МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бюджетное проектирование в ГМУ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное и корпоративное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz38_04_04_Государственное и муниципальное управление_ГиКУ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 126
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 126 126 126 126
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Водясов Павел Владимирович

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Бюджетное проектирование в ГМУ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1000)

составлена на основании учебного плана:
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 26.04.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мищенко Виталий Викторович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 26.04.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Мищенко Виталий Викторович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать понимание того, что бюджетное планирование, система мониторинга бюджетных показателей является необходимым условием для формирования как методологических, так и непосредственно применяемых процедур в бюджетном процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять функции по руководству и организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления
ПК-1.1 Знает основные этапы, закономерности и механизмы формирования и функционирования системы государственного управления и местного самоуправления
ПК-1.2 Умеет определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения
ПК-1.3 Владеет навыками применения экономических методов и механизмов государственного и муниципального управления в различных сферах, в том числе управления государственными и муниципальными финансами, управления государственными и муниципальными закупками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы, закономерности и механизмы формирования и функционирования системы государственного управления и местного самоуправления
3.2.Уметь:
3.2.1.определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения экономических методов и механизмов государственного и муниципального управления в различных сферах, в том числе управления государственными и муниципальными финансами, управления государственными и муниципальными закупками

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Бюджет, бюджетная система, управление бюджетом
1.1. Бюджет, бюджетная система, управление бюджетом Лекции 1 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Бюджет, бюджетная система, управление бюджетом Практические 1 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Бюджет, бюджетная система, управление бюджетом Сам. работа 1 16 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Формирование доходов бюджетов
2.1. Формирование доходов бюджетов Лекции 1 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Формирование доходов бюджетов Практические 1 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Формирование доходов бюджетов Сам. работа 1 16 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Финансовое обеспечение государственных обязательств, сбалансированность бюджетов, бюджетный федерализм
3.1. Финансовое обеспечение государственных обязательств, сбалансированность бюджетов, бюджетный федерализм Лекции 1 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Финансовое обеспечение государственных обязательств, сбалансированность бюджетов, бюджетный федерализм Практические 1 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Финансовое обеспечение государственных обязательств, сбалансированность бюджетов, бюджетный федерализм Сам. работа 1 16 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Бюджетный процесс: проектирование, рассмотрение, утверждение
4.1. Бюджетный процесс: проектирование, рассмотрение, утверждение Лекции 1 1 Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Бюджетный процесс: проектирование, рассмотрение, утверждение Практические 1 1 Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Бюджетный процесс: проектирование, рассмотрение, утверждение Сам. работа 1 26 Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Бюджетное проектирование как стадия бюджетного процесса
5.1. Бюджетное проектирование как стадия бюджетного процесса Лекции 1 1 Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Бюджетное проектирование как стадия бюджетного процесса Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Бюджетное проектирование как стадия бюджетного процесса Сам. работа 1 26 Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Раздел 6 – Совершенствование механизмов бюджетного проектирования в ГМУ
6.1. Раздел 6 – Совершенствование механизмов бюджетного проектирования в ГМУ Лекции 1 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.2. Раздел 6 – Совершенствование механизмов бюджетного проектирования в ГМУ Сам. работа 1 26 Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.3. Раздел 6 – Совершенствование механизмов бюджетного проектирования в ГМУ Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривогов И.В. БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА В 2 Т. ТОМ 1 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф ГОУ ВПО ГУ - ВШЭ М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривогов И.В. БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА В 2 Т. ТОМ 2 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф ГОУ ВПО ГУ - ВШЭ М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. А. Крохина Бюджетное право России: учебник М.: Юрайт, 2011
Л2.2 Стрижкина В. Н., Стрижкина И. В., Капустян Л. А. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие (в рис. и табл.) Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Бюджетное проектирование в ГМУ» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

При изучении материалов следует обратить внимание на внутридисциплинарные модули:
- общее понятие бюджетного процесса (БП), проектирования бюджета - первой стадии БП;
- полномочия участников бюджетного процесса;
- планирование бюджетов всех уровней бюджетной систиемы РФ на основе "скользящей трехлетки";
- государственные и муниципальные органы власти, осуществляющие бюджетное проектирование;
- основы организационной и нормативно-правовой работы по планированию бюджетов бюджетной системы РФ;
- особенности программного проектирования бюджетов каждого уровня бюджетной системы;
- планирование доходов и расходов бюджетов;
- основные этапы среднесрочного бюджетного планирования;
- публичные слушания по проектам Законов о бюджете в регионах и муниципалитетах;
- рассмотрение изучаемых модулей на конкретных примерах (краевой бюджет, бюджеты городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений Алтайского края).