МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы базовых видов спорта для рекреационной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 128
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 128 128 128 128
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
Ст.преп, Дудник АВ

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В

Рабочая программа дисциплины
Основы базовых видов спорта для рекреационной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20212027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование базовых знаний и представлений об организации базовых видов спорта в рекреации, раскрытие технологий рекреационной деятельности деятельности, формирование у будущих специалистов целостной системы знаний о рекреации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5Способен работать с информацией при осуществлении рыночных исследований с использованием современного программного обеспечения
ПК-5.1 Знает современные методы информационных технологий и аналитические методы, применяемые при проведении исследований туристских ресурсов и проектировании туристского продукта
ПК-5.2 Умеет организовывать поиск, сбор, первичную обработку и анализ информации, необходимой для формирования, продвижения и реализации туристского продукта, в том числе по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям различных стран
ПК-5.3 Способен планировать и организовывать маркетинговые исследования и анализировать результаты
ПК-5.4 Владеет навыками анализа конъюнктуры и тенденций развития рынка туристских продуктов и туристских услуг
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает современные методы информационных технологий и аналитические методы, применяемые при проведении исследований туристских ресурсов и проектировании туристского продукта.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет организовывать поиск, сбор, первичную обработку и анализ информации, необходимой для формирования, продвижения и реализации туристского продукта, в том числе по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям различных стран
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способен планировать и организовывать маркетинговые исследования и анализировать результаты
Владеет навыками анализа конъюнктуры и тенденций развития рынка туристских продуктов и туристских услуг

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия рекреационной деятельности.Спорт как часть рекреации.
1.1. Введение в дисциплину.Цели, задачи дисциплины Лекции 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Виды рекреационной деятельности. Лекции 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.2
1.3. Техника безопасности при проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований в базовом виде спорта Практические 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1
1.4. Работа с отдыхающими до и в процессе тренировки. Практические 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.2
1.5. Использование рекреационной инфраструктуры в базовых видах спорта Сам. работа 4 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.2
1.6. Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям. Сам. работа 4 20 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1
Раздел 2. Технико-тактические основы базовых видов спорта . Обучение методике.
2.1. Нагрузка, восстановление работоспособности Лекции 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1
2.2. Техника и тактика базовых видов спорта в рекреации Лекции 4 1 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1
2.3. Методика организации и проведения рекреационно-оздоровительных занятий по гимнастике и легкой атлетике Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1
2.4. Методика организации и проведения рекреационнооздоровительных занятий включающим спортивные и подвижные игры Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1
2.5. Методика организации и проведения рекреационнооздоровительных занятий по плаванию Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1
2.6. Методика организации и проведения рекреационнооздоровительных занятий по лыжному спорту Сам. работа 4 30 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1
2.7. Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям. Подготовка и написание реферата.Подготовка к аттестации Сам. работа 4 68 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3.
3.1. Зачет 4 4 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-5.4 Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9343


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен работать с информацией при осуществлении рыночных исследований с использованием современного программного обеспечения


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Слово туризм появилось в английском языке:
+ в начале XIX века
в начале XX века
в конце XIX века
в конце XVIII века
2. Нормативный документ, в котором приведен полный перечень существенных условий договора на туристское обслуживание…
-: Гражданском кодексе РФ
+: Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ»
-: «Законе РФ «О защите прав потребителей»
3. Географическое место временного пребывания туриста называют…
-: регионом, порождающим туристов
-: транзитным регионом
+: туристской дестинацией
4. В 1838 году выходят в свет «Заметки туриста» Ф. Стендаля. Слово которое, ввел в обиход этот автор…
-: альпинист
+: турист
-: путешественник
5. Основатель первой фирмы по массовому выпуску путеводителей для туристов…
-: Томас Кук
+: Карл Бедекер
-: Ф. Стендаль
6. Лечебно-оздоровительный туризм и курортология зародились в…
+: Греции
-: Китае
-: Англии
7. Эпоха ознаменовавшаяся «великим переселением народов»…
+: Средневековье
-: Античность
-: Новое время
8. Вид туризма, поощряемый всеми религиями, начиная с глубокой древности…
-: экотуризм
-: спортивный туризм
+: паломничество
9. «Крестовый поход» - это…
-: освоение новых земель
-: военные завоевания
+: паломничество
10. Прародителем краеведения и экскурсий в России можно считать:
+: Петра I
-: Александра I
-: Александра II
11. Первым из русских людей, описал Южную и Юго-Восточную Азию от Ирана до Китая…
+: Афанасий Никитин
-: Ломоносов
-: Семен Дежнев
12. Первооткрыватель Сибири…
-: Афанасий Никитин
+: Ермак
-: Богдан Брязга
13. Основная причины отсутствия массового туризма в средневековье в России…
+: отсутствовала свобода передвижения
-: плохие дороги
-: криминальная обстановка на дорогах
14. Становлению туристской индустрии в XIX в. способствовало…
-: открытие Суэцкого канала
-: железная дорога
+: промышленный переворот
15. Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ» вступил в действие в….
+: 1997
-: 2005
-: 2001

