Закреплена за кафедрой | Кафедра всеобщей истории и международных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | История. Обществознание |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_05_Педобразование_ИО-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 187 | 187 | 187 | 187 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины "История стран Запада в новое и новейшее время» является формирование у студентов целостного представления о развитии западного общества в период XVII по ХХ вв., изучение закономерностей и основных этапов модернизации, формирование понимания логики развития революционных эпох, а также роли различных социальных слоёв, личностей и идей в истории. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ОПК-8 | Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
ОПК-8.1 | Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области |
ОПК-8.2 | Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно обоснованные закономерности организации образовательного процесса |
ПК-1 | Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-1.1 | Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения истории и обществознанию в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-1.2 | Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения истории и обществознанию |
ПК-1.3 | Владеет методами обучения истории и обществознания в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | общие закономерности всемирно-исторического процесса |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | систематизировать общественно-политическую информацию |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения универсальных методов научного анализа исторической информации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные понятия курса | ||||||
1.1. | Основные понятия курса | Лекции | 3 | 1 | Л2.3, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Английская революция середины XVII в. | ||||||
2.1. | Английская революция середины XVII в. | Сам. работа | 3 | 1 | Л2.3, Л1.1 | |
2.2. | Подготовка к практическому занятию "Английская буржуазная революция середины XVII в." | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.3, Л1.1 | |
2.3. | Английская буржуазная революция середины XVII в. | Практические | 3 | 2 | Л2.3, Л1.1 | |
Раздел 3. Война за независимость в Северной Америке и образование США | ||||||
3.1. | Война за независимость в Северной Америке и образование США | Сам. работа | 3 | 1 | Л2.3, Л1.1 | |
3.2. | Подготовка к практическому занятию "Война за независимость североамериканских колоний" | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.3, Л1.1 | |
3.3. | Война за независимость североамериканских колоний | Практические | 3 | 2 | Л2.3, Л1.1 | |
Раздел 4. Германия в XVI - XVIII в. | ||||||
4.1. | Германия в XVI - XVIII в. | Сам. работа | 3 | 1 | Л2.3, Л1.1 | |
4.2. | Подготовка к практическому занятию "Франко-прусская война 1870-1871 гг. и объединение Германии" | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.3, Л1.1 | |
4.3. | Франко-прусская война и объединение Германии | Практические | 3 | 2 | Л2.3, Л1.1 | |
Раздел 5. Великая французская революция | ||||||
5.1. | Великая французская революция | Сам. работа | 3 | 1 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
5.2. | Чтение дополнительной литературы по теме "Великая французская революция" | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
5.3. | Франция в период Консульства и Первой империи | Сам. работа | 3 | 1 | Л2.3, Л1.1 | |
Раздел 6. Гражданская война в США. Отмена рабства | ||||||
6.1. | Гражданская война в США. Отмена рабства | Сам. работа | 3 | 1 | Л2.3, Л1.1 | |
6.2. | Подготовка к практическому занятию "Гражданская война и отмена рабства в США" | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.3, Л1.1 | |
6.3. | Гражданская война и отмена рабства в США | Практические | 3 | 2 | Л2.3, Л1.1 | |
Раздел 7. Блоковая дипломатия и международные кризисы начала ХХ в. | ||||||
7.1. | Блоковая дипломатия и международные кризисы начала ХХ в. | Сам. работа | 3 | 1 | Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 8. Происхождение Первой мировой войны | ||||||
8.1. | Происхождение Первой мировой войны | Сам. работа | 3 | 1 | Л2.3, Л1.1 | |
