Современное содержание исторического образования предусматривает изучение Всеобщей истории с древности до наших дней в
а) начальной школе
б) полной средней школе
в) основной школе
г) 7-8 классах 9-летней школы
9. Указание на основные понятия, персоналии, средства обучения, оборудование урока дается
а) тематическом планировании
б) школьном учебнике
в) поурочном планировании
г) учебном плане
10. К репродуктивному относится метод
а) эвристический
б) проблемного изложения
в) информационно-рецептивный
г) исследовательский
11. К главному материалу относятся сведения
а) теоретические
б) хронологические
в) картографические
г) статистические
12. Обусловленные методом кокретные действия учителя и ученика, направленные на решение частной задачи обучения, называются
а) способы обучения
б) навыки учащихся
в) умения учащихся
г) приемы обучения
13. Метод обучения, когда осуществляется устное изложение материала, проводится беседа, чтение и разбор учебника, называется
а) устный
б) документальный
в) словесный
г) повествовательный
14. Задание по учебнику преобразующего характера включает в себя
а) пересказ прочитаного
б) составление простого плана по параграфу
в) анализ документов по выявлению новых знаний
г) выписывание новых дат и имен
15. Учебник выполняет функцию
а) систематизирующую
б) развлекательную
в) содержательную
г) учета знаний
Правильные ответы - 1-в, 2-а, 3-г, 4-б, 5-б, 6-в, 7-а, 8-в, 9-в, 10-в, 11-а, 12-г, 13-в, 14-б, 15-а

