Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Профиль | Музыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 53_03_02_МИИ-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 19 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 | 16 | 16 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 | 20 | 20 |
Сам. работа | 54 | 54 | 27 | 27 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доцент Черняева И.В.
1.1. | расширение профессионального кругозора специалистов воспитание у студентов понимания исторического развития исполнительского искусства |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.3 |
ПК-3 | Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования |
ПК-3.1 | Знает: основной педагогический репертуар для своего инструмента; наиболее эффективные методики достижения результатов; современные эффективные подходы к обучению; специфику музыкального языка в свете представлений об особенностях развития исполнительского искусства на определенном историческом этапе |
ПК-3.2 | Умеет: освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями; пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной методики; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально культурного процесса |
ПК-3.3 | Владеет: способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации; организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики и педагогики; необходимыми навыками и приемами педагогического воздействия; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | специфику музыкального языка в свете представлений об особенностях развития исполнительского искусства на определенном историческом этапе |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами и навыками критического анализа музыкальных произведений |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Возникновение и развитие смычкового искусства до XIX века | ||||||
1.1. | Средневековые смычковые инструменты, их роль в формировании скрипичного семейства | Лекции | 1 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.2. | Итальянские скрипичные школы | Лекции | 1 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.3. | Народные истоки чешского и польского смычкового искусства. | Лекции | 1 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.4. | Скрипичное искусство Германии | Лекции | 1 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.5. | Знакомство с произведениями композиторов по нотам. Слушание музыки. | Сам. работа | 1 | 12 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.6. | Смычковое искусство Австрии | Лекции | 1 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.7. | Смычковое искусство Франции | Лекции | 1 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.8. | Английское смычковое искусство | Лекции | 1 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.9. | Знакомство с произведениями композиторов по нотам. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей и коллективов. | Сам. работа | 1 | 12 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.10. | Русское смычковое искусство | Лекции | 1 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.11. | Знакомство с произведениями. Слушание музыки. | Сам. работа | 1 | 12 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 2. Возникновение и развитие романтической эстетики в скрипичном искусстве | ||||||
2.1. | Скрипичное творчество зарубежных композиторов XIX века | Практические | 1 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.2. | Новый тип «концертирующего виртуоза». Романтизм в скрипичном искусстве. Никколо Паганини (1782-1840). Жизненный путь. Исполнительское творчество. Эволюция исполнительства. Сущность новаторства Паганини. Новые технические приемы | Практические | 1 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.3. | Шпор, Давид, Иоахим – деятели немецкого исполнительства и педагогики, жизненный путь, традиции, особенности. | Практические | 1 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.4. | Прогрессивные методические принципы педагогов Парижской консерватории. Творческое наследие Ж. Виотти. Выдающиеся выпускники Парижской консерватории XIX века: Генрик Венявский и Пабло Сарасате. Жизнь, биография, творчество | Практические | 1 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.5. | Основоположник бельгийской скрипичной школы Шарль Берио. Выдающийся скрипач, педагог, ученик Берио – Анри Вьетан Жизнь, биография, творчество. | Практические | 1 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
2.6. | Знакомство с произведениями композиторов различных школ по нотам. Слушание скрипичной музыки в исполнении выдающихся исполнителей. | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 3. Русское скрипичное искусство XIX-XX века | ||||||
3.1. | Русское скрипичное искусство 19 века. Обращение русских композиторов к скрипичному жанру | Практические | 2 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
3.2. | Выдающиеся русские скрипачи XIX-начала XX века. Школа Л.С. Ауэра.Школа П.С. Столярского | Лекции | 2 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
3.3. | Скрипичные классы Московской консерватории | Практические | 2 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
3.4. | Скрипичное творчество отечественных композиторов XX века | Практические | 2 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
3.5. | Выдающиеся отечественные скрипачи XX века | Лекции | 2 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
3.6. | Знакомство с произведениями различных школ. Слушание скрипичной музыки в исполнении выдающихся исполнителей. | Сам. работа | 2 | 9 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 4. Выдающиеся зарубежные скрипачи XX века | ||||||
4.1. | Выдающиеся зарубежные скрипачи XX века | Лекции | 2 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
4.2. | История зарубежного скрипичного исполнительства XX века | Практические | 2 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
4.3. | Знакомство с историей развития инструментов и крупнейшими исполнителями. Слушание музыки в исполнении выдающихся музыкантов. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 5. История исполнительства на альте, виолончели и контрабаса | ||||||
5.1. | Зарождение и развитие альтового исполнительства | Лекции | 2 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
5.2. | История виолончельного искусства | Практические | 2 | 4 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
5.3. | История контрабасового искусства | Практические | 2 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
5.4. | Знакомство с представителями различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей-струнников. | Сам. работа | 2 | 12 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гинзбург М. | История скрипичного искусства. : | М., 1990 | |
Л1.2 | Демченко А. И. | ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА. ПОРТРЕТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ МАСТЕРОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Каган М.С. | МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Князева Н.А. | История исполнительского искусства : учебно-методическое пособие : Учебное пособие для Вузов | Кемеровский государственный институт культуры, 2017 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487678 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Форум о классической музыке | www.forumklassika.ru | ||
Э2 | Московская государственная консерватория | www.mosconsv.ru | ||
Э3 | Дисциплина "История исполнительского искусства" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/ Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
003Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя; рояль Falkone |
Необходимо рассматривать инструментальное исполнительство как часть духовной жизни эпохи. При изучении предмета необходимо привлечение знаний из истории создания инструментов, жизни и творчества выдающихся исполнителей, которые формировали стиль своего века. Целесообразно сформировать фоно и видеотеку записей лучших исполнителей, которую нужно использовать в аудиторной и самостоятельной работе для подготовки к экзамену. |