МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы музыкально-просветительской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 133
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 17 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 80 80 53 53 133 133
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
Основы музыкально-просветительской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц.Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц.Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка высококвалифицированных музыкантов, способных к разнообразным видам творческой и музыкально-просветительской деятельности в условиях развития современных форм функционирования музыки в обществе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7Способен ориентироваться в проблематике современной государственной культурной политики Российской Федерации
ОПК-7.1 Знает: функции, закономерности и принципы социокультурной деятельности; формы и практики культурной политики Российской Федерации; юридические документы, регламентирующие деятельность сферы культуры; направления культуроохранной деятельности и механизмы формирования культуры личности
ОПК-7.2 Умеет: систематизировать знания фундаментальной и исторической культурологии, применять их в целях прогнозирования, проектирования, регулирования и организационно-методического обеспечения культурных процессов
ОПК-7.3 Владеет: приемами информационно-описательной деятельности, систематизации данных, структурированного описания предметной области; познавательными подходами и методами изучения культурных форм и процессов, социально-культурных практик; процедурами практического применения методик анализа к различным культурным формам и процессам современной жизни общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теорию и историю искусства, художественный язык, выразительные средства в различных видах искусства
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и описывать произведения искусства, используя основные понятия искусствознания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с учебно-методической, научной литературой, информационными ресурсами по проблематике курса и использования полученных знаний в практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исторический обзор становления и развития музыкального просветительства
1.1. Становление музыкального просветительства в Западной Европе. Лекции 7 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Изучение основной и дополнительной литературы.Подготовка докладов. Сам. работа 7 8 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Западноевропейское просветительство XIX века. Практические 7 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Истоки музыкального просветительства в России Лекции 7 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Изучение основной и дополнительной литературы.Подготовка сообщений. Сам. работа 7 12 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Воспитательная роль музыкального искусства в России XVII века. Практические 7 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Зарождение музыкально-просветительской деятельности в России XVIII в.Просветительские идеи в России XVIII века. Практические 7 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Изучение основной и дополнительной литературы.Подготовка докладов. Сам. работа 7 12 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Музыкально-просветительская деятельность в России в XIX в. Лекции 7 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Изучение основной и дополнительной литературы.Подготовка докладов. Сам. работа 7 12 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.11. Музыкальное воспитание и просвещение в России XIX века. Практические 7 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.12. Музыкальное просвещение в СССР первой половины XX века. Практические 7 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.13. Новые формы организации музыкально-просветительской работы в СССР второй половины XX века. Лекции 7 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.14. Изучение основной и дополнительной литературы.Подготовка презентаций. Сам. работа 7 12 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.15. Формы массового музыкального воспитания в Советском государстве второй половины XX века. Практические 7 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.16. Зарубежный опыт организации музыкально-просветительской деятельности XX в. Лекции 7 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.17. Изучение основной и дополнительной литературы.Подготовка докладов. Сам. работа 7 12 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.18. Выдающиеся музыкальные просветители XX века. Практические 7 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.19. Музыкально-просветительская деятельность в современной России Лекции 7 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.20. Изучение основной и дополнительной литературы.Подготовка презентаций. Сам. работа 7 12 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.21. Новые формы просветительства в современной России. Практические 7 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Методика организации музыкально-просветительской работы
2.1. Выбор тематики и музыкального материала. Составление сценария. Этапы работы над сценарием. Практические 8 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Изучение основной и дополнительной литературы.Составление сценария концерта. Сам. работа 8 10 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Подготовка ведущего концерт Лекции 8 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка лекции. Сам. работа 8 10 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Искусство художественного слова. Практические 8 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Организация тематических концертов Лекции 8 2 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Изучение основной и дополнительной литературы. Подбор программы, составление сценария тематического концерта.Написание рецензии на концерт. Сам. работа 8 10 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Тематические концерты. Практические 8 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Организация циклов-концертов Лекции 8 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.10. Изучение основной и дополнительной литературы. Подбор программы, составление сценария циклов-концертов.Написание рецензии на концерт. Сам. работа 8 10 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.11. Циклы-концерты. Практические 8 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.12. Организация музыкально-просветительских программ Лекции 8 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.13. Изучение основной и дополнительной программы. Составление музыкально-просветительской программы, создание сценария. Сам. работа 8 13 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
2.14. Музыкально-просветительские программы. Практические 8 4 ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.3, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4035

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7: Способен ориентироваться в проблематике современной государственной культурной политики Российской Федерации

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Музыкально-просветительская деятельность представляет собой?
Правильный ответ: В отечественной культурной традиции многие десятилетия развивается музыкально-просветительская деятельность, которая представляет собой особый вид деятельности, направленный на распространение знаний о музыке, приобщение людей к лучшим образцам мировой музыкальной культуры и тесно связанный с вопросами воспитания, образования и эстетики.

2. Что такое просветительство?
Правильный ответ: Просветительство – это процесс, направленный на формирование сознания, ориентированного на вечные ценности, вечные смыслы, это процесс приобщения к культурным и общечеловеческим ценностям.

