МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История музыкальной педагогики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_Музыкально-инструментальное искусство_МИИ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., Доцент, Костерина М.Г.

Рецензент(ы):
к. иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
История музыкальной педагогики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 16.04.2022 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц.Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц.Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование общей готовности музыканта-исполнителя к педагогической деятельности в музыкально-образовательных учреждениях различного типа

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен планировать образовательный процесс, разрабатывать методические материалы, анализировать различные системы и методы в области музыкальной педагогики, выбирая эффективные пути для решения поставленных педагогических задач
ОПК-3.1 Знает: различные системы и методы музыкальной педагогики и музыкальной психологии;приемы психической регуляции поведения и деятельности в процессе обучения музыке.
ОПК-3.2 Умеет: реализовывать образовательный процесс в различных типах образовательных учреждений; создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; находить эффективные пути для решения педагогических задач
ОПК-3.3 Владеет: ?системой знаний в сфере музыкального образования, сущности музыкально-педагогического процесса, способах построения творческого взаимодействия «педагог– ученик»; методиками саморегуляции эмоционально психологических состояния в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально психологических особенностей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной педагогики в культурно-эстетическом и историческом аспекте;
основные термины, понятия и закономерности развития музыкальной педагогики;
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений;
различать общие и частные закономерности музыкальных произведений;
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки;
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности;
навыками творческой переработки теоретических знаний для практического применения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Теоретические основы музыкальной педагогики.
1.1. Музыкальная педагогика как наука и как учебный предмет (исторический аспект) Лекции 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Работа с источниками и литературой по теме Сам. работа 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Проблема воспитания личности средствами музыки в отечественных и зарубежных трудах Практические 5 1 ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Работа с источниками и литературой по теме, подготовка к семинару Сам. работа 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. История становления музыкального образования и развития музыкальной педагогики в Европе.
2.1. Педагогическая мысль и музыкальная практика в раннем и позднем Средневековье Лекции 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Работа с источниками и литературой по теме Сам. работа 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Музыкальное образование эпохи Возрождения Практические 5 1 ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к устному выступлению Сам. работа 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Развитие западноевропейской музыкально-педагогической мысли в эпоху Просвещения Лекции 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Музыкальное образование эпохи Просвещения Практические 5 1 ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к семинарскому занятию. Сам. работа 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.9. Профессиональное музыкальное образование в Западной Европе конца XVIII - начала XIX в.в. Лекции 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.10. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.11. Музыкально-педагогические воззрения эпохи Романтизма Практические 5 1 ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.12. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к семинарскому занятию. Сам. работа 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. История становления и развития музыкальной педагогики в России.
3.1. Основные этапы отечественной музыкальной педагогики и их характеристика Лекции 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Музыкальное образование русского средневековья (ХI–ХVII вв.) Практические 5 2 ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.4. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Музыкальное образование в России в ХVII – первой половине ХIХ в.в. Практические 5 2 ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.6. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.7. Основные тенденции музыкального образования и крупнейшие российские педагоги-музыканты второй половины ХIХ – начала ХХ в.в. Лекции 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.8. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.9. Создание первых русских консерваторий, их роль в развитии музыкального образования Практические 5 2 ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.10. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.11. Музыкальное образование советского периода Лекции 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.12. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.13. Выдающиеся личности в области музыкального образования в СССР Практические 5 2 ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.14. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Современные проблемы музыкальной педагогики.
4.1. Структурная характеристика основных видов обобщения педагогического опыта педагога-музыканта Лекции 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Специфика применения общепедагогических технологий в музыкальной педагогике Практические 5 2 ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.4. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.5. Научно-исследовательская деятельность педагога-музыканта значение, виды и методы Лекции 5 1 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.6. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 5 2 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.7. Характеристика развивающего и проблемного обучения Практические 5 2 ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.8. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к практическому занятию. Сам. работа 5 3 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.9. Особенности рассмотрения проблем музыкального образования в конце XX – начале XXI в.в. Лекции 5 1 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.10. Работа с источниками и литературой по теме. Сам. работа 5 3 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.11. Взаимодействие музыкального образования и различных типов музыкального творчества Практические 5 2 ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.12. Работа с источниками и литературой по теме. Подготовка к итоговому занятию. Сам. работа 5 3 ОПК-3.1 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2238
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства для осуществления концертной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какой подход к изучению истории музыкального образования, в соответствии с которым его периодизации осуществляется на основе выявления кардинальных изменений в типах интонирования, влияющих на содержание музыкального творчества, на целевые установки и методы музыкального образования, является верным:
А) Цивилизационный;
Б) Парадигмально-педагогический;
В) Интонационный.
Правильный ответ: в

