МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Неорганическая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.х.н., Профессор, Новоженов В.А.;к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рецензент(ы):
д.х.н., доцент, Смагин В.П.

Рабочая программа дисциплины
Неорганическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Безносюк С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Безносюк С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение студентами основ теоретических знаний по ключевым разделам общей и неорганической химии и приобретение навыков выполнения лабораторных работ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8 способностью работать самостоятельно
ОК-10 способностью к познавательной деятельности
ПК-22 способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные положения теории строения атома, формулировку периодического закона;
- положения теории химической связи, виды и механизмы ее образования;
- способы выражения состава растворов;
- положения теории электролитической диссоциации электролитов и гидролиза солей;
- основные положения теории окислительно-восстановительных реакций;
- классификацию и общие свойства основных классов неорганических соединений;
- электронное строение, физические и химические свойства металлов и неметаллов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- описывать строение атомов элементов и объяснять периодичность изменения их свойств на основе строения их атомов;
- определять виды связей и объяснять пространственное строение веществ;
- вычислять состав и количества индивидуальных веществ в растворах;
- составлять молекулярно-ионные уравнения диссоциации и гидролиза и определять реакцию среды;
- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций, расставлять коэффициенты, определять окислитель и восстановитель;
- составлять химические уравнения, описывающие свойства оксидов, кислот, оснований, солей;
- составлять уравнения реакций, отражающие свойства металлов и неметаллов;
- оформлять результаты экспериментальных и теоретических работ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения базовых знаний при решении химических задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Основные понятия и законы неорганической химии
1.1. Введение. Основные понятия и законы химии Сам. работа 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Классификация и номенклатура неорганических соединений Сам. работа 1 2 Л1.1, Л1.2
1.3. Основные законы химии Сам. работа 1 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Свойства основных классов неорганических соединений Лабораторные 1 4 Л1.2, Л2.1
1.5. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторной работе Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Строение атома и периодическая система
2.1. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов химических элементов. Химическая связь Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
2.2. Строение атома. Строение электронных оболочек химических элементов Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
2.3. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу Сам. работа 1 15 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Химическая связь и строение вещества
3.1. Химическая связь и строение молекул Сам. работа 1 2 Л1.1, Л1.2
3.2. Химическая связь и строение молекул Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
3.3. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к устному опросу Сам. работа 1 6 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Общие закономерности протекания химических процессов
4.1. Основы химической термодинамики Сам. работа 1 2 Л1.1, Л1.2
4.2. Химическая кинетика в гомогенных и гетерогенных системах Лабораторные 1 2 Л1.1, Л1.2
4.3. Химическое равновесие в гомогенных и гетерогенных процессах Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
4.4. Скорость химических реакций. Химическое равновесие Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
4.5. Химическая термодинамика. Скорость химических реакций Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
4.6. Химическое равновесие Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
4.7. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным работам Сам. работа 1 4 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Растворы
5.1. Растворы. Свойства свойства растворов неэлектролитов, электролитов, диссоциация, гидролиз Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
5.2. Способы выражения концентрации растворов Сам. работа 1 2
5.3. Электролитическая диссиоциация Сам. работа 1 2 Л1.1, Л1.2
5.4. Растворы электролитов. рН растворов Сам. работа 1 2 Л1.1, Л1.2
5.5. Гидролиз солей Сам. работа 1 2 Л1.1, Л1.2
5.6. Окислительно-восстановительные реакции Сам. работа 1 2 Л1.1, Л1.2
5.7. Окислительно-восстановительные реакции Сам. работа 1 2 Л1.1, Л1.2
5.8. Работа с конспектом лекций. Чтение и изучение учебной литературы – учебников, справочников. Работа с интернет ресурсами. Подготовка к лабораторным работам Сам. работа 1 10 Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Химия элементов
6.1. Химия металлов Сам. работа 1 4 Л1.2
6.2. Металлы s-семейства Сам. работа 1 3 Л1.2
6.3. Металлы р-семейств Сам. работа 1 2 Л1.2
6.4. Металлы d-семейств Сам. работа 1 2 Л1.2
6.5. Свойства неметаллов Сам. работа 1 2 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6211
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1 Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра
1) атом
2) химический элемент
3) простое вещество
4) сложное вещество
Ответ: 2
Вопрос 2. Молекула - это…
1) наименьшая частица химического элемента, сохраняющая его химические свойства
2) наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами
3) наименьшая частица молекулы
4) наименьшая частица простого вещества
Ответ: 2
Вопрос 3. Единица измерения молярной массы вещества:
1) г/моль
2) моль
3) г
4) кг/моль
Ответ: 1
Вопрос 4. Относительная молекулярная масса азота составляет (г/моль):
1) 28;
2) 14;
3) 0,014
Ответ: 1
Вопрос 5. 1-е следствие закона Авогадро:
1) в равных объемах любых газов содержится одинаковое число молекул
2) один моль любого газа при нормальных условиях занимает один и тот же объем
3) в равных объемах любых газов при постоянно температуре и давлении содержится одинаковое число молекул
4) объем газа при заданных условиях не зависит от химической природы газа, а определяется только числом частиц
Ответ: 2
Вопрос 6. Сложные вещества, состоящие из ионов металла и гидроксогрупп (ОН-) – это ....
1) кислоты
2) соли
3) оксиды
4) основания
Ответ: 4
Вопрос 7. К какому классу неорганических соединений относится Na2O?
1) кислота
2) оксид
3) основание
4) соль
Ответ: 2
Вопрос 8. Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются:
1) эндотермическими
2) экзотермическими
Ответ: 1
Вопрос 9. Какие величины НЕ являются функциями состояния:
1) работа против внешних сил, действующих на систему
2) внутренняя энергия
3) давление
4) энергия Гиббса?
Ответ 1, 3
Вопрос 10. Выражение скорости прямой реакции С(т) + О2(г) → СО2(г) имеет вид:
1) V = k[C]⋅[O2]
2) V = k[CO2]⋅[O2]
3) V= k[O2]
Ответ: 2
Вопрос 11. В каком направлении сместится равновесие в системе N2(г) + 3Н2(г) ↔ 2NН3(г), ∆Н = -187,8 кДж, при понижении температуры:
1) вправо
2) влево
3) не сместится
Ответ: 1
Вопрос 12. Моляльная концентрация - это:
1) число моль растворенного вещества в 100 г раствора
2) число моль растворенного вещества в 1 кг растворителя
3) число моль растворенного вещества в 1 кг раствора
4) число моль растворенного вещества в 100 мл раствора
Ответ: 2
Вопрос 13. Чему равно значение рН водного раствора, если концентрация ионов водорода равна 10 -11 моль/л:
1) 2
2) 3
3) 5
4) 11
Ответ: 4
Вопрос 14. Укажите соль, образованную сильным основанием и слабой кислотой:
1) KCN
2) Zn(NO3)2
3) Na2SO4
4) NH4Cl
Ответ: 1
Вопрос 15. Порядковый номер элемента равен:
1) числу электронов на внешнем слое атома
2) числу нейтронов в ядре атома
3) сумме протонов и нейтронов в ядре атома
4) числу электронов в атоме
Ответ: 4

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Одинаковые количества вещества (в моль) различных веществ имеют также одинаковое ____
Ответ: число структурных единиц.
2. Какие реакции называются экзотермичесими?
Ответ: реакции, протекающие с выделением теплоты.
3. Как изменится скорость прямой реакции в системе 2SO2(г) + O2(г) ↔ 2SO3(г), если при постоянной температуре увеличить концентрацию сернистого газа в 3 раза?
Ответ: увеличится в 9 раз.
4. Раствор - это _____
Ответ: гомогенная система, состоящая из двух и более компонентов.
5. Молярная концентрация раствора - это ____
Ответ: число моль вещества, содержащееся в 1 литре раствора.
6. Электролитами называют вещества, которые ____
Ответ: проводят электрический ток.
7. Реакция обменного разложения вещества водой – это реакция ___
Ответ: гидролиза.
8. Серная кислота относится к ___
Ответ: сильным электролитам.
