МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Метрология, стандартизация и сертификация

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Лейтес Е.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Метрология, стандартизация и сертификация

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор хим. наук, доцент, С.В.Темерев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой доктор хим. наук, доцент, С.В.Темерев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков в области метрологии, стандартизации и сертификации для обеспечения эффективности производственной и других видов деятельности.
При изложении и изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» необходимо: - содержание учебной дисциплины представить с учетом современного состояния, проблем и направления развития в области метрологии, стандартизации и сертификации;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности
ОПК-3 способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности
ПК-11 способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды
ПК-12 способностью применять действующие нормативные правовые акты для решения задач обеспечения безопасности объектов защиты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы метрологии, стандартизации и сертификации, применять методы математического анализа, теоретического и экспериментального исследования, способы представления полученных результатов
3.2.Уметь:
3.2.1.разбираться в нормативно-правовых основах метрологии, стандартизации и сертификации, использовать основные законы естественно-научных дисциплин, применять методы математического анализа, планировать эксперимент.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.определения области его применения, установления рекомендаций, инструкций и требований, в том числе обязательных,способностью и готовностью умением планировать эксперимент и использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Законодательная и нормативная база метрологии, стандартизации, сертификации.. Понятие нормативных документов (НД).
1.1. Классификация видов, методов измерений. Классификация средств измерений. Сам. работа 4 12 ОК-7, ОПК-3, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Погрешности измерений и оценка их характеристик.
2.1. Основные этапы и источники погрешностей в химическом анализе. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-3, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Классификация погрешностей. Сам. работа 4 1 ОК-7, ОПК-3, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Выявление, устранение и оценка систематических погрешностей.
3.1. Показатели качества: точность, правильность, прецизионность, повторяемость Лекции 4 1 ОК-7, ОПК-3, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Воспроизводимость, внутрилабораторная промежуточная прецизионность. Сам. работа 4 12 ОК-7, ОПК-3, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Основные метрологические характеристики методов анализа
4.1. Предел обнаружения. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-3, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Основные понятия классической статистики.
5.1. Закон нормального распределения. Генеральная совокупность. Сам. работа 4 4 ОК-7, ОПК-3, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Выборочная совокупность. t-распределение (критерий Стьюдента). Практические 4 1 ОК-7, ОПК-3, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Закон нормального распределения. Генеральная совокупность. Сам. работа 4 2 ОК-7, ОПК-3, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Применение статистических методов к малой выборке.
6.1. Применение статистических методов к малой выборке. Сам. работа 4 4 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Опорное (истинное) значение, среднее значение, медиана, мода.
7.1. Исключение данных. Q – критерий, F- критерий, G-критерий Сам. работа 4 8 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.2. Исключение данных. Q – критерий. Практические 4 2 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Сравнение двух средних результатов.
8.1. Сравнение двух средних результатов. Сам. работа 4 2 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Статистический анализ данных.
9.1. Способ записи приближенных чисел. Правила округления. Практические 4 1 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
9.2. Арифметические действия с приближенными числами. Сам. работа 4 4 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Отклонение от среднего. Отклонение от медианы.
10.1. Оценка правильности определения результата измерений. Практические 4 1 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
10.2. Законы сложения случайных и систематических погрешностей. Сам. работа 4 2 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 11. Расчет неисключенной систематической погрешности результата химического анализа.
11.1. Сравнение выборок. Регрессионный анализ: оценивание параметров, проверка гипотез. Сам. работа 4 1 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
11.2. Расчет погрешности градуировочного графика. Практические 4 1 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
11.3. Метод наименьших квадратов. Сам. работа 4 4 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 12. Сущность стандартизации.
12.1. Сущность стандартизации. Исторические основы развития стандартизации. Упорядочивающая деятельность. Объекты стандартизации – продукция, процесс, услуга. Область стандартизации. Цели стандартизации: безопасность, совместимость, взаимозаменяемость, единство измерений, качество. Лекции 4 1 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
12.2. Объекты стандартизации. Область стандартизации. Сам. работа 4 4 ОК-7, ОПК-3
12.3. Сущность стандартизации. Исторические основы развития стандартизации. Упорядочивающая деятельность. Объекты стандартизации – продукция, процесс, услуга. Область стандартизации. Цели стандартизации: безопасность, совместимость, взаимозаменяемость, единство измерений. Сам. работа 4 4 ОК-7, ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 13. Нормативные документы.
13.1. Нормативные документы. Основные положения государственной системы стандартизации ГСС. Нормативный документ. Международная организация по стандартизации (ИСО). Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. Лекции 4 1 ОПК-3, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
13.2. Нормативные документы.Международная организация по стандартизации (ИСО). Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. Сам. работа 4 2 ОПК-3, ПК-12
13.3. Нормативные документы.Международная организация по стандартизации (ИСО). Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. Сам. работа 4 8 ОПК-3, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 14. Сущность сертификации.
14.1. Сущность сертификации. Исторические основы развития сертификации. Основные цели и объекты сертификации. Лекции 4 1 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
14.2. Основные цели и объекты сертификации. Сам. работа 4 1 ОК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
14.3. Сущность сертификации. Исторические основы развития сертификации. Основные цели и объекты сертификации. Качество продукции и защита потребителя. Обязательная и добровольная сертификация. Сам. работа 4 4 ОК-7, ОПК-3, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 15. Качество продукции и защита потребителя.
15.1. Качество продукции и защита потребителя. Сам. работа 4 1 ОПК-3, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
15.2. Основные цели и объекты сертификации. Качество продукции и защита потребителя. Обязательная и добровольная сертификация. Сам. работа 4 1 ОПК-3, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
15.3. Качество продукции и защита потребителя. Обязательная и добровольная сертификация. Сам. работа 4 4 ОК-7, ОПК-3, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 16. Системы сертификации.
16.1. Схемы и системы сертификации. Правила и порядок проведения сертификации. Сам. работа 4 2 ОПК-3, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л1.1
16.2. Органы по сертификации и испытательные лаборатории. Сам. работа 4 3 ОПК-3, ПК-11, ПК-12 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1074
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеев А.Г., Терегеря В.В. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 А. Г. Сергеев, В. В. Терегеря Метрология, стандартизация и сертифи-кация: М. : Юрайт,, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. К. Атрошенко, Е. В. Кравченко Метрология, стандартизация и сертификация. Сборник лабораторных и практических работ : учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/18C32525-494B-4B6A-94C4-3B1E93B5A3EA.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Червяков, В.М. Метрология, стандартизация и сертификация : учебное пособие / В.М. Червяков, А.О. Пилягина, П.А. Галкин ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет». - Тамбов : Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 113 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444677
Э2 Таренко, Б.И. Метрология, взаимозаменяемость, стандартизация и сертификация : тексты лекций / Б.И. Таренко, Р.А. Усманов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет». - Казань : КНИТУ, 2011. - 222 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258595
Э3 Волхонов, В.И. Метрология, стандартизация и сертификация : учебное пособие / В.И. Волхонов, Е.И. Шклярова ; Министерство транспорта Российской Федерации, Московская государственная академия водного транспорта. - М. : Альтаир-МГАВТ, 2011. - 246 с URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430004
Э4 Метрология, стандартизация и сертификация (каф. техносферной безопасности и аналитической химии) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Министерство здравоохранения рф: официальный сайт. (http://www.rosminzdrav.ru)
5. Научно-практический и учебно-методический журнал бжд. (http://www.novtex.ru)
6. Нормативная документация по охране труда (http://www.tehdoc.ru)
7. Официальный сайт министерства транспорта рф. (http://www.mintrans.ru)
8. Официальный сайт мчс. (http://www.mchs.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1. Просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. Полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. Если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. Психологически настроиться на лекцию.
Методические указания к практическим (семинарским) занятиям
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.

Методические указания к зачету
Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.