МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая и неорганическая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 195
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 195 195 195 195
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рецензент(ы):
д.х.н., доцент, Смагин В.П.

Рабочая программа дисциплины
Общая и неорганическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор Темерев С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор Темерев С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение студентами основ теоретических знаний по ключевым разделам общей и неорганической химии и приобретение навыков выполнения лабораторных работ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека;
ОПК-1.1 Знает методы и технологии защиты от чрезвычайных ситуаций применительно к сфере своей профессиональной деятельности; основные закономерности технических и технологических процессов и принципы их моделирования; основы расчетов аппаратов для осуществления процессов защиты окружающей среды и обеспечения безопасности человека с учетом современных тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий в области обеспечения техносферной безопасности; основные понятия, категории и инструменты анализа систем обеспечения безопасности; основы современных компьютерных технологий, измерительной и вычислительной техники в области техносферной безопасности, а также инженерной защиты на потенциально опасных производственных объектах
ОПК-1.2 Использует Internet-ресурсы, полнотекстовые базы данных и каталогов, электронные журналы и патенты, поисковые ресурсы для поиска информации в области техносферной безопасности; выбирает конкретные пункты положений и должностных инструкций применительно к сфере своей профессиональной деятельности
ОПК-1.3 Проводит расчеты процессов и аппаратов защиты окружающей среды с использованием экспериментальных и справочных данных; на основании закономерностей основных технологических процессов потенциально опасных производственных объектов и процессов, протекающих в окружающей среде, правильно выбирает оптимальные типы и конструкции машин и аппаратов с учетом современных тенденций развития вычислительной техники, информационных технологий в области обеспечения техносфернойбезопасности
ОПК-1.4 Осуществляет моделирование возможных чрезвычайных ситуаций, возникновение опасностей и их предотвращение на потенциально опасных производственных объектах с помощью измерительной и вычислительной техники, современных компьютерных технологий
ОПК-1.5 Анализирует технологии выполнения наиболее типичных операций применительно к сфере своей деятельности; использует приемы первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций применительно к сфере своей деятельности
ОПК-1.6 Использует методы математических, химических, технологических расчетов процессов и аппаратов, методики выбора аппаратов из числа стандартных с учетом современных тенденций развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении профессиональных задач
ОПК-1.7 Осуществляет обработку и интерпретацию результатов в области техносферной безопасности, инженерной защиты на потенциально опасных производственных объектах с помощью измерительной и вычислительной техники, а также современных информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные закономерности технических и технологических процессов и принципы их моделирования
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать технологии выполнения наиболее типичных операций применительно к сфере своей деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использует методы математических, химических, технологических расчетов процессов и аппаратов, методики выбора аппаратов из числа стандартных с учетом современных тенденций развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении профессиональных задач
навыками применения базовых знаний при решении химических задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Основные понятия и законы неорганической химии
1.1. Введение. Основные понятия и законы химии Сам. работа 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Классификация и номенклатура неорганических соединений Сам. работа 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Основные законы химии Сам. работа 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Атомно-молекулярное учение. Основные законы химии Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Свойства основных классов неорганических соединений Лабораторные 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.2, Л2.1
1.6. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторной работе Сам. работа 1 15 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Строение атома и периодическая система
2.1. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов химических элементов. Химическая связь Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Строение атома. Строение электронных оболочек химических элементов Сам. работа 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу Сам. работа 1 15 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Химическая связь и строение вещества
