Закреплена за кафедрой | Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства |
---|---|
Направление подготовки | 43.03.02. Туризм |
Профиль | Технологии и организация внутреннего и международного туризма |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z43_03_02_Т-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна
1.1. | Целью дисциплины является формирование базовых знаний и навыков об организации спортивно-оздоровительной деятельности в индустрии туризма, раскрытие особенностей технологий организации и проведения спортивно-оздоровительных походов, ознакомление студентов с основами и особенностями обеспечения безопасности в туристском походе, формирование у будущих специалистов практических навыков в спортивно-оздоровительном туризме при разработке туристкого продукта и проведении спортивных туров с туристами с учетом требований потребителей и обеспечения безопасности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3 |
ПК-1 | Способен управлять внутрифирменными процессами в туристкой организации, в том числе по формированию и использованию материально-технических и трудовых ресурсов |
ПК-1.1 | Знает требования к формированию и использованию материально- технических и трудовых ресурсов в туристской организации |
ПК-1.2 | Умеет определить эффективную систему и конкретные методы управления персоналом и качеством обслуживания туристов |
ПК-1.3 | Умеет осуществлять планирование по формированию кадров туристской организации |
ПК-1.4 | Владеет навыками прогнозирования формирования и использования материально-технических ресурсов в туристской организации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает требования к формированию и использованию материально- технических и трудовых ресурсов в туристской организации. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет осуществлять планирование по формированию кадров туристской организации Умеет определить эффективную систему и конкретные методы управления персоналом и качеством обслуживания туристов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет навыками прогнозирования формирования и использования материально-технических ресурсов в туристской организации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы спортивного туризма. Программно-нормативные основы развития спортивного туризма | ||||||
1.1. | История и перспективы развития спортивного туризма | Лекции | 2 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Программно-нормативные основы развития спортивного туризма | Практические | 2 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | История развития спортивного туризма в Алтайском регионе | Сам. работа | 2 | 15 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Виды спортивного туризма. Техника и тактика преодоления препятствий в разных видах и ее особенности | ||||||
2.1. | Виды спортивного туризма и их значение. | Лекции | 2 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Сравнение летних видов спортивного туризма в регионах РФ. | Практические | 2 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Анализ зимних и экзотических видов спортивного туризма: проблемы и перспективы. | Сам. работа | 2 | 15 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.2, Л2.1 |
2.4. | Техника и тактика спортивного туризма | Сам. работа | 2 | 15 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Разработка тактики спортивного похода в зависимости от опыта и запросов потребителя | Практические | 2 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Техника преодоления препятствий в разных видах и ее особенности | Сам. работа | 2 | 15 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Разработка туристского продукта в спортивном туризме. Безопасность как важнейший элемент процесса обслуживания туристо | ||||||
3.1. | Разработка и организация туристкого продука в сегменте спортивного туризма | Лекции | 2 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Разработка спортивного тура | Практические | 2 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.2, Л2.1 |
3.3. | Организация питания в спортивных турах | Сам. работа | 2 | 15 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Безопасность как важнейший элемент процесса обслуживания туристов. | Лекции | 2 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.2, Л2.1 |
3.5. | Организация мер безопасности при преодолении препятствий: веревочный курс, правила страховки. | Практические | 2 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Особенности психологии туристов в походе, типы лидерства, ролевой состав туристской группы. | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 | Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7488 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен управлять внутрифирменными процессами в туристкой организации, в том числе по формированию и использованию материально-технических и трудовых ресурсов ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Какими временными параметрами пребывания вне постоянного местожительства ограничено понятие «турист»? а) от 12 до 24 часов; +б) от 24 часов до одного месяца; в) от 24 часов до 1 года; г) от 24 часов до нескольких лет. 2. Какое из нижеперечисленных положений не соответствует принципам государственного регулирования туристской деятельности: а) содействие туристской деятельности; +б) постепенный переход на полное государственное обеспечение туризма; в) поддержка и защита российских туристов, туроператов, турагентов и их объединений. 