МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.02. Психолого-педагогическое образование
ПрофильКоррекционная и консультативная деятельность психолога
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_03_02_Психолого-педагогическое образование_КиКДП-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 116
контроль 8
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 116 116 116 116
Часы на контроль 8 8 8 8
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к. пед. наук, доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)

составлена на основании учебного плана:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов знаний теоретических основ современной педагогической науки;
формирование умений, необходимых для эффективной организации педагогического процесса;
развитие профессонально-педагогического мышления;
формирование способности осмысливать педагогическую действительность, принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическими закономерностями, принципами воспитания и обучения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Знает понятие, структуру, функции, цели педагогической деятельности
ОПК-8.2 Умеет применять специальные научные знания при осуществлении педагогической деятельности
ОПК-8.3 Владеет методами осуществления педагогической деятельности на основе специальных научных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-8.1: Знает понятие, структуру, функции, цели педагогической деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-8.2: Умеет применять специальные научные знания при осуществлении педагогической деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-8.3: Владеет методами осуществления педагогической деятельности на основе специальных научных знаний

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория воспитания
1.1. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Лекции 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.2. Воспитание как компонент целостного педагогического процесса Сам. работа 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.3. Принципы воспитания Лекции 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.4. Принципы воспитания Сам. работа 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.5. Содержание воспитания Лекции 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.6. Содержание воспитания Практические 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.7. Содержание воспитания Сам. работа 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.8. Современные концепции воспитания Практические 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.9. Современные концепции воспитания Лекции 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.10. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Практические 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.11. Методы воспитания в целостном педагогическом процессе Сам. работа 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.12. Воспитание коллектика Практические 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.13. Воспитание коллектика Сам. работа 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.14. Самостоятельная работа Сам. работа 3 40 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3
Раздел 2. Дидактика
2.1. Дидактика как отрасль педагогической науки Лекции 3 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
2.2. Сущность процесса обучения Лекции 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
2.3. Формирование универсальных учебных действий школьников в условиях реализации ФГОС Практические 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
2.4. Принципы обучения Практические 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
2.5. Обновление содержания школьного образования Лекции 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
2.6. Общая характеристика методов обучения Лекции 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
2.7. Методы проблемного обучения Практические 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
2.8. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников Практические 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
2.9. Методы стимуляции учебно-познавательной деятельности школьников Сам. работа 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
2.10. Контроль и оценка в обучении школьников Сам. работа 3 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
2.11. Формы организации обучения в школе Сам. работа 3 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
2.12. Урок в современной школе Лекции 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
2.13. Урок в современной школе Практические 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
2.14. Формы организации обучения (помимо урока) Практические 3 1 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
2.15. Самостоятельнгая работа Сам. работа 3 10 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-8.3 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» -https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3080

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы – это:
а) средства воспитания;
б) метод воспитания;
в) прием воспитания;
г) цель воспитания.
Правильный ответ: г

2. К методу косвенного педагогического требования относится прием:
а) разъяснение;
б) убеждение;
в) совет;
г) наказание.
Правильный ответ: в

3. Двусторонний характер обучения:
а) взаимовлияние семьи и школы;
б) взаимообусловленность самообразования и учения;
в) взаимоотношения ученика и класса;
г) взаимосвязь преподавания и учения.
Правильный ответ: г

4. Противоречие между выдвигаемыми ходом обучения практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся является:
а) педагогической проблемой;
б) движущей силой процесса обучения;
в) условием развития познавательной активности учащихся;
г) сущностью процесса обучения.
Правильный ответ: б

5. Подход, подчеркивающий взаимосвязь и взаимообусловленность элементов процесса обучения:
а) личностный;
б) интегративный;
в) системный;
г) деятельностный.
Правильный ответ: в

6. Дидактика – это раздел педагогики:
а) изучающий основы формирования личности в образовательном процессе;
б) рассматривающий вопросы обучения;
в) изучающий вопросы воспитания;
г) рассматривающий вопросы воспитания, обучения и развития ученика.
Правильный ответ: б

7. Движущие силы развития личности – это:
а) самосознание, саморазвитие;
б) деятельность (активная);
в) противоречия (внешние и внутренние);
г) потребности, склонности, интересы.
Правильный ответ: в

8. Учебный план – это нормативный документ, определяющий:
а) перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;
б) максимальную недельную нагрузку учащихся;
в) количество часов в неделю на изучение каждого предмета;
г) количество времени на изучение тем курса.
Правильный ответ: абв

9. Метод обучения – это:
а) прием организации последовательных действий школьника, направленных на усвоение знаний;
б) средство взаимодействия учителя и ученика по усвоению содержания образования;
в) способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, обеспечивающий усвоение содержания образования;
г) механизм деятельности учителя по формированию у учащихся знаний, умений и навыков.
Правильный ответ: в

10. Признак классификации методов обучения, по которому выделяются словесные, наглядные, практические методы:
а) по логике познания;
б) по дидактическим целям;
в) по характеру познавательной деятельности;
г) по источнику знания.
Правильный ответ: г

11. Метод обучения, опирающийся на ролевую организацию учебной деятельности:
а) соревнование;
б) деловая игра;
в) ситуация успеха;
г) викторина.
Правильный ответ: б

12. Метод, предполагающий стимулирование творческой активности обучающихся, направленной на решение проблемы/задачи посредством поиска и развития разнообразных вариантов/идей в условиях свободного обмена ими по мере возникновения у обучающихся:
а) частично поисковый метод;
б) исследовательский метод;
в) метод проекта;
г) метод мозгового штурма.
Правильный ответ: г

13. Признак классно-урочной системы обучения:
а) постоянный состав учащихся с примерно одинаковым уровнем подготовки;
б) постоянное время работы – 45 минут;
в) наличие триединой цели: научить, воспитать, развить;
г) наличие классной комнаты, учебных пособий и оборудования.
Правильный ответ: а

14. Форма обучения, стимулирующая учебно-исследовательскую работу школьников:
а) предметный кружок;
б) коллоквиум;
в) лабораторные занятия;
г) тематическая конференция.
Правильный ответ: в

15. Дидактическое средство – это:
а) материальный или идеальный объект, облегчающий учение;
б) дневник ученика, классный журнал, тетрадь для контрольных работ;
в) способ организации деятельности ученика на уроке;
г) совокупность методов и форм организации учебного процесса.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Источником формирования содержания образования выступает …
Правильный ответ: социальный опыт (или культура)

2. Документ, в котором зафиксирована цель воспитания – это …
Правильный ответ: закон РФ «Об образовании»

3. Функция обучения, предполагающая формирование определенных взглядов, убеждений, нравственно-эстетических качеств личности – это …
Правильный ответ: воспитательная

4. В основе деления уроков на типы лежит …
Правильный ответ: дидактическая цель

5. Требование: обеспечивать мотивацию, интерес школьников в усвоении учебного материала соответствует принципу …
Правильный ответ: сознательности и активности

6. Система научных знаний и связанные с ними практические умения, которыми необходимо овладеть обучающимся – это …
Правильный ответ: содержание образования

7. Внешняя сторона организации учебного процесса, связанная с количеством обучаемых, временем и местом обучения называется …
Правильный ответ: форма обучения

8. Форма обучения, требующая выхода учеников к месту расположения изучаемого объекта – это …
Правильный ответ: экскурсия

9. Внеурочная форма обучения, обеспечивающая углубление знаний учащихся по предмету – это …
Правильный ответ: факультатив

10. Совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания – это …
Правильный ответ: структура урока

11. Тип урока, посвященный, главным образом, работе над новым материалом – это …
Правильный ответ: усвоения новых знаний, умений

12. Первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания, является …
Правильный ответ: Я.А. Коменский

13. Показателем нравственной культуры учителя является …
Правильный ответ: педагогический такт

14. Гностические умения педагога проявляются непосредственно при исследовании передового …
Правильный ответ: педагогического опыта

15. Профессиональная компетентность отражает единство теоретической и практической готовности к …
Правильный ответ: педагогической деятельности

16. Владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие – это …
Правильный ответ: специальная компетентность

17. Основная педагогическая направленность это …
Правильный ответ: интерес к профессии учитель

18. Активный процесс, направленный на поиск педагогом более эффективных форм, методов, средств обучения и воспитания называют …
Правильный ответ: педагогическое творчество

19. Методическая продукция, состоящая в изложении сведений, подлежащих распространению (например, анализ передового педагогического опыта, разъяснение по применению инновационных педагогических технологий), называется …
Правильный ответ: информационно-методической

20. Характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности находит отражение в …
Правильный ответ: профессиональном стандарте

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.2 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
Л1.3 А.М. Столяренко Общая педагогика: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.4 В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика: учебник Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов (Учебное пособие) СПб.[и др.]: Питер, 2008
Л2.2 М. Н. Фроловская ; [науч. ред. Ю. В. Сенько] Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л2.3 Ю. В. Сенько Стиль педагогического мышления в вопросах: учеб. пособие М. : Дрофа, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методические рекомендации по подготовке курсовых работ portal.edu.asu.ru
Э2 Курс в Мудл "Педагогика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.htmlMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.