3.1. Химическая связь и строение молекул Сам. работа 1 3 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу Сам. работа 1 18 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Общие закономерности протекания химических процессов
4.1. Химическая термодинамика. Скорость химических реакций Лекции 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Химическая термодинамика. Скорость химических реакций. Химическое равновесие Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Основы химической термодинамики Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Химическая кинетика в гомогенных и гетерогенных системах Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Химическое равновесие в гомогенных и гетерогенных процессах Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.6. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным работам Сам. работа 1 18 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Растворы
5.1. Способы выражения концентрации растворов Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л2.1
5.2. Электролитическая диссиоциация Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Растворы электролитов. рН растворов Сам. работа 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Гидролиз солей Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Окислительно-восстановительные реакции Сам. работа 1 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.6. Окислительно-восстановительные реакции Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.7. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным работам Сам. работа 1 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Химия элементов
6.1. Химия металлов Сам. работа 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.2, Л2.1
6.2. Металлы s-семейства Сам. работа 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.2, Л2.1
6.3. Металлы р-семейств Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.2, Л2.1
6.4. Металлы d-семейств Сам. работа 1 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.2, Л2.1
6.5. Свойства неметаллов Сам. работа 1 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.2, Л2.1
6.6. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу Сам. работа 1 16 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4, ОПК-1.5, ОПК-1.6, ОПК-1.7 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТИПОВОЙ ВАРИАНТ ТЕСТА

Атомно-молекулярное учение. Основные законы химии. Основные классы неорганических соединений
1. Совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра
1) атом
+ 2) химический элемент
3) простое вещество
4) сложное вещество
2. Молекула - это…
1) наименьшая частица химического элемента, сохраняющая его химические свойства
+ 2) наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами
3) наименьшая частица молекулы
4) наименьшая частица простого вещества
3. Единица измерения молярной массы вещества:
+ 1) г/моль
2) моль
3) г
4) кг/моль
4. Относительная молекулярная масса азота составляет (г/моль):
+ 1) 28;
2) 14;
3) 0,014
5. 1-е следствие закона Авогадро:
1) в равных объемах любых газов содержится одинаковое число молекул
+ 2) один моль любого газа при нормальных условиях занимает один и тот же объем
3) в равных объемах любых газов при постоянно температуре и давлении содержится одинаковое число молекул
4) объем газа при заданных условиях не зависит от химической природы газа, а определяется только числом частиц
6. Сложные вещества, состоящие из ионов металла и гидроксогрупп (ОН-) – это ....
1) кислоты
2) соли
3) оксиды
+ 4) основания
7. К какому классу неорганических соединений относится Na2O?
1) кислота
+ 2) оксид
3) основание
4) соль
Общие закономерности протекания химических процессов
8. Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются:
+ 1) эндотермическими
2) экзотермическими
9. Эндотермическими реакциями являются:
1) Н2(г) + Cl2(г) = 2HCl(г), ∆Н = - 184,6 кДж
+ 2) 2N2(г) + О2(г) = 2NO(г), ∆Н = 180,8 кДж
+ 3) 2HgO(т) = 2Hg(т) + О2(г) - 180 кДж
10. Стандартная энтропия простого вещества...
1) равна нулю
+ 2) нокогда не равна нулю
11. Какие величины НЕ являются функциями состояния:
+ 1) работа против внешних сил, действующих на систему
2) внутренняя энергия
+ 3) давление
4) энергия Гиббса?
12. Выражение скорости прямой реакции С(т) + О2(г) → СО2(г) имеет вид:
1) V = k[C]⋅[O2]
2) V = k[CO2]⋅[O2]
+ 3) V= k[O2]
13. Как изменится скорость прямой реакции в системе 2SO2(г) + O2(г) ↔ 2SO3(г), если при постоянной температуре увеличить концентрацию сернистого газа в 3 раза.
+ 1) увеличится в 9 раз
2) увеличится в 4 раз
3) не изменится
4) уменьшится в 27 раз
14. В каком направлении сместится равновесие в системе N2(г) + 3Н2(г) ↔ 2NН3(г), ∆Н = -187,8 кДж, при понижении температуры:
+ 1) вправо
2) влево
3) не сместится
15. В какой системе при уменьшении давления химическое равновесие сместится вправо:
1) Н2(г) + Cl2(г) ↔ 2HCl(г)
2) СО2(г) + С)т) ↔ 2СО(г)
+ 3) 2SO2(г) + O2(г) ↔ 2SO3(г)
Растворы
16. Гомогенная система, состоящая из двух и более веществ – это ….
