МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по решению педагогических задач

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильИстория. Обществознание
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ИО-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.п.н, профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по решению педагогических задач

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение методикой проектирования образовательного процесса в системе профессионального образования;
развитие у будущих педагогов профессионального образования профессионального мышления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1 Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2 Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3 Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
ПК-1Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения истории и обществознанию в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения истории и обществознанию
ПК-1.3 Владеет методами обучения истории и обществознания в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-2Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения истории и права
ПК-2.1 Знает алгоритм постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-2.2 Умеет планировать воспитательные мероприятия на основе исторических и обществоведческих знаний
ПК-2.3 Владеет навыками проведения воспитательных мероприятий на основе исторических и обществоведческих знаний
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания истории и права
ПК-3.1 Знает законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития
ПК-3.2 Умеет использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно исторический, деятельностный и развивающий
ПК-3.3 Владеет разработкой индивидуального маршрута изучения учебных предметов истории и обществознания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1: Знает законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития
ПК-2.1: Знает алгоритм постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации с учетом требований ФГОС
ПК-1.1: Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения истории и обществознанию в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2: Умеет использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно исторический, деятельностный и развивающий
ПК-2.2: Умеет планировать воспитательные мероприятия на основе исторических и обществоведческих знаний
ПК-1.2: Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения истории и обществознанию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.3: Владеет разработкой индивидуального маршрута изучения учебных предметов истории и обществознания
ПК-2.3: Владеет навыками проведения воспитательных мероприятий на основе исторических и обществоведческих знаний
ПК-1.3: Владеет методами обучения истории и обществознания в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Практикум по решению педагогических задач
1.1. Педагогические задачи по теме "Воспитание как компонент целостного педагогического процесса" Практические 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Решение педагогических задач по теме "Воспитание как компонент целостного педагогического процесса" Сам. работа 5 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Решение педагогических задач по теме "Принципы воспитания" Сам. работа 5 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Педагогические задачи по теме "Содержание воспитания" Практические 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Решение педагогических задач по теме "Содержание воспитание" Сам. работа 5 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Решение педагогических задач по теме "Современные концепции воспитания" Сам. работа 5 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Решение педагогических задач по теме "Методы воспитания" Сам. работа 5 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Педагогические задачи по теме "Коллектив как субъект и объект воспитания" Практические 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.9. Решение педагогических задач по теме "Коллектив как субъект и объект воспитания" Сам. работа 5 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.10. Педагогические задачи по теме "Сущность процесса обучения" Практические 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.11. Решение педагогических задач по теме "Сущность процесса обучения" Сам. работа 5 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.12. Решение педагогических задач по теме "Формирование универсальных учебных действий школьника" Сам. работа 5 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.13. Решение педагогических задач по теме "Обновление содержания школьного образования" Сам. работа 5 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.14. Решение педагогических задач по теме "Общая характеристика методов обучения" Сам. работа 5 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.15. Решение педагогических задач по теме "Методы стимулирования учебной деятельности школьников" Сам. работа 5 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.16. Решение педагогических задач по теме "Формы организации процесса обучения" Сам. работа 5 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.17. Педагогические задачи по теме "Урок в современной школе" Практические 5 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1
1.18. Решение педагогических задач по теме "Урок в современной школе" Сам. работа 5 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10444.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания истории и права

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Факторы развития личности:
а) уровень знаний по учебным дисциплинам;
б) статусное положение личности в коллективе;
в) методы обучения и воспитания;
г) наследственность, среда, воспитание, самовоспитание.
Правильный ответ: г

2. Одно из направлений в проблеме развития личности:
а) биологическое;
б) практическое;
в) теоретическое;
г) общественное.
Правильный ответ: а

3. Социальное развитие связно с изменениями:
а) физиологическими;
б) морфологическими;
в) психическими;
г) биохимическими.
Правильный ответ: в

4. Личность в педагогике выражается совокупностью:
а) знаний, умений и навыков;
б) социальных качеств, приобретенных индивидом;
в) биологических признаков;
г) социальных признаков.
Правильный ответ: б

5. Теоретические основы развивающего обучения разрабатывали:
а) П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина;
б) П.П. Блонский, Л.С. Выготский;
в) Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов;
г) Ф. Бэкон, Я.А. Коменский.
Правильный ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Направлена на создание социально-психологических условий развития личности – это …
Правильный ответ: развивающая деятельность

2. Документ, который отображает процесс планирования учебно-воспитательного процесса для отдельно взятого учащегося – это …
Правильный ответ: индивидуальная программа развития

3. Образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного ученика, направленная на развитие его индивидуальных способностей – это индивидуальный образовательный …
Правильный ответ: маршрут

4. Любая сложная деятельность, которая предстаёт перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер – это …
Правильный ответ: образовательная деятельность

5. Укрупненный параметр, который отражает достигнутый и потенциально возможный уровень развития учащихся в когнитивном, деятельностном и личностном аспектах, а также характеризует степень эффективности организации их учебно-познавательной деятельности – это учебные …
Правильный ответ: возможности

6. Развитие личности возможно только в …
Правильный ответ: деятельности

7. Внутреннее побуждение личности к тому или иному виду деятельности – это …
Правильный ответ: мотив

8. Обучение, основанное на взаимодействии обучающихся и педагогов, когда созданы оптимальные условия для развития у обучающихся способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации – это …
Правильный ответ: индивидуально-ориентированное обучение

9. В основе развивающего обучения школьников (по В.В. Давыдову – Д.Б. Эльконину) лежит теория …
Правильный ответ: формирования учебной деятельности

10. Процесс становления человека под воздействием тех общественных отношений, в которые он вступает; овладение человеком системой знаний, представлений о мире, трудовыми навыками – это …
Правильный ответ: формирование личности

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения истории и права

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Чем должен руководствоваться педагог при организации воспитательной работы?
а) советами более опытных коллег;
б) интересами школьников;
в) советами родителей;
г) принципами воспитания.
Правильный ответ: г

2. Укажите группу, в которой указаны основные составные части воспитания:
а) умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое;
б) трудовое воспитание, политехническое образование, нравственная чистота, эстетическая культура;
в) умственное, духовное совершенствование, физическое воспитание;
г) трудовое воспитание, энциклопедичность знаний, нравственная чистота, эстетическая культура.
Правильный ответ: а

3. Одной из задач нравственного воспитания является:
а) развитие эрудиции, помощь в овладении системой научных и прикладных знаний;
б) формирование опыта общественно полезной деятельности;
в) усвоение общечеловеческих ценностей, этики поведения;
г) развитие потребности к здоровому образу жизни.
Правильный ответ: в

4. Как соотносятся друг с другом воспитание и развитие?
а) воспитание входит в общий процесс развития личности;
б) воспитание и развитие происходят независимо друг от друга;
в) развитие определяет успешность воспитания;
г) воспитание полностью определяет процесс развития личности.
Правильный ответ: а

5. Чем обусловлены принципы воспитания?
а) результатами;
б) закономерностями;
в) средствами;
г) противоречиями.
Правильный ответ: б

6. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы – это:
а) социализация;
б) обучение;
в) воспитание;
г) развитие.
Правильный ответ: в

7. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
а) социальное направление;
б) спортивно-оздоровительное направление;
в) коллективно-творческое направление;
г) духовно-нравственное направление.
Правильный ответ: абг

8. Продолжительность занятий в процессе внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется:
а) уставом общеобразовательного учреждения;
б) Законом об Образовании в Российской Федерации;
в) Международными законопроектами;
г) Конституцией Российской Федерации.
Правильный ответ: а

9. На основе выбора обучающимися той или иной программы внеурочной деятельности определяется:
а) количество часов, необходимое для реализации программы внеурочной деятельности на каждого ребёнка;
б) объём финансирования конкретного педагога и образовательного учреждения;
в) цель и задачи программы внеурочной деятельности;
г) функции педагога по реализации программы внеурочной деятельности.
Правильный ответ: аб

10. Воспитательный результат внеурочной деятельности – это:
а) непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности;
б) награды, получаемые за участие в различных видах внеурочной деятельности;
в) материальное стимулирование учителя за организацию внеурочной деятельности;
г) благодарственные письма в адрес администрации образовательного учреждения от учреждений дополнительного образования.
Правильный ответ: а

11. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по … уровням.
а) одному уровню;
б) трем уровням;
в) двум уровням;
г) четырем уровням.
Правильный ответ: б

12. Способ разрешения конфликтов, характеризующийся признанием права детей на собственное мнение, называется:
а) сотрудничеством;
б) принуждением;
в) уклонением;
г) сглаживанием.
Правильный ответ: а

13. В содержание работы классного руководителя входят:
а) развитие ученического самоуправления;
б) организация предметных недель;
в) организация внеклассных мероприятий;
г) наблюдение за успеваемостью, дисциплиной учащихся.
Правильный ответ: авг

14. К методам формирования сознания личности не относится:
а) рассказ;
б) объяснение;
в) поощрение;
г) пример.
Правильный ответ: в

15. К условиям выбора системообразующего вида деятельности воспитательной системы относятся:
а) индивидуальные особенности педагога;
б) обеспечение целостности всех видов деятельности;
в) учет этнических характеристик среды;
г) соответствие главной цели и задачам системы.
Правильный ответ: бг

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением – это …
Правильный ответ: игровая деятельность

2. Формирование убеждений, поступков и выработка определенного поведения – это воспитательная …
Правильный ответ: цель

3. Форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках – это учебная …
Правильный ответ: экскурсия

4. Вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.) – это …
Правильный ответ: педагогическая деятельность

5. Форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют, как старшие помощники и наставники детей – это коллективно-творческое …
Правильный ответ: дело

6. Единичное, однотактное действие, которое обеспечивает практическую реализацию метода в конкретных условиях – это …
Правильный ответ: прием воспитания

7. По определению А.С. Макаренко, важнейшим механизмом развития детского воспитательного коллектива является …
Правильный ответ: традиция

8. О каком понятии идет речь: «Степень соответствия личностного развития ребенка поставленной педагогами цели»?
Правильный ответ: воспитанность ребенка

9. О каком из методов воспитания идет речь: «Способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения»?
Правильный ответ: требование

10. Целенаправленный процесс формирования качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации – это …
Правильный ответ: социальное воспитание

11. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет …
Правильный ответ: образовательное учреждение

12. Совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий – это …
Правильный ответ: методы воспитания

13. Образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной – это …
Правильный ответ: внеурочная деятельность

14. Активное изучение окружающей действительности, в ходе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него – это …
Правильный ответ: познавательная деятельность

15. Уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата или цели создания определенного уникального продукта или услуги – это …
Правильный ответ: проектная деятельность

16. Вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться – это …
Правильный ответ: учебная деятельность

17. Деятельность, направленная на развитие у детей общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии – это …
Правильный ответ: трудовая деятельность

18. Деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства – это …
Правильный ответ: художественная деятельность

19. Принцип связи воспитания с жизнью предполагает соединение воспитания с …
Правильный ответ: практической деятельностью

20. Диспетчерская или психолого-педагогическая помощь по вопросам развития, социализации, воспитания и обучения разных категорий детей – это …
Правильный ответ: консультационная помощь родителям

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять обучение истории и праву в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности относятся:
а) устные, письменные проверки;
б) словесные;
в) определённые поощрения в формировании мотивации;
г) наглядные.
Правильный ответ: б

2. К методам контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности относится:
а) практические;
б) устные, письменные проверки;
в) наглядные;
г) словесные.
Правильный ответ: б

3. Средство обучения – это:
а) совокупность идеальных и материальных объектов, которые позволяют решить цели и задачи, поставленные в процессе обучения;
б) приемы и методы получения, обобщения и систематизации знаний;
в) набор педагогического инструментария для решения познавательных задач;
г) все предметы материального мира, которые используются для организации занятий.
Правильный ответ: а

4. Методы обучения – это:
а) средство управления познавательной активностью студентов и учащихся, элемент культуры и нравственности;
б) пути, способы создания благоприятных условий для организации учебного, учебно-воспитательного процесса;
в) механизмы социализации и просвещения;
г) категория психолого-педагогических наук, обеспечивающая преемственность в получении образования.
Правильный ответ: б

