МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Лидерство и построение команды в бизнесе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология коммуникаций и управленческое консультирование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_Социология_СКиУК-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., Профессор, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, Эбелинг Э.О.

Рабочая программа дисциплины
Лидерство и построение команды в бизнесе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.05.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20182024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.05.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение знаний о психологических аспектах лидерства и построения команды знакомство с современными исследованиями лидерства и тим билдинга, формирование навыков лидерского поведения в процессе построения команды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы
УК-3.2 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.исторические факторы становления психологии лидерства как научной области.
механизмы влияния лидера на психологический климат группы (коллектива). Понимать роль лидера при создании организационной культуры.
требования к лидерским умениям специалиста в области организации работы с молодежью. Понимать необходимость всестороннего личностного и профессионального развития.
лидерские компетенции, необходимые для разрешения конфликтов в группе, успешной адаптации новых членов в группе.
3.2.Уметь:
3.2.1.сопоставлять подходы к пониманию лидерства, возникшие в разные периоды развития данной дисциплины, в рамках различных научных школ.
использовать лидерские навыки в профессиональной деятельности.
использовать возможности для совершенствования своих лидерских качеств.
анализировать тип лидерства в молодежном объединении.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками кросскультурного анализа научных текстов по проблемам лидерства.
методиками развития собственного лидерского потенциала.
навыками самообразования.
навыками работы с лидерами молодежных объединений различной направленности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология лидерства и построение команды в бизнесе
1.1. Сущность лидерства Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность лидерства Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
1.3. Построение команды в бизнесе. Основные подходы Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1
1.4. Лидеры и исполнители. Основные подходы Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
1.5. Лидеры и исполнители. Основные подходы Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1
1.6. Поведенческий подход к лидерству Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1
1.7. Поведенческий подход к лидерству Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
1.8. Построение команды в бизнесе Сам. работа 3 24 Л1.1, Л2.1
1.9. Лидерство в организации Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1
1.10. Лидерство в организации Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
1.11. Организационная культура и лидерство Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
1.12. Организационная культура и лидерство Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.13. Лидерство в организации Сам. работа 3 60 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11260

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Лидерство это?
А.Положение определенной личности в группе или в обществе в целом, которое характеризуется способностью занимающего его лица оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение определенных целей.
В.Положение определенной личности в группе или в обществе в целом, которое характеризуется наличием формальной власти
С. Положение определенной личности в группе или в обществе в целом, которое характеризуется наличием неформальной власти .
ОТВЕТ А.
2. Руководство это?
А..Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач.
В.Руководство – это способнсть, направляющая усилия коллектива или личности на выполнение общих задач.
С.Руководство – это закрепленная формальная власть, направляющая усилия коллектива или личности на выполнение общих задач.
ОТВЕТ А.
3. Команда это?
А...Это группа людей, объединенных общими ценностями, имеющих взаимозависимый характер деятельности и находящихся в прямом личном контакте
В.Это группа людей, объединенных общей целью, имеющих взаимозависимый характер деятельности и находящихся в прямом личном контакте.
С.Это группа людей, объединенных общими обязанностями, имеющих взаимозависимый характер деятельности и находящихся в прямом личном контакте
ОТВЕТ В.
4. Стратегия это?
А.Принципы действий, котороых вы будете придерживаться в будущем для достижения конечной цели.
В. Характритсики действий, которых вы будете придерживаться в будущем для достижения конечной цели..
С. План действий, которого вы будете придерживаться в будущем для достижения конечной цели.
ОТВЕТ С.
5. Стиль лидерства это?
А. Совокупность средств и методов наказания.
В. Совокупность средств и методов воздействия. .
С совокупность средств и методов поощрения.
ОТВЕТ В.
6. Теория компетентности подчеркивает?
А. Роль управленческих способностей лидера в области наблюдения за поведением своих подчиненных и выполнением ими работы.
В. Роль противопоказанияй лидера в области наблюдения за поведением своих подчиненных и выполнением ими работы.
С. Роль компетентности лидера в области наблюдения за поведением своих подчиненных и выполнением ими работы.
ОТВЕТ С.
7. Харизматическое лидерство-это?
А. Личностная привлекательность, вызывающей поддержку и признание лидерства.