8.2. | Чтение дополнительной литературы по теме "Первая мировая война" | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.3, Л1.1 | |
Раздел 9. Экономическая стабилизация в 1920-е | ||||||
9.1. | Экономическая стабилизация в 1920-е | Сам. работа | 3 | 1 | Л2.2, Л1.1 | |
9.2. | Подготовка к практическому занятию "Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Новый курс Ф.Д.Рузвельта" | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.2, Л1.1 | |
9.3. | Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Новый курс Ф.Д. Рузвельта | Практические | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 10. Фашизм в европейских странах | ||||||
10.1. | Фашизм в европейских странах | Сам. работа | 3 | 1 | Л2.2, Л1.1 | |
10.2. | Подготовка к практическому занятию "Итальянский фашизм (1919-1929 гг.)" | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.2, Л1.1 | |
10.3. | Итальянский фашизм (1919-1929 гг.) | Практические | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 11. НТР и постиндустриальное общество | ||||||
11.1. | НТР и постиндустриальное общество | Лекции | 3 | 1 | Л2.2, Л1.1 | |
11.2. | Подготовка к практическому занятию "Режим Ш.де Голля во Франции" | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.2, Л1.1 | |
11.3. | Режим Ш.де Голля во Франции | Практические | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 12. Неоконсерватизм в странах Европы и Америки | ||||||
12.1. | Неоконсерватизм в странах Европы и Америки | Лекции | 3 | 1 | Л2.2, Л1.1 | |
12.2. | Подготовка к практическому занятию "Реформы М. Тэтчер и британское общество" | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.2, Л1.1 | |
12.3. | Реформы М. Тэтчер и британское общество | Практические | 3 | 2 | Л2.2, Л1.1 | |
12.4. | Режим «народной демократии» в странах Восточной Европы и его крах | Лекции | 3 | 1 | Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 13. Режим «народной демократии» в странах Восточной Европы и его крах | ||||||
13.1. | Подготовка к практическому занятию "Бархатная революция 1989 г. в Чехословакии" | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.2, Л1.1 | |
13.2. | Бархатная революция 1989 г. в Чехословакии | Сам. работа | 3 | 6 | Л2.2, Л1.1 | |
13.3. | Подготовка к экзамену | Сам. работа | 3 | 105 | Л2.2, Л1.1 | |
13.4. | Экзамен | 3 | 9 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсах на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – Часть 1 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2810 Часть 2 https://portal.edu.asu.ru/ course/view.php?id=4667 Часть 3 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1497 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1 Способен к проведению научно-исследовательской деятельности и грамотному оформлению ее результатов в рамках реконструкции исторического процесса. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. На какие два типа подразделяется абсолютизм? А. абсолютизм и неоабсолютизм Б. просвещенный и военно-полицейский В. авторитарный и демократический Ответ: Б 2. Фридрих II Великий (Пруссия), Мария-Терезия и Иосиф II (Австрия), Густав III (Швеция) и Екатерина II (Россия) известны тем, что проводили эту политику… А. просвещенного абсолютизма Б. абсолютной монархии В. неоабсолютизма Ответ: А 3. Какое событие началось 14 июля 1789 года? А. Революция в Нидерландах Б. Революция в Англии В. Революция во Франции Ответ: В 4. Национальная чартистская ассоциация Великобритании – это… А. политическая партия Б. тайное общество В. общественная организация Ответ: В 5. Какие национальные государства появились в XIX веке в результате объединения отдельных территории в единое централизованное государство? А. Франция и Великобритания Б. Германия и Италия В. Испания и Португалия Ответ: Б 6. Какие процессы в истории стран Запада в последней трети XIX – начале XX вв. составляли экономическую модернизацию? А. Демократизация Б. Индустриализация В. Появление крупных корпораций Г. Формирование среднего класса Ответ Б, В 7. В каких странах Запада к концу XIX в. сформировалась экономика индустриального типа? А. Франция Б. Великобритания В. Россия Г. США Д. Германия Ответ Б, Г, Д 8. Какие массовые политические идеологии сформировались в середине XIX в.? А. Клерикализм Б. Либерализм В. Популизм Г. Консерватизм Д. Социализм Ответ Б, Г, Д 9. В каких странах во второй половине XIX в. завершился процесс объединения? А. Италия Б. Испания В. Греция Г. Германия Д. Австро-Венгрия Ответ А, Г 10. В каких странах во второй половине XIX в. сложилась двухпартийная система? А. Италия Б. Франция В. США Г. Испания Д. Великобритания Ответ В, Д 11. Какое направление политических реформ в Великобритании было основным во второй половине XIX – начале XX вв.? А. Установление республиканского строя Б. Ликвидация Палаты лордов В. Расширение избирательного права Г. Гомруль Ответ В 12. В каких странах Запада были проведены либеральные реформы в начале ХХ в.? А. Испания Б. Великобритания В. Германия Г. США Д. Франция Ответ: Б, Г, Д 13. Какие страны вошли в состав Антанты в начале ХХ в.? А. Франция Б. Великобритания В. Бельгия Г. Россия Д. США Ответ: А, Б, Г 14. Какие факторы включает геополитическая версия происхождения Первой мировой войны? А. Англо-германский антагонизм Б. Создание Тройственного союза В. Колониальные противоречия между Россией и Великобританией Г. Системный кризис международных отношений Д. Испано-американская война Ответ: А, Г 15. Какие балканские страны участвовали в Первой мировой войне на стороне Антанты? А. Греция Б. Болгария В. Сербия Г. Черногория Д. Албания Ответ: А, В 16. США участвовали в войне во Вьетнаме в период: А. 1965–1973 гг. Б. 1954–1973 гг. В. 1968–1975 гг. Г. 1961–1981 гг. Ответ: А 17. Какие черты характеризовали голлизм как идеологию и практику во Франции? А. национализм Б. этатизм В. государство-покровитель Г. религиозность Д. шовинизм Е. антисоветизм Ж. антиамериканизм З. европеизм Ответ: А, Б, В, Ж, З 18. Кто из перечисленных лиц был деятелем Коммунистического Интернационала? А. Э. Эррио Б. Э. Тельман В. Дж. Джойс Г. П. Тольятти Д. Шоу Е. М. Торез Ответ: Б, Г, Е 19. Какие три меры из перечисленных ниже были проведены правительством Муссолини в 1924–1926 гг.? А. распущены все политические партии, кроме фашистской Б. государственный аппарат слит с фашистский партией В. создан Трудовой суд для рассмотрения конфликтов между рабочими и предпринимателями Г. ликвидирована монархия Д. ограничена деятельность католической церкви Ответ: А, Б, В 20. Елизавета II стала британской королевой, когда премьером-министром был Клемент Эттли? А. Верно Б. Неверно Ответ: Б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно менее 60% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Основой формирования в истории стран Европы какой системы международных отношений стали Оснабрюкский и Мюнстерский договоры? Ответ: Вестфальская 2. Кто является автором Декларации Независимости США? Ответ: Томас Джефферсон 3. Кого в период Великой Французской революции называли «Друг Народа»? Ответ: Жан-Поль Марат 3. Созданием какой системы международных отношений завершились Наполеоновские войны? Ответ: Венская 4. Что означает выражение «железом и кровью»? Ответ: Крылатое выражение из речи немецкого политика и министра-президента Пруссии Отто фон Бисмарка от 30 сентября 1862 года в бюджетной комиссии палаты депутатов во время конституционного конфликта. Суть выражения заключалось в применении решительных действий в политике объединения германских государств в единое централизованное государство под эгидой Пруссии за счет ведения войн. 5. Какие основные принципы включала в себя программа объединения Германии О. фон Бисмарка? Ответ: Бисмарк исходил из малогерманского варианта объединения, без участия Австрии, опирался на гегемонию Пруссии. При этом рассматривал войну как эффективное и допустимое средство собирания вокруг Пруссии территорий германских государств и княжеств и опирался на принципы политического реализма во внешней политике. 6. Какие факторы способствовали быстрому индустриальному прогрессу американской экономики после Гражданской войны в США? Ответ: Причины быстрого индустриального прогресса носили комплексный социально-экономический, политический и социокультурный характер. Основными были: сохранение федерального единства, ликвидация системы плантационного рабства при отсутствии других укладов (позднефеодального, как в Европе), ресурсное богатство страны, использование новейших достижений технического прогресса, емкий внутренний рынок, особая модель развития рыночных отношений в аграрном секторе, массовая иммиграция, индивидуализм как исторический архетип американской цивилизации. 