МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современная музыка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 162
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 17 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 81 81 81 81 162 162
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 144 144 144 144 288 288

Программу составил(и):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
Современная музыка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц.Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц.Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение студентами широкими знаниями в области современной музыки, расширение музыкального кругозора студентов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе
ОПК-1.1 Знает: основные этапы исторического развития музыкального искусства; народное и композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, жанры и стили инструментальной, вокальной музыки; теоретические и эстетические основы музыкальной формы; основные этапы развития европейского музыкального формообразования, характеристики стилей, жанровой системы, принципов формообразования в каждую эпоху; принципы соотношения музыкально языковых и композиционных особенностей музыкального произведения и его исполнительской интерпретации
ОПК-1.2 Умеет: применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений; различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса; выявлять жанрово-стилевые особенности музыкального произведения, его драматургию и форму в контексте художественных направлений эпохи его создания
ОПК-1.3 Владеет: профессиональной терминологией; навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий;развитой способностью к чувственно художественному восприятию музыкального произведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной культуры
этапы эволюции художественных стилей
композиторское творчество в культурно- эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Музыкальная культура второй половины ХХ начала XXI вв.
1.1. Панорама развития музыкальной культуры второй половины XX-начала XXI века: направления, исторические этапы, проблемы неофольклоризма, неоклассицизма, импрессионизма, неоромантизма. Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
1.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы "Авангард второй волны и новые техники композиции". Сам. работа 7 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Музыка Венгрии
2.1. Творческая деятельность композиторов Венгрии (Б.Барток, Д.Лигети, З. Кодай). Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений Б. Бартока: опера "Замок герцога Синяя Борода", балет "Чудесный мандарин", фортепианный цикл "Микрокосмос", "Светская кантата", Четвертый квартет; Д. Лигети: "Реквием" и "Венгерская пассакалья"; З. Кодая: оратория "Венгерский псалом", опера "Хари Янош". Сам. работа 7 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.3. Национальные особенности венгерской музыки. Практические 7 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Музыкальное наследие Польши
3.1. Творчество К. Пендерецкого. Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Воплощение религиозной тематики в творчестве К. Пендерецкого". Прослушивание и анализ произведений: Трен (Памяти жертв Хиросимы), Страсти по Луке, Польский реквием, Симфония № 5. Сам. работа 7 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.3. Духовные жанры в творчестве К. Пендерецкого. Практические 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.4. Творчество В. Лютославского . Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений В. Лютославского: Концерт для оркестра, "Книга для оркестра",Концерт для фортепиано с оркестром", Симфония №4. Сам. работа 7 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
3.6. Симфоническое и вокально-симфоническое творчество В. Лютославского. Практические 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. Музыка Чехии и Словакии
4.1. Творческая деятельность Б.Мартину, Э. Сухонь, Л. Яначека Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
4.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений Б. Мартину Кантата "Букет", "Полевая месса"; Э. Сухонь "Крутнява"; Л. Яначека "Ее падчерица", Второй струнный квартет. Сам. работа 7 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
4.3. Претворение национальных традиций в творчестве Б. Мартину, Э. Сухонь, Л. Яначека. Практические 7 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 5. Музыкальная культура Германии
5.1. Творчество Б. А. Циммермана. Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
5.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Музыкально-теоретические и философско-музыкальные концепции Б. А. Циммермана". Прослушивание и анализ "Реквиема для молодого поэта", оперы "Солдаты", балета "Присутствие". Сам. работа 7 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
5.3. Тотальный музыкальный театр Б. А. Циммермана. Практические 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
5.4. Творческая деятельность К. Штокхаузена. Лекции 7 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
5.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "К. Штокхаузен - выдающийся теоретик и мыслитель своего времени". Прослушивание и анализ гепталогии "Свет". Сам. работа 7 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
5.6. Гепталогия "Свет" К. Штокхаузена: концепции, мифологические основы. Практические 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 6. Музыка Италии
6.1. Характеристика творчества Л. Берио, Л. Ноно, Л. Даллапикколы. Лекции 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
6.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений Л. Берио "Эпифании", "Лаборинтус II", Симфония для восьми голосов и оркестра"; Л. Ноно "Эпитафия Федерико Гарсиа Лорке", "Прерванная песня", "Прометей"; Л. Даллапикколы "Песни узников", "Узник". Сам. работа 7 14 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
6.3. Новая трактовка голоса в произведения Л. Берио, Л. Ноно, Л. Даллапикколы. Практические 7 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 7. Музыка Франции
7.1. Творчество О.Мессиана. Лекции 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
7.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Теоретическое наследие О.Мессиана. Труды "Техника моего музыкального языка", "Трактат о ритме, цвете и орнитологии". Прослушивание и анализ произведений: "Рождество Господне", "Квартет на конец времени", "Турангалила-симфония", "Каталог птиц". Сам. работа 8 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
7.3. Традиции и новаторство в творчестве О. Мессиана. Практические 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
7.4. Характеристика творчества П.Булеза. Лекции 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
7.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений: "Молоток без мастера", Третья соната для фортепиано. Сам. работа 8 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
7.6. Обзор творчества П.Шеффера. Лекции 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
7.7. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Трактат о музыкальных объектах". Прослушивание и анализ произведений: "Пять шумовых этюдов","Симфония для одного человека", опера "Орфей". Сам. работа 8 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
7.8. Новые композиторские техники в творчестве О. Мессиана, П. Булеза, П. Шеффера. Практические 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 8. Музыкальное наследие США
8.1. Творчество Д.К.Менотти.Трактовка жанра оперы в творчестве композитора. Опера "Консул". Лекции 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
8.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Деятельность Ч. Айвза. Симфоническое творчество". Прослушивание и анализ Симфонии "Праздники". Сам. работа 8 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
8.3. Характеристика творчества Д.Кейджа и Д.Крама в контексте американского авангарда. Лекции 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
8.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание музыкальных произведений Д. Кейджа и Д. Крама (сонаты). Сам. работа 8 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
8.5. Традиции и новаторство в творчестве американских композиторов XX века. Практические 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 9. Композиторы- минималисты
9.1. Обзор творчества Т.Райли, С.Райха, Дж.Адамса, Ла Монте Янга. Лекции 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
9.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание музыкальных произведений композиторов-минималистов. Сам. работа 8 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
9.3. Пространственно-временные концепции минимализма. Практические 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 10. Музыкальная культура СССР и России рубежа XX-XXI вв.
10.1. Творчество Э.Денисова. Лекции 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Оперное и симфоническое творчество Э. Денисова". Прослушивание и анализ произведений: опера "Четыре девушки", Камерная симфония № 2,Симфония № 1 для большого оркестра. Сам. работа 8 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.3. Творчество Э.Денисова в контексте посмодернистской эстетики. Практические 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.4. Особенности и характеристика творчества С.Губайдуллиной. Лекции 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений С. Губайдулиной: "Страсти по Иоанну", Симфония "Фигуры времени". Сам. работа 8 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.6. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Оперное и симфоническое творчество А. Шнитке". Прослушивание и анализ произведений: опера "История доктора Иоганна Фауста", Симфонии №1, №4, Concerto Grosso № 1, №2. Сам. работа 8 7 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.7. Творческая деятельность А. Шнитке. Практические 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.8. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Новый стиль А. Пярта как одно из уникальных явлений постмодернизма". Прослушивание и анализ произведений: Берлинская месса, Магнификат, Симфония № 1. Сам. работа 8 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.9. Стилевые модели музыки А. Пярта. Практические 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.10. Характеристика творчества А.Караманова. Лекции 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.11. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений А. Караманова: Цикл симфоний «Совершишася» в десяти частях (фрагменты), Цикл из шести симфоний «Бысть» (фрагменты). Сам. работа 8 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.12. Симфоническое творчество А. Караманова в контексте современного симфонизма. Практические 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.13. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений: Симфонии № 6, № 7. Сам. работа 8 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
10.14. Особенности драматургии и концепции симфонических произведений Г.Канчели Практические 8 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4037

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Намек на чужой стиль, ритмику или формы музыки других столетий называется:
а) алеаторика;
б) аллюзия;
в) ангемитоника;
г) атональность.
Правильный ответ: б.

2. Жанр «трен» (плач) возродился в XX веке в творчестве:
а) А. Шнитке;
б) Ч. Айвза;
в) Л. Ноно;
г) К. Пендерецкого.
Правильный ответ: г.

3. Создатель рок-оперы во второй половине XX века:
а) Дж. Гершвин;
б) К. Орф;
в) Э. Л. Уэббер;
г) К. Дебюсси.
Правильный ответ: в.

4. Автором «Военного реквиема» является:
а) П. Булез;
б) Л. Бернстайн;
в) Л. Берио;
г) Б. Бриттен.
Правильный ответ: г.

5. Родоначальником электронной музыки считается этот композитор:
а) К. Штокхаузен;
б) К. Орф;
в) Л. Бернстайн;
г) Э. Л. Уэббер.
Правильный ответ: а.

6. Шепот как звукоизобразительный прием относится к авангардному направлению:
а) сонористика;
б) алеаторика;
в) пуантилизм;
г) сериализм.
Правильный ответ: а.

7. Вид композиционной техники, в котором законы теории вероятности определяют факт появления элементов композиции при заранее обусловленных общих формальных предпосылках:
а) электронная музыка;
б) стохастическая музыка;
в) сонористика;
г) алеаторика
Правильный ответ: г.

8. Годы становления Авангарда 1.
а) конец 1900-х — середина 1920-х
б) середина 1940-х — конец 1960-х
в) начало 1910 – конец 1930-х
Правильный ответ: а.

9. Нововенская школа основана
а) А. Шенбергом
б) Л. Ноно
в) К. Орфом
Правильный ответ: а.

10. Коллаж – характерный прием современной композиторской техники – это:
а) одновременное сочетание красок различных аккордов;
б) сочетание в одном произведении элементов различных стилей;
в) введение в сочинение фрагментов произведений других композиторов;
г) один голос повторяет другой, вступая после него.
Правильный ответ: в.

11. Сочинение, в котором А. Шнитке возрождает излюбленный жанр эпохи барокко:
а) «Кончерто гроссо»;
б) Симфония № 1;
в) «Moz-Art»;
г) «Гимны».
Правильный ответ: а.

12. Представителем данного музыкального направления стал А. Шнитке:
а) авангард;
б) джаз;
в) кантри;
г) рок-музыка.
Правильный ответ: а.

13. Один из видов авангардной музыки называется:
а) серьезная музыка;
б) конкретная музыка;
в) дискретная музыка.
Правильный ответ: б.

14. Композитор, первым использовавший подготовленное фортепиано
а) Джон Кейдж
б) К. Орф
в) В. Лютославский
Правильный ответ: а.

15. Создатель легендарного оптического электронного инструмента «АНС»
а) Советский ученый Евгений Мурзин
б) Композитор Арсений Авраамов
Правильный ответ: а.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Укажите временные (условные) границы Средневековья
Правильный ответ: V-XIII вв. н.э.

2. Укажите временные границы эпохи западноевропейского Возрождения:
Правильный ответ: XIV – XVI вв.;

3. Укажите временные границы эпохи барокко:
Правильный ответ: С конца XVI до середины XVIII вв.

4. Укажите временные границы эпохи классицизма в музыкальном искусстве.
Правильный ответ: XVIII- нач. XIX вв.

5. Укажите перевод с итальянского языка термина опера:
Правильный ответ: Труд, сочинение.

6. Дайте определение понятию «пастораль».
Правильный ответ: Театральный жанр, распространившийся с конца XVI века, в котором была показана идеальная жизнь пастухов и пастушек.

7. Назовите жанр инструментальной музыки, сложившийся в XVII веке, в переводе с французского обозначает «следовать», «последовательность», «ряд»:
Правильный ответ: Сюита.

8. Дайте определение понятию «либретто»:
Правильный ответ: Либретто - это текст музыкально-драматического произведения: оперы, оперетты, оратории, мюзикла. Либретто возникло вместе с жанром оперы в XVII веке. Термин произошел от итальянского слова libretto, что переводится как «книжечка».

9. Как называется итальянское обозначение 3-хчастной формы, в которой обычно были написаны сольные арии оперных героев?
Правильный ответ: Da capo.

10. Дайте определение понятию «романтизм».
Правильный ответ: Романтизм – художественное направление, сформировавшееся в конце XVIII – начале XIX вв. сначала в литературе, затем в музыке и других видах искусства.

11. Перечислите жанры фортепианной миниатюры, получившие распространение в эпоху романтизма.
Правильный ответ: К жанру фортепианной миниатюры как разновидности сольных инструментальных пьес относятся: этюды, прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки, интермеццо, экспромты.

12. Определите форму музыкального произведения, о которой идет речь: «Совершенство этой формы объясняется ее исторически сложившимися семантическими источниками, наиболее полно выраженными во французском и немецком Просвещении. От французской эстетики идет архитектоническая идея – симметричной стройности и завершенности, подобно зданию с двумя крылами, туловищу с двумя руками. От немецких установок на мысль, идею, идет ее риторическая трактовка: изложение мысли, анализ и обсуждение мысли, возвращение и утверждение первоначальной мысли».
Правильный ответ. Речь идет о трехчастной форме, получившей распространение в творчестве композиторов эпохи классицизма.

13. На основе какого жанра возник балет?
Правильный ответ: Исторически балет сложился на основе танцевального дивертисмента. Как самостоятельный вид театрального зрелища он утвердился только во второй половине XVI века во Франции.

14. Что такое музыкальная драматургия?
Правильный ответ: В музыкознании существует несколько трактовок данного термина. Приведем некоторые из них. Музыкальная драматургия – процесс сопоставления, взаимодействия и развития образно-смысловых начал, складывающийся в целостную систему и воплощающий законченный художественный замысел (концепцию, «картину мира»). Также под музыкальной драматургией понимают способ построения музыкального произведения.

15. Что такое конфликтная драматургия музыкальных произведений?
Правильный ответ: Конфликтная драматургия – способ организации произведений, построенных по законам драмы как эстетического рода. Основополагающей категорией данного типа драматургии является конфликт. Конфликтная драматургия может быть и в произведениях инструментальных, и в вокальных (например, симфония-драма, опера-драма).

16. Дайте определение понятию «урбанизм».
Правильный ответ: Урбанизм — направление, воплощающее сюжеты научно-технического прогресса и передающее с помощью музыки и других средств звуки шумного города, завода и т. п. Яркое проявление музыкального урбанизма можно встретить в творчестве композиторов «французской шестёрки» (например, «Пассифик №231» Оннегера), раннем периоде творчества советских композиторов Мосолова («Завод») и Д.Шостаковича (балеты «Болт», «Светлый ручей»).

17. Назовите музыкальные жанры эпохи Барокко.
Правильный ответ: Музыкальные жанры эпохи барокко делятся на 2 группы: вокально-инструментальные: опера, оратория, кантата, месса, страсти; и чисто инструментальные: соната (трио-соната и сольная скрипичная соната), сюита, концерт (concerto grosso и сольный концерт), канцоны, токкаты и фантазии, пассакалии и чаконы, ричеркары.

18. Кто является создателем жанра симфонической поэмы?
Правильный ответ: Ф. Лист.

19. Дайте определение понятию «музыкальная семантика».
Музыкальная семантика (греч.– значение единиц языка) – способность элементов музыкальной речи быть носителями художественного смысла, быть образно-выразительным знаком.

