МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История музыки (отечественной)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-2020
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 243
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4, 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 19 17 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 18 18 54 54
Практические 18 18 18 18 18 18 54 54
Сам. работа 81 81 81 81 81 81 243 243
Часы на контроль 27 27 27 27 27 27 81 81
Итого 144 144 144 144 144 144 432 432

Программу составил(и):
к.иск., доцент, Михайлова О. С.

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
История музыки (отечественной)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка высококвалифицированных музыкантов, обладающих историческим мышлением, ориентирующихся в многообразии русской музыкальной культуры и понимающих закономерности ее развития, умеющих в своей практической деятельности использовать знания, полученные в процессе освоения курса

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе
ОПК-1.1 Знает: основные этапы исторического развития музыкального искусства; народное и композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, жанры и стили инструментальной, вокальной музыки; теоретические и эстетические основы музыкальной формы; основные этапы развития европейского музыкального формообразования, характеристики стилей, жанровой системы, принципов формообразования в каждую эпоху; принципы соотношения музыкально языковых и композиционных особенностей музыкального произведения и его исполнительской интерпретации
ОПК-1.2 Умеет: применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений; различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса; выявлять жанрово-стилевые особенности музыкального произведения, его драматургию и форму в контексте художественных направлений эпохи его создания
ОПК-1.3 Владеет: профессиональной терминологией; навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий;развитой способностью к чувственно художественному восприятию музыкального произведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.периоды развития музыкальной культуры
этапы эволюции художественных стилей
композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом аспекте
основные термины, понятия и закономерности развития различных параметров анализа музыкальных произведений
основные направления деятельности музыканта в различные исторические эпохи
3.2.Уметь:
3.2.1.применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений, различать общие и частные закономерности построения музыкальных произведений
рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения категориально-понятийного аппарата музыкальной науки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности
навыками творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Музыка языческой Руси и Средневековья.
1.1. Введение. Периодизация истории русской музыки от истоков до начала XX века. Музыкальная культура славянских племен и языческой Руси. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л1.3, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л2.1, Л3.2
1.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Влияние Византии на древнерусскую культуру". Сам. работа 4 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
1.3. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Церковная и светская музыка русского Средневековья". Прослушивание музыкальных произведений Средних веков. Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
1.4. Музыкальная культура русского Средневековья. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 2. Раздел 2. Русская музыка XVII-XVIII веков.
2.1. Русская музыкальная культура второй половины XVII века. Церковная и светская музыка эпохи Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
2.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Развитие первого придворного музыкального театра", "Церковный раскол и его роль в развитии русской музыкальной культуры", "Основные черты канта и партесного концерта". Прослушивание музыкальных произведений XVII века. Сам. работа 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
2.3. Русская музыкальная культура XVIII века: периодизация и характеристика этапов. Жанр духовного концерта. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
2.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы "Хоровой концерт в творчестве М. Березовского и Д. Бортнянского".Прослушивание и анализ концертов. Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ композиции опер: "Несчастье от кареты", "Как проживешь, так и прослывешь, или Санкт-Петербургский гостиный двор", "Скупой" В. Пашкевича, "Ямщики на подставе", "Орфей" Е. Фомина, "Сокол", "Сын-соперник или Новая Стратоника" Д. Бортнянского. Сам. работа 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
2.6. Русская опера XVIII века. Оперное творчество В. Пашкевича, Е. Фомина, Д. Бортнянского. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Романсы русских композиторов XVIII-XIX вв". Прослушивание и анализ романсов. Сам. работа 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
2.8. Камерно-вокальное и инструментальное творчество русских композиторов конца XVIII – начала XIX в. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 3. Русская музыка XIX века.
3.1. Русская музыкальная культура первой половины XIX века: характеристика периода. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы "Хоровые, камерно-вокальные и инструментальные жанры начала XIX века". Прослушивание и анализ музыкальных произведений по теме. Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.3. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Оперное и симфоническое творчество М. И. Глинки" ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", "Камаринская", "Вальс-фантазия", Испанские увертюры), "Камерно-вокальное творчество М. И. Глинки". Прослушивание и анализ музыкальных произведений по теме.Подготовка к музыкальной викторине по операм М. И. Глинки. Сам. работа 4 3 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.4. Формирование нового музыкального театра и идеала отечественной оперы в творчестве М.И.Глинки (патриотической и эпической ).Симфонизм М. И. Глинки. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Камерно-вокальное и оперное творчество А. С. Даргомыжского" (романсы, "Русалка", "Каменный гость". Прослушивание музыкальных произведений по теме.