7. В каких сферах Великобритания сохранила превосходство, а в каких утратила к концу XIX в.? Ответ: К концу XIX в. Великобритания утратила мировое промышленное первенство, по сохранила морскую, колониальную, финансовую торговую гегемонию. 8. В чем состояли различия между политической программой «классического либерализма» и неолиберальной программой начала ХХ в. Либеральной партии Великобритании? Ответ: «Классические» либералы в XIX в. полагали, что средство достижения социального прогресса – политические реформы, в том числе, расширение представительных основ парламентаризма и рост численности электората. Государство – «ночной сторож» - не должно вмешиваться напрямую в отношения между предпринимателями и рабочими. Неолибералы в начале ХХ в. признали социальную ответственность государства и необходимость политики социального обеспечения трудящихся. 9. В чем заключались особенности президентских выборов 1912 г. в США? Ответ: Накануне выборов произошел раскол Республиканской партии, консервативная ее часть поддержала действующего президента У. Тафта, прогрессисты в рядах республиканцев поддержали Т. Рузвельта. Демократическая партия выдвинула кандидатуру прогрессиста В. Вильсона, который одержал победу на выборах. 10. Как изменился характер внешней политики Германии в 1890-е гг.? Ответ: После отставки Бисмарка в 1890 г. произошел поворот внешней политики Германии от преимущественно континентальной к мировой. Средством достижения мирового статуса германские руководители считали строительство ВМФ, чтобы оспорить морское и колониальное превосходство Британской империи. 11. Какой период в истории Третьей республики во Франции называют «республикой без республиканцев» и почему? Ответ: Период после окончания Франко-прусской войны с 1871 г. по 1875 г. называют «республикой без республиканцев», потому что республика была провозглашена в сентябре 1870 г. во время войны, и после поражения Франции у власти (в парламенте, правительстве, на посту президента) находились в большинстве монархисты, сторонники реставрации монархии, а конституция отсутствовала. Укрепление республиканского строя началось с принятием в 1875 г. конституции и постепенным укреплением позиций республиканских течений в органах исполнительной и законодательной власти. 12. Когда и на каких принципах сформировалась Антанта? Ответ: В основу Антанты были положены соглашения 1904 г. между Великобританией и Францией и 1907 г. между Великобританией и Россией о разделе сфер влияния в колониальной сфере. Какой регион и почему называли «пороховым погребом» Европы? Ответ: Балканы в начале ХХ в. называли «пороховым погребом» Европы из-за сочетания неразрешимых геополитических противоречий между недавно возникшими балканскими государствами и вовлеченность великих держав в региональные конфликты. 13. Какие особенности конфликта 1914–1918 гг. объясняют мировой характер войны? Ответ: Первая мировая война отличается от предыдущих конфликтов масштабами военных событий, числом участников, вовлеченностью в конфликт всех великих держав и их глобальными целями, мобилизацией экономики и общества всех воюющих стран, последствиями для глобальной системы международных отношений. 14. Кто из государственных деятелей 1930-х гг. сказал: «Настоящая личная свобода невозможна без экономической безопасности и независимости. Голодные безработные люди — это кадры для диктатуры»? Ответ: Ф. Д. Рузвельт 15. Что такое европейская экономическая интеграция? Ответ: Процесс международного объединения экономики стран и государств в один, общий рынок, при котором постепенная отмена тарифных и нетарифных ограничений приводит к унификации экономической политики в отраслях экономики и имеет ряд выраженных последствий. 16. Кто возглавил первое лейбористское правительство Великобритании? Ответ: Р. Макдональд 17. Определите понятие «смешанная экономика». Ответ: Это экономическая система, сочетающее рыночное хозяйство и экономическое планирование, государственную и частную собственность, свободное предпринимательство и экономическое вмешательство государства. 18. В 1990 г. кубинский руководитель Ф. Кастро провозгласил лозунг «Социализм или смерть!». Как звучал его похожий, но более ранний лозунг? Ответ: Свобода или смерть! 