Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | История. Обществознание |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_05_Педобразование_ИО-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна
1.1. | овладение методикой проектирования образовательного процесса в системе профессионального образования; развитие у будущих педагогов профессионального образования профессионального мышления. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-3 | Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов |
ОПК-3.1 | Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов |
ОПК-3.2 | Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся |
ОПК-3.3 | Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления |
ПК-1 | Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-1.1 | Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения истории и обществознанию в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-1.2 | Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения истории и обществознанию |
ПК-1.3 | Владеет методами обучения истории и обществознания в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-2 | Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения истории и права |
ПК-2.1 | Знает алгоритм постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации с учетом требований ФГОС |
ПК-2.2 | Умеет планировать воспитательные мероприятия на основе исторических и обществоведческих знаний |
ПК-2.3 | Владеет навыками проведения воспитательных мероприятий на основе исторических и обществоведческих знаний |
ПК-3 | Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания истории и права |
ПК-3.1 | Знает законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития |
ПК-3.2 | Умеет использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно исторический, деятельностный и развивающий |
ПК-3.3 | Владеет разработкой индивидуального маршрута изучения учебных предметов истории и обществознания |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-3.1: Знает законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития ПК-2.1: Знает алгоритм постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации с учетом требований ФГОС ПК-1.1: Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения истории и обществознанию в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-3.2: Умеет использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно исторический, деятельностный и развивающий ПК-2.2: Умеет планировать воспитательные мероприятия на основе исторических и обществоведческих знаний ПК-1.2: Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения истории и обществознанию |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-3.3: Владеет разработкой индивидуального маршрута изучения учебных предметов истории и обществознания ПК-2.3: Владеет навыками проведения воспитательных мероприятий на основе исторических и обществоведческих знаний ПК-1.3: Владеет методами обучения истории и обществознания в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Практикум по решению педагогических задач | ||||||
1.1. | Педагогические задачи по теме "Воспитание как компонент целостного педагогического процесса" | Практические | 5 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Решение педагогических задач по теме "Воспитание как компонент целостного педагогического процесса" | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Решение педагогических задач по теме "Принципы воспитания" | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Педагогические задачи по теме "Содержание воспитания" | Практические | 5 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Решение педагогических задач по теме "Содержание воспитание" | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Решение педагогических задач по теме "Современные концепции воспитания" | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Решение педагогических задач по теме "Методы воспитания" | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Педагогические задачи по теме "Коллектив как субъект и объект воспитания" | Практические | 5 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Решение педагогических задач по теме "Коллектив как субъект и объект воспитания" | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Педагогические задачи по теме "Сущность процесса обучения" | Практические | 5 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Решение педагогических задач по теме "Сущность процесса обучения" | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Решение педагогических задач по теме "Формирование универсальных учебных действий школьника" | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Решение педагогических задач по теме "Обновление содержания школьного образования" | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Решение педагогических задач по теме "Общая характеристика методов обучения" | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Решение педагогических задач по теме "Методы стимулирования учебной деятельности школьников" | Сам. работа | 5 | 8 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.16. | Решение педагогических задач по теме "Формы организации процесса обучения" | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.17. | Педагогические задачи по теме "Урок в современной школе" | Практические | 5 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
