Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.04.01. Социология |
Профиль | Социология коммуникаций и управленческое консультирование |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_04_01_Социология_СКиУК-2021 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 13.02.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Управление в органах государственной власти» являются: сформировать понимание закономерностей функционирования органов государственной власти в РФ; научить оценивать адекватность осуществления управления в органах государственной власти РФ. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-3 | Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий |
ОПК-3.1 | Анализирует проблемы развития социальных явлений и процессов с использованием статистических процедур для обработки социологических данных |
ОПК-3.2 | Содержательно интерпретирует данные и формулирует выводы и теоретические подходы для анализа и прогнозирования социальных явлений и процессов |
ОПК-3.3 | Выявляет социально значимые проблемы и предлагает пути их решения на основе социологической теории и социологических методов исследования |
ОПК-3.4 | Научно обосновывает постановку фундаментальных и прикладных социологических исследований для решения социально значимых проблем |
ОПК-3.5 | Предлагает описательные, объяснительные и прогнозные модели социальных явлений и процессов на основе социологических теорий |
ОПК-3.6 | Разрабатывает предложения по совершенствованию социологических концепций описания и объяснения социальных явлений и процессов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | актуальные проблемы исследований в области социологии права и управления в органах государственной власти |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать и обобщать данные, полученные в ходе обработки и интерпретации комплексной информации в рамках социологии конфликта и межнациональных отношений |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками действий в нестандартных ситуациях |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Особенности государственного управления в РФ | Лекции | 2 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Особенности государственного управления в РФ | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Особенности государственного управления в РФ | Сам. работа | 2 | 12 | Л1.1, Л2.1 | |
1.4. | Законодательные органы в системе государственного управления РФ | Сам. работа | 2 | 14 | Л1.1, Л2.1 | |
1.5. | Законодательные органы в системе государственного управления РФ | Практические | 2 | 1 | ||
1.6. | Законодательные органы в системе государственного управления РФ | Сам. работа | 2 | 12 | Л1.1, Л2.1 | |
1.7. | Управление в органах исполнительной власти РФ | Сам. работа | 2 | 14 | Л1.1, Л2.1 | |
1.8. | Управление в органах исполнительной власти РФ | Практические | 2 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
1.9. | Управление в органах исполнительной власти РФ | Сам. работа | 2 | 11 | Л1.1, Л2.1 | |
1.10. | Социальная и этическая ответственность за принятые решения в системе управления в органах государственной власти | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
1.11. | Социальная и этическая ответственность за принятые решения в системе управления в органах государственной власти | Сам. работа | 2 | 12 | Л1.1, Л2.1 | |
1.12. | Социальная и этическая ответственность за принятые решения в системе управления в органах государственной власти | Практические | 2 | 1 | ||
1.13. | Государственная служба в системе управления в органах государственной власти РФ | Практические | 2 | 1 | ||
1.14. | Государственная служба в системе управления в органах государственной власти РФ | Сам. работа | 2 | 12 | Л1.1, Л2.1 | |
1.15. | Экзамен | 2 | 0 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и вырабатывать пути их решения на основе использования научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА. Вопрос 1. Релевантная (относящаяся к делу) достоверная информация повышает объективность при расчете рисков? А) Верно Б) Неверно Ответ: А. Вопрос 2. Многие компании вкладывали миллионы долларов в новые проекты, надеясь опередить конкурентов на рынке, и обнаруживали, что припозднившиеся и решившие подождать оказывались в выигрыше. А) Верно Б) Неверно Ответ. А. Вопрос 3. Выигрыш от принятия управленческого решения в одной сфере может повлечь за собой существенный проигрыш в другой. А) Верно Б) Неверно Ответ. А. Вопрос 4. Чем сложнее решение, тем, как правило, уже круг охвата сфер (материально-техническая, кадровая, организационно-экономическая, маркетинговая, финансовая и т. д.). А) Верно Б) Неверно Ответ. Б. Вопрос 5. При выборе решений, связанных с радикальными нововведениями, как правило, требуются не значительные финансовые вложения, средства. А) Верно Б) Неверно Ответ. Б. Вопрос 6. Цель управленческого решения должна быть: А) двусмысленно сформулирована и не всегда понятна исполнителям Б) не двусмысленно сформулирована и понятна исполнителям Ответ: Б. Вопрос 7. О каком принципе идёт речь: наиболее приемлемым считается решение, обладающее внешней и внутренней устойчивостью параметров эффективности. А) принцип фон Неймана-Моргенштерна Б) принцип Парето В) принцип Лапласа Г) принципа последовательного снятия неопределенности Ответ: А. Вопрос 8. При разработке управленческих решений должны учитываться основные этапы проектирования гибких систем управления, особенности описания и моделирования технологических процессов и производств, в частности модели, основанные на применении аппарата теорий массового обслуживания, планирования экспериментов, имитационного моделирования и др. А) Верно Б) Неверно Ответ: А. Вопрос 9. Управленческое решение должно приниматься в правовом поле, а ответственность должна распределяться между руководством и исполнителями с учетом законодательных и нормативно правовых актов, а также социально-этических норм. А) Верно Б) Неверно Ответ: А. Вопрос 10. К решениям, констатирующим факт свершения какого-либо события, требующим совершения каких-либо