МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологические основы безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, М.В.Яценко

Рецензент(ы):
к.пс.н., Доцент, Т.Г.Волкова

Рабочая программа дисциплины
Психологические основы безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений у обучающихся об интегративном феномене «безопасность» с позиций современного психобиосоциодуховного подхода, рассматриваемом в качестве сквозного явления в функционировании социальных субъектов и систем разного уровня сложности и обобщенности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 владением компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность обучаться)
ОК-5 владением компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовностью к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью
ОК-11 способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций
ОПК-5 готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе
ПК-11 способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о стандартных программах, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков.
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать и применять стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- применения стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных рисков работы специалиста психолога, психотерапевта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология безопасности
1.1. Философско-методологические основания изучения феномена «безопасность» Лекции 4 1 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5, ПК-11 Л1.1
1.2. Психологические концепции и теории в изучении феномена «безопасность» Лекции 4 1 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5, ПК-11 Л1.1
1.3. Виды безопасности с эмпирической и научно-психологической точек зрения Лекции 4 1 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5, ПК-11 Л1.1
1.4. Источники опасности и социальные риски Лекции 4 1 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5, ПК-11 Л1.1
1.5. Концепция фиксированных форм поведения, как базовый принцип описания и интерпретации феномена «безопасность» Практические 4 1 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5, ПК-11 Л1.1
1.6. Семья, как базисный фактор ретрансляции и формирования социально-психологически безопасного и ресурсного поведения индивидуального субъекта Практические 4 1 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5, ПК-11 Л1.1
1.7. Безопасность профессионального поведения Практические 4 2 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5, ПК-11 Л1.1
1.8. Психологический конструкт: информационная, психологическая и личная безопасность Сам. работа 4 10 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5, ПК-11 Л1.1
1.9. Гуманистическая традиция: К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт Сам. работа 4 10 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5, ПК-11 Л1.1
1.10. Психология отношений – В.Н. Мясищев. Сам. работа 4 10 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5, ПК-11 Л1.1
1.11. Вызовы (угрозы) индивидуальному и групповому субъектам, особенности реагирования и поведения в критических условиях: экологических, политических, военных, социальных, экономических, культурных, психологических, биологических Сам. работа 4 10 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5, ПК-11 Л1.1
1.12. Причины и условия продуцирования социальных рисков и воспроизводства девиаций Сам. работа 4 12 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5, ПК-11 Л1.1
1.13. Уровневый подход к комплексу безопасности субъектов Сам. работа 4 10 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5, ПК-11 Л1.1
1.14. Фиксированное поведение как самовоспроизводящееся и самоподкрепляющее поведение Сам. работа 4 12 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5, ПК-11 Л1.1
1.15. Проблемы экономической социализации и экономического самоопределения личности Сам. работа 4 10 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5, ПК-11 Л1.1
1.16. Профессиональная подготовленность к деятельности и эффективности в сложных профессиональных ситуациях. Рефлексивная позиция специалиста – экология интервенций Сам. работа 4 12 ОК-4, ОК-5, ОК-11, ОПК-5, ПК-11 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-4: владением компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность обучаться)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Направление психологии, изучающее трудовую деятельность, называется…
а. Инженерной психологией;
б. Психологией труда;
в. Психологией массовых коммуникаций.
Правильный ответ: б.

2. Психология безопасности труда – это
а. Наука, изучающая психологические закономерности влияния трудовой деятельности на поведение человека
б. Отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности
в. Наука, изучающая состояние условий труда, при которых исключено воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов
Правильный ответ: б.

3. Причины несчастных случаев делятся на:
а. Технические и организационные
б. Технические и управленческие
в. Организационные и субъективные
Правильный ответ: а.

4. Режим труда, при котором ошибки чаще всего обусловлены недостатком возможностей человека
а. Экстремальный
б. Оптимальный
в. Минимальный
Правильный ответ: а.

5. Психофизиологические показатели, определяющие подверженность травматизму:
а. Качество интеллектуальной деятельности
б. Свойства внимания
в. Особенности темперамента
г. Уровень самомотивации и самопринятия
Правильный ответ: б, в.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте определение психологии безопасности труда.
Правильный ответ: Отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности.

2. Какие психофизиологические показатели, определяют подверженность работника травматизму?
Правильный ответ: Это особенности внимания человека и его темперамента.

3. Дайте определение несчастного случая.
Правильный ответ: Это внезапное непреднамеренное повреждение человека, происшедшее в результате воздействия опасного производственного фактора или собственного опасного поведения.

4. Когда человека считают виновным в возникновении несчастного случая?
Правильный ответ: Человека принято считать виновником, если его действия (или бездействие) явились непосредственной причиной происшествия.