20. Дайте определение понятию «музыкальная герменевтика».
Музыкальная герменевтика —учение об истолковании содержания музыкального произведения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 7, 8 семестров экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Контрольно-измерительный материал для экзамена формируется из контрольных вопросов и практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНЕ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота изложения теоретического материала;
• Культура речи;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий).
5 «отлично» (зачтено)
• Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
4 «хорошо»
• Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
3 «удовлетворительно»
• Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной, полнотой раскрытия темы и знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
2 «неудовлетворительно»
• Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота и правильность выполнения задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность выполнения задания.
Оценивание выполнения практических заданий:
5 «отлично» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно; в логических рассуждениях и обосновании действий (предлагаемого решения) нет пробелов и ошибок; в ходе выполнения задания не допущено логических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
4 «хорошо» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно, но обоснование действий (предлагаемого решения) недостаточное (за исключением заданий, в которых умение обосновывать свои действия является предметом оценки); допущена одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки.
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; студент не может обосновать (объяснить) свои действия; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок.
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Банникова И. И. История отечественной музыки XX века (1917-2000 гг.): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Лисовой В. И. ; под науч. ред. Алпатовой А.С. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ И СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Супруненко Г. В. Принципы театрализации в современной хоровой музыке (на примере сочинений отечественных композиторов Р. Щедрина, М. Броннера, Э. Фертельмейстера): учебное пособие: учебное пособие Издательство Нижегородской консерватории, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Присяжнюк Д. О. Риторический анализ в музыке ХХ века : (о взаимодействии музыкального и поэтического текстов): учебное пособие: учебное пособие ННГК им. М. И. Глинки, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Шульгин Д. И. Современная гармония. Теоретический и практический курсы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Демченко А. И. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. КОНЦЕПЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
Э2 Научная электронная библиотека "Киберленинка" cyberleninka.ru
Э3 Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» notes.tarakanov.net
Э4 Портал культурного наследия «Культура.РФ» www.culture.ru
Э5 Курс "Современная музыка" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
• изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
• аналитическую работу с музыкальными текстами и явлениями музыкального искусства;
• подготовку сообщений и докладов по темам курса;
• прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений.

Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное, останавливая свое внимание на следующих моментах:
• соотнесение истории музыки с событиями «гражданской» истории, мировосприятием, религиозными и космогоническими представлениями человека, другими видами искусства;
• уточнение терминологии (период, этап, историческое звено, историческая фаза, граница, рубеж и т. п.);
• роль личности (композитора) в «музыкальной» истории;
• уровни периодизации, подлежащие выявлению и систематизации;
• критерии периодизации музыкально-исторического процесса.
При изучении каждой темы рекомендуется составлять конспект, чтобы наглядно систематизировать знания и классифицировать всевозможные сведения фактологического, теоретического и исторического порядка.
Важную роль в изучении дисциплины играет самостоятельное прослушивание студентами музыки. Поэтому следующим значимым этапом при подготовке к практическому занятию будет слушание музыки по теме из рекомендованного списка произведений. Слушание музыкальных произведений должно быть активным, а не пассивным – для студента важно не только запомнить звучание произведения, но и дать ему характеристику, затронув следующие аспекты: стилевое направление, композиторская школа, черты индивидуального, регионального, эпохального стиля, психологические, языковые приметы времени, касающиеся данного произведения. Именно поэтому при самостоятельном прослушивании произведений рекомендуется пользоваться клавирами и партитурами.
При подготовке сообщения или доклада для практического занятия студент должен четко сформулировать проблематику, которую он хотел бы осветить, и подробно раскрыть ряд положений (либо сделать анализ музыкального произведения), подтверждая сказанное исполнением музыкальных фрагментов. К выступлению необходимо подготовить в письменном виде подробный план излагаемого вопроса со списком изученной литературы. Главная задача студента – включить произведение или жанр в историко-стилевой контекст, ориентироваться в композиторских школах и направлениях, применять знания в области смежных видов искусств, делать выводы о традиционности или новаторстве выбранных образцов. Если сообщение посвящено творческому облику композитора, то желательно также представлять его не изолированно, а в связи с культурно-историческим процессом. Необходимо обратить внимание на правильность устной речи, которая не должна содержать элементов, не свойственных принятому литературному изложению.