3. Турист не имеет права: а) на свободу передвижения и доступ к туристским услугам; +б) на беспрепятственное и полное удовлетворение своих потребностей; в) на личную безопасность, сохранность имущества и медицинскую помощь. 4. ФЗ РФ об основах туристской деятельности в РФ определяет туризм как: а) туроператорскую и турагентскую деятельность по организации путешествий; +б) временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране или месте временного пребывания; в) временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания на срок от 24 часов до 1 года подряд. 5. Назовите основные потребности туристов во время путешествия: а) потребности во впечатлениях, экскурсиях, встречах; +б) потребности в проживании, питании, перемещении; в) потребности в развлечениях, сувенирной продукции; г) потребности в услугах предприятий сервиса, торговли. 6. Трансфер это: +а) предоставление транспортных средств для обеспечения встречи — проводов туристов или туристских групп; б) поездка за город; в) индивидуальное путешествие на автомобиле. 7. Туристский продукт – это: а) совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков; б) право на тур, предназначенное для реализации туристу; +в) комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия. 8. Туристская индустрия представляет собой: а) деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем; +б) совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков; в) комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия. 9. В каком году была принята Хартия Туризма: а) 1975; б) 1990; +в) 1985; 10. В каком году был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ»? а) 2007; +б) 1996; в) 1965. 11. Талассотератия — это вид туризма: а) экстремального; +б) лечебного; в) горного. 12.Турист - это гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания: а) с занятием оплачиваемой в этом месте деятельностью; +б) без занятия оплачиваемой в этом месте деятельностью; в) с целью поиска работы и устройства на постоянное место жительства 13. Важнейшее потребительское свойство туристского продукта: умение дать почувствовать клиенту достоинства данного туристского предприятия, гостиницы, ресторана и т.д.: +а) гостеприимство; б) сервис; в) имидж турфирмы 14. К типам туризма по классификации ЮНВТО не относится: а) внутренний туризм; б) въездной туризм; +в) самодеятельный туризм; г) выездной туризм; 15. Туроператор - это... а) предприятие, организующее рекламу и продвижение туристического продукта; б) реализатор туристического продукта; +в) предприятие, занимающееся разработкой туристического продукта, комплектацией тура и обеспечивающее их функционирование. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «5» – верно выполнено более 90% заданий. «4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий. «3» – верно выполнено 51% до 69% заданий. «2» – верно выполнено менее 51% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Посредник, занимающийся продажей сформированных туроператором туров, действующий на основе посреднических договоров, или продавец, действующий на основе договоров купли-продажи туристских продуктов {турагент} 2. Разновидность гостиниц с небольшим набором услуг, мини-отель, где сдаются койко-места с удобствами на этаже. Это вид мини-отелей, с многоместными номерами ориентирован на молодежь и клиентов, ищущих экономичное размещение {хостел} 3. Сколько стадий имеет эволюция продукта согласно теории жизненного цикла продукта? { четыре} 4. Как именуется иностранный гость, который не ночует в стране пребывания, а возвращается, например, на судно или поезд, на котором он прибыл в страну? { экскурсант } 5. На бланке туристической путевки обычно указывают вид питания туриста. Выберите то сокращение, которое в международной практике гостиничного обслуживания предполагает оплату и предоставление туристу только завтрака — это {ВВ} 6. Туристическая поездка с использованием транспортного средства не только для перемещения, но и для временного проживания, питания и обслуживания {круиз} 7. Комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта {туристский продукт} 8. Туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя {детский туризм} 9. Система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско – экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско – экскурсионные услуги {туристский рынок} 10. Какой мореплаватель совершил первое известное кругосветное путешествие и открыл пролив, позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим из Атлантического океана в Тихий. {Фернан Магеллан} 11. Центр туризма превращается в полностью загруженную часть индустрии туризма с отелями крупных транснациональных гостиничных цепей и франчайзинговыми предприятиями на стадии жизненного цикла продукта, называемой {зрелостью} 12. Деятельность туристской фирмы, направленная на создание привлекательного и конкурентоспособного туристского продукта для массовой или индивидуальной реализации на рынке туристских услуг, называется: {планированием туров} 13. Деятельность, направленная на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса для удовлетворения культурных и духовных потребностей иностранных туристов, — это: {международный туризм} 14. Документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности, в том числе туристской, и доступный широкому кругу потребителей, называется: {стандарт} 15. Ситуация на рынке, при которой предложение соответствует спросу или опережает его, формирует: {рынок покупателя} 16. Основной документ, определяющий взаимоотношения туриста с обслуживающей его фирмой, возможность предъявления претензий к ней и удовлетворения их в судебном порядке, — это: {договор на туристское обслуживание} 17. Согласно ФЗ 'Об основах туристской деятельности в РФ', реализация туристского продукта осуществляется на основании________ {договора} 18. Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют: {технологию туристского обслуживания} 19. Подтверждение специальным органом соответствия реализованных услуг требованиям безопасности жизни, здоровья туристов и экскурсантов, сохранности имущества, защиты окружающей среды называется: {обязательной сертификацией} 20. Предварительно намеченный путь туристского похода, путешествия, экскурсии (заранее спланированная трасса продвижения в течение определенного времени с целью предоставления туристу определенной программы услуг) называется: {маршрут} КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кравчук, Т.А | Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма : учебное пособие | Омск : Издательство СибГУФК. , 2009 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Т.А. Кравчук, И.А. Зданович, В.Н. Агальцов | Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма : часть II: учебное пособие | Омск : Издательство СибГУФК, 2009 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=298125 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И.Е. Карасев, Е.В. Кулагина, О.В. Лукина, Б.К. Смагулов | Организация детско-юношеского и молодежного туризма : учебное пособие | Омск : Издательство ОмГТУ, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Технологии и организация спортивного туризма | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Сайт с актуальными материалами по спортивному туризму -http://carabin.ru | carabin.ru | ||
Э3 | Сайт–помощник по подготовке к походам «Предпоход» -https://predpohod.ru | predpohod.ru | ||
Э4 | Сайт Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения -http://turcentrrf.ru | turcentrrf.ru | ||
Э5 | Сайт Федерации спортивного туризма России -http://www.tssr.ru | www.tssr.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций. 2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал 3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru. 4.Сайт Федерации спортивного туризма России -http://www.tssr.ru 5.Сайт Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения -http://turcentrrf.ru 6.Сайт электронных карт -http://openstreetmap.ru 7. Сайт–помощник по подготовке к походам «Предпоход» -https://predpohod.ru 8. Сайт с актуальными материалами по спортивному туризму -http://carabin.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Технологии и организация спортивного туризма» В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы. На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка. В результате получения информации освоения знаний обучающийся должен сформировать свою точку зрения на данную тему, сформулировать одну проблему в нашей стране, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения. С целью лучшего усвоения материала по дисциплине «Технологии и организация спортивного туризма» используются комплект заданий, вопросов, тестов, письменных работ. В процессе изучения данной дисциплины обучающимся предлагается написать письменные работы: реферат, эссе, аналитическую работу. В процессе изучения дисциплины «Технологии и организация спортивного туризма» подготовка обучающихся к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET. На практическом занятии по дисциплине «Технологии и организация спортивного туризма» необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы. Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся 39 часов на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует обучающихся на выработку умений применять теоретические навыки на практике. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельная работа обучающихся предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания, решение задач, анализ деловых ситуаций, подготовка реферата (эссе) по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины), подготовку к контрольной работе. Поиск и обработка о технологии и организация спортивного туризма в мире, России, Алтайском крае. В рамках самостоятельной работы по дисциплине «Технологии и организация спортивного туризма» также осуществляется подготовка рефератов, эссе, докладов и выполнение контрольных работ. Организация самостоятельной работы обучающихся предполагает выполнение аналитической работы, которая является одной из форм творческой работы обучающихся. Цель выполнения состоит в том, чтобы научить обучающихся связывать теорию с практикой, привить умение разрабатывать планы развития, исследовать сложившуюся ситуацию и предлагать пути решения проблем. Самостоятельная работа обучающихся в части эссе, домашних заданий реализуется на соответствующих занятиях в виде докладов-презентаций продолжительностью 5-10 минут с последующим обсуждением – дискуссией и выставлением оценки по 100 бальной шкале. |