3. Что является одной из важнейших задач музыкального образования?
Правильный ответ: В качестве одной из важнейших задач музыкального образования русские мыслители и музыканты конца ХIХ – начала ХХ века видели направление внимания на развитие у слушателей способности духовного созерцания при восприятии произведений музыкального искусства.

4. Суть музыкально – эстетической концепции Б. В. Асафьева?
Правильный ответ: суть концепции состоит в том, что существует тесная творческая связь искусства и общественного сознания.

4. От чего зависит выбор формы музыкально – просветительской деятельности?
Правильный ответ: от возрастной и социальной психологии той или иной слушательской аудитории.

5. Назовите авторов, которые рассматривали различные аспекты музыкально – просветительской деятельности?
Правильный ответ: Б. Асафьев, Д. Кабалевский, С. Ручимская, Н. Савельева.

6. Назовите основные черты лекции – концерта?
Правильный ответ: Лекция – форма музыкального просветительства, которая чаще всего представляет собой рассказ о музыке. Музыкальные произведения нередко играют роль примера, пояснения в виде иллюстрации. Лекция - концерт предполагает больший объем музыкальной составляющей по отношению к слову. Важной отличительной чертой данной формы является такое построение концерта, при котором слушатель вместе с лектором ищет ответы на поставленные проблемные вопросы, активно воспринимает исполняемые музыкальные произведения.

7. Назовите особенности циклической формы музыкально-просветительской деятельности?
Правильный ответ: Группа концертов, посвященная одной тематике и имеющая общую концепцию, определяется как циклическая форма музыкально-просветительской деятельности. К данной форме относится не только цикл концертов, но и музыкальный абонемент, проект, фестиваль.

8. Назовите главные требования к просветительским мероприятиям в современных условиях?
Правильный ответ: принцип доступности (ориентация на ту или иную возрастную, социальную категорию), наглядности (достаточное количество визуального иллюстрирующего материала в репродуктивном, интерактивный компонент.

9. Назовите основную отличительную черту концерта – дискуссии?
Правильный ответ: контакт с аудиторией.

10. Кто мастерски реализовывал концерт в форме беседы?
Правильный ответ: Д. Б. Кабалевский, Л. Бернстайн.

11. Цель государственной культурной политики?
Правильный ответ: Цель государственной культурной политики — духовное, культурное, национальное самоопределение России, объединение российского общества и формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности на основе использования всего потенциала отечественной культуры.

12. Содержание государственной культурной политики?
Правильный ответ: Содержанием современной государственной культурной политики России является создание и развитие системы воспитания и просвещения граждан на основе традиционных для России нравственных ценностей, гражданской ответственности и патриотизма посредством освоения исторического и культурного наследия России, мировой культуры, развития творческих способностей личности, способностей к эстетическому восприятию мира, приобщения к различным видам культурной деятельности.

13. Принципы государственной культурной политики?
Правильный ответ: 1) влияние культуры на все аспекты политики государства и сферы жизни общества; 2) понимание культуры России как неотъемлемой части мировой культуры; 3) приоритет права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия России перед имущественными интересами физических и юридических лиц; 4) сочетание универсальности цели государственной культурной политики и уникальности субъектов и объектов культурной деятельности; 5) территориальное и социальное равенство граждан при реализации права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной деятельности; 6) преобладание качественных показателей при оценке эффективности достижения целей государственной культурной политики.

14. Какое название имеет функция политической культуры, задающая индивидам, группам, обществу нормы и стандарты политического мышления и поведения, реакцию на окружающую политическую среду?
Правильный ответ: Регулятивная Нормативная аксиологическая воспитательная

15. Функция, отражающая гуманистическую направленность государственной культурной политики.
Правильный ответ: Воспитательная функция.

16. Что характеризует аффективный компонент политической культуры?
Правильный ответ: Чувства симпатии и антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения.

17. Какой компонент политического сознания включает ориентации и установки граждан на: нормативную систему, отдельные политические роли, политические институты, политические события.
Правильный ответ: Эмоционально-психологический компонент.

18. Назовите тип политической социализации, предполагающий наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества.
Правильный ответ: гармонический тип.

19. Трактовку социализации как процесса развития личного контроля, разработал: Правильный ответ: З. Фрейд.

20. В каком году было введено в научный оборот понятие «политическая культура». Правильный ответ: XVIII веке.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Понятие «культурная политика» — это:
а) окружающие человека материальные, социальные, и духовные условия его формирования;
б) деятельность государства, цели которого основаны на социально-культурном общественном согласии;
в) взаимодействие личности и культуры.
Правильный ответ: б.

2. Виды социальных технологий.
а) социально-экономические, организационно-распорядительные, медико-социальные, психолого-педагогические, социально-культурные;
б) визуальные, аудиальные, тактильно-кинестетические, чувственные. социальные;
в) эмоциональные, насыщенные, активные, мобильные, игровые.
Правильный ответ: а.

3. В каком году был принят документ: «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»?
а) 1978 г.;
б) 1990 г.;
в) 1992 г.;
Правильный ответ: в.