действий и соблюдения определенных условий и требований относятся: акт, протокол, инструкция, соглашение, договор, контракт, план, положение, правила, модель. ___________ это документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов управления. А) Акт Б) Договор В) Протокол Г) План Ответ: В Вопрос 11. __________ – это решение, констатирующее факт наличия имущества, отклонений от действующего законодательства, регламентирующих и нормативных документов или свершения события. Обычно оно требует совершения отраженных в нем действий или отражает факт свершения каких-либо действий. А) Инструкция Б) Договор В) Соглашение Г) Акт Ответ: Г. Вопрос 12. Решение, обычно коммерческого характера, о предложении конкретному (любому) лицу заключить сделку на указанных условиях – это ___________. А) Оферта Б) Соглашение В) Акцепт Г) Договор Ответ: А. Вопрос 13. Какие методы используются при решении задач учета и анализа управленческих решений? А) функционально-стоимостный метод Б) метод элиминирования В) графический метод Г) индексный метод Д) метод цепных подстановок Е) диспозитивный метод Ответ: А, Б, В, Г, Д. Вопрос 14. Требование управленческого решения, которое предусматривает строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые предоставлены регламентирующими его деятельность организационными документами, называется: А) обоснованность решения Б) реальность решения В) полномочность решения Г) согласованность решения Ответ: В. Вопрос 15. Лицо принимает решение в условиях риска. Что это значит. А) решение принимается в условиях, когда любое решение будет ошибочно Б) решение принимается в условиях, когда результат каждого варианта известен В) решение принимается в условиях, когда тот или иной, или все варианты имеют множество возможных частных результатов и вероятности их исходов неизвестны Г) решение принимается в условиях, когда каждый вариант приводит к одному из множества возможных частных результатов, причем, каждый результат имеет известную вероятность появления Ответ: Г. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. 1. Демократическое государство: понятие, признаки, основные проблемы. «Стандарты демократии». Роль органов государственной власти РФ в развитии институтов демократического государства. 2. Правовое государство: понятие, признаки, основные проблемы. Функционирование органов государственной власти РФ в правовом государстве. 3. Федеративное государство: понятие, признаки, основные проблемы. Концепции унитаризма и федерализма. 4. Республиканская форма правления в Российской Федерации. 5. Виды ответственности в системе управления в органах государственной власти. 6. Понятие органа государственной власти. Понятие управления в органах государственной власти. 7. Классификация органов государственной власти. 8. Федеральные органы государственной власти с особым статусом. 9. Значение выборов в демократическом государстве. Понятие избирательной системы и избирательного права в РФ. 10. Принципы избирательной системы и избирательного права в РФ. 11. Референдум в РФ как непосредственное выражение власти народа. 12. Теория и практика государственного управления в Российской Федерации, проблемы его развития и эффективности. 13. Соотношение государственного управления и государственной политики. Мораль и право в государственном управлении. 14. Понятие социального управления, дифференциация государственного и социального управления. Методы социального управления. 15. Контроль и надзор в системе государственного управления Российской Федерации. 16. Коррупция и бюрократия в системе государственного управления. 17. Общие принципы организации законодательных органов государственной власти. 18. Концепция парламентаризма, ее реализация в системе государственного управления РФ. 19. Структура законодательных органов власти в РФ и ее субъектах, их полномочия и функции. 20. Статус парламентария. Парламентские слушания и парламентские расследования. 21. Соотношение органов законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов. 22. Понятие исполнительной власти, ее соотношение с законодательной ветвью власти в Российской Федерации. 23. Структура федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ в системе органов государственной власти. Президент и Правительство. 24. Состав, формирование и отставка Правительства РФ. 25. Компетенция Правительства РФ. Роль административного регламента в деятельности органов исполнительной власти в России. Ответсвенность органов исполнительной власти. 26. Органы исполнительной власти в Алтайском крае. 27. Понятие судебной власти. Понятие, функции и основания правосудия в РФ. Правосознание и правосудие. Взаимодействие граждан с судом. 28. Самостоятельность и независимость судебной власти. Понятие и структура судебной системы в РФ. 29. Особенности статуса судей в РФ. 30. Органы судейского сообщества в РФ, основания и принципы их действия. 31. Высшие суды РФ: субъекты законодательной инициативы, структура, пределы полномочий, специфика организации деятельности. 32. Роль присяжных заседателей в осуществлении правосудия. 33. Понятие государственной службы. Виды гражданской службы, их функциональные различия. Отличия государственной и муниципальной службы. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. 34. Особенности кадровой политики в России. Государственная служба и гражданское общество. 35. Сравнительная характеристика госслужбы в России и других странах. 36. Информационная, правовая и политическая культура госслужащего. 37. Социальный портрет современного чиновника. 38. Особенности организации государственной службы в Алтайском крае. 39. Этический аспект функционирования органов государственной власти. 40. Специфика конфликтов в системе управления и способы их решения. Типовые практические задания: 1. Сформулируйте актуальную проблему управления в органах государственной власти в современных условиях и составьте план предполагаемого социологического исследования данной проблемы. 2. Назовите достоинства и недостатки применения количественных методов исследования феноменов власти в рамках социологии. Ответ аргументируйте. 