МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психокоррекционная деятельность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.02. Психолого-педагогическое образование
ПрофильКоррекционная и консультативная психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_02_ППО-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Психокоррекционная деятельность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)

составлена на основании учебного плана:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.психол.н., профессор Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой д.психол.н., профессор Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Психокоррекционная деятельность» является :
раскрытие содержания модели психокоррекционной деятельности психолога в процессе реальной практической деятельности и овладение студентами-психологами знаниями, умениями и навыками по применению различных психокоррекционных методик и технологий.
раскрытие содержания методов психокоррекционной деятельности психолога в процессе реальной практической деятельности и овладение студентами-психологами знаниями, умениями и навыками по применению различных психокоррекционных методов в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой, личностной сферы и поведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к проектированию и созданию образовательной среды; реализации образовательного процесса в контексте различных ОПОП
ПК-1.1 Знает принципы разработки и реализации мониторинга личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной ФГОС в контексте различных ОПОП
ПК-1.2 Умеет анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся
ПК-1.3 Анализирует, выбирает и демонстрирует действия по созданию благоприятных для каждого обучающегося, в том числе детей с ОВЗ, социально психологического условий образовательной среды для достижения метапредметных и личностных результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методологические подходы решения проблем, обеспечивающие повышение эффективности психокоррекционной деятельности
основные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи
основные теоретические подходы к организации психокоррекционной деятельности в практической деятельности психолога
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять, реализовывать и осуществлять оценку эффективности психокоррекционных программ в работе с детьми с нарушениями эмоционально-волевой, личностной сферы и поведения
владеть индивидуальными и групповыми формами работы с детьми
проводить психопрофилактическую работу.
уметь характеризовать основные методы коррекционной работы в школе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями организации основных методов и приемов коррекционной работы в школе,
основными методами и приемами коррекционной работы в школе, а также организацией профилактической работы,
средствами и формами проедения психопрофилактической психокоррекционной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы психкоррекционной деятельности.
1.1. Предмет психолого-педагогической коррекции, виды. Классификация психокоррекционных мероприятий Характеристика психокоррекционных ситуаций. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные компоненты профессиональной готовности к коррекционному воздействию.Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Анализ психодиагностической информации и составление программ психолого-педагогической коррекции
2.1. Принципы составления психокоррекционных программ. Характеристика видов программ психолого-педагогической коррекции Сам. работа 5 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Основные требования к составлению психокоррекционных программ. Факторы, определяющие эффективность психокоррекционных мероприятий Сам. работа 5 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий. Факторы, определяющие эффективность психокоррекционных мероприятий Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Основные направления в психолого-педагогической коррекции.
3.1. Психодинамическое направление; коррекционное воздействие в классическом психоанализе; аналитическая индивидуальная психокоррекция Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.2. Коррекционное воздействие в классическом психоанализе: классический психоанализ З.Фрейда. Техники психоанализа Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.3. Аналитическая индивидуальная психокоррекция А.Адлера. Техники аналитической индивидуальной психокоррекции Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.4. Основные понятия и положения экзистенциального подхода. Основные задачи психолога и техники экзистенциального направления. Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.5. Когнитивное аналитическое направление и его техники.Этапы и техники когнитивной коррекционной работы. Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.6. Сущность и техники гештальттерапии Ф.Перлза. Характеристика механизмов нарушения процесса саморегуляции. Позиция психолога. Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.7. Психодинамическое направление; коррекционное воздействие в классическом психоанализе; аналитическая индивидуальная психокоррекция. Когнитивное направление. Характеристика техник гештальттерапии. Трансактивный анализ Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Основные психолого-педагогические подходы. Методы и средства психолого-педагогической коррекции..
4.1. Групповые и индивидуальные формы работы. Составление, проведение и оценка эффективности психокоррекционной программы, направленной на развитие ВПФ Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.2. Методы и средства психолого-педагогической коррекции Игротерапия. Арттерапия. Музыкотерапия Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.3. Методы и средства психолого-педагогической коррекции. Сказкотерапия. Проективный рисунок. Куклотерапия Практические 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.4. Методы и средства психолого-педагогической коррекции. Библиотерапия и Танцевальная терапия Сам. работа 5 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.5. Методы и средства психолого-педагогической коррекции Психогимнастика Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.6. Методы и средства психолого-педагогической коррекции Психодрама и Методы поведенческой психокоррекции/ Сам. работа 5 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.7. Составление и оценка эффективности психокоррекционной программы, направленной на развитие ВПФ Сам. работа 5 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Психопрофилактика и ее основные принципы
5.1. Основные принципы психопрофилактики. Характеристика направлений психопрофилактической работы. Содержание психопрофилактической работы психолога в школе Сам. работа 5 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1
5.2. Экзамен 5 9 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2, Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1:
Способен к проектированию и созданию образовательной среды; реализации образовательного процесса в контексте различных ОПОП

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Психоккорекция – это…
А) система обучения и воспитания аномальных детей.
Б) метод психологического воздействия на человека, направленный на психологические механизмы взаимодействия со средой, которые нарушают его социальную адаптацию.
В) метод замещения или перестройки нарушенных или недоразвитых функций организма, вследствие врождённых или приобретённых аномалии.
Ответ: Б
2. Психология, направленная на решение жизненно важных для человека вопросов?
А) практическая
Б) теоретическая
В) превентивная
Ответ: А
3. По характеру направленности выделяют коррекцию:
А) симптоматическую, каузальную
Б) общую, специальную
В) директивную и недирективную
Ответ: А
4. Причинная коррекция направлена:
А) на источники отклонений
Б) на источники и причины отклонений
В) на структуру и причину отклонений
Ответ: Б
5. По форме организации работы с клиентом, различают:
А) каузальную и директивную коррекцию
Б) специальную и частичную коррекцию
В) индивидуальную и групповую коррекцию
Ответ: В
6. Психокоррекция (по продолжительности), которая направлена на разрешение актуальных, изолированных проблем и конфликтов?
А) отсроченная
Б) сверхкороткая
В) быстрая
Ответ: Б
7. По масштабу решаемых задач, различают психокоррекцию:
А) общую, индивидуальную
Б) общую, частную, специальную
В) частную, групповую, общую
Ответ: Б
8. Психоккорекция, направленная на исправление последствий неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие и социализацию личности ребенка?
А) частная
Б) общая
В) специальная
Ответ: Б
9. Специалист, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, не относящихся к психопатологическим расстройствам?
А) психотерапевт
Б) психиатр
В) психоаналитик
Ответ: А
10. Система мероприятий, направленных на исправление недостатков личности, эмоционально – волевой сферы и поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия, это:
А) психотерапия
Б) психокоррекция
В) психопрофилактика
Ответ: А
11. Предметом исследования психокоррекции является:
А) симптоматика нарушений психического дизонтогенеза +
Б) дети с физическими и психическими недостатками и проблемы их обучения и воспитания
В) особенности нарушения физического и психического развития ребёнка в контакте социализации
Ответ: А
12. Набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой для детского и подросткового возраста психотерапевтические и психоккорекционные приёмы – это…
А) общая психокоррекция
Б) специальная психокоррекция
В) частная психокоррекция
Ответ: В
13. Комплекс приёмов и методов, которые подбираются для детей и являются более эффективными для достижения конкретного результата – это…
А) специальная психокоррекция
Б) общая психокоррекция
В) частная психокоррекция
Ответ: А
14. Воспитание в детях упорства и самостоятельности, терпения в трудных ситуациях, отсутствие любого бессмысленного принуждения, оскорблений, наказаний – это главная задача с точки зрения…
А) З.Фрейда
Б) К.Юнга
В) А.Адлера
Ответ: В
15. Автор термина «психодинамика»?
А) Р.Вудвортс
Б) М.Маллер
В) З.Фрейд
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. На что направлены основные техники психоанализа?
Ответ: поиск скрытых болезненных очагов в пространстве бессознательного .
2. Согласно, какому автору, человек, прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет к жизни, посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации?
Ответ: А.Адлер
3. Автором клиент - центрированного подхода является:
Ответ: К.Роджерс
4. Онователем логотерапии является...
Ответ: В.Франкл
5. Основателем экзистенциализма является..
Ответ: С.Кьеркегор
6. Какая теория стала основой для создания поведенческой коррекции?
