МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инструментоведение и инструментовка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 54 54 18 18 72 72
Итого 72 72 36 36 108 108

Программу составил(и):
Преп., Шимин И.В.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Инструментоведение и инструментовка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц.Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц.Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение технических и художественных возможностей тех или иных музыкальных инструментов, их роли в оркестре
изучение закономерностей организации инструментальной, ансамблевой, оркестровой фактуры, способов ее переработки
изучение методов ремонта и настройки тех или иных музыкальных инструментов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального образования и дополнительного профессионального образования
ПК-3.1 Знает: основной педагогический репертуар для своего инструмента; наиболее эффективные методики достижения результатов; современные эффективные подходы к обучению; специфику музыкального языка в свете представлений об особенностях развития исполнительского искусства на определенном историческом этапе
ПК-3.2 Умеет: освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями; пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной методики; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально культурного процесса
ПК-3.3 Владеет: способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации; организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики и педагогики; необходимыми навыками и приемами педагогического воздействия; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.выразительные и технические возможности оркестровых инструментов их роли в оркестре
устройство своего инструмента и способы ухода за ним
основные учебно-методические пособия по своему профилю
3.2.Уметь:
3.2.1.вычленить оркестровые инструменты в общем звучании оркестра
применять на практике опыт научно-исследовательской работы
находить, анализировать и сопоставлять различные источники
выполнять теоретический анализ литературных источников для применения их в творческой деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками аналитической и научно-исследовательской деятельности
методами ухода за своим инструментом, его ремонта и настройки
методами работы со специальной литературой
методами поиска новейшей методической литературы в электронных базах данных
навыками применения базовых теоретических знаний в практической работе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Инструменты симфонического оркестра.
1.1. История развития симфонического оркестра. Практические 3 6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Виды оркестров. Партитура симфонического оркестра. Классификация Музыкальных инструментов. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Смычковые инструменты симфонического оркестра. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Группа деревянных духовых инструментов. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.5. Группа медных духовых инструментов. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.6. Ударные инструменты симфонического оркестра. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.7. Клавишные инструменты. Гитара и лютня. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.8. Изучение основной и дополнительной литературы, посещение концертов. Сам. работа 3 54 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. 2. Инструменты оркестра русских народных инструментов
2.1. История создания и развития оркестра русских народных инструментов. Практические 4 6 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Партитура оркестра русских народных инструментов. Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Группа домр. Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Группа балалаек. Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.5. Группа баянов и гармоник. Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.6. Ударные инструменты оркестра русских народных инструментов. Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.7. Эпизодические инструменты оркестра русских народных инструментов. Практические 4 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.8. Изучение основной и дополнительной литературы. Посещение концертов. Сам. работа 4 18 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Черная М.Р. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://www.notarhiv.ru/
Э3 http://notes.tarakanov.net/
Э4 Дисциплина "Инструментоведение и инструментовка" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
117Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; пианино; дирижерская подставка; дирижерский пюпитр

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Очень важно проходить предмет в тесной связи с историей оркестровки, изучая специфику оркестра той или ной эпохи, того или иного композитора. Для ознакомления с видами оркестра, с историей развития инструментов(индивидуальными характеристиками отдельных инструментов и их разновидностей), рекомендуется самостоятельная работа с учебной литературой, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей, посещение концертов. Для подготовки к зачёту необходимо ответить на теоретические вопросы по предмету, сделать общий анализ оркестрового фрагмента.