5. Какие факторы увеличивают подверженность человека травматизму?
Правильны ответ: Это низкий уровень внимания и особенности темперамента человека.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-5: владением компетенциями социального взаимодействия: способностью использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовностью к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Свойства характера, определяющие подверженность травматизму
а. Агрессивность, чрезмерная самоуверенность
б. Нормированность и последовательность
в. Недисциплинированность, тревожность
г. Критичность, гиперактивность
Правильный ответ: а, в, г.

2. Какие мероприятия необходимы для обеспечения безопасности труда женщин?
а. Создать только женские коллективы
б. Устранить причины, вызывающие тревогу и страхи
в. Создать нормальные условия труда
г. Проводить психокоррекционные мероприятия
Правильный ответ: б, в.

3. Правило гендерного отличия в производственном поведении:
а. И женщины, и мужчины в опасных ситуациях ведут себя одинаково
б. Женщины меньше подвержены опасному поведению, т.к. более осторожны
в. Женщины реже создают опасные ситуации, а мужчины в подобных ситуациях способны избегать несчастных случаев
Правильный ответ: в.

4. Признаки, по которым можно диагностировать утомление на производстве:
а. Временное психоэмоциональное состояние, определяющие отношение человека к работе и снижающее восприятие действий руководителя
б. Комплекс физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями
в. Состояние, при котором снижается адекватность восприятия трудовой деятельности человека
Правильный ответ: б.

5. Состояние дистресса проявляется на работе как …
а. Снижение социальной активности
б. Понижение общей продуктивности деятельности
в. Нарушение контроля за процессом труда
г. Неверное оценивание сигналов окружающей среды
д. Понижение точности движений
Правильный ответ: в, г, д.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте определение стресса.
Правильный ответ: Это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью.

2. Назовите признаки утомления человека на производстве.
Правильный ответ: Комплекс физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, в результате которого снижается работоспособность и возникает внутренний конфликт между внешними требованиями.

3. Дайте определение дистресса.
Правильный ответ: Это состояние , при котором человек не может полностью адаптироваться к стрессовым факторам и вызванному ими стрессу и демонстрирует дезадаптивное поведение.

4. Дайте определение эустресса.
Правильный ответ: Это один из видов благоприятного стресса, активизирующего резервы организма и помогающего человеку эффективно и быстро справиться с различными трудностями.

5. Что такое экстремальный режим деятельности человека?
Правильный ответ: Это режим, который возникает при значительном усложнении процесса деятельности (усложнении внешних условий из-за возникновения аварийных ситуаций, непредвиденных обстоятельств или из-за резкого снижения возможностей человека, появления высоких опасностей и т. п.).

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-11: способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Чем обусловлены действия человека в условиях производства?
а. Мотивационной сферой личности
б. Познавательной активностью
в. Ориентировочной сферой личности
г. Исполнительской дисциплиной
Правильный ответ: а, в, г.

2. Социально – психологические факторы, влияющие на подверженность работников несчастным случаям:
а. Групповые нормы, коллективная позиция по отношению к опасности и мерам ее предотвращения
б. Формальная структура коллектива
в. Наличие оппозиции в коллективе
г. Взаимоотношения в коллективе
Правильный ответ: а, г.

3. Основные действенные меры профилактики производственного травматизма
а. Приобретение навыков эффективного общения
б. Формирование позитивных индивидуальных установок и групповых норм
в. Приобретение новых автоматизированных мощностей
г. Формирование карьерных перспектив
Правильный ответ: а. б.

4. К эргономическим факторам, влияющим на формирование безопасного поведения, относят:
а. Рационализация профессиональной подготовки, в том числе на рабочих местах
б. Снижение количества используемых рабочих инструментов
в. Оптимизация рабочего места
г. Увеличение времени выполнения производственных операций
Правильный ответ: а, в.

5. Одним из вариантов устранения социально-психологических предпосылок производственного травматизма является:
а. Проведение дополнительных инструктажей
б. Увеличение количества поощрительных санкций за безопасное поведение
в. Разумное использование системы санкций, поощрений и наказаний
Правильный ответ: в.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что такое эргономика?
Правильный ответ: Это область знаний, изучающая приспособление окружающего (чаще рабочего) пространства под человека для наиболее эффективного и безопасного пребывания в этом пространстве.

2. Что такое психоэмоциональный стресс?
Правильный ответ: Это ответ организма на угрозу, вызывающую чувство тревоги, беспокойства, страха или неприятности. Он может возникать как в результате физических, так и психических воздействий.

3. Что такое антропометрическая совместимость в эргономике?
Правильный ответ: Это учёт размеров тела человека (антропометрии), возможности обзора внешнего пространства, положения оператора при работе.

4. Дайте определение сенсомоторной совместимости в эргономике.
Правильный ответ: Это учёт скорости моторных операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей.