9. Определите значение рН водного раствора, если концентрация ионов водорода равна 10-11 моль/л.
Ответ: 11.
10. Какова реакция водного раствора Na2SO3?
Ответ: щелочная.
11. Совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра - это ____
Ответ: химический элемент.
12. Какие частицы входят в состав ядра?
Ответ: протоны и нейтроны.
13. Какое количество электронов может находиться на одной орбитали?
Ответ: два.
14. У атомов элементов одного периода периодической системы одинаковое ____
Ответ: число энергетических уровней.
15. Химический элемент расположен в 4-м периоде в главной подгруппе I-й группы. Напишите распределение электронов по уровням в атоме этого элемента.
Ответ: 2,8,8,1
16. Как называется пространство вокруг атомного ядра, в котром наиболее вероятно нахождение электрона?
Ответ: атомная орбиталь.
17. Связь, возникающая между атомами за счет образования общих электронных пар, называется ______
Ответ: ковалентной.
18. Связь, образовавшаяся за счет электростатического притяжения катионов и анионов, называется ____
Ответ: ионной.
19. Какой тип химической связм в молекуле PCl5?
Ответ: ковалентная полярная.
20. Какую степень окисления имеет азот в соединении Ca(NO2)2?
Ответ: +3.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. При этом правильно написаны все уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны все необходимые пояснения и ответы на вопросы
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Задание понято правильно, в логических рассуждениях нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Не верно написаны уравнения реакций, расставлены коэффициенты, даны не все необходимые пояснения и ответы на вопросы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 3 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 2 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Основные понятия химии. Моль  единица количества вещества. Относительная атомная и молекулярная массы. Молярная масса.
2. Закон постоянства состава. Закон простых кратных отношений.
3. Газовые законы. Понятие идеального газа. Закон Авогадро. Число Авогадро.
4. Закон Бойля-Мариотта. Закон Гей-Люссака. Закон Шарля. Уравнение объединенного газового закона.
5. Классификация сложных веществ по составу. Бинарные соединения. Оксиды, пероксиды, гидриды, карбиды, халькогениды, галогениды. Номенклатура бинарных соединений.
6. Основания. Одно- и многоосновные основания. Номенклатура оснований. Кислоты бескислородные и кислородсодержащие. Одно- и многоосновные кислоты. Номенклатура кислот. Соли: средние, кислые, основные. Номенклатура солей.
7. Основные понятия и определения химической термодинамики. Система. Типы систем. Термодинамические параметры.
8. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия системы и ее изменение при химических превращениях. Теплота и работа.
9. Первый закон термодинамики. Энтальпия образования химических соединений. Стандартное состояние. Стандартные энтальпии образования. Экзотермические и эндотермические реакции. Закон Гесса.
10. Применение закона Гесса к расчету тепловых эффектов химических реакций. Следствия, вытекающие из закона Гесса. Расчет теплового эффекта реакции по энтальпиям образования исходных веществ и продуктов реакции.
11. Энтропия. Свободная энергия Гиббса. Направление химических процессов.
12. Скорость химической реакции. Истинная и средняя скорость. Основной закон химической кинетики. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
13. Химическое равновесие. Константа химического равновесия.
14. Факторы, влияющие на химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье.
15. Растворы. Истинные и коллоидные растворы. Классификация дисперсных систем. Коллоиды в природе. Типы растворов.
16. Способы выражения состава раствора. Концентрация: молярная, моляльная, массовая. Доля растворенного вещества: массовая, мольная.
17. Осмос. Осмотическое давление. Осмос в природе.
18. Понижение давления насыщенного пара растворителя в присутствии в нем растворенного нелетучего вещества. Закон Рауля.
19. Понижение температуры кристаллизации растворителя. Криоскопическая константа, ее физический смысл.
20. Повышение температуры кипения растворов. Эббулиоскопическая константа, ее физический смысл.
21. Растворы электролитов. Слабые и сильные электролиты. Закон разбавления Оствальда. Отклонения свойств растворов электролитов от уравнения Вант-Гоффа и закона Рауля. Изотонический коэффициент.
22. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Гидроксильный показатель.
23. Гидролиз солей. Степень и константа гидролиза.
24. Труднорастворимые электролиты. Произведение растворимости. Условия выпадения и растворения осадков.
25. Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители. Методы уравнивания окислительно-восстановительных реакций.
26. Модели строения атома. Модель Бора. Двойственная природа электрона. Принцип неопределенности.
27. Понятие о квантовых числах. S, p, d, f-орбитали.
28. Порядок заполнения электронами атомных орбиталей. Принцип минимума энергии. Принцип Паули. Правило Хунда.
29. Периодический закон. Структура периодической системы. Группы и подгруппы. Периоды.
30. Энергия ионизации. Сродство к электрону. Электроотрицательность атома. Атомные и ионные радиусы. Периодический характер изменения свойств химических элементов.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Вычислить количество вещества и количество молекул, содержащееся в 100 г оксида серы (VI). Определить массу одной молекулы SO3.
2. Сколько граммов кальция вступило в реакцию с водой, если объем выделившегося водорода при 25С и 99,3 кПа равен 480 мл?
2. Можно ли при 25С получить аммиак по реакции
NH4Cl(к) + NaOH(к) = NaCl(к) + H2O(ж) + NH3(г),
если Gо298(NH4Cl(к)) =  203,2 кДж/моль; Gо298(NaOH(к)) =  380,7 кДж/моль; Gо298(NaCl(к)) =  384,0 кДж/моль; Gо298(Н2О(ж)) =  237,24 кДж/моль; Gо298(NH3(г)) =  16,71 кДж/моль.
4. Записать выражения для скоростей прямой и обратной реакций
2NO(г) + О2(г) 2NO2(г).
Как измениться скорость прямой реакции при увеличении концентрации кислорода в 2 раза?
5. Чему равны мольные доли растворенного вещества и растворителя в 1л 2 моль/л раствора NaOH (=1,07г/мл)?
6. При какой температуре будет замерзать водный раствор этилового спирта С2Н5ОН, если массовая доля его равна 25 %?
7. Найти степень диссоциации, концентрацию ионов водорода и рН для раствора CH3COOH с концентрацией 0,1 моль/л.
8. Написать уравнения гидролиза CuCl2 в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах. Указать реакцию среды.
9. Записать принадлежность к периоду, группе, семейству атома N, полную и краткую электронные формулы; указать валентные электроны и изобразить их графически.
10. Каким набором квантовых чисел характеризуются орбитали 2s, 3p, 4d?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.В. Денисов, В.М. Таланов, И.А. Денисова, Т.И. Дрововозова Общая и неорганическая химия : учебное пособие Ростов-н/Д : Феникс, 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271598
Л1.2 Павлов, Н.Н. Общая и неорганическая химия: СПб. : Лань, 2011 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Э. Т. Оганесян, В. А. Попков, Л. И. Щербакова, А. К. Брель ; под ред. Э. Т. Оганесяна Общая и неорганическая химия : учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/23B227C4-E87E-4CA6-BCF5-A5279E2D91D7.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Общая и неорганическая химия portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
Редактор изображений Gimp(http://www.gimp.org/), (бессрочно)


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
101К лаборатория неорганической химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт.; шкаф для хранения посуды и реактивов (3 шт.); сейф для хранения реактивов; весы ВЛТЭ 500; весы ВЛР-200; весы ВЛКТ-500; вытяжной шкаф; сушильный шкаф; микроскоп МБС-10; сушилка лабораторная; электрическая плитка; таблица Д.И. Менделеева. дистиллятор, штативы для пробирок, набор лабораторной посуды, набор реактивов, спиртовки, держатели для пробирок
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины. Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные, самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные знания. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными.
В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно – методической, а также научной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодически х изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по теме практического занятия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы.
Для лабораторных занятий необходимо иметь: белый халат, рабочую тетрадь, ручку. Начинается лабораторная работа с указания даты, номера и темы занятия. Далее идет систематическая часть, которая постепенно заполняется в процессе занятия.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума (печатные или электронные) продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.