Примеры заданий открытого типа
1. Cистема знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами это - _________________________
Ответ: Содержание воспитания
2. Cовокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, СМИ и т.д.) это - _______________________
Ответ: средства обучения
3. Перечислите задачи, решаемые на каждом уроке учителем __________,_______________,_______________.
Ответ: Воспитательная, обучающая, развивающая
4. Развитие - это _______________________
Ответ: процесс качественных изменений человека, процесс не поддающийся измерению, так как он скачкообразный.
5. Перечислите условия развития личности __________,______________,__________________
Ответ: наследственность, среда, воспитание
6. Понятие "зона ближайшего развития" ввел____________________
Ответ: Л.С. Выготский
7. Содержание учебного процесса определяет______________________
Ответ: Федеральный государственный образовательный стандарт
8. Урок - это_________________
Ответ: форма организации обучения.
9. Структура урока - это____________________________
Ответ: последовательность действий учителя в классе
10. "Трудный ученик" - это ____________________________
Ответ: такой ученик, по отношению к которому работа учителя оказывается слабо производительной.
11. Метод воспитания, направленный на формирование нравственного сознания ______________
Ответ: Убеждение
12. Метод, формирующий необходимые качества личности ______________________
Ответ: Упражнение
13. Перечислите этапы проектирования - __________________,________________________,_____________________.
Ответ: Моделирование, проектирование, конструирование
14. Система дидактических средств обучения по конкретной дисциплине, создаваемая в целях наиболее полной реализации образовательных и воспитательных задач, сформулированных программой по данной дисциплине ИЛИ система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации образовательных программ - это ____________________________________________.
Ответ: Учебно-методический комплекс
15. предварительная разработка деталей предстоящей деятельности (В.С. Безрукова);
ИЛИ
прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е.С. ЗаирБек);
ИЛИ
способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н.А. Масюкова);
ИЛИ
ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (С.Я. Батышев, А.М. Новиков);
ИЛИ
процесс создания и реализации педагогического проекта;
ИЛИ
технология обучения. Все выше перечисленное является определениями __________________________
Ответ: Педагогического проектирования.
16. Перечислите уровни педагогического проектирования__________________________________
Ответ: Концептуальный, содержательный, технологический, процессуальный.
17. «Процессы развития не совпадают с процессами обучения; первые идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития», автором высказывания является _________________
Ответ: Л.С. Выготский
18. Авторами теории развивающего обучения являются_________________________________
Ответ: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов
19. Способ целенаправленного воздействия на личность (Л.И. Божович)
ИЛИ
Инструмент прикосновения к личности, с помощью которого воспитатель вырабатывает у личности твердые убеждения, привычки поведения, развивает чувства, волю и устойчивый характер - это_________________________
Ответ: Метод воспитания.
20. Метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми - это__________
Ответ: Наказание.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении на 5 курсе экзамена.
Вопросы к экзамену:
1. Виды контроля в учебном процессе. Функции контроля. Принципы контроля.
2. Психологопедагогические аспекты педагогического контроля.Традиционные средства контроля на уроках обществознания, оценки и отметки.
3. Контроль и оценка в современном обществоведческом образовании, основные
инновационные тенденции.
4. Цели и задачи введения Единого государственного экзамена, его участники.Организации и проведения Единого государственного экзамена: этапы проведения ЕГЭ, требования к пунктам проведения, процедура и правила проведения,
инструкция для организаторов и для учащихся
5. Шкалирование результатов Единого государственного экзамена. Порядок проверки ответов на задания различных видов. Работа конфликтной комиссии по рассмотрению апелляций
6. Информационная безопасность в процессе проведения ЕГЭ. Единый государственный экзамен и Общероссийская система оценки качества образования
7. ЕГЭ в школе и ЕГЭ в вузе: особенности проведения. Зачисление в вузы по результатам тестирования, участия в олимпиадах, сдачи ЕГЭ по обществознанию
8. Контрольные измерительные материалы: понятие и структура. Технология разработки контрольно-измерительных материалов по обществознанию
9. Особенности заданий части 1 (блок А), 2 (блок Б) и 3 (блок С)
10. Динамика в содержании заданий ЕГЭ по обществознанию
11. ОГЭ: понятие и структура экзамена
12. Особенности проведения (этапов и организации) основного государственного экзамена учащихся средней школы
13. Результаты ОГЭ и их интерпретация. Последствия неудовлетворительного прохождения ОГЭ
14. Анализ требований федерального образовательного стандарта для обучения 10-11-х классов и федерального государственного образовательного стандарта для обучения 5-9-х классов относительно подготовки личности выпускника школы
15. Анализ образовательных программ, реализуемых средними учебными заведениями, и примерных программ по обществознанию
16. Анализ заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ за предыдущие годы проведения экзамена по обществознанию
17. Подбор специальных источников и учебно-методической литературы для работы с учащимися
18. Разработка занятий по блокам дисциплин, презентационных материалов для проведения курсов
19. Самоподготовка: понятие и специфика осуществления. Тренажеры по обществознанию в рамках подготовки к ЕГЭ. Электронные пособия как средство обучения обществознанию
20. Индивидуальные занятия с преподавателем: понятие и характер взаимной деятельности в процессе репетиторства. Самоподготовка и репетиторство как формы дополнительной подготовки в сдаче ЕГЭ и ОГЭ

Практические задания:
1. Составьте синквейн на следующие темы: «Принципы обучения», «Методы обучения», «Методы активного обучения»
2. Выберите педагогическую технологию и разработайте урок с ее использованием.
3. Напишите эссе на одну из приведенных тем: «Позиция современного ученика к процессу обучения», «Позиция современного учителя к процессу обучения»
4. Составьте конспект урока по любой из тем вашего предмета
Формальная часть:
Урок № ___
Тема:______________________________________________________________________
Цель:______________________________________________________________________
Задачи: обучающие:_________________________________________________________
развивающие:________________________________________________________
воспитывающие:_____________________________________________________
Оборудование:______________________________________________________________
Последовательность отдельных этапов урока.
Содержательная часть:

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бахмутова Л.С., Калуцкая Е.К. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Бахмутова Л.С., Калуцкая Е.К Методика преподавания обществознания: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Л. Н. Боголюбова Общая методика преподавания обществознания в школе: пособие М. : Дрофа, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методика подготовки школьников к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э2 Методика подготовки школьников к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л центр (класс) деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.