МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильИстория. Обществознание
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ИО-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, ПетуховаЕ.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав.каф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Правоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 09
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 09
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение вопросов, связанных с основами правоведения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ПК-1 Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и обязанности человека и гражданина, организационные, материальные и юридические гарантии их реализации; основные принципы правоприменительной и правореализационной деятельности; структуру органов государственной власти и управления Российской Федерации; основы системы права России, основы регулирования гражданских, семейных, трудовых, административных и налоговых правоотношений.
3.2.Уметь:
3.2.1.реализовывать основные права и исполнять юридические обязанности гражданина Российской Федерации, проводить анализ законодательных установлений и требований к профессиональной деятельности, организовывать работу по исполнению правовых норм, применению правовых средств для решения практических задач в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с законодательством, учебной, научной, научно-популярной литературой по праву, периодическими изданиями, ресурсами Интернет с последующим их анализом с целью выделения наиболее эффективных способов исполнения законодательных установлений и требований к профессиональной деятельности; разработки предложений по оптимизации правового регулирования профессиональной деятельности; участию в разработке обычаев и этических установлений в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие понятия о государстве и праве
1.1. Происхождение государства и права и их соотношение с обществом Лекции 5 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Государство Практические 5 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Право Сам. работа 5 7 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Государственно-правовое устройство Российской Федерации
2.1. Основные положения конституционного права России Лекции 5 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Конституционные права и свободы личности Практические 5 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Федеративное устройство и система государственных органов в Российской Федерации Сам. работа 5 7 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Правовое регулирование гражданских отношений
3.1. Общие положения гражданского права Практические 5 2 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Общая характеристика гражданских правоотношений Сам. работа 5 7 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Право собственности и иные вещные права Сам. работа 5 7 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.4. Общие положения об обязательствах и договоре Сам. работа 5 7 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.5. Государственное регулирование предпринимательской деятельности Сам. работа 5 7 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Труд и право
4.1. Общие положения трудового права Сам. работа 5 7 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
4.2. Трудовой договор и правовое регулирование условий труда Сам. работа 5 7 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Семья и право
5.1. Основные положения семейного права Сам. работа 5 7 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Финансовая система государства
6.1. Основные положения финансового права Сам. работа 5 7 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Обеспечение законности и предупреждение правонарушений
7.1. Основные положения административного права и процесса Сам. работа 5 8 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
7.2. Гражданский и арбитражный процесс Сам. работа 5 8 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
7.3. Основные понятия уголовного права и процесса Сам. работа 5 8 ПК-1, ОПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. А. Я. Рыженкова Правоведение: Учебник и практикум для ВУЗов Москва : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 АлтГУ Правоведение [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Караманукян Д. Т., Червяковский А. В., Маручек А. А. Сравнительное правоведение в схемах, определениях, комментариях: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Омская юридическая академия, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Под ред. Некрасова С.И. ПРАВОВЕДЕНИЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Правоведение Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Правоведение ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.