МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оценка и анализ техногенных рисков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат биол. наук , доцент, Яценко Е.С.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Оценка и анализ техногенных рисков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.углубить и закрепить представления о величине и последствиях антропогенного воздействия на окружающую среду, освоить методологию оценки риска, научить проводить количественную оценку риска, включая оценку вероятности и оценку ущерба.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности
ПК-9 готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики
ПК-10 способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях
ПК-17 способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы системного подхода к анализу и обеспечению безопасности;
организацию охраны труда, охраны окружающей среды;
основы безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях;
опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять возможные опасности в производственной и бытовой деятельности;
организовать охрану труда, безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ультурой безопасности и рискориентированным мышлением;
технологиями организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики;
методами обеспечения безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях;
методами анализа опасных, чрезвычайно опасных зон, зон приемлемого риска, методами оценки и расчеты различных рисков;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Оценка и анализ техногенных рисков
1.1. Введение. Факторы опасности. Безопасность технических систем Мониторинг и прогнозирование опасностей техногенного характера Лекции 4 5 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Факторы опасности. Безопасность технических систем Практические 4 1 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Мониторинг и прогнозирование опасностей природного и техногенного характера Сам. работа 4 8 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Методические подходы к оценке промышленной безопасности и риска. Вероятностная модель безопасности Лекции 4 3 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Методические подходы к оценке промышленной безопасности и риска Практические 4 1 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Вероятностная модель безопасности. Безотказность технического объекта Сам. работа 4 1 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Управление системой производственной безопасности Сам. работа 4 1 ОК-7, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Понимание риска техногенных катастроф и стихийных бедствий Сам. работа 4 6 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Исторический экскурс и современные подходы к управлению рисками техногенных катастроф и стихийных бедствий Сам. работа 4 9 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.10. Качественные и логико-графические методы анализа опасностей Понятие риска. Управление риском. Критерии приемлемого риска Практические 4 1 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Логико-графические методы анализа (деревья событий и отказов) Практические 4 1 ОК-7, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.12. Показатели безопасности систем “человек – машина” (СЧМ). Декларирование безопасности Сам. работа 4 1 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.13. Классификация видов риска. Методология анализа и оценки риска Практические 4 1 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.14. Управление риском. Количественная оценка риска Практические 4 1 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.15. Критерии приемлемого риска. Оценка риска технической системы Практические 4 1 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.16. Количественные и качественные методы анализа риска Сам. работа 4 8 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.17. Международный опыт управления рисками техногенных катастроф и стихийных бедствий Сам. работа 4 8 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.18. Категорирование и классификация помещений, зданий, сооружений по пожаровзрывоопасности Понятие риска. Управление риском. Критерии приемлемого риска Практические 4 1 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.19. Категорирование и классификация помещений, зданий, сооружений по пожаровзрывоопасности Сам. работа 4 2 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.20. Оценка возникновения взрывопожароопасной ситуации в производственных зонах. Оценка взрывоопасности технологических процессов и производств Сам. работа 4 1 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.21. Оценка и прогноз поражающих факторов природных опасностей Сам. работа 4 7 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.22. Оценка и прогноз поражающих факторов техногенных опасностей Сам. работа 4 8 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.23. Оценка уровня воздействия взрыва и расчет радиусов зон разрушения. Оценка уровня взрывоопасности пылеобразующих технологических объектов Сам. работа 4 2 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.24. Методика оценки риска чрезвычайных ситуаций Методы обеспечения взрывобезопасности технологических процессов Сам. работа 4 12 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.25. Методы обеспечения взрывобезопасности технологических процессов Сам. работа 4 2 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.26. Допустимый риск чрезвычайных ситуаций Сам. работа 4 12 ОК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции ОК-7: владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности
Примеры заданий закрытого типа
1. На какие группы делятся вещества и материалы по горючести:
а) Негорючие, трудногорючие и горючие
б) Негорючие, плохогорючие и горючие
в) Негорючие, трудногорючие, нормально горючие и сильногорючие
Правильный ответ: а
2. На каком этапе строительства объекта должен вводиться в действие внутренний противопожарный водопровод:
а) К моменту пусконаладочных работ
б) К началу основных строительных работ
в) К полному окончанию строительства
Правильный ответ: б
3. На какие группы по воспламеняемости подразделяются горючие строительные материалы:
а) Трудновоспламеняемые, умеренновоспламеняемые, слабовоспламеняемые
б) Трудновоспламеняемые, нормальновоспламеняемые, слабовоспламеняемые
в) Трудновоспламеняемые, умеренновоспламеняемые, легковоспламеняемые
Правильный ответ: в
4. В какой цвет должны быть окрашены пожарные шкафы:
а) В белый с красными полосками
б) В красный
в) По согласованию заказчика
Правильный ответ: в
5. Что такое нейтрализатор статического электричества:
а) Устройство, обеспечивающее необходимую влажность поверхности или объема заряженного материала
б) Устройство, предназначенное для снижения уровня электростатических зарядов путем ионизации электризующегося материала или среды вблизи его поверхности
в) Это совокупность заземлителя и заземляющих проводников
Правильный ответ: б
6. Какие требования предъявляются к установке системы противодымной защиты объектов:
а) Система должна обеспечивать незадымление и защиту материальных ценностей
б) Система должна обеспечивать удаление продуктов горения и термического разложения
в) Система должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения +
Правильный ответ: в
8. Что относится к первичным средствам пожаротушения:
а) Переносные и передвижные огнетушители, пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания +
б) Только переносные и передвижные огнетушители
в) Огнетушители, песок, лопаты, покрывала для изоляции очага пожара
Правильный ответ: а
9. Сколько вентилей и где должно быть установлено на топливопроводе к каждой форсунке котлов и теплогенераторных установок:
а) Не менее одного — у емкости с топливом
б) Не менее одного — у топки
в) Не менее двух: один — у топки, другой — у емкости с топливом
Правильный ответ: в
10. Каким образом должны убираться пролитые на пол лакокрасочные материалы:
а) С помощью любого подручного средства
б) С помощью опилок или воды
в) С помощью ветоши, смоченной в бензине
Правильный ответ: б
11. Где должна производиться сушка одежды и обуви:
а) В специально приспособленных для этого помещениях
б) Непосредственно на рабочем месте
в) В любом удобном месте
Правильный ответ: а
12. Какие сведения необходимо сообщать во время звонка в пожарную охрану в случае возникновения пожара:
а) Адрес объекта, место возгорания, количество пострадавших
б) Адрес объекта, место возгорания, количество пострадавших, данные позвонившего
в) Адрес, по которому случилось возгорание, количество пострадавших
Правильный ответ: б
13. В течение какого времени кабели и провода систем противопожарной защиты, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны сохранять работоспособность в условиях пожара:
а) Время зависит от типа систем противопожарной защиты
б) В течение одного часа
в) В течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону
Правильный ответ: в
14. Можно ли на окнах устанавливать решетки:
а) Категорически запрещается
б) Можно, если есть разрешение Госпожнадзора
в) Можно, если они распашные
Правильный ответ: б
15. Какие пожарные извещатели необходимо устанавливать в складских помещениях, предназначенных для хранения лаков, красок, растворителей, ЛВЖ, ГЖ:
а) Тепловые, пламени
б) Дымовые
в) Дымовые, пламени
Правильный ответ: а
Примеры заданий открытого типа
1. К какому классу по виду горючего материала относятся пожары твердых горючих веществ и материалов?
Правильный ответ:(А)
2. К какому классу по виду горючего материала относятся пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением?
Правильный ответ:(Е)
3. Что из перечисленного относится к опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество?
Пламя и искры
Тепловой поток
Повышенная температура окружающей среды
Повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения
Пониженная концентрация кислорода
Снижение видимости в дыму
Правильный ответ: Все перечисленное верно
4. Что из перечисленного относится к сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара? Укажите все верные варианты ответа.
1. Осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества
2. Воздействие огнетушащих веществ
5. Каким документом устанавливается порядок организации и осуществления муниципального контроля?
Правильный ответ: Положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом
муниципального образования
6. Что из перечисленного относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля?
Формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в
том числе в области обеспечения прав граждан, организаций при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора)
Иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, а в случаях, предусмотренных
Федеральным законом, в соответствии с другими федеральными законами
Правильный ответ: Все перечисленное верно
7. Какими должны быть действия и решения контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц?
Правильный ответ:1. Законными 2. Обоснованными
8. Чем должны подтверждаться решения контрольного (надзорного) органа и действия его должностных лиц?
Правильный ответ: Фактическими данными и документами, содержащими достоверную информацию
9. Какими должны быть выбираемые профилактические мероприятия, контрольные (надзорные) мероприятия, применяемые меры по пресечению и (или) устранению нарушений обязательных требований?
Правильный ответ: Должны быть соразмерными характеру нарушений обязательных требований, вреду
(ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям
10. В каких случаях допускается использование контрольными (надзорными) органами и их должностными лицами полномочий в целях воспрепятствования законной деятельности контролируемых лиц, необоснованного увеличения сроков осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля?
Правильный ответ: Не допускается ни в каких случая
11. Что понимается под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации?
Правильный ответ: Деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации
мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений
12. Каким нормативным документом регулируются отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливаются гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц?
Правильный ответ: Федеральный закон от 31.06.2021 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации "
13. Каким документом устанавливается порядок организации и осуществления муниципального контроля?
Правильный ответ: Положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования
14. Что из перечисленного относится к полномочиям органов государственной власти
Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля?
Формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в
том числе в области обеспечения прав граждан, организаций при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, а в случаях, предусмотренных
Федеральным законом, в соответствии с другими федеральными законами
Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора)
Правильный ответ: Все перечисленное верно
15. Какими должны быть действия и решения контрольного (надзорного) органа и его
должностных лиц?
Правильный ответ1. Обоснованными 2. Законными
16. Чем должны подтверждаться решения контрольного (надзорного) органа и действия его должностных лиц?
Правильный ответ : Фактическими данными и документами, содержащими достоверную информацию
17. Какими должны быть выбираемые профилактические мероприятия, контрольные (надзорные) мероприятия, применяемые меры по пресечению и (или) устранению
нарушений обязательных требований?
Правильный ответ: Должны быть соразмерными характеру нарушений обязательных требований, вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям
18. В каких случаях допускается использование контрольными (надзорными) органами и их должностными лицами полномочий в целях воспрепятствования законной деятельности контролируемых лиц, необоснованного увеличения сроков осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля?
Правильный ответ: Не допускается ни в каких случаях
19. Что из перечисленного является предметом государственного контроля (надзора),
муниципального контроля?
Соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации
Соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах
Соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами
Исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий
Правильный ответ: Все перечисленное верно
20. Что обеспечивается контрольными (надзорными) органами в рамках видов контроля?
Правильный ответ: Учет объектов контроля

Оценка сформированности компетенции ПК-9: готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики
Примеры заданий закрытого типа
1. К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся:
а) пламя и искры; тепловой поток; повышенная температура окружающей среды; повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения; пониженная концентрация кислорода; снижение видимости в дыму.
б) пламя и искры; повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения.
в) повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения; пониженная концентрация кислорода.
Правильный ответ: а
2. Пожар — это:
а) неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
б) неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан.
в) горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Правильный ответ: а
3. Противопожарный режим — это:
а) требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей.
б) требования пожарной безопасности, устанавливающие порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
в) требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Правильный ответ: в
4. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем:
а) проведения противопожарного инструктажа.
б) прохождения пожарно-технического минимума.
в) проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
Правильный ответ: а
5. Лица допускаются к работе на объектах защиты:
а) только после прохождения противопожарного инструктажа.
б) возможно без прохождения противопожарного инструктажа.
в) данный порядок устанавливает самостоятельно руководитель организации.
Правильный ответ: а
6. Таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны необходимо размещать только:
а) в помещениях, где установлены стационарные телефоны.
б) в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок.
в) в помещениях с массовым пребыванием людей.
Правильный ответ: б
7. Планы эвакуации людей при пожаре необходимо размещать:
а) в здании или сооружении, кроме жилых домов, в котором может одновременно находиться 50 и более человек, то есть на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также на объекте защиты с рабочими местами на этаже для 10 и более.
б) на объекте защиты с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов).
в) на объекте защиты с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте защиты с рабочими местами на этаже для 15 и более.
Правильный ответ: а
8. Руководитель организации организует в обязательном порядке круглосуточное дежурство обслуживающего персонала:
а) на взрывопожароопасных объектах.
б) на объектах защиты с ночным пребыванием людей (за исключением производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану).
в) на всех объектах защиты.
Правильный ответ: б
9. На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение:
а) не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.
б) не реже 1 раза в год практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.
в) не реже 1 раза в квартал практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.
Правильный ответ: а
10. На территориях и в помещениях, где запрещается курение:
а) размещаются таблички «Курение запрещено».
б) размещаются знаки пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено».
в) наличие специальных знаков не требуется, обозначаются знаками пожарной безопасности только места для курения.
Правильный ответ: б
11. Эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах проводятся:
а) не реже 1 раза в год.
б) не реже 1 раза в 3 года.
в) не реже 1 раза в 5 лет.
Правильный ответ: в
12. Системы и установки противопожарной защиты проверяются в сроки:
а) в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами с оформлением соответствующего акта проверки.
б) не реже 1 раза в год с оформлением соответствующего акта проверки.
в) не реже 1 раза в месяц с оформлением соответствующего акта проверки.
Правильный ответ: а
13. При обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.) необходимо:
а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта защиты, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию); принять посильные меры по эвакуации людей и тушению пожара.
б) немедленно приступить к тушению пожара, а пожарных вызывать только в случае, если не удалось самостоятельно потушить пожар.
в) немедленно приступить к спасению материальных ценностей.
Правильный ответ: а
14. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать:
а) возможность их свободного открывания изнутри без ключа или с ключом, находящимся рядом с дверью в специальном ящике.
б) возможность их свободного открывания изнутри без ключа или с ключом, находящимся рядом с дверью в специальном ящике или у работников организации.
в) возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.
Правильный ответ: в
15. На объектах защиты:
а) запрещается изменять (без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений — помещения или группы помещений, функционально связанные между собой).
б) разрешается изменять без проведения экспертизы проектной документации предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений — помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) если будут соблюдены требования пожарной безопасности.
в) разрешается изменять без проведения экспертизы проектной документации предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений — помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по согласованию с собственником имущества.
Правильный ответ: а
Примеры заданий открытого типа
1. Укажите верную формулировку термина «Ведомственный пожарный контроль»?
Правильный ответ: Деятельность вневедомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти,
требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки
2. Укажите верную формулировку термина «Система обеспечения пожарной безопасности»?
Правильный ответ: Совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического,
социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров,
их тушение и проведение аварийно-спасательных работ
3. Что из перечисленного является основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности в РФ?
Органы государственной власти
Органы местного самоуправления
Организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации
Правильный ответ: Все перечисленное верно
4. Что из перечисленного относится к основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности?
Разработка и осуществление мер пожарной безопасности
Создание пожарной охраны и организация ее деятельности
Нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности
Правильный ответ: Все перечисленное верно
5. К каким действиям не привлекается пожарная охрана?
Правильный ответ: 1. К действиям по предупреждению и ликвидации социально-политических конфликтов
6. Кем осуществляется организация управления в области пожарной безопасности и
координация деятельности пожарной охраны в РФ?
Правильный ответ: Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности
7. Каким документом определяется организационная структура, полномочия, задачи,
функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы?
Правильный ответ: Положением о федеральной противопожарной службе
8. Кто осуществляет Федеральный государственный пожарный надзор?
Правильный ответ: Органы государственного пожарного надзора
9. Укажите, что является предметом федерального государственного пожарного
надзора?
Правильный ответ: Оценка соответствия требованиям пожарной безопасности зданий, помещений, сооружений, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и
граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности
Соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного
изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических
регламентов
Соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности
Правильный ответ: Все перечисленное верно
10. Что понимается под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации?
Правильный ответ: Деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации
мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушени
11. Что из перечисленного является основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности в РФ?
Органы государственной власти
Органы местного самоуправления
Организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации
Правильный ответ: Все перечисленное верно
12. Что из перечисленного относится к основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности?
Нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности
Создание пожарной охраны и организация ее деятельности
Разработка и осуществление мер пожарной безопасности
Правильный ответ: Все перечисленное верно
13. К каким действиям не привлекается пожарная охрана?
Правильный ответ: 1. К действиям по предупреждению и ликвидации социально-политических конфликтов2. К действиям по предупреждению и ликвидации массовых беспорядков
14. Кем осуществляется организация управления в области пожарной безопасности и
координация деятельности пожарной охраны в РФ?
Правильный ответ: Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности
15. Каким документом определяется организационная структура, полномочия, задачи,
функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы?
Правильный ответ: Положением о федеральной противопожарной службе
16. Кто осуществляет Федеральный государственный пожарный надзор?
Правильный ответ: Органы государственного пожарного надзора
17. Укажите, что является предметом федерального государственного пожарного надзора?
Соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях,
помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности
Оценка соответствия требованиям пожарной безопасности зданий, помещений, сооружений, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и
граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности
Соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного
изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или
обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов
Правильный ответ: Все перечисленное верно
18. Что понимается под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации?
Правильный ответ: Деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации
мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений
19. Каким нормативным документом регулируются отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливаются гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц?
Правильный ответ: Федеральный закон от 31.06.2021 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации "
20. Каким документом устанавливается порядок организации и осуществления муниципального контроля?
Правильный ответ: Положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования

Оценка сформированности компетенции ПК-10: способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях
Примеры заданий закрытого типа
1. На какие группы делятся вещества и материалы по горючести:
а) Негорючие, трудногорючие и горючие
б) Негорючие, плохогорючие и горючие
в) Негорючие, трудногорючие, нормально горючие и сильногорючие
Правильный ответ: а
2. На каком этапе строительства объекта должен вводиться в действие внутренний противопожарный водопровод:
а) К моменту пусконаладочных работ
б) К началу основных строительных работ
в) К полному окончанию строительства
Правильный ответ: б
3. На какие группы по воспламеняемости подразделяются горючие строительные материалы:
а) Трудновоспламеняемые, умеренновоспламеняемые, слабовоспламеняемые
б) Трудновоспламеняемые, нормальновоспламеняемые, слабовоспламеняемые
в) Трудновоспламеняемые, умеренновоспламеняемые, легковоспламеняемые
Правильный ответ: в
4. В какой цвет должны быть окрашены пожарные шкафы:
а) В белый с красными полосками
б) В красный
в) По согласованию заказчика
Правильный ответ: в
5. Что такое нейтрализатор статического электричества:
а) Устройство, обеспечивающее необходимую влажность поверхности или объема заряженного материала
б) Устройство, предназначенное для снижения уровня электростатических зарядов путем ионизации электризующегося материала или среды вблизи его поверхности
в) Это совокупность заземлителя и заземляющих проводников
Правильный ответ: б
6. Какие требования предъявляются к установке системы противодымной защиты объектов:
а) Система должна обеспечивать незадымление и защиту материальных ценностей
б) Система должна обеспечивать удаление продуктов горения и термического разложения
в) Система должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения +
Правильный ответ: в
8. Что относится к первичным средствам пожаротушения:
а) Переносные и передвижные огнетушители, пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания +
б) Только переносные и передвижные огнетушители
в) Огнетушители, песок, лопаты, покрывала для изоляции очага пожара
Правильный ответ: а
9. Сколько вентилей и где должно быть установлено на топливопроводе к каждой форсунке котлов и теплогенераторных установок:
а) Не менее одного — у емкости с топливом
б) Не менее одного — у топки
в) Не менее двух: один — у топки, другой — у емкости с топливом
Правильный ответ: в
10. Каким образом должны убираться пролитые на пол лакокрасочные материалы:
а) С помощью любого подручного средства
б) С помощью опилок или воды
в) С помощью ветоши, смоченной в бензине
Правильный ответ: б
11. Где должна производиться сушка одежды и обуви:
а) В специально приспособленных для этого помещениях
б) Непосредственно на рабочем месте
в) В любом удобном месте
Правильный ответ: а
12. Какие сведения необходимо сообщать во время звонка в пожарную охрану в случае возникновения пожара:
а) Адрес объекта, место возгорания, количество пострадавших
б) Адрес объекта, место возгорания, количество пострадавших, данные позвонившего
в) Адрес, по которому случилось возгорание, количество пострадавших
Правильный ответ: б
13. В течение какого времени кабели и провода систем противопожарной защиты, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны сохранять работоспособность в условиях пожара:
а) Время зависит от типа систем противопожарной защиты
б) В течение одного часа
в) В течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону
Правильный ответ: в
14. Можно ли на окнах устанавливать решетки:
а) Категорически запрещается
б) Можно, если есть разрешение Госпожнадзора
в) Можно, если они распашные
Правильный ответ: б
15. Какие пожарные извещатели необходимо устанавливать в складских помещениях, предназначенных для хранения лаков, красок, растворителей, ЛВЖ, ГЖ:
а) Тепловые, пламени
б) Дымовые
в) Дымовые, пламени
Правильный ответ: а
Примеры заданий открытого типа
1. К какому классу по виду горючего материала относятся пожары твердых горючих веществ и материалов?
Правильный ответ:(А)
2. К какому классу по виду горючего материала относятся пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением?
Правильный ответ:(Е)
3. Что из перечисленного относится к опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество?
Пламя и искры
Тепловой поток
Повышенная температура окружающей среды
Повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения
Пониженная концентрация кислорода
Снижение видимости в дыму
Правильный ответ: Все перечисленное верно
4. Что из перечисленного относится к сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара? Укажите все верные варианты ответа.
1. Осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества
2. Воздействие огнетушащих веществ
5. Каким документом устанавливается порядок организации и осуществления муниципального контроля?
Правильный ответ: Положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом
муниципального образования
6. Что из перечисленного относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля?
Формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в
том числе в области обеспечения прав граждан, организаций при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора)
Иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, а в случаях, предусмотренных
Федеральным законом, в соответствии с другими федеральными законами
Правильный ответ: Все перечисленное верно
7. Какими должны быть действия и решения контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц?
Правильный ответ:1. Законными 2. Обоснованными
8. Чем должны подтверждаться решения контрольного (надзорного) органа и действия его должностных лиц?
Правильный ответ: Фактическими данными и документами, содержащими достоверную информацию
9. Какими должны быть выбираемые профилактические мероприятия, контрольные (надзорные) мероприятия, применяемые меры по пресечению и (или) устранению нарушений обязательных требований?
Правильный ответ: Должны быть соразмерными характеру нарушений обязательных требований, вреду
(ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям
10. В каких случаях допускается использование контрольными (надзорными) органами и их должностными лицами полномочий в целях воспрепятствования законной деятельности контролируемых лиц, необоснованного увеличения сроков осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля?
Правильный ответ: Не допускается ни в каких случая
11. Что понимается под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации?
Правильный ответ: Деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации
мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений
12. Каким нормативным документом регулируются отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливаются гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц?
Правильный ответ: Федеральный закон от 31.06.2021 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации "
13. Каким документом устанавливается порядок организации и осуществления муниципального контроля?
Правильный ответ: Положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования
14. Что из перечисленного относится к полномочиям органов государственной власти
Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля?
Формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в
том числе в области обеспечения прав граждан, организаций при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, а в случаях, предусмотренных
Федеральным законом, в соответствии с другими федеральными законами
Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора)
Правильный ответ: Все перечисленное верно
15. Какими должны быть действия и решения контрольного (надзорного) органа и его
должностных лиц?
Правильный ответ1. Обоснованными 2. Законными
16. Чем должны подтверждаться решения контрольного (надзорного) органа и действия его должностных лиц?
Правильный ответ : Фактическими данными и документами, содержащими достоверную информацию
17. Какими должны быть выбираемые профилактические мероприятия, контрольные (надзорные) мероприятия, применяемые меры по пресечению и (или) устранению
нарушений обязательных требований?
Правильный ответ: Должны быть соразмерными характеру нарушений обязательных требований, вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям
18. В каких случаях допускается использование контрольными (надзорными) органами и их должностными лицами полномочий в целях воспрепятствования законной деятельности контролируемых лиц, необоснованного увеличения сроков осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля?
Правильный ответ: Не допускается ни в каких случаях
19. Что из перечисленного является предметом государственного контроля (надзора),
муниципального контроля?
Соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации
Соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах
Соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами
Исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий
Правильный ответ: Все перечисленное верно
20. Что обеспечивается контрольными (надзорными) органами в рамках видов контроля?
Правильный ответ: Учет объектов контроля

Оценка сформированности компетенции ПК-17: способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска
Примеры заданий закрытого типа
1. На какие группы делятся вещества и материалы по горючести:
а) Негорючие, трудногорючие и горючие
б) Негорючие, плохогорючие и горючие
в) Негорючие, трудногорючие, нормально горючие и сильногорючие
Правильный ответ: а
2. На каком этапе строительства объекта должен вводиться в действие внутренний противопожарный водопровод:
а) К моменту пусконаладочных работ
б) К началу основных строительных работ
в) К полному окончанию строительства
Правильный ответ: б
3. На какие группы по воспламеняемости подразделяются горючие строительные материалы:
а) Трудновоспламеняемые, умеренновоспламеняемые, слабовоспламеняемые
б) Трудновоспламеняемые, нормальновоспламеняемые, слабовоспламеняемые
в) Трудновоспламеняемые, умеренновоспламеняемые, легковоспламеняемые
Правильный ответ: в
4. В какой цвет должны быть окрашены пожарные шкафы:
а) В белый с красными полосками
б) В красный
в) По согласованию заказчика
Правильный ответ: в
5. Что такое нейтрализатор статического электричества:
а) Устройство, обеспечивающее необходимую влажность поверхности или объема заряженного материала
б) Устройство, предназначенное для снижения уровня электростатических зарядов путем ионизации электризующегося материала или среды вблизи его поверхности
в) Это совокупность заземлителя и заземляющих проводников
Правильный ответ: б
6. Какие требования предъявляются к установке системы противодымной защиты объектов:
а) Система должна обеспечивать незадымление и защиту материальных ценностей
б) Система должна обеспечивать удаление продуктов горения и термического разложения
в) Система должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения +
Правильный ответ: в
8. Что относится к первичным средствам пожаротушения:
а) Переносные и передвижные огнетушители, пожарные краны и средства обеспечения их использования, пожарный инвентарь, покрывала для изоляции очага возгорания +
б) Только переносные и передвижные огнетушители
в) Огнетушители, песок, лопаты, покрывала для изоляции очага пожара
Правильный ответ: а
9. Сколько вентилей и где должно быть установлено на топливопроводе к каждой форсунке котлов и теплогенераторных установок:
а) Не менее одного — у емкости с топливом
б) Не менее одного — у топки
в) Не менее двух: один — у топки, другой — у емкости с топливом
Правильный ответ: в
10. Каким образом должны убираться пролитые на пол лакокрасочные материалы:
а) С помощью любого подручного средства
б) С помощью опилок или воды
в) С помощью ветоши, смоченной в бензине
Правильный ответ: б
11. Где должна производиться сушка одежды и обуви:
а) В специально приспособленных для этого помещениях
б) Непосредственно на рабочем месте
в) В любом удобном месте
Правильный ответ: а
12. Какие сведения необходимо сообщать во время звонка в пожарную охрану в случае возникновения пожара:
а) Адрес объекта, место возгорания, количество пострадавших
б) Адрес объекта, место возгорания, количество пострадавших, данные позвонившего
в) Адрес, по которому случилось возгорание, количество пострадавших
Правильный ответ: б
13. В течение какого времени кабели и провода систем противопожарной защиты, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны сохранять работоспособность в условиях пожара:
а) Время зависит от типа систем противопожарной защиты
б) В течение одного часа
в) В течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону
Правильный ответ: в
14. Можно ли на окнах устанавливать решетки:
а) Категорически запрещается
б) Можно, если есть разрешение Госпожнадзора
в) Можно, если они распашные
Правильный ответ: б
15. Какие пожарные извещатели необходимо устанавливать в складских помещениях, предназначенных для хранения лаков, красок, растворителей, ЛВЖ, ГЖ:
а) Тепловые, пламени
б) Дымовые
в) Дымовые, пламени
Правильный ответ: а
Примеры заданий открытого типа
1. К какому классу по виду горючего материала относятся пожары твердых горючих веществ и материалов?
Правильный ответ:(А)
2. К какому классу по виду горючего материала относятся пожары горючих веществ и материалов электроустановок, находящихся под напряжением?
Правильный ответ:(Е)
3. Что из перечисленного относится к опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество?
Пламя и искры
Тепловой поток
Повышенная температура окружающей среды
Повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения
Пониженная концентрация кислорода
Снижение видимости в дыму
Правильный ответ: Все перечисленное верно
4. Что из перечисленного относится к сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара? Укажите все верные варианты ответа.
1. Осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества
2. Воздействие огнетушащих веществ
5. Каким документом устанавливается порядок организации и осуществления муниципального контроля?
Правильный ответ: Положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом
муниципального образования
6. Что из перечисленного относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля?
Формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в
том числе в области обеспечения прав граждан, организаций при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора)
Иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, а в случаях, предусмотренных
Федеральным законом, в соответствии с другими федеральными законами
Правильный ответ: Все перечисленное верно
7. Какими должны быть действия и решения контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц?