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Вид транспорта развитие, которого увеличило объем перевозок туристов в начале XX века…
{автомобильного транспорта}
2. Напишите вид туризма, путешествие лиц, постоянно проживающих в РФ, в другую страну
{выездной туризм}
3. Право на тур, предназначенное для реализации туристу
{туристский продукт}
4. Документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания
{туристский ваучер}
5. Посредник, занимающийся продажей сформированных туроператором туров, действующий на основе посреднических договоров, или продавец, действующий на основе договоров купли-продажи туристских продуктов
{турагент}
6. Основные отличия туриста от экскурсанта
{в длительности путешествия}
7. Комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта
{туристский продукт}
8. Туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя
{детский туризм}
9. Система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско – экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско – экскурсионные услуги
{туристский рынок}
10. Способность туристского рынка "поглотить" то или иное количество туристского продукта.
{ёмкость}
11. Совокупность элементов и деятельности, которые прямо или косвенно вовлечены в производство благ для удовлетворения многочисленных потребностей туристов, и которые в соответствии с эволюцией общественных, экономических и политических отношений все время развиваются, усложняются, приобретают новые контуры - это
{туристская система}
12. Профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребываниям
{гид-переводчик}
13.Управляемая социально-экономическая территориальная система, обладающая туристским ресурсным потенциалом, представляющим конкурентоспособную потребительскую ценность и устойчиво привлекающая туристские потоки
{туристская дестинация}
14. Территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения
{лечебно-оздоровительная местность}
15. Вид туризма, где отдых в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов (в том числе питание, досуг, обслуживание и др.) берет на себя принимающая семья. {сельский туризм}
16. Вид туризма в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации
{въездной}
17. Вид туризма, путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну{выездной}
18. Как по-другому называется туризм, совершаемый лицами «третьего» возраста
{туризм лиц пенсионного возраста}
19. Как по-другому называется туризм, совершаемый лицами «четвертого» возраста
{туризм лиц с ограниченными возможностями или инвалидов}
20. Вид туризма, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.
{туризм социальный}

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Конева Е.В. Спортивные игры. Правила, техника, тактика.: учебное пособие для вузов М: Юрайт , 2020 urait.ru
Л1.2 Сухов Р. И. Организация туристской деятельности: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попов С. Н. Лечебная физическая культура: учеб. для вузов М.: Академия, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://tourlib.net/lib.html
Э2 http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/index.php
Э3 http://www.russiatourism.ru/
Э4 Основы базовых видов спорта для рекреационной деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://tourlib.net/lib.htm
http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/index.php
ttp://www.russiatourism.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции
При подготовке к лекционному занятию следует тщательно проработать конспект предыдущей лекции, прочитать и законспектировать соответствующие лекционному материалу разделы в рекомендованной преподавателем литературе, составить конспект ответов на контрольные вопросы и вопросы для самостоятельной подготовки.
Практические занятия
При изучении дисциплины «Основы базовых видов спорта для рекреации» практическим занятиям отводится более 50% аудиторной нагрузки. Практические занятия способствуют овладению студентом навыками подбора периодических, электронных, литературных, статистических и прочих источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов, а также лекций студент готовится к предстоящей практической работе по обозначенной преподавателем теме. В ходе работы проводится небольшая дискуссия по выбранной теме, таким образом, студентом навыки научного подхода к решению задач. В ходе ее студенты и преподаватель обсуждают вопросы, связанные с предстоящей работой, в ходе обсуждения которых преподаватель имеет возможность контролировать понимание и усвоение главных вопросов участниками дискуссии. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов лабораторного занятия. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных моментов предстоящей работы. Также для понимания преподавателем освоения студентами предыдущего материала проводится текущая аттестация.