Подготовка к музыкальной викторине по операм А. С. Даргомыжского. Сам. работа 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.6. А.С.Даргомыжский — основоположник русской лирико – бытовой музыкальной драмы («Русалка»). Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.7. Русская музыкальная культура второй половины XIX века: общие тенденции, эстетические и творческие проблемы. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.8. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Деятельность А. Н. Серова, В. В. Стасова, А. Г. Рубинштейна, Н. Г. Рубинштейна и их вклад в развитие русской музыкальной культуры". Сам. работа 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.9. Содружество "Могучая кучка". Эстетические взгляды кучкистов. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.10. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Творчество М. П. Мусоргского". Прослушивание опер М. П. Мусоргского "Борис Годунов", "Хованщина". Подготовка к музыкальной викторине по операм М. П. Мусоргского. Сам. работа 4 7 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.11. Историческая опера второй половины XIX века. Народные музыкальные драмы М. П. Мусоргского. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.12. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Творчество А. П. Бородина". Прослушивание оперы "Князь Игорь".Подготовка к викторине по опере. Сам. работа 4 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.13. Эпическая оперная драматургия А. П. Бородина (опера "Князь Игорь"). Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.14. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Творчество Н. А. Римского-Корсакова". Прослушивание и анализ опер "Снегурочка", "Царская невеста", "Садко", "Золотой петушок", "Сказание о невидимом граде Китеже". Подготовка к музыкальной викторине по операм. Сам. работа 4 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.15. Оперное творчество Н. А. Римского-Корсакова ("Снегурочка", "Садко", "Царская невеста", "Сказание о невидимом граде Китеже", "Золотой петушок"). Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.16. Эстетика симфонического, оперного и балетного творчество П. И. Чайковского. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.17. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы "Творчество П. И. Чайковского". Прослушивание опер "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта".Подготовка к музыкльной викторине по операм Чайковского. Сам. работа 4 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.18. Оперное творчество П. И. Чайковского: жанровое разнообразие, соотношение драматического и музыкального начал. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.19. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ симфонических произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского. Подготовка к музыкальной викторине по симфонической музыке композиторов "Могучей кучки". Сам. работа 4 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.20. Симфонические жанры в русской музыке второй половины XIX века. Программный симфонизм «кучкистов». Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.2
3.21. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ симфонических произведений П. И. Чайковского: Симфонии №1, №4, №5, №6, увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта", "Франческа да Римини, "1812 год". Подготовка к музыкальной викторине по симфоническим произведениям П. И. Чайковского. Сам. работа 4 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
3.22. Истоки и основные принципы симфонизма П. И. Чайковского. Симфония-драма в творчестве П.И. Чайковского. Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2
Раздел 4. Раздел 4.Русская музыка рубежа XIX – XX веков.
4.1. Русская музыкальная культура рубежа веков: характеристика периода. Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы "Творчество композиторов-авангардистов начала века". Прослушивание и анализ музыкальных произведений по теме. Сам. работа 5 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.3. Авангард в русской музыке начала века: Н. Рословец, ранний С.Прокофьев, М. Матюшин, А.Лурье, Н. Обухова и др. Новое направление в русской духовной музыке(А.Кастальский, П.Чесноков, А.Гречанинов, С.Смоленский). Практические 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.2
4.4. Симфоническая музыка на рубеже XIX-XX веков. Обзор творчества А.К. Глазунова и С.И. Танеева. Лекции 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.2
4.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Творчество А. К. Глазунова", "Творчество С. И. Танеева". Прослушивание и анализ симфонических произведений композиторов:Симфония № 5 А. К. Глазунова,Симфония № 4 С. И. Танеева.Подготовка к викторине по симфоническому творчеству А. К. Глазунова и С. И. Танеева. Сам. работа 5 14 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.6. Русский симфонизм рубежа веков: жанровые черты - тип тематизма, драматургия симфонического цикла. Симфонии А. Глазунова и С. Танеева. Практические 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.2
4.7. Симфоническая музыка на рубеже XIX-XX веков. Симфоническое творчество А. Скрябина и С. Рахманинова. Лекции 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.3, Л3.2
4.8. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем: "Творчество А. Н. Скрябина", "Творчество С. В.Рахманинова". Прослушивание симфонических произведений композиторов: Симфония № 3 c-moll («Божественная поэма»), «Поэма экстаза», "Прометей" А. Н. Скрябина;Симфония № 3 С. В. Рахманинова.Подготовка к музыкальной викторине по симфоническим произведениям А. А. Скрябина и С. В. Рахманинова. Сам. работа 5 14 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.9. Симфоническое творчество А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова: жанровое своеобразие, стилевые особенности, новаторство в области музыкального языка. Практические 5 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.10. Симфоническое творчество А. К. Лядова. Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
4.11. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ симфонических произведений А. К. Лядова: "8 русских народных песен", "Баба Яга", "Кикимора", "Волшебное озеро".Подготовка к викторине по симфоническим произведениям А. К. Лядова. Сам. работа 5 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
4.12. Вокальные жанры в творчестве композиторов на рубеже веков. Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.13. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ вокальных произведений рубежного периода. Сам. работа 5 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.14. Развитие традиций вокальной лирики: жанровая классификация и формы соотношения слова и музыки. Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.15. Камерная опера рубежа веков. Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3
4.16. Фортепианная миниатюра в творчестве русских композиторов на рубеже веков: А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера. Лекции 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.17. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ фортепианных миниатюр А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера.Подготовка к музыкальной викторине. Сам. работа 5 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.18. Фортепианная миниатюра в творчестве русских композиторов на рубеже веков: А. Лядова, А. Скрябина, С. Рахманинова, Н. Метнера - Особенности формы, продолжение традиций и новаторство. Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.2
4.19. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Камерно-инструментальное творчество русских композиторов рубежа веков". Прослушивание произведений С. В. Рахманинова, А. С. Аренского,А. К. Глазунова, С. И. Танеева. Сам. работа 5 13 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
4.20. Жанры камерно-инструментальной музыки в творчестве отечественных композиторов рубежа веков. Практические 5 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Отечественная музыка первой половины XX века
5.1. Творчество И. Ф. Стравинского. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.3, Л3.2
5.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Драматургия балетов И. Ф. Стравинского". Прослушивание и анализ балетов "Петрушка" и "Весна Священная". Подготовка к музыкальной викторине по балетам И. Ф. Стравинского. Сам. работа 6 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.3, Л3.2
5.3. Музыкальный театр И. Ф. Стравинского. Практические 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.3, Л3.2
5.4. Основные этапы развития советской музыкальной культуры. Лекции 6 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.5. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Творчество Н. Я. Мясковского".Прослушивание и анализ симфоний композитора. Подготовка к музыкальной викторине по симфониям Н. Я. Мясковского. Сам. работа 6 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.6. Симфония в творчестве Н. Я. Мясковского.Симфонии №№ 5,6,21. Практические 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.7. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Творчество С. С. Прокофьева". Прослушивание и анализ симфоний №5, №7 Прокофьева.Подготовка к музыкальной викторине по симфониям С. С. Прокофьева. Сам. работа 6 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.8. Симфоническое творчество С. С. Прокофьева. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.9. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение тем "Фортепианное творчество С. С. Прокофьева", "Оперное творчество С. С. Прокофьева". Прослушивание и анализ произведений: Концерт для фортепиано с оркестром № 5, сонаты, оперы "Игрок", "Любовь к трем апельсинам", "Война и мир".Подготовка к музыкальной викторине по операм С. С. Прокофьева. Сам. работа 6 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.10. Музыкальный театр С. С. Прокофьева Практические 6 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.11. Работа с основной и дополнительной литературой. Изучение темы: "Творчество Д. Д. Шостаковича. Прослушивание и анализ музыкальных произведений композитора. Сам. работа 6 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.12. Симфоническое творчество Д. Д. Шостаковича. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.13. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ симфоний Д. Д. Шостаковича.Подготовка к музыкальной викторине по симфоническому творчеству Д. Д. Шостаковича. Сам. работа 6 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.14. Программный симфонизм в творчестве Д. Д. Шостаковича. Симфонии №№ 3, 5, 7, 11, 14, 15. Практические 6 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.15. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ опер Д. Д. Шостаковича: "Нос", "Катерина Измайлова". Подготовка к музыкальной викторине по операм Д. Д. Шостаковича. Сам. работа 6 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.16. Оперное творчество Д. Д. Шостаковича. Особенности драматургии опер "Катерина Измайлова", "Нос". Практические 6 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.17. Кантатно-ораториальные жанры в отечественной музыке XX века. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.18. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ музыкальных произведений кантатно-ораториальных жанров XX века.Изучение тем: "Особенности драматургии кантаты С. С. Прокофьева "Александр Невский"", "Трактовка жанра в симфонии-действе В.А. Гаврилина "Перезвоны"". Сам. работа 6 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.19. Обзор творчества Г. В. Свиридова и Р. К. Щедрина. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.20. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ произведений Г. В. Свиридова ("Поэма памяти С. Есенина") и Р.К. Щедрина (балет "Конек-Горбунок, опера "Мертвые души"). Сам. работа 6 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.21. Музыкальный театр Р. К. Щедрина: оперы и балеты. Практические 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.22. Новая фольклорная волна: творчество В. А. Гаврилина и Б.И. Тищенко. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1
5.23. Работа с основной и дополнительной литературой. Прослушивание и анализ музыкальных произведений В. А. Гаврилина (балет "Анюта") и Б. И. Тищенко (балет "Ярославна). Сам. работа 6 7 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2
5.24. Камерно-инструментальные жанры в отечественной музыке XX века. Лекции 6 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.1, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3262
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Зарождение русского музыкального искусства происходит в:
а) V-VI вв.
б) IX-X в.
в) XII-XIII в.
Правильный ответ: б.

2. Укажите временные границы русского музыкального Средневековья.
а) нач. V- XV вв.
б) кон. IX – сер. XVII в.
в) нач. XII-XVI вв.
Правильный отвт: б.

3. Система условных знаков над строкой текста для записи мелодии в Древней Руси:
а) крюковая нотация
б) нотная запись
в) невменная нотация
Правильный ответ: а.

4. Какой русский царь повлиял на развитие светской профессиональной музыкальной культуры в России?
а) Николай I
б) Петр I
в) Павел I
Правильный ответ: б.

5. В каком веке в России появилась опера?
а) XVII
б) XVIII
в) ХIХ
Правильный ответ: б.

6. Кто был автором музыкально-теоретического трактата «Мусикийская грамматика»?
а) Вас. Титов
б) Сим. Полоцкий
в) Ник. Дилецкий
Правильный ответ: в.

7. Сколько опер написал М.И.Глинка?
а) восемь
б) две
в) шесть
Правильный ответ: б.

8. Подчеркните среди предлагаемых названий оперы М. П. Мусоргского:
а) Борис Годунов
б) Снегурочка
в) Каменный гость
г) Русалка
д) Хованщина
Правильный ответ: а, д.

9. Кто из русских композиторов XIX века известен как создатель жанра эпической симфонии? а) Глинка
б) Балакирев
в) Бородин
Правильный ответ: в.

10. Назовите год открытия Санкт-Петербургской консерватории:
а) 1859
б) 1861
в) 1862
Правильный ответ: в.

11. Жанр русского многоголосного хорового искусства XVII – XVIII вв., основанный на гомофонно-гармоническом складе. Количество голосов колебалось от 3 до 5 (иногда до 24 и даже до 48), инструментальное сопровождение отсутствовало. Тексты заимствовались в основном из церковных служб:
а) партесный концерт;
б) кант;
в) мадригал.
Правильный ответ: а.

12. Группа композиторов (Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, А. Лядов, Н. Черепнин и др.), собиравшихся на музыкальных вечерах по пятницам в доме известного мецената в Петербурге в 80–90-е гг. XIX в.:
а) Могучая кучка
б) Беляевский кружок
в) Русское музыкальное общество
Правильный ответ: б.

13. Опера Прокофьева, специфически претворяющая традиции итальянской комедии dell'arte:
а) «Игрок»
б) «Огненный ангел»
в) «Любовь к трем апельсинам»
Правильный ответ: в.
14. Статья «Сумбур вместо музыки» посвящена критике творчества:
а) С. Прокофьева
б) Д. Шостаковича
в) Н. Мясковского
Правильный ответ: б.

15. Направление, отрицающее значение идейного содержания искусства:
а) авангардизм
б) веризм
в) реализм
г) формализм
Правильный ответ: г.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Укажите временные (условные) границы Средневековья
Правильный ответ: V-XIII вв. н.э.

2. Укажите временные границы эпохи западноевропейского Возрождения:
Правильный ответ: XIV – XVI вв.;

3. Укажите временные границы эпохи барокко:
Правильный ответ: С конца XVI до середины XVIII вв.

4. Укажите временные границы эпохи классицизма в музыкальном искусстве.
Правильный ответ: XVIII- нач. XIX вв.

5. Укажите перевод с итальянского языка термина опера:
Правильный ответ: Труд, сочинение.

6. Дайте определение понятию «пастораль».
Правильный ответ: Театральный жанр, распространившийся с конца XVI века, в котором была показана идеальная жизнь пастухов и пастушек.

7. Назовите жанр инструментальной музыки, сложившийся в XVII веке, в переводе с французского обозначает «следовать», «последовательность», «ряд»:
Правильный ответ: Сюита.

8. Дайте определение понятию «либретто»:
Правильный ответ: Либретто - это текст музыкально-драматического произведения: оперы, оперетты, оратории, мюзикла. Либретто возникло вместе с жанром оперы в XVII веке. Термин произошел от итальянского слова libretto, что переводится как «книжечка».

9. Как называется итальянское обозначение 3-хчастной формы, в которой обычно были написаны сольные арии оперных героев?
Правильный ответ: Da capo.

10. Дайте определение понятию «романтизм».
Правильный ответ: Романтизм – художественное направление, сформировавшееся в конце XVIII – начале XIX вв. сначала в литературе, затем в музыке и других видах искусства.

11. Перечислите жанры фортепианной миниатюры, получившие распространение в эпоху романтизма.
Правильный ответ: К жанру фортепианной миниатюры как разновидности сольных инструментальных пьес относятся: этюды, прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки, интермеццо, экспромты.

12. Определите форму музыкального произведения, о которой идет речь: «Совершенство этой формы объясняется ее исторически сложившимися семантическими источниками, наиболее полно выраженными во французском и немецком Просвещении. От французской эстетики идет архитектоническая идея – симметричной стройности и завершенности, подобно зданию с двумя крылами, туловищу с двумя руками. От немецких установок на мысль, идею, идет ее риторическая трактовка: изложение мысли, анализ и обсуждение мысли, возвращение и утверждение первоначальной мысли».
Правильный ответ. Речь идет о трехчастной форме, получившей распространение в творчестве композиторов эпохи классицизма.

13. На основе какого жанра возник балет?
Правильный ответ: Исторически балет сложился на основе танцевального дивертисмента. Как самостоятельный вид театрального зрелища он утвердился только во второй половине XVI века во Франции.

14. Что такое музыкальная драматургия?
Правильный ответ: В музыкознании существует несколько трактовок данного термина. Приведем некоторые из них. Музыкальная драматургия – процесс сопоставления, взаимодействия и развития образно-смысловых начал, складывающийся в целостную систему и воплощающий законченный художественный замысел (концепцию, «картину мира»). Также под музыкальной драматургией понимают способ построения музыкального произведения.

15. Что такое конфликтная драматургия музыкальных произведений?
Правильный ответ: Конфликтная драматургия – способ организации произведений, построенных по законам драмы как эстетического рода. Основополагающей категорией данного типа драматургии является конфликт. Конфликтная драматургия может быть и в произведениях инструментальных, и в вокальных (например, симфония-драма, опера-драма).

16. Дайте определение понятию «урбанизм».
Правильный ответ: Урбанизм — направление, воплощающее сюжеты научно-технического прогресса и передающее с помощью музыки и других средств звуки шумного города, завода и т. п. Яркое проявление музыкального урбанизма можно встретить в творчестве композиторов «французской шестёрки» (например, «Пассифик №231» Оннегера), раннем периоде творчества советских композиторов Мосолова («Завод») и Д.Шостаковича (балеты «Болт», «Светлый ручей»).

17. Назовите музыкальные жанры эпохи Барокко.
Правильный ответ: Музыкальные жанры эпохи барокко делятся на 2 группы: вокально-инструментальные: опера, оратория, кантата, месса, страсти; и чисто инструментальные: соната (трио-соната и сольная скрипичная соната), сюита, концерт (concerto grosso и сольный концерт), канцоны, токкаты и фантазии, пассакалии и чаконы, ричеркары.

18. Кто является создателем жанра симфонической поэмы?
Правильный ответ: Ф. Лист.

19. Дайте определение понятию «музыкальная семантика».
Музыкальная семантика (греч.– значение единиц языка) – способность элементов музыкальной речи быть носителями художественного смысла, быть образно-выразительным знаком.

20. Дайте определение понятию «музыкальная герменевтика».
Музыкальная герменевтика —учение об истолковании содержания музыкального произведения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 4, 5, 6 семестров экзамена.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к экзамену.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена. Контрольно-измерительный материал для экзамена формируется из контрольных вопросов и практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНЕ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота изложения теоретического материала;
• Культура речи;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий).
5 «отлично» (зачтено)
• Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
4 «хорошо»
• Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
3 «удовлетворительно»
• Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной, полнотой раскрытия темы и знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
2 «неудовлетворительно»
• Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота и правильность выполнения задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность выполнения задания.
Оценивание выполнения практических заданий:
5 «отлично» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно; в логических рассуждениях и обосновании действий (предлагаемого решения) нет пробелов и ошибок; в ходе выполнения задания не допущено логических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
4 «хорошо» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно, но обоснование действий (предлагаемого решения) недостаточное (за исключением заданий, в которых умение обосновывать свои действия является предметом оценки); допущена одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки.
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; студент не может обосновать (объяснить) свои действия; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок.
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лозинская В. П. Русская музыка с древнейших времен до середины XX века: Научные монографии Сибирский федеральный университет, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Браудо Е.М. ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Скребков С. С. ИСТОРИЯ РУССКОЙ МУЗЫКИ. ХОРОВАЯ МУЗЫКА XVII - НАЧАЛА XVIII ВЕКОВ 2-е изд. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Банникова И. И. История отечественной музыки XX века (1917-2000 гг.): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Орловский государственный институт искусств и культуры, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ширяева О.Ф. Жанр симфонической картины в творчестве отечественных композиторов: учебное пособие по дисциплине «История отечественной музыки» : учебное пособие: Учебное пособие для Вузов ЧГИК, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Демченко А. И. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. КОНЦЕПЦИОННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л3.2 Левашева Е.М. История русской музыки: в 10 т. Т.10В. 1890-1917. Кн.2.: Учебное пособие Языки славянских культур, 2011 biblioclub.ru
Л3.3 Левашева Е.М. История русской музыки : в 10 т. Т.10В.1890—1917. Кн. 1. : Учебное пособие Языки славянских культур, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека "Киберленинка" cyberleninka.ru
Э2 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
Э3 Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» notes.tarakanov.net
Э4 Портал культурного наследия «Культура.РФ» www.culture.ru
Э5 Курс в Moodle "История музыки (отечественной)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
• изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
• аналитическую работу с музыкальными текстами и явлениями музыкального искусства;
• подготовку сообщений и докладов по темам курса;
• прослушивание и проигрывание изучаемых музыкальных произведений.

Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное, останавливая свое внимание на следующих моментах:
• соотнесение истории музыки с событиями «гражданской» истории, техническими революциями, мировосприятием, религиозными и космогоническими представлениями человека, другими видами искусства;
• уточнение терминологии (период, этап, историческое звено, историческая фаза, граница, рубеж и т. п.);
• роль личности (композитора) в «музыкальной» истории;
• уровни периодизации, подлежащие выявлению и систематизации;
• критерии периодизации музыкально-исторического процесса.
При изучении каждой темы рекомендуется составлять конспект, чтобы наглядно систематизировать знания и классифицировать всевозможные сведения фактологического, теоретического и исторического порядка.
Важную роль в изучении дисциплины играет самостоятельное прослушивание студентами музыки. Поэтому следующим значимым этапом при подготовке к практическому занятию будет слушание музыки по теме из рекомендованного списка произведений. Слушание музыкальных произведений должно быть активным, а не пассивным – для студента важно не только запомнить звучание произведения, но и дать ему характеристику, затронув следующие аспекты: стилевое направление, композиторская школа, черты индивидуального, регионального, эпохального стиля, психологические, языковые приметы времени, касающиеся данного произведения. Именно поэтому при самостоятельном прослушивании произведений рекомендуется пользоваться клавирами и партитурами.
При подготовке сообщения или доклада для практического занятия студент должен четко сформулировать проблематику, которую он хотел бы осветить, и подробно раскрыть ряд положений (либо сделать анализ музыкального произведения), подтверждая сказанное исполнением музыкальных фрагментов. К выступлению необходимо подготовить в письменном виде подробный план излагаемого вопроса со списком изученной литературы. Главная задача студента – включить произведение или жанр в историко-стилевой контекст, ориентироваться в композиторских школах и направлениях, применять знания в области смежных видов искусств, делать выводы о традиционности или новаторстве выбранных образцов. Если сообщение посвящено творческому облику композитора, то желательно также представлять его не изолированно, а в связи с культурно-историческим процессом. Необходимо обратить внимание на правильность устной речи, которая не должна содержать элементов, не свойственных принятому литературному изложению.