1) дисперсная система
+ 2) раствор
3) коллоидный раствор
4) суспензия
17. Вещества, растворы которых обладают электрической проводимостью, называются:
+ 1) электролитами
2) неэдектролитами
3) сольватами
4) гидратами
18. Моляльная концентрация - это:
1) число моль растворенного вещества в 100 г раствора
+ 2) число моль растворенного вещества в 1 кг растворителя
3) число моль растворенного вещества в 1 кг раствора
4) число моль растворенного вещества в 100 мл раствора
19. Чему равно значение рН водного раствора, если концентрация ионов водорода равна 10 -11 моль/л:
1) 2
2) 3
3) 5
+ 4) 11
20. Реакция обменного разложения вещества водой – это реакция…
1) ионная
+ 2) гидролиза
3) обменная
4) соединения
21. Серная кислота относится к:
1) неэлектролитам
2) слабым электролитам
3) электролитам средней силы
+ 4) сильным электролитам
22. Укажите соль, образованную сильным основанием и слабой кислотой:
+ 1) KCN
2) Zn(NO3)2
3) Na2SO4
4) NH4Cl
23. Какая из солей подвергается полному гидролизу:
1) MgSO4
2) AlCl3
+ 3) Al2S3
4) BaCl2
24. Какова реакция водного раствора Na2SO4:
1) кислая
2) щелочная
+ 3) нейтральная
Строение атома. Периодический закон
25. В состав ядра входят частицы:
1) электроны
+ 2) протоны
+ 3) нейтроны
26. Порядковый номер элемента равен:
1) числу электронов на внешнем слое атома
2) числу нейтронов в ядре атома
3) сумме протонов и нейтронов в ядре атома
+ 4) числу электронов в атоме
27. Количество электронов, которое может находится на одной орбитали равно:
1) 1
+ 2) 2
3) 3
4) 4
28. d –подуровень состоит из:
1) одной атомной орбитали
2) двух атомных орбиталей
3) трех атомных орбиталей
+ 4) пяти атомных орбиталей
29. У атомов элементов 3-го периода периодической системы одинаковое(ые):
+ 1) число энергетических уровней
2) радиусы атомов
3) число валентных электронов
4) число нейтронов
30. Количество электронов, находящиеся на внешнем уровне атома углерода равно:
1) 2
+ 2) 4
3) 6
4) 12
Химическая связь и строение молекул
31. Связь, возникающая между атомами за счет образования общих электронных пар, называется:
1) водородная
2) металлическая
3) ионная
+ 4) ковалентная
32. Связь, образовавшаяся за счет электростатического притяжения катионов и анионов, называется:
1) водородная
2) металлическая
+ 3) ионная
4) ковалентная
33. Связь между положительно поляризованными атомами водорода одной молекулы и отрицательно поляризованными атомами сильно электроотрицательных элементов, называется:
+ 1) водородная
2) металлическая
3) ионная
4) ковалентная
34. Условный заряд атома в молекуле, вычисленный согласно предположению, сто молекула состоит только из ионов – это…
+ 1) степень окисления
2) валентность
3) ковалентность
35. Степень окисления +5 азот имеет в соединении:
1) Ca(NO2)2
2) N2O3
+ 3) N2O5
4) NH4NO2
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
МИНИСТРЕСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет»
Институт химии и химико-фармацевтических технологий

«Утверждаю»
Зав. кафедрой техносферной безопасности и аналитической химии
д. хим. наук _____________ (С.В. Темерев)

ЭКЗАМЕН
по общей и неорганической химии
Пример экзаменационного билета

1. При температуре 273 К и давлении 101,3 кПа газ занимает объем 250 мл. Какой объем займет газ при 96 кПа и той же температуре?
Ответ
Нам дано:
Т = 273 К = const
V1 = 250 мл
р1 = 101,3 кПа
р2 = 96 кПа
Необходимо найти: V2
Согласно закону Гей-Люссака при Т = const :V1/T1 = V2/T2
отсюда: V2 = (V1⋅T1)/T2
V2 = (600⋅330)/300 = 660 мл
2. Рассчитать тепловой эффект реакции образования карбоната кальция по реакции СаО(к) + СО2(г) = СаСО3(к)
Ответ
Стандартные теплоты образования веществ находим из справочника:
∆Н (СаСО3) = - 1206,9 кДж/моль;
∆Н (СаО) = -635,5 кДж/моль;
∆Н (СО2) = - 393,5 кДж/моль.