Правильный ответ:1. Законными 2. Обоснованными
8. Чем должны подтверждаться решения контрольного (надзорного) органа и действия его должностных лиц?
Правильный ответ: Фактическими данными и документами, содержащими достоверную информацию
9. Какими должны быть выбираемые профилактические мероприятия, контрольные (надзорные) мероприятия, применяемые меры по пресечению и (или) устранению нарушений обязательных требований?
Правильный ответ: Должны быть соразмерными характеру нарушений обязательных требований, вреду
(ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям
10. В каких случаях допускается использование контрольными (надзорными) органами и их должностными лицами полномочий в целях воспрепятствования законной деятельности контролируемых лиц, необоснованного увеличения сроков осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля?
Правильный ответ: Не допускается ни в каких случая
11. Что понимается под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации?
Правильный ответ: Деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации
мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений
12. Каким нормативным документом регулируются отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливаются гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц?
Правильный ответ: Федеральный закон от 31.06.2021 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации "
13. Каким документом устанавливается порядок организации и осуществления муниципального контроля?
Правильный ответ: Положением о виде муниципального контроля, утверждаемым представительным органом муниципального образования
14. Что из перечисленного относится к полномочиям органов государственной власти
Российской Федерации в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля?
Формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в
том числе в области обеспечения прав граждан, организаций при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, а в случаях, предусмотренных
Федеральным законом, в соответствии с другими федеральными законами
Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора)
Правильный ответ: Все перечисленное верно
15. Какими должны быть действия и решения контрольного (надзорного) органа и его
должностных лиц?
Правильный ответ1. Обоснованными 2. Законными
16. Чем должны подтверждаться решения контрольного (надзорного) органа и действия его должностных лиц?
Правильный ответ : Фактическими данными и документами, содержащими достоверную информацию
17. Какими должны быть выбираемые профилактические мероприятия, контрольные (надзорные) мероприятия, применяемые меры по пресечению и (или) устранению
нарушений обязательных требований?
Правильный ответ: Должны быть соразмерными характеру нарушений обязательных требований, вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям
18. В каких случаях допускается использование контрольными (надзорными) органами и их должностными лицами полномочий в целях воспрепятствования законной деятельности контролируемых лиц, необоснованного увеличения сроков осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля?
Правильный ответ: Не допускается ни в каких случаях
19. Что из перечисленного является предметом государственного контроля (надзора),
муниципального контроля?
Соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации
Соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах
Соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами
Исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий
Правильный ответ: Все перечисленное верно
20. Что обеспечивается контрольными (надзорными) органами в рамках видов контроля?
Правильный ответ: Учет объектов контроля


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов
1. Факторы опасности. Безопасность технических систем
2. Мониторинг и прогнозирование опасностей техногенного характера
3. Мониторинг и прогнозирование опасностей природного и техногенного характера. Методические подходы к оценке промышленной безопасности и риска. ероятностная модель безопасности
4. Методические подходы к оценке промышленной безопасности и риска
5. Вероятностная модель безопасности. Безотказность технического объекта Управление системой производственной безопасности
6. Понимание риска техногенных катастроф и стихийных бедствий. Исторический экскурс и современные подходы к управлению рисками техногенных катастроф и стихийных бедствий
7. Качественные и логико-графические методы анализа опасностей
8. Качественные методы анализа опасностей
9. Логико-графические методы анализа (деревья событий и отказов)
10. Показатели безопасности систем “человек – машина” (СЧМ). Декларирование безопасности
11. Понятие риска. Управление риском. Критерии приемлемого риска
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. П. Тимошенков, Б. М. Симонов, В. Н. Горошко Надежность технических систем и техногенный риск: учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белов П.Г., Чернов К.В. ТЕХНОГЕННЫЕ СИСТЕМЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 П. Г. Белов, К. В. Чернов ; под общ. ред. П. Г. Белова Техногенные системы и экологический риск : учебник и практикум для академического бакалавриата , 2018 www.biblio-online.ru/book/C08D89F0-C298-42D9-9881-CF2EAE872C9E
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Оценка и анализ техногенных рисков portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

осещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.

Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к зачету/экзамену:
Изучение дисциплины завершается зачетом. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.