1.18. | Решение педагогических задач по теме "Урок в современной школе" | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10444. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания истории и права ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Факторы развития личности: а) уровень знаний по учебным дисциплинам; б) статусное положение личности в коллективе; в) методы обучения и воспитания; г) наследственность, среда, воспитание, самовоспитание. Правильный ответ: г 2. Одно из направлений в проблеме развития личности: а) биологическое; б) практическое; в) теоретическое; г) общественное. Правильный ответ: а 3. Социальное развитие связно с изменениями: а) физиологическими; б) морфологическими; в) психическими; г) биохимическими. Правильный ответ: в 4. Личность в педагогике выражается совокупностью: а) знаний, умений и навыков; б) социальных качеств, приобретенных индивидом; в) биологических признаков; г) социальных признаков. Правильный ответ: б 5. Теоретические основы развивающего обучения разрабатывали: а) П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина; б) П.П. Блонский, Л.С. Выготский; в) Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов; г) Ф. Бэкон, Я.А. Коменский. Правильный ответ: б ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Направлена на создание социально-психологических условий развития личности – это … Правильный ответ: развивающая деятельность 2. Документ, который отображает процесс планирования учебно-воспитательного процесса для отдельно взятого учащегося – это … Правильный ответ: индивидуальная программа развития 3. Образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного ученика, направленная на развитие его индивидуальных способностей – это индивидуальный образовательный … Правильный ответ: маршрут 4. Любая сложная деятельность, которая предстаёт перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер – это … Правильный ответ: образовательная деятельность 5. Укрупненный параметр, который отражает достигнутый и потенциально возможный уровень развития учащихся в когнитивном, деятельностном и личностном аспектах, а также характеризует степень эффективности организации их учебно-познавательной деятельности – это учебные … Правильный ответ: возможности 6. Развитие личности возможно только в … Правильный ответ: деятельности 7. Внутреннее побуждение личности к тому или иному виду деятельности – это … Правильный ответ: мотив 8. Обучение, основанное на взаимодействии обучающихся и педагогов, когда созданы оптимальные условия для развития у обучающихся способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации – это … Правильный ответ: индивидуально-ориентированное обучение 9. В основе развивающего обучения школьников (по В.В. Давыдову – Д.Б. Эльконину) лежит теория … Правильный ответ: формирования учебной деятельности 10. Процесс становления человека под воздействием тех общественных отношений, в которые он вступает; овладение человеком системой знаний, представлений о мире, трудовыми навыками – это … Правильный ответ: формирование личности ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения истории и права ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Чем должен руководствоваться педагог при организации воспитательной работы? а) советами более опытных коллег; б) интересами школьников; в) советами родителей; г) принципами воспитания. Правильный ответ: г 2. Укажите группу, в которой указаны основные составные части воспитания: а) умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое; б) трудовое воспитание, политехническое образование, нравственная чистота, эстетическая культура; в) умственное, духовное совершенствование, физическое воспитание; г) трудовое воспитание, энциклопедичность знаний, нравственная чистота, эстетическая культура. Правильный ответ: а 3. Одной из задач нравственного воспитания является: а) развитие эрудиции, помощь в овладении системой научных и прикладных знаний; б) формирование опыта общественно полезной деятельности; в) усвоение общечеловеческих ценностей, этики поведения; г) развитие потребности к здоровому образу жизни. Правильный ответ: в 4. Как соотносятся друг с другом воспитание и развитие? а) воспитание входит в общий процесс развития личности; б) воспитание и развитие происходят независимо друг от друга; в) развитие определяет успешность воспитания; г) воспитание полностью определяет процесс развития личности. Правильный ответ: а 5. Чем обусловлены принципы воспитания? а) результатами; б) закономерностями; в) средствами; г) противоречиями. Правильный ответ: б 6. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы – это: а) социализация; б) обучение; в) воспитание; г) развитие. Правильный ответ: в 7. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: а) социальное направление; б) спортивно-оздоровительное направление; в) коллективно-творческое направление; г) духовно-нравственное направление. Правильный ответ: абг 8. Продолжительность занятий в процессе внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется: а) уставом общеобразовательного учреждения; б) Законом об Образовании в Российской Федерации; в) Международными законопроектами; г) Конституцией Российской Федерации. Правильный ответ: а 9. На основе выбора обучающимися той или иной программы внеурочной деятельности определяется: а) количество часов, необходимое для реализации программы внеурочной деятельности на каждого ребёнка; б) объём финансирования конкретного педагога и образовательного учреждения; в) цель и задачи программы внеурочной деятельности; г) функции педагога по реализации программы внеурочной деятельности. Правильный ответ: аб 10. Воспитательный результат внеурочной деятельности – это: а) непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности; б) награды, получаемые за участие в различных видах внеурочной деятельности; в) материальное стимулирование учителя за организацию внеурочной деятельности; г) благодарственные письма в адрес администрации образовательного учреждения от учреждений дополнительного образования. Правильный ответ: а 11. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по … уровням. а) одному уровню; б) трем уровням; в) двум уровням; г) четырем уровням. Правильный ответ: б 12. Способ разрешения конфликтов, характеризующийся признанием права детей на собственное мнение, называется: а) сотрудничеством; б) принуждением; в) уклонением; г) сглаживанием. Правильный ответ: а 13. В содержание работы классного руководителя входят: а) развитие ученического самоуправления; б) организация предметных недель; в) организация внеклассных мероприятий; г) наблюдение за успеваемостью, дисциплиной учащихся. Правильный ответ: авг 14. К методам формирования сознания личности не относится: а) рассказ; б) объяснение; в) поощрение; г) пример. Правильный ответ: в 15. К условиям выбора системообразующего вида деятельности воспитательной системы относятся: а) индивидуальные особенности педагога; б) обеспечение целостности всех видов деятельности; в) учет этнических характеристик среды; г) соответствие главной цели и задачам системы. Правильный ответ: бг ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением – это … Правильный ответ: игровая деятельность 2. Формирование убеждений, поступков и выработка определенного поведения – это воспитательная … Правильный ответ: цель 3. Форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках – это учебная … Правильный ответ: экскурсия 4. Вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.) – это … Правильный ответ: педагогическая деятельность 5. Форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют, как старшие помощники и наставники детей – это коллективно-творческое … Правильный ответ: дело 6. Единичное, однотактное действие, которое обеспечивает практическую реализацию метода в конкретных условиях – это … Правильный ответ: прием воспитания 7. По определению А.С. Макаренко, важнейшим механизмом развития детского воспитательного коллектива является … Правильный ответ: традиция 8. О каком понятии идет речь: «Степень соответствия личностного развития ребенка поставленной педагогами цели»? Правильный ответ: воспитанность ребенка 9. О каком из методов воспитания идет речь: «Способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения»? Правильный ответ: требование 10. Целенаправленный процесс формирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации – это … Правильный ответ: социальное воспитание 11. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет … Правильный ответ: образовательное учреждение 12. Совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий – это … Правильный ответ: методы воспитания 13. Образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной – это … Правильный ответ: внеурочная деятельность 14. Активное изучение окружающей действительности, в ходе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него – это … Правильный ответ: познавательная деятельность 15. Уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата или цели создания определенного уникального продукта или услуги – это … Правильный ответ: проектная деятельность 16. Вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться – это … Правильный ответ: учебная деятельность 17. Деятельность, направленная на развитие у детей общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии – это … Правильный ответ: трудовая деятельность 18. Деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства – это … Правильный ответ: художественная деятельность 19. Принцип связи воспитания с жизнью предполагает соединение воспитания с … Правильный ответ: практической деятельностью 20. Диспетчерская или психолого-педагогическая помощь по вопросам развития, социализации, воспитания и обучения разных категорий детей – это … Правильный ответ: консультационная помощь родителям ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности относятся: а) устные, письменные проверки; б) словесные; в) определённые поощрения в формировании мотивации; г) наглядные. Правильный ответ: б 2. К методам контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности относится: а) практические; б) устные, письменные проверки; в) наглядные; г) словесные. Правильный ответ: б 3. Средство обучения – это: а) совокупность идеальных и материальных объектов, которые позволяют решить цели и задачи, поставленные в процессе обучения; б) приемы и методы получения, обобщения и систематизации знаний; в) набор педагогического инструментария