Ответ: классическая теория условных рефлексов И.П.Павлова
7. С какими именами связана теория оперантного обуславливания?
Ответ: Э.Торндайк, Б.Скиннер
8. Когнитивная психология появилась как ответная реакция на:
Ответ: на бихевиоризм и гештальтпсихологию
9. Год введения термина «психодинамика»?
Ответ: 1918
10. Центральное понятие в представлении всех сторонников психоданимического подхода о причинах нарушения в поведении и эмоциональной жизни клиента является понятие…
Ответ: конфликт
11. Цель психоданимического направления?
Ответ: помочь клиенту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений
12. В рамках какого подхода, движущими силами поведения считаю инстинкты:
Ответ: психоанализ
13. Главное препятствие на пути самореализации человека по концепции А. Адлера?
Ответ: базисное чувство неполноценности
14. Требования и ожидания от клиента в концепции А.Адлера?
Ответ: от клиента ожидаются активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие
15. Установление конгруэнтности, вербализация, отражение эмоций, это основные компоненты…
Ответ: роджерской психотехники
16. Если у человека возникает состояние потери смысла жизни В, Франкл рекомендует....
Ответ: понять и почувствовать уникальность и неповторимость собственной жизни
17. Какой психологический феномен по Беку располагает человека к психологическому стрессу?
Ответ: когнитивная уязвимость
18. При каких условиях по Беку схемы являются устойчивыми когнитивными структурами и становятся активными?
Ответ: при действии специфических стимулов, стрессов
19. Принципы составления психокоррекционных программ
Ответ: 1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Принцип единства коррекции и диагностики.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа
4. Деятельностный принцип коррекции.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
20. Основные требования к составлению психокоррекционных программ:
Ответ:
- Четкое формулирование целей коррекционной рабо­ты.
- Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционной работы.
- Отбор конкретных методик и техник для предстоящей коррекционной работы.
- Подготовка необходимых материалов и оборудова­ния.
- Четкое определение формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая или смешанная).
- Определение общего времени, необходимого для реа­лизации всей коррекционной программы.
- Определение частоты необходимых встреч.
- Определение длительности каждой встречи, каждого коррекционного занятия
- Разработка конкретной коррекционной программы в целом и определение содержания каждого коррекци­онного занятия.
- Планирование форм участия других лиц в работе
- Определение формы контроля динамики хода коррек­ционной работы.
- Реализация коррекционной программы и внесение дополнений и изменений в программу по ходу работы.
- Оценка эффективности реализованной Программы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» : Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» : Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» : Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса

Примерные вопросы:
1. Коррекция и развитие. Специфические черты, различие воздействий, возможности применения психокоррекционных и психоразвивающих мероприятий.
2. Принципы психокоррекции.
3. Единство целей и задач психокоррекции. Правила постановки целей психокоррекционных и психоразвивающих воздействий.
4. Принципы составления психокоррекционных и психоразвивающих программ.
5. Основные блоки программ психолого-педагогического воздействия.
6. Виды программ психолого-педагогического воздействия.
7. Основные требования, предъявляемые к планированию психокоррекционных и психоразвивающих программ.
8. Оценка эффективности коррекционных и развивающих мероприятий.
9. Требования, предъявляемые к специалисту, оказываемому психологическую помощь.
10. Коррекционное воздействие в классическом психоанализе. Цели, особенности позиции психолога и требования, предъявляемые к клиенту, основные стадии психоанализа, базовые техники.
11. Аналитическая индивидуальная коррекция Адлера. Особенности подхода, основные понятия, цели коррекции, позиция психолога и требования к клиенту. Основные этапы и приемы работы.
12. Трансактный анализ в психокоррекции. Цель коррекционной работы, требования, предъявляемые к психологу и клиенту. Основные понятия.
13. Поведенческое направление. Понятия, позиции психолога и клиента, сфера применения. Методы и техники.
14. Гешталь-терапия. Основные понятия, цели коррекции, позиции психолога и клиента, техники.
15. Клиент-центрированный подход К.Роджерса. Цели, основные этапы, техники. Позиция психолога и требования, предъявляемые к клиенту, условия для создания атмосферы между ними.
