Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 20.03.01. Техносферная безопасность |
Профиль | Безопасность жизнедеятельности в техносфере |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z20_03_01_ТБ-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой доктор хим. наук, доцент, С.В.Темерев
1.1. | Целью дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков в области метрологии, стандартизации и сертификации для обеспечения эффективности производственной и других видов деятельности. При изложении и изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» необходимо: - содержание учебной дисциплины представить с учетом современного состояния, проблем и направления развития в области метрологии, стандартизации и сертификации; |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-7 | владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности |
ОПК-3 | способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности |
ПК-11 | способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды |
ПК-12 | способностью применять действующие нормативные правовые акты для решения задач обеспечения безопасности объектов защиты |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические основы метрологии, стандартизации и сертификации, применять методы математического анализа, теоретического и экспериментального исследования, способы представления полученных результатов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | разбираться в нормативно-правовых основах метрологии, стандартизации и сертификации, использовать основные законы естественно-научных дисциплин, применять методы математического анализа, планировать эксперимент. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | определения области его применения, установления рекомендаций, инструкций и требований, в том числе обязательных,способностью и готовностью умением планировать эксперимент и использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Законодательная и нормативная база метрологии, стандартизации, сертификации.. Понятие нормативных документов (НД). | ||||||
1.1. | Классификация видов, методов измерений. Классификация средств измерений. | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-7, ОПК-3, ПК-11, ПК-12 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Погрешности измерений и оценка их характеристик. | ||||||
2.1. | Основные этапы и источники погрешностей в химическом анализе. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-7, ОПК-3, ПК-11, ПК-12 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Классификация погрешностей. | Сам. работа | 4 | 1 | ОК-7, ОПК-3, ПК-11, ПК-12 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Выявление, устранение и оценка систематических погрешностей. | ||||||
3.1. | Показатели качества: точность, правильность, прецизионность, повторяемость | Лекции | 4 | 1 | ОК-7, ОПК-3, ПК-11, ПК-12 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Воспроизводимость, внутрилабораторная промежуточная прецизионность. | Сам. работа | 4 | 12 | ОК-7, ОПК-3, ПК-11, ПК-12 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Основные метрологические характеристики методов анализа | ||||||
4.1. | Предел обнаружения. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-7, ОПК-3, ПК-11, ПК-12 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Основные понятия классической статистики. | ||||||
5.1. | Закон нормального распределения. Генеральная совокупность. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-7, ОПК-3, ПК-11, ПК-12 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Выборочная совокупность. t-распределение (критерий Стьюдента). | Практические | 4 | 1 | ОК-7, ОПК-3, ПК-11, ПК-12 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Закон нормального распределения. Генеральная совокупность. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-7, ОПК-3, ПК-11, ПК-12 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Применение статистических методов к малой выборке. | ||||||
6.1. | Применение статистических методов к малой выборке. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Опорное (истинное) значение, среднее значение, медиана, мода. | ||||||
7.1. | Исключение данных. Q – критерий, F- критерий, G-критерий | Сам. работа | 4 | 8 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Исключение данных. Q – критерий. | Практические | 4 | 2 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Сравнение двух средних результатов. | ||||||
8.1. | Сравнение двух средних результатов. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 9. Статистический анализ данных. | ||||||
9.1. | Способ записи приближенных чисел. Правила округления. | Практические | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
9.2. | Арифметические действия с приближенными числами. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 10. Отклонение от среднего. Отклонение от медианы. | ||||||
10.1. | Оценка правильности определения результата измерений. | Практические | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
10.2. | Законы сложения случайных и систематических погрешностей. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 11. Расчет неисключенной систематической погрешности результата химического анализа. | ||||||
11.1. | Сравнение выборок. Регрессионный анализ: оценивание параметров, проверка гипотез. | Сам. работа | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
11.2. | Расчет погрешности градуировочного графика. | Практические | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
11.3. | Метод наименьших квадратов. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 12. Сущность стандартизации. | ||||||
12.1. | Сущность стандартизации. Исторические основы развития стандартизации. Упорядочивающая деятельность. Объекты стандартизации – продукция, процесс, услуга. Область стандартизации. Цели стандартизации: безопасность, совместимость, взаимозаменяемость, единство измерений, качество. | Лекции | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
12.2. | Объекты стандартизации. Область стандартизации. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-7, ОПК-3 | |
12.3. | Сущность стандартизации. Исторические основы развития стандартизации. Упорядочивающая деятельность. Объекты стандартизации – продукция, процесс, услуга. Область стандартизации. Цели стандартизации: безопасность, совместимость, взаимозаменяемость, единство измерений. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-7, ОПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 13. Нормативные документы. | ||||||
13.1. | Нормативные документы. Основные положения государственной системы стандартизации ГСС. Нормативный документ. Международная организация по стандартизации (ИСО). Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. | Лекции | 4 | 1 | ОПК-3, ПК-12 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
13.2. | Нормативные документы.Международная организация по стандартизации (ИСО). Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-12 | |
13.3. | Нормативные документы.Международная организация по стандартизации (ИСО). Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-3, ПК-12 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 14. Сущность сертификации. | ||||||
14.1. | Сущность сертификации. Исторические основы развития сертификации. Основные цели и объекты сертификации. | Лекции | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
14.2. | Основные цели и объекты сертификации. | Сам. работа | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
14.3. | Сущность сертификации. Исторические основы развития сертификации. Основные цели и объекты сертификации. Качество продукции и защита потребителя. Обязательная и добровольная сертификация. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-7, ОПК-3, ПК-12 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 15. Качество продукции и защита потребителя. | ||||||
15.1. | Качество продукции и защита потребителя. | Сам. работа | 4 | 1 | ОПК-3, ПК-12 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
15.2. | Основные цели и объекты сертификации. Качество продукции и защита потребителя. Обязательная и добровольная сертификация. | Сам. работа | 4 | 1 | ОПК-3, ПК-11, ПК-12 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
15.3. | Качество продукции и защита потребителя. Обязательная и добровольная сертификация. | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-7, ОПК-3, ПК-11, ПК-12 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 16. Системы сертификации. | ||||||
16.1. | Схемы и системы сертификации. Правила и порядок проведения сертификации. | Сам. работа | 4 | 2 | ОПК-3, ПК-12 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
16.2. | Органы по сертификации и испытательные лаборатории. | Сам. работа | 4 | 3 | ОПК-3, ПК-11, ПК-12 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
В приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1074 |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС19Метрология, стандартиз и сертиф947fff19-7f3d-4159-9ca8-eea508d33a47f07928d8-62f6-4808-bead-ae76bcdcb722.docx
Приложение 2.
Методические рекомендации для студентов.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сергеев А.Г., Терегеря В.В. | МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | А. Г. Сергеев, В. В. Терегеря | Метрология, стандартизация и сертифи-кация: | М. : Юрайт,, 2012 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ю. К. Атрошенко, Е. В. Кравченко | Метрология, стандартизация и сертификация. Сборник лабораторных и практических работ : учебное пособие для прикладного бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/18C32525-494B-4B6A-94C4-3B1E93B5A3EA. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Червяков, В.М. Метрология, стандартизация и сертификация : учебное пособие / В.М. Червяков, А.О. Пилягина, П.А. Галкин ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет». - Тамбов : Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 113 с. | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444677 | ||
Э2 | Таренко, Б.И. Метрология, взаимозаменяемость, стандартизация и сертификация : тексты лекций / Б.И. Таренко, Р.А. Усманов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет». - Казань : КНИТУ, 2011. - 222 с. | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258595 | ||
Э3 | Волхонов, В.И. Метрология, стандартизация и сертификация : учебное пособие / В.И. Волхонов, Е.И. Шклярова ; Министерство транспорта Российской Федерации, Московская государственная академия водного транспорта. - М. : Альтаир-МГАВТ, 2011. - 246 с | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430004 | ||
Э4 | Метрология, стандартизация и сертификация (каф. техносферной безопасности и аналитической химии) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно) Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно) Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно) 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно) Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно) ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно) Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно) Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно) Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024) Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно) Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно) Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 4. Министерство здравоохранения рф: официальный сайт. (http://www.rosminzdrav.ru) 5. Научно-практический и учебно-методический журнал бжд. (http://www.novtex.ru) 6. Нормативная документация по охране труда (http://www.tehdoc.ru) 7. Официальный сайт министерства транспорта рф. (http://www.mintrans.ru) 8. Официальный сайт мчс. (http://www.mchs.ru) |
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме. В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине. При подготовке к лекции рекомендуется: 1. Просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2. Полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3. Если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4. Психологически настроиться на лекцию. Методические указания к практическим (семинарским) занятиям Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по рассматриваемым вопросам (заданиям); выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных (практических) задач по теме семинара; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионные вопросы. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов. Методические указания к зачету Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине. Требования к организации подготовки к зачету те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов. Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний. |