В. Физическая привлекательность, вызывающей поддержку и признание лидерства.
С. Правовая привлекательность, вызывающей поддержку и признание лидерства.
ОТВЕТ А.
8. Трансформационное лидерство-это?
А. Работа с командами или последователями в рамках их личных интересов,.
В. Работа с командами или последователями за пределами их непосредственных личных интересов, чтобы определить необходимые изменения,
С. Работа с командами или последователями в рамках их общих взаимных обязанностей,.
ОТВЕТ В.
9.Ситуационная теория лидерства включает идею?
А. Что не существует одной оптимальной модели поведения для руководителя, так как в разных ситуациях требуется менять подход.
В. Что существует оптимальная модель поведения для руководителя в любой ситуации.
С. Что существует базовая модель поведения для руководителя в любой нестандартной ситуации.
ОТВЕТ А.
10. Теория черт заключается в ?
А. В понимании лидерства как феномена, порождаемого специфическими требованиями лидера,
В. В понимании лидерства как феномена, порождаемого специфическими чертами лидера,
С. В понимании лидерства как феномена, порождаемого специфическими навыками лидера,
ОТВЕТ В.
11. Концепция интеллигентности предполагает, что?
А. Лидерские качества связаны с невербальными и управленческими способностями личности.
В. Лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности.
С. Лидерские качества связаны с психофизическими особенностями личности.
ОТВЕТ В.
12. Эффективная команда отличается?
А.Общими целями, едиными правилами и личной ответственностью участников
В. Индивидуальными целями, едиными правилами и личной ответственностью участников
С. Общими целями, разными правилами и личной ответственностью участников
ОТВЕТ А.
13. Как называеися тренинг эффективного командообразования?
А. Тимбилдинг
В. Тимшторминг
С. Тимсторинг
ОТВЕТ А.
14. Бизнес цель это?
А. Ориентиры, которых предприятие или предприниматель намерены достичь за определённый период времени.
В. Прибыль, которe. предприятие или предприниматель намерены достичь за определённый период времени.
C. Продажи, которые предприятие или предприниматель намерены достичь за определённый период времени.
ОТВЕТ А.
15. Организовать-это значит?
А. Выбрать функции и действия, необходимые для выполнения работы, а также объединить их в рамках реализуемой цели.
В. Спланировать и определить функции и действия, необходимые для выполнения работы, а также объединить их в рамках рабочей группы или подразделения.
C. Распределить функции и действия, необходимые для выполнения работы в рамках рабочей группы.
ОТВЕТ В.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Факторно-аналитическая концепция лидерства говорит о?
Ответ: О различии индивидуальных качествах лидера и характерных для него черт поведения, связанных с достижением определенных целей.
2. Теория ситуационного руководства П. Херсея и К. Бланшарда заключается в ?
Ответ: В том, чтобы выбрать стиль, который более всего соответствует уровню готовности сотрудников.
3. Теория последователей основана на ?
Ответ: На мысли, что в становлении политического лидера главную роль играют его приверженцы, их ожидания и цели.
4. Вероятностные подходы к исследованию лидерства заклчаются в ?
Ответ: В том, что не существует какой-то одной наилучшей модели поведения, к которой за­нимающий руководящую должность человек мог бы прибегать все время.
5. Психоаналитическая мотивация лидерства заключается ?
Ответ: В использовании психодинамического и клинического подходов к личности.
6. Инструментальная мотивация лидерства. -это?
Ответ: Это стремление к личностной самореализации.
7. Игровая мотивация лидерства основана на?
Ответ: Восприятии человеком процесса руководства, в том числе неформального лидерства, как интересной, захватывающей игры.
8.Каковы типы лидеров в зависимости от преобладающих функций?
Ответ:.Лидер-организатор. Лидер-творец. Лидер-борец.Лидер-дипломат. Лидер-утешитель.
9. Каковы типы лидеров в зависимости от содержания лидерской деятельности?
Ответ: Авторитарный ; Демократический; Попустительский.
10. Каковы типы лидеров в зависимости от восприятия группой?
Ответ: «Один из нас». «Лучший из нас». «Хороший человек».»Служитель».
11. Главный критерий лидерства?
Ответ: Лидерские качества — черты, которые влияют на эффективность управления другими людьми.
12. Модель лидера организации включает?
Ответ: Обязательное условие для формирования моделей лидерства — власть на формальном и неформальном уровнях.
13. Личностная модель лидерства включает?
Ответ: Сочетание врожденных (наследственных) характеристик и типа темперамента.
14. Ренсис Лайкерт, американский социальный психолог и исследователь проблем организаций выделил типы лидеоства?
ОТВЕТ: Эксплуататорски-авторитарный. Консультативный. Вовлеченный.
15. Интегральная модель лидерства включает?
Ответ; Синтез, комбинацияюкомандного духа и харизматичности лидера.
16. Законы построения эффективной команды в бизнесе?
Ответ: Постановка понятных целей и сверхзадач.
Коллективная работа над задачами.
Постоянный обмен знаниями и профессиональный рост.
Умение нести личную ответственность перед командой.
Создание комфортных внутренних условий и отсутствие барьеров.
Делегирование задач.
17. Что такое сплоченность комманды?
Ответ: Сплоченность означает, что состав команды интегрирован наилучшим образом.
18. Эффективность команды?
Ответ: это объём результативной работы, который она может выполнять, если перестанет отвлекаться от самого важного. Эффективность команды — это не продуктивность ради продуктивности, скорее, это построение качественного рабочего пространства, способствующего плодотворному командному взаимодействию на рабочем месте и улучшению производительности в целом.
19. Коммуниктивная компетентность в команде?
Ответ: Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.
20. Делегирование полномочий?
Ответ: Делегирование позволяет вам наилучшим образом использовать свое время и навыки, а также помогает другим людям в команде расти и развиваться, чтобы полностью раскрыть свой потенциал.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежууточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Вопросы к зачету
1. Сущность лидерства.
2. Различие между лидерами и руководителями.
3. Основные лидерские черты.
4. Современные аспекты рассмотрения феномена лидерства.
5. Основные характеристики лидера.
6. Стили лидерства.
7. Модель взаимодействия лидера и исполнителя: значение команды.
8. Теория компетентности.
9. Харизматическое лидерство.
10. Трансформационное лидерство.
11. Ситуационная теория Ф. Фидлера.
12. Теория ситуационного руководства П. Херсея и К. Бланшарда.
13. Теория «путь-цель»: руководитель как посредник в достижении поставленных целей.
14. Основные теории лидерства. Теория черт.
15. Концепция интеллигентности.
16. Факторно-аналитическая концепция лидерства.
17. Ситуативная теория лидерства.
18. Теория последователей.
19. Вероятностные подходы к исследованию лидерства.
20. Психоаналитическая мотивация лидерства.
21. Инструментальная мотивация лидерства.
22. Игровая мотивация лидерства.
23. Типы лидеров в зависимости от преобладающих функций.
24. Типы лидеров в зависимости от содержания лидерской деятельности.
25. Типы лидеров в зависимости от восприятия группой.
26. Критерии лидерства.
27. Модель лидера организации.
28. Властный аспект организационного лидерства.
29. Управленческий аспект лидерства.
30. Характеристика моделей руководства.
31. Личностные качества успешных и неуспешных руководителей.
32. Роль делегирования полномочий и ответственности в деятельности лидера организации.
33. Роль лидера в процессе создания оргкультуры.
34. Роль лидера в период «среднего возраста» организации.
35. Навыки и компетентности лидеров различных оргкультур.
36. Поведение лидеров в критических ситуациях и при организационных кризисах.
37. Ролевое моделирование, обучение и наставничество.
Задания практико-ориентированного характера
1. Проанализируйте тип лидерства в молодежном объединении г. Барнаула. Объединение выбирается самостоятельно.
2. Опишите и представьте технологию развития лидерского потенциала молодежи.
3. Сформулируйте требования к лидерским умениям специалиста в области управленческого консультированя.
4. Перечислите лидерские качества, которые у вас уже есть. Перечислите лидерские качества, которые вы хотели бы в себе развить.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильин В.А. ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новичков В.И., Виноградова И.М., Коротун О.Н. Лидерство: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 Курс "Лидерство и построение команды в бизнесе" в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.