16. Экзистенциальное направление. Базисные понятия, цели коррекции, особенности взаимодействия между психологом и клиентом. Основные задачи, стоящие перед психологом и подходы к решению проблем клиента.
17. Рационально-эмотивная терапия А.Эллиса. Теоретическое положение, основные этапы работы, цель коррекции, позиции психолога и клиента, основные техники.
18. Логотерапия В.Франкла. Основные положения, методы и приемы.
19. Когнитивный подход А.Бека. Основные понятия, этапы работы, позиции клиента и психолога, техники.
20. Реальностная терапия У.Глассера. Сфера применения, цели и задачи коррекции, требования к психологу и клиентам, основные этапы работы.
21. Применение телесно-ориентированных методов в коррекционной работе.
22. Общество АА и Сайнанон-группы. Основные задачи, программы работы.
23. Группы тренинга умений. Виды, компоненты, техника проведения занятий.
24. Группы встреч. Принципы, этапы, техника занятий и упражнения.
25. Тренинговые группы. Социально-психологический тренинг. Этапы, принципы, виды, цели и задачи.
26. Групповые методы психокоррекционной и психоразвивающей работы. Цели и задачи. Особенности комплектования групп.
27. Руководство коррекционной группой. Роли психокорректора, требования, предъявляемые к нему. Руководство групповым напряжением.
28. Индивидуальная психокоррекция. Случаи показания, стадии осуществления. Позиции психолога.
29. Методологические основы психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста. Учет при планировании диагностической и коррекционной работы.
30. Методологические основы психокоррекционной работы с детьми подросткового возраста. Учет при планировании диагностической и коррекционной работы.
31. Методологические основы психокоррекционной работы с детьми старшего школьного возраста. Учет при планировании диагностической и коррекционной работы.
32. Понятие игротерапии. Основные виды и формы игротерапии. Игротерапия психоанализа. Игротерапия, центрированная на клиенте. Игротерапия отреагирования. Игротерапия построения отношений. Показания к проведению. Механизмы коррекционного воздействия игры. Принципы недирективной игротерапии. Игровая комната и ее оснащение.
33. Библиотерапия, этапы проведения. Достоинства методы. Специфическая и неспецифическая библиотерапия.
34. Куклотерапия. Виды кукол. Показания проведения куклотерапии. Характеристика аспектов куклотерапии. Куклотерапия детей и подростков.
35. Основы коррекционного воздействия сказки. Принципы планирования сказко-коррекционного или развивающего мероприятия. Сказкотерапия как метод психокоррекции. Основные приемы работы со сказкой.
36. Цель и задачи арттерапии. Основные направления арттерапии. Характеристика факторов психотерапевтического воздействия в арттерапии. Системное описание арттерапевтического воздействия.
37. Характеристика основных школ музыкотерапии. Характеристика направлений музыкотерапии. Формы музыкотерапии. Особенности музыкотерапии детей и подростков.
38. Понятие танцетерапии. Факторы, способствующие развитию танцетерапии как метода психокоррекции. Техника танцевально-двигательной терапии. Методика проведения танцетерапии детей и подростков.
39. Показания к использованию проективного рисунка в психокоррекционной работе с детьми и подростками. Основные этапы коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования.
40. Психогимнастика как метод психокоррекции. Содержание подготовительной, пантомимической и заключительной части психогимнастического занятия.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Осипова, А. А. Общая психокоррекция: : учебное пособие для вузов М.: ТЦ Сфера, 2007
Л1.2 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
Л1.3 Колесникова, Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции : учебное пособие для вузов. Ростов н/Д : Феникс, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Вачков Игорь Викторович Групповые методы в работе школьного психолога: : Учебно-методическое пособие 2-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2006
Л2.2 Павлов И. С. Психотерапия в практике: [монография] М.: ПЕР СЭ, 2006
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Артамонова Е.И., Екжанова Е.А., Зырянова Е.В., Минигалиева М.Р., Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2011
Л3.2 Е. Т. Соколова Психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 А.А. Александров Психодиагностика и психокоррекция . [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?short=1&isbn=978-5-91180-890-7
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
Э4 Психокоррекционная деятельность portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.