2. Первым «хормейстером» древности, имя которого достоверно сохранилось, был:
А) Ктесебий;
Б) Стесихор;
В) Полимнекст.
Правильный ответ: б

3. Основоположником системы «7 свободных искусств» традиционно считается:
А) Гиппий;
Б) Сократ;
В) Платон.
Правильный ответ: а

4. К какой эпохе относятся первые профессиональные конкурсы музыкантов:
А) Древняя Индия;
Б) Древняя Греция;
В) Древний Рим.
Правильный ответ: в

5. В Средневековье ступень в системе «свободных искусств», включающая в себя математику, музыку, астрономию и физику:
А) Тривиум;
Б) Квадривиум.
Правильный ответ: б

6. Автор средневекового трактата «О музыке»:
А) Августин;
Б) Боэций;
В) Кассиодор.
Правильный ответ: а

7. Академия изящных искусств, основанная в 1563 году при поддержке семьи Медичи, находилась:
А) в Неаполе;
Б) в Милане;
В) во Флоренции.
Правильный ответ: в

8. Где возникла в 1784 году старейшая в Европе светская музыкальная консерватория:
А) в Вене;
Б) в Париже;
В) в Мадриде.
Правильный ответ: б

9. Эстетическое воспитание как главное средство установления «общественной гармонии» возникло:
А) в эпоху Возрождения;
Б) в эпоху Просвещения;
В) в эпоху Романтизма.
Правильный ответ: б

10. Кто из деятелей эпохи Просвещения разрабатывал идею музыкально-эстетического развития детей, начиная с 6-месячного возраста?
А) Ш. Фурье;
Б) Д. Дидро;
В) Ж.-Ж. Руссо.
Правильный ответ: а

11. Развитие музыкально-исполнительских школ, которое сопровождалось совершенствованием музыкальных инструментов и виртуозности исполнительства, произошло:
А) во второй половине XVII века;
Б) во второй половине XVIII века;
В) во второй половине XIХ века.
Правильный ответ: б

12. Музыкально-педагогические воззрения, которые в 1850 году вошли в «Жизненные правила для музыкантов», сформулировал:
А) Ф. Лист;
Б) Ф. Шопен;
В) Р. Шуман.
Правильный ответ: в

13. Создатель первой русской консерватории в Санкт-Петербурге в 1862 году:
А) Джон Фильд;
Б) Антон Григорьевич Рубинштейн;
В) Николай Григорьевич Рубинштейн.
Правильный ответ: б

14. Трёхступенчатая система музыкального образования в России сложилась:
А) в 1900-е годы;
Б) в 20-е годы ХХ века;
В) в 50-е годы ХХ века.
Правильный ответ: б

15. В каком году была открыта подготовка специалистов с высшим профессиональным музыкальным образованием в АлтГУ?
А) в 1996;
Б) в 1997;
В) в 1998.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какими навыками должен обладать музыкант для осуществления педагогической деятельности?
Правильный ответ: музыкант для осуществления педагогической деятельности должен обладать навыками планирования учебного процесса, разработки методических материалов.

2. Зачем нужно анализировать различные системы и методы музыкальной педагогики?
Правильный ответ: анализ различных систем и методов музыкальной педагогики необходим для эффективного решения педагогических задач.

3. Какая область научных знаний, помимо музыкальной педагогики, вовлечена в музыкально-образовательный процесс?
Правильный ответ: музыкальная психология.
у
4. Какие приемы важно применять музыкант-педагогу применительно к собственной практической деятельности?
Правильный ответ: важно применять приемы психологической регуляции собственного поведения и своей деятельности.

5. Где происходит реализация музыкально-образовательного процесса?
Правильный ответ: реализация музыкально-образовательного процесса происходит в различных типах специальных образовательных учреждений.

6. Как наилучшим образом организовать эффективную образовательную среду в сфере музыкальной педагогики?
Правильный ответ: необхлодимо создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду.

7. Какие умения позволяют продуктивно решать поставленные педагогические задачи?
Правильный ответ: умение применять различные системы и методы в области музыкальной педагогики: традиционные и инновационные.

8. Какими знаниями должен владеть педагог-музыкант для успешной реализации музыкально-педагогической деятельности?
Правильный ответ: педагог-музыкант должен владеть совокупной системой знаний в сфере музыкального образования.

9. В чем заключается сущность современного музыкально-педагогического процесса?
Правильный ответ: соединение практического метода обучения с аналитическим методом.

10. Какой самый эффективный побудительный мотив позволяет музыканту-педагогу добиваться успехов в работе с учеником?
Правильный ответ: самый эффективный побудительный мотив - это построение творческого взаимодействия в системе «учитель-ученик».

11. Какие коррекционные психологические методики необходимо уметь применять музыканту-педагогу для улучшения собственной профессиональной деятельности?
Правильный ответ: методики саморегуляции своего психоэмоционального состояния.

12. Какой тип самооценки позволяет повышать педагогу свой индивидуальный профессиональный уровень?
Правильный ответ: самооценка развития своих индивидуально-психологических особенностей.

13. Что позволяет музыканту систематизировать собственный педагогический опыт?
Правильный ответ: плановое ведение учебно-методической документации.

14. Что является залогом профессионального успеха педагога в музыкальном развитии и становлении ученика?
Правильный ответ: залогом профессионального успеха является правильная организация самостоятельной работы ученика.

15. Какой подход занимает ведущее место в условиях современного образовательного стандарта?
Правильный ответ: в условиях современного образовательного стандарта ведущее место занимает компетентностный подход.

16. Какова основная форма организации профессионального обучения музыке?
Правильный ответ: форма организации профессионального обучения музыке - урок.

17. Какая форма демонстрации работы с учеником наиболее популярна для обмена опытом в музыкально-образовательных учреждениях?
Правильный ответ: наиболее популярны мастер-классы.

18. Какие теоретические материалы способствуют повышению профессионального уровня музыканта-педагога?
Правильный ответ: повышению профессионального уровня музыканта-педагога способствует педагогическая и научно-методическая литература.

19. Какое важное условие следует учитывать в работе с учеником в зависимости от перспективы его профессионального роста?
Правильный ответ: в работе с каждым учеником важна дифференциация в выборе образовательных технологий.

20. Что является отличительной особенностью отечественной музыкальной педагогики?
Правильный ответ: отечественная музыкальная педагогика сочетает традиционные и авторские методики, признанные в музыкальной педагогике.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Контрольно-измерительный материал для экзамена формируется из практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота и правильность выполнения задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность выполнения задания.
Оценивание выполнения практических заданий:
5 «отлично» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно; нотный текст воспроизведен с максимальной точностью относительно его метроритмических, ладогармонических и структурных параметров; в ходе выполнения задания не допущено ошибок (возможна одна неточность, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
4 «хорошо» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно, нотный текст воспроизведен с незначительными погрешностями относительно его метроритмических, ладогармонических и структурных параметров (допускается одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки).
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок.
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена в 5 семестре.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бодина Е.А. ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ОТ ПЛАТОНА ДО КАБАЛЕВСКОГО. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бодина Е.А. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА. КОНЦЕПЦИИ XXI ВЕКА. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Слуцкая Л. Е. ; Под ред. Цыпина Г.М. ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ. ИЗ ОПЫТА МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека "Киберленинка" cyberleninka.ru
Э2 Портал культурного наследия «Культура.РФ» www.culture.ru
Э3 КУрс "История музыкальной педагогики" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
117Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; пианино; дирижерская подставка; дирижерский пюпитр

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вслед за аудиторным изучением темы совместно с преподавателем необходима последующая самостоятельная работа студентов над тематическими материалами и заданиями. Важной частью является дальнейшее развитие и совершенствование умений и навыков в овладении письменной речью – конспектирования, составление выступления по вопросам семинара, реферирование рекомендуемой литературы, письменное изложение мыслей в соответствии с составленным планом. Студенты должны уметь самостоятельно подготовить предлагаемые вопросы, свободно ориентироваться в изучаемой теме, выработать свою аргументированную позицию, опираясь на научный материал.