4. К возрастным особенностям молодежи не относится:
а) Динамизм
б) Неустойчивое внимание
в) Формирование и установка ценностных ориентаций
г) Явления акселерации
Правильный ответ: г.

5. Какая из предложенных форм организации семейного досуга является наиболее распространенной в учреждениях культуры?
а) Концерты
б) Семейные клубы и любительские объединения
в) Дискуссии
г) Консультации
Правильный ответ: а.
6. Какая из причин ухода молодежи в различные субкультуры является приоритетной?
а) Потребность в самореализации и самоидентификации
б) Потребность в неформальном общении
в) Потребность в творческой реализации
г) Досуговая потребность
Правильный ответ: а.

7. Какая потребность пожилых людей является определяющей при выборе досуговой формы?
а) Потребность в образовании
б) Потребность в коммуникации
в) Потребность в творческой реализации
г) Потребность в организации свободного времени
Правильный ответ: б.

8. Организатором «Русских сезонов» в Париже был:
а) С.П.Дягилев.
б) С.И.Мамонтов.
в) А.А.Бахрушин.
Правильный ответ: а.

9. Важнейший элемент культуры, выступающий критерием, по которому производится человеком оценка значимости действий, идей, мнений, — это:
а) традиции
б) ритуалы
в) ценности
г) смыслы
Правильный ответ: а.

10. Какие из средств не относятся к средствам культурно-досуговой деятельности?
а) финансовые
б) технические
в) изобразительные
г) природные
Правильный ответ: в, г.

11. Передача от поколения к поколению знаний, ритуалов, значений артефактов является:
а) предназначением каждого человека
б) обязанностью государства
в) функцией культуры
г) естественным процессом развития общества
Правильный ответ: г.

12. Деятельностный подход рассматривает культуру как:
а) совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством «Встречу культур»
б) систему внебиологических механизмов, благодаря которым программируется и реализуется активность людей в обществе
в) знаковую систему символов, с помощью которых люди общаются друг с другом в процессе деятельно
Правильный ответ: б.

13. Возможность неограниченного накопления и обработки информации, знакомство с любыми культурными традициями стали возможными в условиях культуры:
а) новой эпохи;
б) раннегородских цивилизаций;
в) средневековья;
г) постиндустриального типа;
Правильный ответ: а.

14. Какие группы или отрасли включает в себя социально культурная сфера?
а) культура, искусство и средства массовой информации
б) все ответы верны
в) здравоохранение
г) физическая культура и спорт
д) образование и профессиональная подготовка кадров
Правильный ответ: а.

15. В культуру межпоколенной трансляции социального опыта не входит(-ят):
а) традиции, обычаи, нравы
б) эзотерика
в) обыденное социальное общение
г) система образования
Правильный ответ: б, г.



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 4 семестра экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Контрольно-измерительный материал для экзамена формируется из контрольных вопросов и практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНЕ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота изложения теоретического материала;
• Культура речи;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий).
5 «отлично» (зачтено)
• Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
4 «хорошо»
• Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
3 «удовлетворительно»
• Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной, полнотой раскрытия темы и знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
2 «неудовлетворительно»
• Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота и правильность выполнения задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность выполнения задания.
Оценивание выполнения практических заданий:
5 «отлично» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно; в логических рассуждениях и обосновании действий (предлагаемого решения) нет пробелов и ошибок; в ходе выполнения задания не допущено логических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
4 «хорошо» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно, но обоснование действий (предлагаемого решения) недостаточное (за исключением заданий, в которых умение обосновывать свои действия является предметом оценки); допущена одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки.
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; студент не может обосновать (объяснить) свои действия; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок.
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бодина Е.А. ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ОТ ПЛАТОНА ДО КАБАЛЕВСКОГО. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Павлова А. Ю., Сколова Н. В. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА 2-е изд. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 под общ. ред. Л.А. Птушко Основы музыкальной журналистики: учебное пособие Н. Новгород : Издательство Нижегородской консерватории, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Цыпин Г.М. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МУЗЫКА И ДРУГИЕ ИСКУССТВА. Монография: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал культурного наследия «Культура.РФ» www.culture.ru
Э2 Научная электронная библиотека "Киберленинка" cyberleninka.ru
Э3 Курс "Основы музыкально-проветительской деятельности" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
• изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
• подготовка сообщений, докладов, презентаций по темам курса;
• анализ концертных программ, представлений, спектаклей, представлений;
• написание рецензий на концертные программы;
• составление сценариев к концертам и музыкально-просветительским программам.
Дисциплина «Основы музыкально-просветительской деятельности» относится к числу комплексных и включает в себя несколько направлений. С одной стороны, она связана с концертной деятельностью студентов и предполагает их участие в организации и проведении концертных программ, с другой – предусматривает проявление творческой инициативы у студентов в поиске интересных событий и явлений при составлении концертных программ и их ярком художественном освещении. Дисциплина требует от студента организованности, самостоятельности и большого интереса к своей профессии.