3. Определите общее и различное в понимании управления в органах государственной власти с точки зрения социологии, политологии, юриспруденции. Отметьте преимущества социологического подхода. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не имеется |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. Вопросы экзамена по курсу 1. Демократическое государство: понятие, признаки, основные проблемы. «Стандарты демократии». Роль органов государственной власти РФ в развитии институтов демократического государства. 2. Правовое государство: понятие, признаки, основные проблемы. Функционирование органов государственной власти РФ в правовом государстве. 3. Федеративное государство: понятие, признаки, основные проблемы. Концепции унитаризма и федерализма. 4. Республиканская форма правления в Российской Федерации. 5. Виды ответственности в системе управления в органах государственной власти. 6. Понятие органа государственной власти. Понятие управления в органах государственной власти. 7. Классификация органов государственной власти. 8. Федеральные органы государственной власти с особым статусом. 9. Значение выборов в демократическом государстве. Понятие избирательной системы и избирательного права в РФ. 10. Принципы избирательной системы и избирательного права в РФ. 11. Референдум в РФ как непосредственное выражение власти народа. 12. Теория и практика государственного управления в Российской Федерации, проблемы его развития и эффективности. 13. Соотношение государственного управления и государственной политики. Мораль и право в государственном управлении. 14. Понятие социального управления, дифференциация государственного и социального управления. Методы социального управления. 15. Контроль и надзор в системе государственного управления Российской Федерации. 16. Коррупция и бюрократия в системе государственного управления. 17. Общие принципы организации законодательных органов государственной власти. 18. Концепция парламентаризма, ее реализация в системе государственного управления РФ. 19. Структура законодательных органов власти в РФ и ее субъектах, их полномочия и функции. 20. Статус парламентария. Парламентские слушания и парламентские расследования. 21. Соотношение органов законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов. 22. Понятие исполнительной власти, ее соотношение с законодательной ветвью власти в Российской Федерации. 23. Структура федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ в системе органов государственной власти. Президент и Правительство. 24. Состав, формирование и отставка Правительства РФ. 25. Компетенция Правительства РФ. Роль административного регламента в деятельности органов исполнительной власти в России. Ответсвенность органов исполнительной власти. 26. Органы исполнительной власти в Алтайском крае. 27. Понятие судебной власти. Понятие, функции и основания правосудия в РФ. Правосознание и правосудие. Взаимодействие граждан с судом. 28. Самостоятельность и независимость судебной власти. Понятие и структура судебной системы в РФ. 29. Особенности статуса судей в РФ. 30. Органы судейского сообщества в РФ, основания и принципы их действия. 31. Высшие суды РФ: субъекты законодательной инициативы, структура, пределы полномочий, специфика организации деятельности. 32. Роль присяжных заседателей в осуществлении правосудия. 33. Понятие государственной службы. Виды гражданской службы, их функциональные различия. Отличия государственной и муниципальной службы. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. 34. Особенности кадровой политики в России. Государственная служба и гражданское общество. 35. Сравнительная характеристика госслужбы в России и других странах. 36. Информационная, правовая и политическая культура госслужащего. 37. Социальный портрет современного чиновника. 38. Особенности организации государственной службы в Алтайском крае. 39. Этический аспект функционирования органов государственной власти. 40. Специфика конфликтов в системе управления и способы их решения. Типовые практические задания: 1. Сформулируйте актуальную проблему управления в органах государственной власти в современных условиях и составьте план предполагаемого социологического исследования данной проблемы. 2. Назовите достоинства и недостатки применения количественных методов исследования феноменов власти в рамках социологии. Ответ аргументируйте. 3. Определите общее и различное в понимании управления в органах государственной власти с точки зрения социологии, политологии, юриспруденции. Отметьте преимущества социологического подхода. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Василенко И.А. | Государственное и муниципальное управление: Учебник для вузов | ЭБС Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под ред. Паниной Ольги Владимировны, Прокофьева Станислава Евгеньевича, Еремина С.Г. | ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Интернет-ресурсы | |||
Э2 | 1. www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ); | |||
Э3 | 2. www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум); | |||
Э4 | 3. www.gain.ru (Государственная академия инноваций); | |||
Э5 | 4. www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал); | |||
Э6 | 5. www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»); | |||
Э7 | 6. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ); | |||
Э8 | 7. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека); | |||
Э9 | 8. www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России») | |||
Э10 | 9. www.consultant.ru (СПС «Консультант плюс»); | |||
Э11 | 10. www.garant.ru (СПС «Гарант»). | |||
Э12 | 2. Электронные библиотечные системы: | |||
Э13 | ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/ | |||
Э14 | ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э15 | Курс в Moodle "Управление в органах государственной власти" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. Промежуточная аттестация В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |