МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дирижирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18 19 17 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 18 18 18 18 18 18 18 18 72 72
Сам. работа 54 54 54 54 18 18 27 27 153 153
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 36 36 72 72 252 252

Программу составил(и):
Доцент, Шимин И.В.

Рецензент(ы):
к.иск, Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Дирижирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к. иск., доцент Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к. иск., доцент Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обеспечение обучающихся комплексом знаний, умений и навыков, необходимых для практического руководства музыкально-инструментальным коллективом (оркестром либо ансамблем)
изучение основ техники дирижирования
овладение методами репетиционной работы
приобретение навыков самостоятельного изучения партитуры
формирование у обучающихся организаторских способностей

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен осуществлять руководство творческим коллективом в учреждениях культуры и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
ПК-4.1 Знает: основные принципы руководства творческим коллективом; оркестровый репертуар, особенности оркестровых инструментов и переложений
ПК-4.2 Умеет: применять знания по организации индивидуальной и коллективной деятельности в сфере искусства, образования и культуры; работать в составе оркестра, ансамбля в различных творческих коллективах, а также осуществлять руководство творческими коллективами; анализировать партитуры
ПК-4.3 Владеет: навыками организации коллективной деятельности в самых разнообразных и современных формах; способностью исполнения партий в оркестре, ансамбле; пониманием дирижёрского жеста и умением дирижировать партитуры, а также обладает навыками удожественного руководства творческим коллективом; навыками чтения и анализа партитур
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональную терминологию, основные положения музыкальной психологии и педагогики
основы психологии музыкального восприятия
основные принципы менеджмента в области музыкального искусства и музыкального образования
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике знания из области музыкальной психологии и педагогики в профессиональной деятельности
читать с листа музыкальные произведения разных жанров и форм
применять знания по организации индивидуальной и коллективной деятельности в сфере искусства, образования и культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования психолого-педагогических знаний в творческой деятельности
необходимым арсеналом средств для достижения высоких результатов собственной музыкальной деятельности
навыками организации коллективной деятельности в самых разнообразных и современных формах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы техники дирижирования. Психологические основы руководства творческим коллективом
1.1. Постановка дирижерского аппарата. Практические 1 6 ПК-4.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Работа над положением корпуса, рук и головы при дирижировании. Сам. работа 1 18 ПК-4.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Структура и виды дирижерского жеста. Практические 1 6 ПК-4.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Работа над дирижерским жестом (разновидности жестов). Сам. работа 1 18 ПК-4.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Дирижерские схемы тактирования: "на два", "на три", "на четыре", "на шесть", "на восемь", "на девять", "на двенадцать". Практические 1 6 ПК-4.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.6. Работа над "чистотой" схем на конкретных музыкальных примерах. Сам. работа 1 18 ПК-4.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.7. Приемы выражения темпа, динамики и штрихов в дирижировании. Практические 2 6 ПК-4.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.8. Работа над клавиром исполняемых произведений и поиски средств выразительности. Сам. работа 2 18 ПК-4.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.9. Затакты и синкопы в дирижировании. Практические 2 6 ПК-4.2 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.10. Изучение дирижерских схем на конкретных музыкальных примерах. Сам. работа 2 18 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.11. Изучение психологических основ управления творческим коллективом Практические 2 6 ПК-4.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.12. Закрепление и развитие первоначальных знаний и навыков в области искусства дирижирования и управления творческим коллективом Сам. работа 2 18 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Совершенствование техники дирижирования. Планирование концертной деятельности творческого коллектива
2.1. Дирижерские схемы тактирования "на пять", "на семь", "на раз". Дробление долей. Практические 3 9 ПК-4.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Изучение дирижерских схем на конкретных музыкальных примерах. Сам. работа 3 9 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Функции рук дирижера. Взаимодействие рук. Практические 3 9 ПК-4.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Выполнение специальных упражнений по разделению функций рук, по взаимодействию рук при дирижировании. Сам. работа 3 9 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Приемы прекращения звучания. Паузы и ферматы в дирижировании. Практические 4 6 ПК-4.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Работа над жестами, обозначающими паузы и ферматы в музыке. Сам. работа 4 8 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Способы выражения фактуры и фразировки в дирижировании. Практические 4 6 ПК-4.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.8. Музыкально-теоретический и исполнительский анализ исполняемых произведений. Сам. работа 4 9 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.9. Планирование концертной деятельности творческого коллектива Практические 4 6 ПК-4.1 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.10. Закрепление и развитие знаний и навыков в области планирования концертной деятельности творческого коллектива Сам. работа 4 10 ПК-4.2, ПК-4.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7817
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен осуществлять руководство творческим коллективом в учреждениях культуры и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса или инструмента – это
а) тесситура;
б) партитура;
Правильный ответ: а.

2. В музыкальном исполнительстве одно из средств художественной
выразительности, заключающееся в небольших отклонениях от основного
темпа (замедления, ускорения), не фиксируемых в нотах – это:
а) артикуляция;
б) агогика;
в) ритм.
Правильный ответ: б

3. Дирижерская палочка используется как…
а) неотьемлемая часть управления ансамблем музыкантов;
б) продолжение руки дирижера;
в) предмет для усиления концентрации внимания музыкантов на жестах
дирижера.
Правильный ответ: в

4. Тембр – это:
а) сила звука;
б) окраска звука;
в) мужской голос.
Правильный ответ: б

5. Управление музыкальным коллективом в процессе разучивания и
публичного исполнения музыкального произведения – это…
а) музыкальные занятия;
б) музыкальное исполнительство;
в) дирижирование.
Правильный ответ: в

6. Исполнение музыки всем составом оркестра или хора:
а) монодия;
б) тутти;
в) какофония.
Правильный ответ: б

7. «Sempre» в переводе с итальянского языка означает…
а) всегда;
б) весьма;
в) просто.
Правильный ответ: а

8. Наиболее подвижная и выразительная часть дирижерского аппарата:
а) кисть;
б) пальцы;
в) запястье.
Правильный ответ: а

9. Предварительная установка равномерной скорости движения музыки
посредством «отбивания» рукой такта:
а) тактирование;
б) жестикуляция;
в) дирижирование.
Правильный ответ: а

10. Условная система жестикуляций, применявшихся в древних музыкальных культурах для управления хором до изобретения дирижёрской палочки:
а) хейрономия;
б) мусикия.
Правильный ответ: а.

11. Инструмент для фиксации и воспроизведения стандартной высоты
музыкальных звуков:
а) камертон;
б) тонгенератор;
в) фиксатор.
Правильный ответ: а

12. Кто первым стал дирижировать лицом к оркестру, а не к публике?
а) Л. Бетховен;
б) Ф. Мендельсон;
в) Р. Вагнер.
Правильный ответ: в

13. Каким должен быть обязательный уровень образования дирижера?
а) начальное музыкальное;
б) среднее музыкальное;
в) высшее музыкальное.
Правильный ответ: в

14. Инструментальное вступление к опере, оратории – это:
а) интермедия;
б) интерлюдия;
в) увертюра.
Правильный ответ: в

15. Метроном – это:
a) жест, предваряющий действие (вступление, снятие, акцент, фермата и др.)
б) смена темпа в исполнении;
в) прибор для определения музыкального темпа.
Правильный ответ: в

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что является главной задачей дирижёра?
Правильный ответ: Главной задачей дирижёра является художественная трактовка произведения, ансамблевая стройность произведения, а также техническое совершенствование исполнения.

2. Какие функции выполняет дирижёр?
Правильный ответ: задает ритм, показывает вступления инструментов и определяет настроение произведения.

3. Какими знаниями должен обладать дирижер?
Правильный ответ: должен знать специфику и диапазон инструментов, читать оркестровую партитуру и обладать большим кругозором в различных областях музыки.

4. Какие знания из истории музыки необходимы в работе дирижера?
Правильный ответ: разбор строения музыкальных сочинений, знание стилевых особенностей и направлений, особенностей музыкального языка разных эпох.

5. Что включает в себя профессия дирижёра в целом?
Правильный ответ: творческое руководство коллективом, дирижирование оркестром, ансамблем, а также преподавательская деятельность.

6. Дирижирование – это…
Правильный ответ: тактирование, воздействие на исполнительский процесс посредством мануальной техники, мимики, творческой воли, раскрытие художественного содержания произведения.

7. Aуфтакт – это…
Правильный ответ: жест, предваряющий начало звучания, показ вступления инструментов, показ акцентов, фермат и др.

8. Что представляет собой фразировка как художественно-смысловое исполнение музыки?
Правильный ответ: фразировка как средство музыкальной выразительности представляет собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз с целью выявления музыкальной мысли при помощи фразировочных лиг,
цезур, а также динамики.

9. Какие жесты соответствуют штриху non legato?
Правильный ответ: вертикальная схема, линии с острыми углами; точка-отрыв; неравномерность движения руки; более строгая фиксация кисти.

10. Какие жесты соответствуют штриху legato?
Правильный ответ: горизонтальная схема, мягкие, округлые линии; точка-касание; равномерное движение руки; кисть строго не фиксируется.

11. Какие жесты соответствуют штриху staccato?
Правильный ответ: прерывистые линии; точка-отскок; небольшая амплитуда
жеста; движения кисти упругие, ритмичные; плечо и предплечье почти неподвижны.

12. Если в четырехдольном размере оркестр вступает на вторую долю, то ауфтакт даётся от…
Правильный ответ: от 1-ой доли такта.

13. Какой амплитудой дирижерского жеста передается динамика piano и forte, а также crescendo и diminuendo?
Правильный ответ: piano достигается маленькой амплитудой жеста, forte достигается большой амплитудой, crescendo – постепенным увеличением амплитуды жеста, diminuendo – уменьшением амплитуды жеста.

14. Интерпретация – это…
Правильный ответ: художественное раскрытие музыкального произведения в процессе исполнения, личностное прочтение авторского текста.

15. Каким образом фиксируется оркестровая кульминация музыкального произведения?
Правильный ответ: наиболее напряженным звучанием оркестра, изменением темпа, динамики, штрихов.

16. Основными условиями успешной концертной деятельности являются -
Правильный ответ: жанровое многообразие концертных номеров, количество и популярность участников, а также тип и вместимость концертной площадки.

17. Концерты камерной музыки состоят из…
Правильный ответ: произведений малых форм, сонат, трио, квартетов, квинтетов…

18. Эстрадные концертные программы бывают -
Правильный ответ: дивертисментные, тематические, отчетные.

19. Симфонический оркестр – это…
Правильный ответ: большой коллектив музыкантов, состав которого сложился в эпоху венского классицизма в связи с появлением жанра классической симфонии.

20. Что входит в обязанности руководителя творческого коллектива?
Правильный ответ: организация работы, набор участников коллектива, ведение журнала учета посещаемости.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 2 семестра зачета, в конце 4 семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету/экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета/экзамена. Контрольно-измерительный материал для зачета/экзамена формируется из практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота и правильность выполнения задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность выполнения задания.
Оценивание выполнения практических заданий:
5 «отлично» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно; в логических рассуждениях и обосновании действий (предлагаемого решения) нет пробелов и ошибок; в ходе выполнения задания не допущено логических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
4 «хорошо» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно, но обоснование действий (предлагаемого решения) недостаточное (за исключением заданий, в которых умение обосновывать свои действия является предметом оценки); допущена одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки.
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; студент не может обосновать (объяснить) свои действия; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок.
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Уколова Л.И. ДИРИЖИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
Э2 Нотный архив России www.notarhiv.ru
Э3 Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» notes.tarakanov.net
Э4 Дисциплина "Дирижирование" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Актовый зал Д концертный зал Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного выполнения практических заданий, необходимо определить содержание и форму произведения, проанализировать мелодию, гармонию, оркестровую фактуру, инструментовку, составить дирижерскую экспозицию исполняемого произведения. Большое внимание следует уделить непосредственной работе с нотным текстом. Постепенное усложнение технических приемов находится в прямой зависимости от исполнительских задач, возникающих в каждом последующем семестре. Рекомендуется детально изучить произведение. Это способствует развитию памяти и концентрирует все внимание дирижера на более полном творческом общении с исполнителями. Для изучения основ управления творческим коллективом необходимо привлечь знания из области музыкальной педагогики и психологии. Для успешной организации и планирования концертной деятельности творческого коллектива необходимы как теоретические знания, так и практические навыки работы с коллективом.