Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 20.03.01. Техносферная безопасность |
Профиль | Безопасность жизнедеятельности в техносфере |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Лабораторные | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 195 | 195 | 195 | 195 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор Темерев С.В.
1.1. | получение студентами основ теоретических знаний по ключевым разделам общей и неорганической химии и приобретение навыков выполнения лабораторных работ |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04.01 |
ОПК-1 | Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека; |
ОПК-1.1 | Знает методы и технологии защиты от чрезвычайных ситуаций применительно к сфере своей профессиональной деятельности; основные закономерности технических и технологических процессов и принципы их моделирования; основы расчетов аппаратов для осуществления процессов защиты окружающей среды и обеспечения безопасности человека с учетом современных тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий в области обеспечения техносферной безопасности; основные понятия, категории и инструменты анализа систем обеспечения безопасности; основы современных компьютерных технологий, измерительной и вычислительной техники в области техносферной безопасности, а также инженерной защиты на потенциально опасных производственных объектах |
ОПК-1.2 | Использует Internet-ресурсы, полнотекстовые базы данных и каталогов, электронные журналы и патенты, поисковые ресурсы для поиска информации в области техносферной безопасности; выбирает конкретные пункты положений и должностных инструкций применительно к сфере своей профессиональной деятельности |
ОПК-1.3 | Проводит расчеты процессов и аппаратов защиты окружающей среды с использованием экспериментальных и справочных данных; на основании закономерностей основных технологических процессов потенциально опасных производственных объектов и процессов, протекающих в окружающей среде, правильно выбирает оптимальные типы и конструкции машин и аппаратов с учетом современных тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий в области обеспечения техносфернойбезопасности |
ОПК-1.4 | Осуществляет моделирование возможных чрезвычайных ситуаций, возникновение опасностей и их предотвращение на потенциально опасных производственных объектах с помощью измерительной и вычислительной техники, современных компьютерных технологий |
ОПК-1.5 | Анализирует технологии выполнения наиболее типичных операций применительно к сфере своей деятельности; использует приемы первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций применительно к сфере своей деятельности |
ОПК-1.6 | Использует методы математических, химических, технологических расчетов процессов и аппаратов, методики выбора аппаратов из числа стандартных с учетом современных тенденций развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении профессиональных задач |
ОПК-1.7 | Осуществляет обработку и интерпретацию результатов в области техносферной безопасности, инженерной защиты на потенциально опасных производственных объектах с помощью измерительной и вычислительной техники, а также современных информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные закономерности технических и технологических процессов и принципы их моделирования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать технологии выполнения наиболее типичных операций применительно к сфере своей деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | использует методы математических, химических, технологических расчетов процессов и аппаратов, методики выбора аппаратов из числа стандартных с учетом современных тенденций развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении профессиональных задач навыками применения базовых знаний при решении химических задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Основные понятия и законы неорганической химии | ||||||
1.1. | Введение. Основные понятия и законы химии | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Классификация и номенклатура неорганических соединений | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Основные законы химии | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Атомно-молекулярное учение. Основные законы химии | Практические | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Свойства основных классов неорганических соединений | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторной работе | Сам. работа | 1 | 15 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Строение атома и периодическая система | ||||||
2.1. | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов химических элементов. Химическая связь | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Строение атома. Строение электронных оболочек химических элементов | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.3. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу | Сам. работа | 1 | 15 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Химическая связь и строение вещества | ||||||
3.1. | Химическая связь и строение молекул | Сам. работа | 1 | 3 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу | Сам. работа | 1 | 18 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Общие закономерности протекания химических процессов | ||||||
4.1. | Химическая термодинамика. Скорость химических реакций | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Химическая термодинамика. Скорость химических реакций. Химическое равновесие | Практические | 1 | 2 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.3. | Основы химической термодинамики | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.4. | Химическая кинетика в гомогенных и гетерогенных системах | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.5. | Химическое равновесие в гомогенных и гетерогенных процессах | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.6. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным работам | Сам. работа | 1 | 18 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. Растворы | ||||||
5.1. | Способы выражения концентрации растворов | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л2.1 |
5.2. | Электролитическая диссиоциация | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.3. | Растворы электролитов. рН растворов | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.4. | Гидролиз солей | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.5. | Окислительно-восстановительные реакции | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.6. | Окислительно-восстановительные реакции | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.7. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным работам | Сам. работа | 1 | 20 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 6. Химия элементов | ||||||
6.1. | Химия металлов | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.2, Л2.1 |
6.2. | Металлы s-семейства | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.2, Л2.1 |
6.3. | Металлы р-семейств | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.2, Л2.1 |
6.4. | Металлы d-семейств | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.2, Л2.1 |
6.5. | Свойства неметаллов | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.2, Л2.1 |
6.6. | Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу | Сам. работа | 1 | 16 | ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 | Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ТИПОВОЙ ВАРИАНТ ТЕСТА Атомно-молекулярное учение. Основные законы химии. Основные классы неорганических соединений 1. Совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра 1) атом + 2) химический элемент 3) простое вещество 4) сложное вещество 2. Молекула - это… 1) наименьшая частица химического элемента, сохраняющая его химические свойства + 2) наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами 3) наименьшая частица молекулы 4) наименьшая частица простого вещества 3. Единица измерения молярной массы вещества: + 1) г/моль 2) моль 3) г 4) кг/моль 4. Относительная молекулярная масса азота составляет (г/моль): + 1) 28; 2) 14; 3) 0,014 5. 1-е следствие закона Авогадро: 1) в равных объемах любых газов содержится одинаковое число молекул + 2) один моль любого газа при нормальных условиях занимает один и тот же объем 3) в равных объемах любых газов при постоянно температуре и давлении содержится одинаковое число молекул 4) объем газа при заданных условиях не зависит от химической природы газа, а определяется только числом частиц 6. Сложные вещества, состоящие из ионов металла и гидроксогрупп (ОН-) – это .... 1) кислоты 2) соли 3) оксиды + 4) основания 7. К какому классу неорганических соединений относится Na2O? 1) кислота + 2) оксид 3) основание 4) соль Общие закономерности протекания химических процессов 8. Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются: + 1) эндотермическими 2) экзотермическими 9. Эндотермическими реакциями являются: 1) Н2(г) + Cl2(г) = 2HCl(г), ∆Н = - 184,6 кДж + 2) 2N2(г) + О2(г) = 2NO(г), ∆Н = 180,8 кДж + 3) 2HgO(т) = 2Hg(т) + О2(г) - 180 кДж 10. Стандартная энтропия простого вещества... 1) равна нулю + 2) нокогда не равна нулю 11. Какие величины НЕ являются функциями состояния: + 1) работа против внешних сил, действующих на систему 2) внутренняя энергия + 3) давление 4) энергия Гиббса? 12. Выражение скорости прямой реакции С(т) + О2(г) → СО2(г) имеет вид: 1) V = k[C]⋅[O2] 2) V = k[CO2]⋅[O2] + 3) V= k[O2] 13. Как изменится скорость прямой реакции в системе 2SO2(г) + O2(г) ↔ 2SO3(г), если при постоянной температуре увеличить концентрацию сернистого газа в 3 раза. + 1) увеличится в 9 раз 2) увеличится в 4 раз 3) не изменится 4) уменьшится в 27 раз 14. В каком направлении сместится равновесие в системе N2(г) + 3Н2(г) ↔ 2NН3(г), ∆Н = -187,8 кДж, при понижении температуры: + 1) вправо 2) влево 3) не сместится 15. В какой системе при уменьшении давления химическое равновесие сместится вправо: 1) Н2(г) + Cl2(г) ↔ 2HCl(г) 2) СО2(г) + С)т) ↔ 2СО(г) + 3) 2SO2(г) + O2(г) ↔ 2SO3(г) Растворы 16. Гомогенная система, состоящая из двух и более веществ – это …. 1) дисперсная система + 2) раствор 3) коллоидный раствор 4) суспензия 17. Вещества, растворы которых обладают электрической проводимостью, называются: + 1) электролитами 2) неэдектролитами 3) сольватами 4) гидратами 18. Моляльная концентрация - это: 1) число моль растворенного вещества в 100 г раствора + 2) число моль растворенного вещества в 1 кг растворителя 3) число моль растворенного вещества в 1 кг раствора 4) число моль растворенного вещества в 100 мл раствора 19. Чему равно значение рН водного раствора, если концентрация ионов водорода равна 10 -11 моль/л: 1) 2 2) 3 3) 5 + 4) 11 20. Реакция обменного разложения вещества водой – это реакция… 1) ионная + 2) гидролиза 3) обменная 4) соединения 21. Серная кислота относится к: 1) неэлектролитам 2) слабым электролитам 3) электролитам средней силы + 4) сильным электролитам 22. Укажите соль, образованную сильным основанием и слабой кислотой: + 1) KCN 2) Zn(NO3)2 3) Na2SO4 4) NH4Cl 23. Какая из солей подвергается полному гидролизу: 1) MgSO4 2) AlCl3 + 3) Al2S3 4) BaCl2 24. Какова реакция водного раствора Na2SO4: 1) кислая 2) щелочная + 3) нейтральная Строение атома. Периодический закон 25. В состав ядра входят частицы: 1) электроны + 2) протоны + 3) нейтроны 26. Порядковый номер элемента равен: 1) числу электронов на внешнем слое атома 2) числу нейтронов в ядре атома 3) сумме протонов и нейтронов в ядре атома + 4) числу электронов в атоме 27. Количество электронов, которое может находится на одной орбитали равно: 1) 1 + 2) 2 3) 3 4) 4 28. d –подуровень состоит из: 1) одной атомной орбитали 2) двух атомных орбиталей 3) трех атомных орбиталей + 4) пяти атомных орбиталей 29. У атомов элементов 3-го периода периодической системы одинаковое(ые): + 1) число энергетических уровней 2) радиусы атомов 3) число валентных электронов 4) число нейтронов 30. Количество электронов, находящиеся на внешнем уровне атома углерода равно: 1) 2 + 2) 4 3) 6 4) 12 Химическая связь и строение молекул 31. Связь, возникающая между атомами за счет образования общих электронных пар, называется: 1) водородная 2) металлическая 3) ионная + 4) ковалентная 32. Связь, образовавшаяся за счет электростатического притяжения катионов и анионов, называется: 1) водородная 2) металлическая + 3) ионная 4) ковалентная 33. Связь между положительно поляризованными атомами водорода одной молекулы и отрицательно поляризованными атомами сильно электроотрицательных элементов, называется: + 1) водородная 2) металлическая 3) ионная 4) ковалентная 34. Условный заряд атома в молекуле, вычисленный согласно предположению, сто молекула состоит только из ионов – это… + 1) степень окисления 2) валентность 3) ковалентность 35. Степень окисления +5 азот имеет в соединении: 1) Ca(NO2)2 2) N2O3 + 3) N2O5 4) NH4NO2 |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
МИНИСТРЕСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет» Институт химии и химико-фармацевтических технологий «Утверждаю» Зав. кафедрой техносферной безопасности и аналитической химии д. хим. наук _____________ (С.В. Темерев) ЭКЗАМЕН по общей и неорганической химии Пример экзаменационного билета 1. При температуре 273 К и давлении 101,3 кПа газ занимает объем 250 мл. Какой объем займет газ при 96 кПа и той же температуре? Ответ Нам дано: Т = 273 К = const V1 = 250 мл р1 = 101,3 кПа р2 = 96 кПа Необходимо найти: V2 Согласно закону Гей-Люссака при Т = const :V1/T1 = V2/T2 отсюда: V2 = (V1⋅T1)/T2 V2 = (600⋅330)/300 = 660 мл 2. Рассчитать тепловой эффект реакции образования карбоната кальция по реакции СаО(к) + СО2(г) = СаСО3(к) Ответ Стандартные теплоты образования веществ находим из справочника: ∆Н (СаСО3) = - 1206,9 кДж/моль; ∆Н (СаО) = -635,5 кДж/моль; ∆Н (СО2) = - 393,5 кДж/моль. Для расчета воспользуемся следствием из закона Гесса: ∆Н = ∑ i ⋅∆Н(прод) - ∑ i ⋅∆Н(исх), ∆Н (р-ции) = ∆Н (СаСО3) - (∆Н (СаО) + ∆Н (СО2)) = -1206,9 + 635,5 + 393,5 = -176,9 кДж/моль Так как ∆Н (р-ции) < 0, реакция образования карбоната кальция является экзотермической. 3. Эндотермическая реакция разложения пентахлорида фосфора протекает по уравнению: PCl5(г) ↔ PCl3(г) + Cl2(г); ∆Н = 92,58 кДж/моль. Как сместиться равновесие реакции, если 1) увеличить температуру, 2) уменьшить давление или 3) увеличить концентрация PCl5? Ответ В соответствии с принципом Ле-Шателье: 1) при повышении температуры, равновесие смещается в сторону эндотермической реакции (∆Н > 0). В задании эндотермической является прямая реакция, следовательно, равновесие сместиться вправо, в сторону прямой реакции; 2) при уменьшении давления, равновесие смещается в сторону его повышения, то есть в сторону увеличения объема. В задании разложение PCl5 ведет к увеличению объема (из одной молекулы газа образуются две газообразные молекулы), следовательно, равновесие сместиться вправо, в сторону прямой реакции. 3) при увеличении концентрации исходного вещества равновесие смещается в сторону его расходования, то есть в сторону образования продуктов реакции (прямой реакции). В задании при увеличении концентрации PCl5 равновесие сместиться в сторону его расходования, в сторону прямой реакции, вправо. 4. Определить массовую долю сульфата меди (II) в растворе, полученном при растворении 50 г CuSO4 в 200 г воды. Ответ Нам дано: m (CuSO4) = 50 г m (Н2О) = 200 г Нужно найти: w(CuSO4) Массовую долю растворенного вещества находят по формуле: ω = m(р.в-ва)/m(р-ра). m(р-ра) = m(р.в-ва) + m(воды) = 50 + 200 = 250 г ω = m(CuSO4)/m(р-ра) = 50/250 = 0,2 или 0,2⋅100% = 20% 5. Напишите уравнения гидролиза и укажите рН раствора соли KNO2 Ответ Гидролиз протекает по аниону, т.к. соль образована сильным основанием (КОН) и слабой кислотой (HNO2). KNO2 + H2O ↔ KOH + HNO2, NO2- + H2O ↔ HNO2 + OH- pH > 0 6. Запишите принадлежность к периоду, группе, семейству атома Br; полную и краткую электронные формулы; укажите валентные электроны. Ответ 35Br (4, VII, р) 35Br 1s22s22p63s23p63d104s24p5 Br [Ar] 3d104s24p5 валентные электроны: 4s24p5 |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.В. Денисов, В.М. Таланов, И.А. Денисова, Т.И. Дрововозова | Общая и неорганическая химия : учебное пособие | Ростов-н/Д : Феникс, 2013 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271598 |
Л1.2 | Павлов, Н.Н. | Общая и неорганическая химия: | СПб. : Лань, 2011 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Э. Т. Оганесян, В. А. Попков, Л. И. Щербакова, А. К. Брель ; под ред. Э. Т. Оганесяна | Общая и неорганическая химия : учебник для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/23B227C4-E87E-4CA6-BCF5-A5279E2D91D7. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Общая и неорганическая химия | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
501К | лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов. |
101К | лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; шкаф для хранения посуды и реактивов (3 шт.); сейф для хранения реактивов; весы ВЛТЭ 500; весы ВЛР-200; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; сушилка лабораторная; электрическая плитка; таблица Д.И. Менделеева. дистиллятор, штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные, самостоятельная работа. Во время лекций студент получает систематизированные знания. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Цель практических занятий, проводимых по дисциплине - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными. В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно – методической, а также научной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодически х изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Для лабораторных занятий необходимо иметь: белый халат, рабочую тетрадь, ручку. Начинается лабораторная работа с указания даты, номера и темы занятия. Далее идет систематическая часть, которая постепенно заполняется в процессе занятия. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума (печатные или электронные) продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |