МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии и организация спортивного туризма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_02_Т-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.преп., Дудник Андрей Викторович

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Технологии и организация спортивного туризма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 516)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20212027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование базовых знаний и навыков об организации спортивно-оздоровительной деятельности в индустрии туризма, раскрытие особенностей технологий организации и проведения спортивно-оздоровительных походов, ознакомление студентов с основами и особенностями обеспечения безопасности в туристском походе, формирование у будущих специалистов практических навыков в спортивно-оздоровительном туризме при разработке туристкого продукта и проведении спортивных туров с туристами с учетом требований потребителей и обеспечения безопасности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен управлять внутрифирменными процессами в туристкой организации, в том числе по формированию и использованию материально-технических и трудовых ресурсов
ПК-1.1 Знает требования к формированию и использованию материально- технических и трудовых ресурсов в туристской организации
ПК-1.2 Умеет определить эффективную систему и конкретные методы управления персоналом и качеством обслуживания туристов
ПК-1.3 Умеет осуществлять планирование по формированию кадров туристской организации
ПК-1.4 Владеет навыками прогнозирования формирования и использования материально-технических ресурсов в туристской организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает требования к формированию и использованию материально- технических и трудовых ресурсов в туристской организации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет осуществлять планирование по формированию кадров туристской организации
Умеет определить эффективную систему и конкретные методы управления персоналом и качеством обслуживания туристов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками прогнозирования формирования и использования материально-технических ресурсов в туристской организации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы спортивного туризма. Программно-нормативные основы развития спортивного туризма
1.1. История и перспективы развития спортивного туризма Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.2. Программно-нормативные основы развития спортивного туризма Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.3. История развития спортивного туризма в Алтайском регионе Сам. работа 2 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Виды спортивного туризма. Техника и тактика преодоления препятствий в разных видах и ее особенности
2.1. Виды спортивного туризма и их значение. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Сравнение летних видов спортивного туризма в регионах РФ. Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
2.3. Анализ зимних и экзотических видов спортивного туризма: проблемы и перспективы. Сам. работа 2 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
2.4. Техника и тактика спортивного туризма Сам. работа 2 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1
2.5. Разработка тактики спортивного похода в зависимости от опыта и запросов потребителя Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1
2.6. Техника преодоления препятствий в разных видах и ее особенности Сам. работа 2 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Разработка туристского продукта в спортивном туризме. Безопасность как важнейший элемент процесса обслуживания туристо
3.1. Разработка и организация туристкого продука в сегменте спортивного туризма Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1
3.2. Разработка спортивного тура Практические 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
3.3. Организация питания в спортивных турах Сам. работа 2 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1
3.4. Безопасность как важнейший элемент процесса обслуживания туристов. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
3.5. Организация мер безопасности при преодолении препятствий: веревочный курс, правила страховки. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.1, Л2.1
3.6. Особенности психологии туристов в походе, типы лидерства, ролевой состав туристской группы. Сам. работа 2 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7488

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен управлять внутрифирменными процессами в туристкой организации, в том числе по формированию и использованию материально-технических и трудовых ресурсов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какими временными параметрами пребывания вне постоянного местожительства ограничено понятие «турист»?
а) от 12 до 24 часов;
+б) от 24 часов до одного месяца;
в) от 24 часов до 1 года;
г) от 24 часов до нескольких лет.
2. Какое из нижеперечисленных положений не соответствует принципам государственного регулирования туристской деятельности:
а) содействие туристской деятельности;
+б) постепенный переход на полное государственное обеспечение туризма;
в) поддержка и защита российских туристов, туроператов, турагентов и их объединений.
3. Турист не имеет права:
а) на свободу передвижения и доступ к туристским услугам;
+б) на беспрепятственное и полное удовлетворение своих потребностей;
в) на личную безопасность, сохранность имущества и медицинскую помощь.
4. ФЗ РФ об основах туристской деятельности в РФ определяет туризм как:
а) туроператорскую и турагентскую деятельность по организации путешествий;
+б) временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране или месте временного пребывания;
в) временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания на срок от 24 часов до 1 года подряд.
5. Назовите основные потребности туристов во время путешествия:
а) потребности во впечатлениях, экскурсиях, встречах;
+б) потребности в проживании, питании, перемещении;
в) потребности в развлечениях, сувенирной продукции;
г) потребности в услугах предприятий сервиса, торговли.