для решения познавательных задач; г) все предметы материального мира, которые используются для организации занятий. Правильный ответ: а 4. Методы обучения – это: а) средство управления познавательной активностью студентов и учащихся, элемент культуры и нравственности; б) пути, способы создания благоприятных условий для организации учебного, учебно-воспитательного процесса; в) механизмы социализации и просвещения; г) категория психолого-педагогических наук, обеспечивающая преемственность в получении образования. Правильный ответ: б 5. Форма организации обучения в средней школе – это: а) занятие; б) урок; в) классный час; г) час общения. Правильный ответ: б 6. Процесс, в ходе которого готовые знания преподносятся учащимся, с последующим процессом закрепления, обобщения, систематизации и контроля – это: а) суггестивное обучение; б) проблемное обучение; в) репродуктивное обучение; г) уровневое обучение. Правильный ответ: в 7. Систему принципов развивающего обучения впервые предложил: а) Л.С. Выготский; б) И.П. Иванов; в) И.С. Якиманская; г) Л.С. Занков. Правильный ответ: г 8. Уроки-«брейнринги» в своей основе имеют … обучение. а) проблемное; б) продуктивное; в) игровое; г) модульное. Правильный ответ: в 9. По схеме «повторение пройденного материала – освоение нового материала – отработка навыков – применение знаний на практике – домашнее задание» проходит урок: а) комбинированный; б) овладения новыми знаниями; в) повторения и закрепления знаний; г) обобщения и систематизации. Правильный ответ: а 10. К основным типам уроков относятся уроки: а) изучения нового материала, формирования умений и навыков, обобщения и систематизации, контроля знаний и умений, комбинированные; б) заучивания наизусть, демонстрации пособий, комбинирования, контроля; в) индивидуальной и дифференцированной работы с учениками, обобщения и систематизации; г) решения задач, выполнения опытов, написания сочинений. Правильный ответ: а 11. Достоинством классно-урочной системы является … а) экономичность; б) индивидуальный подход к учащимся; в) высокое качество усвоения знаний; г) ориентация на «среднего» ученика. Правильный ответ: а 12. Общая одаренность детей проявляется в: а) способностях к музыке, рисованию; б) дисциплинированности; в) самостоятельности, критичности мышления; г) инициативности. Правильный ответ: ав 13. Ориентация на направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, мотивы деятельности и поведения – основа … подхода. а) системного; б) личностного; в) индивидуально-дифференцированного; г) культурологического. Правильный ответ: б 14. Диалогический метод обучения, предполагающий подведение учеников к пониманию нового материала путем постановки системы вопросов, называется: а) лекция; б) рассказ; в) беседа; г) объяснение. Правильный ответ: в 15. Важнейшей целью воспитания выступает соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности в: а) игровой технологии; б) системе М. Монтессори; в) «школе завтрашнего дня»; г) «школе диалога культур». Правильный ответ: б ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Способ разрешения конфликтов, характеризующийся признанием права детей на собственное мнение, называется … Правильный ответ: сотрудничеством 2. Материальные или идеальные объекты, предназначенные для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности, называются … Правильный ответ: средствами обучения 3. Умение выявлять, систематизировать и применять знания наиболее эффективно формирует такой метод обучения, как … Правильный ответ: ситуационный 4. Способы, посредством которых изучается предмет науки, называются … Правильный ответ: методами 5. Форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока – это … Правильный ответ: активный метод 6. Нестандартный урок отличается от стандартного разработанной … Правильный ответ: моделью 7. Индивидуальная или коллективная учебная деятельность, в которой педагог непосредственно не участвует, однако дает задания и контролирует процесс – это … Правильный ответ: самостоятельная учебная работа 8. Методы обучения делятся на словесные, наглядные, практические по … Правильный ответ: источнику знаний 9. Школа, опирающаяся на педагогическую концепцию одного педагога или коллектива учителей, называется … Правильный ответ: авторской 10. Самая распространенная форма организации обучения во многих странах ее суть заключается в том, что учитель проводит учебную работу с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки (класс) в течение определенного времени и по установленному расписанию (урок) – это … Правильный ответ: классно-урочная система 11. Обратная связь учителя с учеником в процессе преподавание-учение, обеспечивающая анализ усвоения знаний, умений, навыков и стимулирующая деятельность обеих сторон (и учителя, и ученика) по оптимизации всех звеньев учебного процесса – это … Правильный ответ: контроль 12. Форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности – это учебная … Правильный ответ: экскурсия 13. Источником знаний и умений является устное или печатное слово – это … Правильный ответ: словесные методы 14. Источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия – это … Правильный ответ: наглядные методы 15. Источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися – это … Правильный ответ: практические методы 16. Метод обучения, основой которого является практическая сторона педагогического процесса, а теоретический аспект имеет лишь второстепенное значение – это … Правильный ответ: тренинг 17. Предполагает применение в педагогическом процессе телекоммуникационных средств, позволяющих педагогу обучать учеников, находясь от них на большом расстоянии – это … Правильный ответ: дистанционное обучение 18. Суть методы состоит в моделировании всевозможных ситуаций или особенностей сторон той деятельности, которая относится к изучаемой теме или дисциплине – это … Правильный ответ: деловая игра 19. Средство, работающее с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно в обучении и воспитании учащихся – это … Правильный ответ: электронное средство обучения 20. Какие формы обучения включает современная трехмерная классификация? Правильный ответ: общие формы, внутренние формы, внешние формы ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Отметьте особенности индивидуальной формы организации учебной деятельности: а) минимальные временные затраты на организацию учебной деятельности; б) ориентация на «среднего ученика»; в) развитие умений совместной деятельности; г) развитие межличностных отношений. Правильный ответ: аб 2. Содержание учебного предмета, планируемых результатов обучения и тематическое планирование представлено в: а) примерных основных образовательных программах; б) обновленных ФГОС; в) примерных рабочих программах; г) универсальном кодификаторе. Правильный ответ: в 3. Способ разрешения конфликтов, характеризующийся признанием права детей на собственное мнение, называется: а) сотрудничеством; б) принуждением; в) уклонением; г) сглаживанием. Правильный ответ: а 4. К методам педагогического стимулирования и коррекции поведения и деятельности относятся: а) наказание; б) создание воспитывающих ситуаций; в) поощрение; г) соревнование. Правильный ответ: авг 5. По количеству учащихся и по особенностям взаимодействия учителя и учащихся выделяются формы организации обучения: индивидуальная, групповая и: а) фронтальная; б) бригадная; в) индивидуально-групповая; г) классно-урочная. Правильный ответ: а ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Система психолого-педагогического воздействия на конкретного учащегося, организованная с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей, с целью полноценного и всестороннего развития – это … Правильный ответ: индивидуальная воспитательная работа 2. В зависимости от количества охватываемых процессом воспитания детей выделяют такие формы воспитания, как групповая и … Правильный ответ: индивидуальная 3. Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мировоззрения личности, называется … Правильный ответ: умственным воспитанием 4. Обучение, в котором во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования – это … Правильный ответ: личностно-ориентированное обучение 5. Что является движущей силой процесса воспитания? Правильный ответ: диалектическое противоречие 6. Достоинство классно-урочной системы является … Правильный ответ: экономичность 7. Форма самостоятельной работы учащихся, организуемой учителем с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке – это … Правильный ответ: домашняя работа 8. Главный компонент классно-урочной системы, форма организации обучения, который позволяет проводить учебные занятия педагога с группой постоянного состава, учащимися одного уровня подготовки и возраста по заранее составленному расписанию – это … Правильный ответ: урок 9. Контролируемая интеллектуальная дискуссия, которая проходит по определённым правилам и на заданную в виде утверждения тему – это … Правильный ответ: дебаты 10. Педагог должен проектировать методы обучения, ориентируясь, в первую очередь, на … Правильный ответ: особенности познавательной сферы своих учеников КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Лыгина, Н.И. | Проектируем образовательный процесс по учебной дисциплине в условиях компетентностного подхода : учебное пособие для профессионалов : учебное пособие для профессионалов | Новосибирк: НГТУ, 2013. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228833 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | [Л.С. Подымова и др.]; под ред. В.А. Сластенина | Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для вузов | М.: Академия, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в MOODL "Практикум по решению педагогических задач" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная); Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf DjVu reader, http://djvureader.org/ Putty, https://putty.org.ru/licence.html VLC, http://www.videolan.org/legal.html QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/ Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Освоение дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций; - работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; - выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки. При подготовке к лекции рекомендуется: 1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4) психологически настроиться на лекцию. Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию. В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала. Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается. |