Для расчета воспользуемся следствием из закона Гесса:
∆Н = ∑ i ⋅∆Н(прод) - ∑ i ⋅∆Н(исх),
∆Н (р-ции) = ∆Н (СаСО3) - (∆Н (СаО) + ∆Н (СО2)) = -1206,9 + 635,5 + 393,5 = -176,9 кДж/моль
Так как ∆Н (р-ции) < 0, реакция образования карбоната кальция является экзотермической.
3. Эндотермическая реакция разложения пентахлорида фосфора протекает по уравнению: PCl5(г) ↔ PCl3(г) + Cl2(г); ∆Н = 92,58 кДж/моль. Как сместиться равновесие реакции, если 1) увеличить температуру, 2) уменьшить давление или 3) увеличить концентрация PCl5?
Ответ
В соответствии с принципом Ле-Шателье:
1) при повышении температуры, равновесие смещается в сторону эндотермической реакции (∆Н > 0). В задании эндотермической является прямая реакция, следовательно, равновесие сместиться вправо, в сторону прямой реакции;
2) при уменьшении давления, равновесие смещается в сторону его повышения, то есть в сторону увеличения объема. В задании разложение PCl5 ведет к увеличению объема (из одной молекулы газа образуются две газообразные молекулы), следовательно, равновесие сместиться вправо, в сторону прямой реакции.
3) при увеличении концентрации исходного вещества равновесие смещается в сторону его расходования, то есть в сторону образования продуктов реакции (прямой реакции). В задании при увеличении концентрации PCl5 равновесие сместиться в сторону его расходования, в сторону прямой реакции, вправо.
4. Определить массовую долю сульфата меди (II) в растворе, полученном при растворении 50 г CuSO4 в 200 г воды.
Ответ
Нам дано:
m (CuSO4) = 50 г
m (Н2О) = 200 г
Нужно найти: w(CuSO4)
Массовую долю растворенного вещества находят по формуле: ω = m(р.в-ва)/m(р-ра).
m(р-ра) = m(р.в-ва) + m(воды) = 50 + 200 = 250 г
ω = m(CuSO4)/m(р-ра) = 50/250 = 0,2 или 0,2⋅100% = 20%
5. Напишите уравнения гидролиза и укажите рН раствора соли KNO2
Ответ
Гидролиз протекает по аниону, т.к. соль образована сильным основанием (КОН) и слабой кислотой (HNO2).
KNO2 + H2O ↔ KOH + HNO2,
NO2- + H2O ↔ HNO2 + OH-
pH > 0
6. Запишите принадлежность к периоду, группе, семейству атома Br; полную и краткую электронные формулы; укажите валентные электроны.
Ответ
35Br (4, VII, р)
35Br 1s22s22p63s23p63d104s24p5
Br [Ar] 3d104s24p5
валентные электроны: 4s24p5
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.В. Денисов, В.М. Таланов, И.А. Денисова, Т.И. Дрововозова Общая и неорганическая химия : учебное пособие Ростов-н/Д : Феникс, 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271598
Л1.2 Павлов, Н.Н. Общая и неорганическая химия: СПб. : Лань, 2011 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Э. Т. Оганесян, В. А. Попков, Л. И. Щербакова, А. К. Брель ; под ред. Э. Т. Оганесяна Общая и неорганическая химия : учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/23B227C4-E87E-4CA6-BCF5-A5279E2D91D7.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Общая и неорганическая химия portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
101К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; шкаф для хранения посуды и реактивов (3 шт.); сейф для хранения реактивов; весы ВЛТЭ 500; весы ВЛР-200; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; сушилка лабораторная; электрическая плитка; таблица Д.И. Менделеева. дистиллятор, штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные знания. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными.
В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно – методической, а также научной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодически х изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы.
Для лабораторных занятий необходимо иметь: белый халат, рабочую тетрадь, ручку. Начинается лабораторная работа с указания даты, номера и темы занятия. Далее идет систематическая часть, которая постепенно заполняется в процессе занятия.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума (печатные или электронные) продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.