19. Что означает выражение «третий рейх»? Ответ: Это было неофициальное название Германского государства с 24 марта 1933 года по 23 мая 1945 года. В литературе и историографии «третий рейх» широко известен также как нацистская Германия и фашистская Германия. Германия в этот период представляла собой тоталитарное государство с однопартийной системой и доминирующей идеологией национал-социализма. «Третий рейх» связан с властью Национал-социалистической немецкой рабочей партии под руководством Адольфа Гитлера. 20. В чем состоит смысл событий «мая-68» во Франции? Ответ: События 1968 г. во Франции были серией массовых протестов, студенческих волнений и забастовок, которые произошли в мае и июне 1968 г. Эти события имели глубокий социальный, политический и культурный смысл. 1) Студенты и рабочие выступали против авторитаризма, тоталитаризма и репрессивных систем, которые они видели в правительстве, полиции и образовательной системе. Они требовали большей свободы, участия в принятии решений и равенства. 2) Протестующие выражали недовольство по поводу социального неравенства, низких заработных плат, условий труда и отсутствия социальных гарантий. Они требовали улучшения условий труда, повышения заработной платы и расширения социальных прав. 3) События «мая-68» также были связаны с культурной революцией и требованием большей свободы выражения. Протестующие выступали против консервативных норм и ценностей, требуя более либерального и толерантного общества. 4) «Май-68» имел значительные политические последствия. Протесты способствовали уходу Шарля де Голля с поста президента и вызвали изменения в правительстве и политической системе Франции. В целом, события «мая-68» считаются важным моментом в истории Франции, когда в повестку дня были поставлены вопросы социальной справедливости, свободы и участия граждан в управлении государством. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОПК-8 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. На какие два типа подразделяется абсолютизм? А. абсолютизм и неоабсолютизм Б. просвещенный и военно-полицейский В. авторитарный и демократический Ответ: Б 2. Фридрих II Великий (Пруссия), Мария-Терезия и Иосиф II (Австрия), Густав III (Швеция) и Екатерина II (Россия) известны тем, что проводили эту политику… А. просвещенного абсолютизма Б. абсолютной монархии В. неоабсолютизма Ответ: А 3. Какое событие началось 14 июля 1789 года? А. Революция в Нидерландах Б. Революция в Англии В. Революция во Франции Ответ: В 4. Национальная чартистская ассоциация Великобритании – это… А. политическая партия Б. тайное общество В. общественная организация Ответ: В 5. Какие национальные государства появились в XIX веке в результате объединения отдельных территории в единое централизованное государство? А. Франция и Великобритания Б. Германия и Италия В. Испания и Португалия Ответ: Б 6. Какие процессы в истории стран Запада в последней трети XIX – начале XX вв. составляли экономическую модернизацию? А. Демократизация Б. Индустриализация В. Появление крупных корпораций Г. Формирование среднего класса Ответ Б, В 7. В каких странах Запада к концу XIX в. сформировалась экономика индустриального типа? А. Франция Б. Великобритания В. Россия Г. США Д. Германия Ответ Б, Г, Д 8. Какие массовые политические идеологии сформировались в середине XIX в.? А. Клерикализм Б. Либерализм В. Популизм Г. Консерватизм Д. Социализм Ответ Б, Г, Д 9. В каких странах во второй половине XIX в. завершился процесс объединения? А. Италия Б. Испания В. Греция Г. Германия Д. Австро-Венгрия Ответ А, Г 10. В каких странах во второй половине XIX в. сложилась двухпартийная система? А. Италия Б. Франция В. США Г. Испания Д. Великобритания Ответ В, Д 11. Какое направление политических реформ в Великобритании было основным во второй половине XIX – начале XX вв.? А. Установление республиканского строя Б. Ликвидация Палаты лордов В. Расширение избирательного права Г. Гомруль Ответ В 12. В каких странах Запада были проведены либеральные реформы в начале ХХ в.? А. Испания Б. Великобритания В. Германия Г. США Д. Франция Ответ: Б, Г, Д 13. Какие страны вошли в состав Антанты в начале ХХ в.? А. Франция Б. Великобритания В. Бельгия Г. Россия Д. США Ответ: А, Б, Г 14. Какие факторы включает геополитическая версия происхождения Первой мировой войны? А. Англо-германский антагонизм Б. Создание Тройственного союза В. Колониальные противоречия между Россией и Великобританией Г. Системный кризис международных отношений Д. Испано-американская война Ответ: А, Г 15. Какие балканские страны участвовали в Первой мировой войне на стороне Антанты? А. Греция Б. Болгария В. Сербия Г. Черногория Д. Албания Ответ: А, В 16. США участвовали в войне во Вьетнаме в период: А. 1965–1973 гг. Б. 1954–1973 гг. В. 1968–1975 гг. Г. 1961–1981 гг. Ответ: А 17. Какие черты характеризовали голлизм как идеологию и практику во Франции? А. национализм Б. этатизм В. государство-покровитель Г. религиозность Д. шовинизм Е. антисоветизм Ж. антиамериканизм З. европеизм Ответ: А, Б, В, Ж, З 18. Кто из перечисленных лиц был деятелем Коммунистического Интернационала? А. Э. Эррио Б. Э. Тельман В. Дж. Джойс Г. П. Тольятти Д. Шоу Е. М. Торез Ответ: Б, Г, Е 19. Какие три меры из перечисленных ниже были проведены правительством Муссолини в 1924–1926 гг.? А. распущены все политические партии, кроме фашистской Б. государственный аппарат слит с фашистский партией В. создан Трудовой суд для рассмотрения конфликтов между рабочими и предпринимателями Г. ликвидирована монархия Д. ограничена деятельность католической церкви Ответ: А, Б, В 20. Елизавета II стала британской королевой, когда премьером-министром был Клемент Эттли? А. Верно Б. Неверно Ответ: Б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 60% заданий. «не зачтено» – верно менее 60% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Основой формирования в истории стран Европы какой системы международных отношений стали Оснабрюкский и Мюнстерский договоры? Ответ: Вестфальская 2. Кто является автором Декларации Независимости США? Ответ: Томас Джефферсон 3. Кого в период Великой Французской революции называли «Друг Народа»? Ответ: Жан-Поль Марат 3. Созданием какой системы международных отношений завершились Наполеоновские войны? Ответ: Венская 4. Что означает выражение «железом и кровью»? Ответ: Крылатое выражение из речи немецкого политика и министра-президента Пруссии Отто фон Бисмарка от 30 сентября 1862 года в бюджетной комиссии палаты депутатов во время конституционного конфликта. Суть выражения заключалось в применении решительных действий в политике объединения германских государств в единое централизованное государство под эгидой Пруссии за счет ведения войн. 5. Какие основные принципы включала в себя программа объединения Германии О. фон Бисмарка? Ответ: Бисмарк исходил из малогерманского варианта объединения, без участия Австрии, опирался на гегемонию Пруссии. При этом рассматривал войну как эффективное и допустимое средство собирания вокруг Пруссии территорий германских государств и княжеств и опирался на принципы политического реализма во внешней политике. 6. Какие факторы способствовали быстрому индустриальному прогрессу американской экономики после Гражданской войны в США? Ответ: Причины быстрого индустриального прогресса носили комплексный социально-экономический, политический и социокультурный характер. Основными были: сохранение федерального единства, ликвидация системы плантационного рабства при отсутствии других укладов (позднефеодального, как в Европе), ресурсное богатство страны, использование новейших достижений технического прогресса, емкий внутренний рынок, особая модель развития рыночных отношений в аграрном секторе, массовая иммиграция, индивидуализм как исторический архетип американской цивилизации. 7. В каких сферах Великобритания сохранила превосходство, а в каких утратила к концу XIX в.? Ответ: К концу XIX в. Великобритания утратила мировое промышленное первенство, по сохранила морскую, колониальную, финансовую торговую гегемонию. 8. В чем состояли различия между политической программой «классического либерализма» и неолиберальной программой начала ХХ в. Либеральной партии Великобритании? Ответ: «Классические» либералы в XIX в. полагали, что средство достижения социального прогресса – политические реформы, в том числе, расширение представительных основ парламентаризма и рост численности электората. Государство – «ночной сторож» - не должно вмешиваться напрямую в отношения между предпринимателями и рабочими. Неолибералы в начале ХХ в. признали социальную ответственность государства и необходимость политики социального обеспечения трудящихся. 9. В чем заключались особенности президентских выборов 1912 г. в США? Ответ: Накануне выборов произошел раскол Республиканской партии, консервативная ее часть поддержала действующего президента У. Тафта, прогрессисты в рядах республиканцев поддержали Т. Рузвельта. Демократическая партия выдвинула кандидатуру прогрессиста В. Вильсона, который одержал победу на выборах. 10. Как изменился характер внешней политики Германии в 1890-е гг.? Ответ: После отставки Бисмарка в 1890 г. произошел поворот внешней политики Германии от преимущественно континентальной к мировой. Средством достижения мирового статуса германские руководители считали строительство ВМФ, чтобы оспорить морское и колониальное превосходство Британской империи. 11. Какой период в истории Третьей республики во Франции называют «республикой без республиканцев» и почему? Ответ: Период после окончания Франко-прусской войны с 1871 г. по 1875 г. называют «республикой без республиканцев», потому что республика была провозглашена в сентябре 1870 г. во время войны, и после поражения Франции у власти (в парламенте, правительстве, на посту президента) находились в большинстве монархисты, сторонники реставрации монархии, а конституция отсутствовала. Укрепление республиканского строя началось с принятием в 1875 г. конституции и постепенным укреплением позиций республиканских течений в органах исполнительной и законодательной власти. 12. Когда и на каких принципах сформировалась Антанта? Ответ: В основу Антанты были положены соглашения 1904 г. между Великобританией и Францией и 1907 г. между Великобританией и Россией о разделе сфер влияния в колониальной сфере. Какой регион и почему называли «пороховым погребом» Европы? Ответ: Балканы в начале ХХ в. называли «пороховым погребом» Европы из-за сочетания неразрешимых геополитических противоречий между недавно возникшими балканскими государствами и вовлеченность великих держав в региональные конфликты. 13. Какие особенности конфликта 1914–1918 гг. объясняют мировой характер войны? Ответ: Первая мировая война отличается от предыдущих конфликтов масштабами военных событий, числом участников, вовлеченностью в конфликт всех великих держав и их глобальными целями, мобилизацией экономики и общества всех воюющих стран, последствиями для глобальной системы международных отношений. 14. Кто из государственных деятелей 1930-х гг. сказал: «Настоящая личная свобода невозможна без экономической безопасности и независимости. Голодные безработные люди — это кадры для диктатуры»? Ответ: Ф. Д. Рузвельт 15. Что такое европейская экономическая интеграция? Ответ: Процесс международного объединения экономики стран и государств в один, общий рынок, при котором постепенная отмена тарифных и нетарифных ограничений приводит к унификации экономической политики в отраслях экономики и имеет ряд выраженных последствий. 16. Кто возглавил первое лейбористское правительство Великобритании? Ответ: Р. Макдональд 17. Определите понятие «смешанная экономика». Ответ: Это экономическая система, сочетающее рыночное хозяйство и экономическое планирование, государственную и частную собственность, свободное предпринимательство и экономическое вмешательство государства. 18. В 1990 г. кубинский руководитель Ф. Кастро провозгласил лозунг «Социализм или смерть!». Как звучал его похожий, но более ранний лозунг? Ответ: Свобода или смерть! 19. Что означает выражение «третий рейх»? Ответ: Это было неофициальное название Германского государства с 24 марта 1933 года по 23 мая 1945 года. В литературе и историографии «третий рейх» широко известен также как нацистская Германия и фашистская Германия. Германия в этот период представляла собой тоталитарное государство с однопартийной системой и доминирующей идеологией национал-социализма. «Третий рейх» связан с властью Национал-социалистической немецкой рабочей партии под руководством Адольфа Гитлера. 20. В чем состоит смысл событий «мая-68» во Франции? Ответ: События 1968 г. во Франции были серией массовых протестов, студенческих волнений и забастовок, которые произошли в мае и июне 1968 г. Эти события имели глубокий социальный, политический и культурный смысл. 1) Студенты и рабочие выступали против авторитаризма, тоталитаризма и репрессивных систем, которые они видели в правительстве, полиции и образовательной системе. Они требовали большей свободы, участия в принятии решений и равенства. 2) Протестующие выражали недовольство по поводу социального неравенства, низких заработных плат, условий труда и отсутствия социальных гарантий. Они требовали улучшения условий труда, повышения заработной платы и расширения социальных прав. 3) События «мая-68» также были связаны с культурной революцией и требованием большей свободы выражения. Протестующие выступали против консервативных норм и ценностей, требуя более либерального и толерантного общества. 4) «Май-68» имел значительные политические последствия. Протесты способствовали уходу Шарля де Голля с поста президента и вызвали изменения в правительстве и политической системе Франции. В целом, события «мая-68» считаются важным моментом в истории Франции, когда в повестку дня были поставлены вопросы социальной справедливости, свободы и участия граждан в управлении государством. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация для части 1 заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи экзамена. Тест части 1 размещен в разделе «Тесты» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/index.php?id=2810 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 15. Промежуточная аттестация для части 2 заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи экзамена. Тест части 2 размещен в разделе «???» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/index.php?id=2810 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 20. Промежуточная аттестация для части 3 заключается в проведении онлайн-тестирования в конце семестра по всему изученному курсу для сдачи экзамена. Тест части 3 размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=115208 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет – 15. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ для экзамена: • «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий; • «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий; • «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий; • «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Новая и новейшая история стран Европы и Америки : Учебная литература для ВУЗов | СКФУ, 2016 | biblioclub.ru | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. В. Монина | Великая французская революция [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Пленков О.Ю. | НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | АлтГУ | Новая история стран Запада: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт "Военная литература" | militera.lib.ru | ||
Э2 | Проект "Исторические материалы" | istmat.info | ||
Э3 | Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М. Ломоносова | www.hist.msu.ru | ||
Э4 | Учебная дисциплина «Новая и новейшая история » в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения. Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии). Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Он представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины. Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в виде плана темы. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (экзамену). В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. и, исходя из этого, заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу. Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию: релевантность (точное соответствие теме); фокус на наиболее важных моментах; понимание аудитории; драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории; доступность, ясность излагаемого материала; живое изложение, умение заинтересовать; убедительность выступления; культура речи, четкость дикции, темп изложения; логическая завершѐнность выступления; соблюдение регламента выступления; текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами; логическая последовательность информации на слайдах; общее впечатление от просмотра презентации; уровень владения проблемой (правильность ответа); уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность); полнота ответа; владение профессиональным языком. Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – экзамену, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа. |