5. Результаты исследований каких наук используются в эргономике для оптимизации управляемых человеком систем ?
Правильный ответ: Эргономика использует результаты исследований в психологии, физиологии (особенно нейрофизиологии), гигиены и безопасности труда, социологии, культурологии, инженерных и информационных науках.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5: готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Факторы, временно повышающие подверженность опасности человека на производстве
а. Изменение структуры производственной деятельности
б. Неосторожность
в. Неопытность, недостаточная профессиональная подготовленность
Правильный ответ: б, в.

2. Безопасное поведение на производстве – это …
а. Склонность занижать вероятность наступления неприятных событий и преувеличивать свои возможности справляться с их последствиями
б. Произвольное и осознанное поведение, направленное на снижение риска несчастных случаев и проблем со здоровьем
в. Поведение, при котором работник не задумывается о том, что делают для сохранения своего здоровья другие люди
Правильный ответ: б.

3. Утомление, как психофизиологический фактор, приводит к …
а. Подавлению интереса рабочего к выполняемой работе и снижению его работоспособности
б. Снижению лояльности работника
в. Критичному восприятию деятельности
Правильный ответ: а.

4. Методы профилактики утомления:
а. Соблюдение режима труда и отдыха
б. Снижение интенсивности деятельности
в. Отдых, лечение, смена видов деятельности
Правильный ответ: а, в.

5. Основные психофизиологические факторы, влияющие на безопасное поведение
а. Слабое развитие перцептивных процессов
б. Темперамент и характер
в. Пол и возраст
г. Стресс, утомление, неосторожность
Правильный ответ: а, г.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Перечислите внешние признаки утомления.
Правильный ответ: Это изменение цвета кожи, повышенное выделение пота, нарушение ритма дыхания, нарушение координации движений, медленные движения.

2. Что такое монотония?
Правильный ответ: Это функциональное состояние сниженной работоспособности, возникающее в ситуациях однообразной работы с частым повторением стереотипных действий в обыденной внешней среде. Сопровождается переживаниями скуки, апатии, сонливостью и желанием сменить вид деятельности. Также характеризуется такими физиологическими и психологическими симптомами, как снижение тонуса, ослабление сознательного контроля, ухудшение внимания и памяти, стереотипизация действий.

3. Что такое эффективный труд?
Правильный ответ: Это производительный труд, который не наносит ущерба психическому и физическому здоровью людей.

4. Дайте определение работоспособности человека.
Правильный ответ: Это потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определённого времени. Работоспособность зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида.

5. Что такое прокрастинация?
Правильный ответ: Это склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-11: способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Основные социально – психологические факторы, влияющие на безопасное поведение.
а. Количество работников
б. Система наставничества
в. Уровень квалификации
Правильный ответ: в.

2. Стрессирующие факторы, влияющие на поведение работников.
а. Термические, вредные и опасные воздействия
б. Механические повреждения, инфекции, большие физические нагрузки
в. Организационные и межличностные конфликты
г. Состояние рабочего места
д. Продолжительность рабочего дня
Правильный ответ: а, б, в.

3. Укажите последствия, к которым приводят внешние экстремальные факторы труда.
а. Снижение общей работоспособности и повышение уровня тревожности
б. Повышенная утомляемость с сохранением общей работоспособности
в. Развитие крайней степени напряжения физиологических и психологических функций с полным исчерпанием всех физиологических резервов
Правильный ответ: в.

4. Основные составляющие системы формирования безопасного поведения на рабочем месте.
а. Проведение инструктажей по ТБ и тренировок безопасного поведения при аварийных ситуациях
б. Соблюдение режима труда и отдыха
в. Мотивация персонала
Правильный ответ: а, б.

5. Стадии развития стресса
а. Тревоги
б. Эустресса
в. Сопротивления
г. Истощения
Правильный ответ: а, в, г.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какие чувства испытывает человек во время производственного стресса?
Правильный ответ: Человек испытывает чувства беспокойства, гнева, страха, навязчивые состояния тревоги, раздражительности, бессилие.

2. Назовите физические проявления производственного стресса.
Правильный ответ: Физические проявления производственного стресса могут выражаются в возникновении головных болей, головокружении, повышенном сердцебиении, усталости, бессоннице.

3. Дайте определение понятию мотивация.
Правильный ответ: Это побуждение к действию, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности, а также психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.

4. Что такое монотония?
Правильный ответ: Это функциональное состояние сниженной работоспособности, возникающее в ситуациях однообразной работы с частым повторением стереотипных действий в обыденной внешней среде. Сопровождается переживаниями скуки, апатии, сонливостью и желанием сменить вид деятельности. Также характеризуется такими физиологическими и психологическими симптомами, как снижение тонуса, ослабление сознательного контроля, ухудшение внимания и памяти, стереотипизация действий.

5. Какие факторы увеличивают подверженность человека травматизму?
Правильны ответ: Это низкий уровень внимания и особенности темперамента человека.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Махов С. Ю. Безопасность личности: Научные монографии МАБИВ, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Лань"
Э2 ЭБС "Юрайт"
Э3 Курс в Moodle «Психология безопасности» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. приложение