6. Трансфер это:
+а) предоставление транспортных средств для обеспечения встречи — проводов туристов или туристских групп;
б) поездка за город;
в) индивидуальное путешествие на автомобиле.
7. Туристский продукт – это:
а) совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков;
б) право на тур, предназначенное для реализации туристу;
+в) комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
8. Туристская индустрия представляет собой:
а) деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
+б) совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков;
в) комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
9. В каком году была принята Хартия Туризма:
а) 1975;
б) 1990;
+в) 1985;
10. В каком году был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ»?
а) 2007;
+б) 1996;
в) 1965.
11. Талассотератия — это вид туризма:
а) экстремального;
+б) лечебного;
в) горного.
12.Турист - это гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания:
а) с занятием оплачиваемой в этом месте деятельностью;
+б) без занятия оплачиваемой в этом месте деятельностью;
в) с целью поиска работы и устройства на постоянное место жительства
13. Важнейшее потребительское свойство туристского продукта: умение дать почувствовать клиенту достоинства данного туристского предприятия, гостиницы, ресторана и т.д.:
+а) гостеприимство;
б) сервис;
в) имидж турфирмы
14. К типам туризма по классификации ЮНВТО не относится:
а) внутренний туризм;
б) въездной туризм;
+в) самодеятельный туризм;
г) выездной туризм;
15. Туроператор - это...
а) предприятие, организующее рекламу и продвижение туристического продукта;
б) реализатор туристического продукта;
+в) предприятие, занимающееся разработкой туристического продукта, комплектацией тура и обеспечивающее их функционирование.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Посредник, занимающийся продажей сформированных туроператором туров, действующий на основе посреднических договоров, или продавец, действующий на основе договоров купли-продажи туристских продуктов
{турагент}
2. Разновидность гостиниц с небольшим набором услуг, мини-отель, где сдаются койко-места с удобствами на этаже. Это вид мини-отелей, с многоместными номерами ориентирован на молодежь и клиентов, ищущих экономичное размещение
{хостел}
3. Сколько стадий имеет эволюция продукта согласно теории жизненного цикла продукта?
{ четыре}
4. Как именуется иностранный гость, который не ночует в стране пребывания, а
возвращается, например, на судно или поезд, на котором он прибыл в страну?
{ экскурсант }
5. На бланке туристической путевки обычно указывают вид питания туриста. Выберите то
сокращение, которое в международной практике гостиничного обслуживания предполагает
оплату и предоставление туристу только завтрака — это
{ВВ}
6. Туристическая поездка с использованием тран­спортного средства не только для перемещения, но и для временного проживания, питания и обслуживания
{круиз}
7. Комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта
{туристский продукт}
8. Туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя
{детский туризм}
9. Система мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско – экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско – экскурсионные услуги
{туристский рынок}
10. Какой мореплаватель совершил первое известное кругосветное путешествие и открыл пролив, позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим из Атлантического океана в Тихий.
{Фернан Магеллан}
11. Центр туризма превращается в полностью загруженную часть индустрии туризма с отелями крупных транснациональных гостиничных цепей и франчайзинговыми предприятиями на стадии жизненного цикла продукта, называемой
{зрелостью}
12. Деятельность туристской фирмы, направленная на создание привлекательного и конкурентоспособного туристского продукта для массовой или индивидуальной реализации на рынке туристских услуг, называется:
{планированием туров}
13. Деятельность, направленная на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса для удовлетворения культурных и духовных потребностей иностранных туристов, — это:
{международный туризм}
14. Документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности, в том числе туристской, и доступный широкому кругу потребителей, называется:
{стандарт}
15. Ситуация на рынке, при которой предложение соответствует спросу или опережает его, формирует:
{рынок покупателя}
16. Основной документ, определяющий взаимоотношения туриста с обслуживающей его фирмой, возможность предъявления претензий к ней и удовлетворения их в судебном порядке, — это:
{договор на туристское обслуживание}
17. Согласно ФЗ 'Об основах туристской деятельности в РФ', реализация туристского продукта осуществляется на основании________
{договора}
18. Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют:
{технологию туристского обслуживания}
19. Подтверждение специальным органом соответствия реализованных услуг требованиям безопасности жизни, здоровья туристов и экскурсантов, сохранности имущества, защиты окружающей среды называется:
{обязательной сертификацией}
20. Предварительно намеченный путь туристского похода, путешествия, экскурсии (заранее спланированная трасса продвижения в течение определенного времени с целью предоставления туристу определенной программы услуг) называется:
{маршрут}



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравчук, Т.А Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма : учебное пособие Омск : Издательство СибГУФК. , 2009 biblioclub.ru
Л1.2 Т.А. Кравчук, И.А. Зданович, В.Н. Агальцов Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма : часть II: учебное пособие Омск : Издательство СибГУФК, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=298125
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.Е. Карасев, Е.В. Кулагина, О.В. Лукина, Б.К. Смагулов Организация детско-юношеского и молодежного туризма : учебное пособие Омск : Издательство ОмГТУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Технологии и организация спортивного туризма portal.edu.asu.ru
Э2 Сайт с актуальными материалами по спортивному туризму -http://carabin.ru carabin.ru
Э3 Сайт–помощник по подготовке к походам «Предпоход» -https://predpohod.ru predpohod.ru
Э4 Сайт Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения -http://turcentrrf.ru turcentrrf.ru
Э5 Сайт Федерации спортивного туризма России -http://www.tssr.ru www.tssr.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.
4.Сайт Федерации спортивного туризма России -http://www.tssr.ru
5.Сайт Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения -http://turcentrrf.ru
6.Сайт электронных карт -http://openstreetmap.ru
7. Сайт–помощник по подготовке к походам «Предпоход» -https://predpohod.ru
8. Сайт с актуальными материалами по спортивному туризму -http://carabin.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Технологии и организация спортивного туризма»
В процессе изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий. На первом этапе в соответствии со структурой курса необходимо изучить базовые учебники, которые рекомендуются как основные источники литературы. На втором – обозначить базовые понятия и определения (возможно составить конспект) из названия тем, привести разные точки зрения, вывести свое определение предпочтительное. Рекомендуется использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка.
В результате получения информации освоения знаний обучающийся должен сформировать свою точку зрения на данную тему, сформулировать одну проблему в нашей стране, свободно отвечать на вопросы на практических занятиях, участвовать в дискуссиях, уметь выделять главные проблемы, логически мыслить для их решения.
С целью лучшего усвоения материала по дисциплине «Технологии и организация спортивного туризма» используются комплект заданий, вопросов, тестов, письменных работ. В процессе изучения данной дисциплины обучающимся предлагается написать письменные работы: реферат, эссе, аналитическую работу.
В процессе изучения дисциплины «Технологии и организация спортивного туризма» подготовка обучающихся к семинарским занятиям организована с использованием научной и периодической литературы, ресурсов INTERNET.
На практическом занятии по дисциплине «Технологии и организация спортивного туризма» необходимо умение выступать с докладом, делать сообщения, умение включаться в беседу, дискуссию, отвечать на поставленные вопросы, решать предложенные преподавателем тесты, контрольные и проверочные работы.
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся 39 часов на самостоятельную работу. Самостоятельная работа предполагает более глубокое освоение учебной программы. Она формирует навыки исследовательской работы и ориентирует обучающихся на выработку умений применять теоретические навыки на практике.
Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает самостоятельную подготовку к занятиям (изучение лекционного материала, чтение рекомендуемой литературы, подготовка ответов на тестовые задания, решение задач, анализ деловых ситуаций, подготовка реферата (эссе) по основным проблемным вопросам изучаемой дисциплины), подготовку к контрольной работе.
Поиск и обработка о технологии и организация спортивного туризма в мире, России, Алтайском крае.
В рамках самостоятельной работы по дисциплине «Технологии и организация спортивного туризма» также осуществляется подготовка рефератов, эссе, докладов и выполнение контрольных работ. Организация самостоятельной работы обучающихся предполагает выполнение аналитической работы, которая является одной из форм творческой работы обучающихся.
Цель выполнения состоит в том, чтобы научить обучающихся связывать теорию с практикой, привить умение разрабатывать планы развития, исследовать сложившуюся ситуацию и предлагать пути решения проблем.
Самостоятельная работа обучающихся в части эссе, домашних заданий реализуется на соответствующих занятиях в виде докладов-презентаций продолжительностью 5-10 минут с последующим обсуждением – дискуссией и выставлением оценки по 100 бальной шкале.