5. Форма организации обучения в средней школе – это:
а) занятие;
б) урок;
в) классный час;
г) час общения.
Правильный ответ: б

6. Процесс, в ходе которого готовые знания преподносятся учащимся, с последующим процессом закрепления, обобщения, систематизации и контроля – это:
а) суггестивное обучение;
б) проблемное обучение;
в) репродуктивное обучение;
г) уровневое обучение.
Правильный ответ: в

7. Систему принципов развивающего обучения впервые предложил:
а) Л.С. Выготский;
б) И.П. Иванов;
в) И.С. Якиманская;
г) Л.С. Занков.
Правильный ответ: г

8. Уроки-«брейнринги» в своей основе имеют … обучение.
а) проблемное;
б) продуктивное;
в) игровое;
г) модульное.
Правильный ответ: в

9. По схеме «повторение пройденного материала – освоение нового материала – отработка навыков – применение знаний на практике – домашнее задание» проходит урок:
а) комбинированный;
б) овладения новыми знаниями;
в) повторения и закрепления знаний;
г) обобщения и систематизации.
Правильный ответ: а

10. К основным типам уроков относятся уроки:
а) изучения нового материала, формирования умений и навыков, обобщения и систематизации, контроля знаний и умений, комбинированные;
б) заучивания наизусть, демонстрации пособий, комбинирования, контроля;
в) индивидуальной и дифференцированной работы с учениками, обобщения и систематизации;
г) решения задач, выполнения опытов, написания сочинений.
Правильный ответ: а

11. Достоинством классно-урочной системы является …
а) экономичность;
б) индивидуальный подход к учащимся;
в) высокое качество усвоения знаний;
г) ориентация на «среднего» ученика.
Правильный ответ: а

12. Общая одаренность детей проявляется в:
а) способностях к музыке, рисованию;
б) дисциплинированности;
в) самостоятельности, критичности мышления;
г) инициативности.
Правильный ответ: ав

13. Ориентация на направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, мотивы деятельности и поведения – основа … подхода.
а) системного;
б) личностного;
в) индивидуально-дифференцированного;
г) культурологического.
Правильный ответ: б

14. Диалогический метод обучения, предполагающий подведение учеников к пониманию нового материала путем постановки системы вопросов, называется:
а) лекция;
б) рассказ;
в) беседа;
г) объяснение.
Правильный ответ: в

15. Важнейшей целью воспитания выступает соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности в:
а) игровой технологии;
б) системе М. Монтессори;
в) «школе завтрашнего дня»;
г) «школе диалога культур».
Правильный ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Способ разрешения конфликтов, характеризующийся признанием права детей на собственное мнение, называется …
Правильный ответ: сотрудничеством

2. Материальные или идеальные объекты, предназначенные для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности, называются …
Правильный ответ: средствами обучения

3. Умение выявлять, систематизировать и применять знания наиболее эффективно формирует такой метод обучения, как …
Правильный ответ: ситуационный

4. Способы, посредством которых изучается предмет науки, называются …
Правильный ответ: методами

5. Форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока – это …
Правильный ответ: активный метод

6. Нестандартный урок отличается от стандартного разработанной …
Правильный ответ: моделью

7. Индивидуальная или коллективная учебная деятельность, в которой педагог непосредственно не участвует, однако дает задания и контролирует процесс – это …
Правильный ответ: самостоятельная учебная работа

8. Методы обучения делятся на словесные, наглядные, практические по …
Правильный ответ: источнику знаний

9. Школа, опирающаяся на педагогическую концепцию одного педагога или коллектива учителей, называется …
Правильный ответ: авторской

10. Самая распространенная форма организации обучения во многих странах ее суть заключается в том, что учитель проводит учебную работу с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки (класс) в течение определенного времени и по установленному расписанию (урок) – это …
Правильный ответ: классно-урочная система

11. Обратная связь учителя с учеником в процессе преподавание-учение, обеспечивающая анализ усвоения знаний, умений, навыков и стимулирующая деятельность обеих сторон (и учителя, и ученика) по оптимизации всех звеньев учебного процесса – это …
Правильный ответ: контроль

12. Форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности – это учебная …
Правильный ответ: экскурсия

13. Источником знаний и умений является устное или печатное слово – это …
Правильный ответ: словесные методы

14. Источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия – это …
Правильный ответ: наглядные методы

15. Источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися – это …
Правильный ответ: практические методы

16. Метод обучения, основой которого является практическая сторона педагогического процесса, а теоретический аспект имеет лишь второстепенное значение – это …
Правильный ответ: тренинг

17. Предполагает применение в педагогическом процессе телекоммуникационных
средств, позволяющих педагогу обучать учеников, находясь от них на большом расстоянии – это …
Правильный ответ: дистанционное обучение

18. Суть методы состоит в моделировании всевозможных ситуаций или особенностей сторон той деятельности, которая относится к изучаемой теме или дисциплине – это …
Правильный ответ: деловая игра

19. Средство, работающее с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно в обучении и воспитании учащихся – это …
Правильный ответ: электронное средство обучения

20. Какие формы обучения включает современная трехмерная классификация?
Правильный ответ: общие формы, внутренние формы, внешние формы

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Отметьте особенности индивидуальной формы организации учебной деятельности:
а) минимальные временные затраты на организацию учебной деятельности;
б) ориентация на «среднего ученика»;
в) развитие умений совместной деятельности;
г) развитие межличностных отношений.
Правильный ответ: аб

2. Содержание учебного предмета, планируемых результатов обучения и тематическое планирование представлено в:
а) примерных основных образовательных программах;
б) обновленных ФГОС;
в) примерных рабочих программах;
г) универсальном кодификаторе.
Правильный ответ: в

3. Способ разрешения конфликтов, характеризующийся признанием права детей на собственное мнение, называется:
а) сотрудничеством;
б) принуждением;
в) уклонением;
г) сглаживанием.
Правильный ответ: а

4. К методам педагогического стимулирования и коррекции поведения и деятельности относятся:
а) наказание;
б) создание воспитывающих ситуаций;
в) поощрение;
г) соревнование.
Правильный ответ: авг

5. По количеству учащихся и по особенностям взаимодействия учителя и учащихся выделяются формы организации обучения: индивидуальная, групповая и:
а) фронтальная;
б) бригадная;
в) индивидуально-групповая;
г) классно-урочная.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Система психолого-педагогического воздействия на конкретного учащегося, организованная с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей, с целью полноценного и всестороннего развития – это …
Правильный ответ: индивидуальная воспитательная работа

2. В зависимости от количества охватываемых процессом воспитания детей выделяют такие формы воспитания, как групповая и …
Правильный ответ: индивидуальная

3. Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мировоззрения личности, называется …
Правильный ответ: умственным воспитанием

4. Обучение, в котором во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования – это …
Правильный ответ: личностно-ориентированное обучение

5. Что является движущей силой процесса воспитания?
Правильный ответ: диалектическое противоречие

6. Достоинство классно-урочной системы является …
Правильный ответ: экономичность

7. Форма самостоятельной работы учащихся, организуемой учителем с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке – это …
Правильный ответ: домашняя работа

8. Главный компонент классно-урочной системы, форма организации обучения, который позволяет проводить учебные занятия педагога с группой постоянного состава, учащимися одного уровня подготовки и возраста по заранее составленному расписанию – это …
Правильный ответ: урок

9. Контролируемая интеллектуальная дискуссия, которая проходит по определённым правилам и на заданную в виде утверждения тему – это …
Правильный ответ: дебаты

10. Педагог должен проектировать методы обучения, ориентируясь, в первую очередь, на …
Правильный ответ: особенности познавательной сферы своих учеников

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лыгина, Н.И. Проектируем образовательный процесс по учебной дисциплине в условиях компетентностного подхода : учебное пособие для профессионалов : учебное пособие для профессионалов Новосибирк: НГТУ, 2013. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228833
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 [Л.С. Подымова и др.]; под ред. В.А. Сластенина Психолого-педагогический практикум: учебное пособие для вузов М.: Академия, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в MOODL "Практикум по решению педагогических задач" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.