МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование в религиоведческих исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Дворянчикова Н.С.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Проектирование в религиоведческих исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системы знаний о методологии и методике профессиональной деятельности по проектированию социальных процессов; развитию навыков применения технологии проектирования при научном обосновании важнейших социально значимых проблем и задач; овладению практикой использования полученных знаний и навыков при разработке проектов религиоведческих исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально-психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1. Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
УК-3.1. Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
УК-6.1. Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2. Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем.
УК-6.2. Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.3. Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
УК-2.4. Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-3.2. Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи.
УК-3.3. Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-6.3. Владеет методиками саморегуляции эмоционально-психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуальнопсихологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности.
УК-6.4. Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Моделирование социально-политических процессов
1.1. Сущность проектирования. Практические 4 10 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.2. Структура проектной деятельности. Сам. работа 4 10 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.3. Виды проектов: исследовательские, эмпирические, эвристические, прогностические и прагматические Практические 4 10 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.4. Виды моделей: материальные и идеальные, эвристические, прогностические и прагматические Сам. работа 4 10 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.5. Типы функционирования пректов: имитационный и режимный. Требования к модели. Практические 4 12 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.6. Типы функционирования моделей: имитационный и режимный. Требования к модели. Сам. работа 4 10 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.7. Критерии оценки проектов: уровень творческого решения, уровень разработанности, уровень использования. Практические 4 10 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.8. Критерии оценки моделей: уровень творческого решения, уровень разработанности, уровень использования. Сам. работа 4 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Процесс моделирования: основные этапы и стадии
2.1. Взаимосвязь проектирования и теории социальных проблем. Основные задачи моделирования. Основные стадии процесса моделирования Практические 4 8 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.2. Взаимосвязь моделирования и теории социальных проблем. Основные задачи моделирования. Основные стадии процесса моделирования Сам. работа 4 10 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.3. Методы проектирования: сравнение, аналогия, логическое доказательство, эксперимент. Практические 4 10 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.4. Методы моделирования: сравнение, аналогия, логическое доказательство, эксперимент. Сам. работа 4 8 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.5. Технологические этапы моделирования: определение целей и средств построения модели - разработка модели - оценка модели - пути и средства апробации модели. Сам. работа 4 14 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.6. Алгоритмы и технологии моделирования (на конкретных примерах) Сам. работа 4 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Технологические основы разработки социально-политических моделей. Социально-политическое проектирование
3.1. Жизненный цикл проекта. Принципы и методы проектирования Практические 4 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.2. Жизненный цикл проекта. Принципы и методы проектирования Сам. работа 4 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.3. Технология разработки проекта (подходы В.И. Курбатова и О.В. Курбатовой и В. А. Лукова). Текстовое оформление проекта Сам. работа 4 4 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.4. Сущность социальной экспертизы, ее предмет, цель и функции. Сам. работа 4 10 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Применение социальной диагностики и социального прогнозирования при оценке жизнеспособности проекта
4.1. Назначение, функции, способы социально-политической диагностики. Использование диагностических технологий, методов и методик в моделировании социальных процессов. Практические 4 8 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
4.2. Назначение, функции, способы социально-политической диагностики. Использование диагностических технологий, методов и методик в моделировании социальных процессов. Сам. работа 4 10 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
4.3. Цели и задачи социальной экспертизы, ее место в системе работы по социальному проектированию. Сам. работа 4 11 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1
4.4. Экспертные оценки в социальном прогнозировании и проектировании. Сам. работа 4 8 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-6.4, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

1. Задачи проекта – это:
1. Шаги, которые необходимо сделать для достижения цели;
2. Цели проекта;
3. Результат проекта
4. Путь создания проектной папки.
Ответ: 1
2. Основная функция метода:
1. Внутренняя организация и регулирование процесса познания
2. Поиск общего у ряда единичных явлений
3. Достижение результата
Ответ: 1

3. _____________ - совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности при достижении определенных результатов.
1. Метод
2. Принцип
3. Эксперимент
4. Разработка
Ответ: 1

1. Форма предвидения, предположительная оценка будущего состояния объекта условий его возникновения, называется...(один ответ)
1) Прогнозирование
2) Консультирование
3) Планирование
4) Моделирование
5) Оценка
Ответ:1

5. _____________ - учение о принципах, формах, методах познания и преобразования действительности, применении принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.
1. Методология
2. Идеология
3. Аналогия
4. Морфология
Ответ: 1

6. Основоположником метода проектов в обучении был:
1. К.Д. Ушинский;
2. Дж. Дьюи;
3. Дж. Джонсон;
4. Коллингс.
Ответ:2

7. В структуре общенаучных методов и приемов выделяют три уровня. Из перечисленного к ним не относится:
1 Наблюдение
2 Эксперимент
3. Сравнение
4. Формализация
Ответ: 4

8. Эксперимент имеет две взаимосвязанных функции. Из представленного к ним не относится:
1. Опытная проверка гипотез и теорий
2. Формирование новых научных концепций
3. Заинтересованное отношение к изучаемому предмету
Ответ: 3

9. К общелогическим методам и приемам познания не относится:
1. Анализ
2. Синтез
3. Абстрагирование
4. Эксперимент
Ответ: 4

10. Замысел исследования – это…

1. Основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы
2. Литературное оформление результатов исследования
3. Накопление фактического материала
Ответ: 1
11. Непосредственное решение реальной прикладной задачи и получение социально-значимого результата - это особенности....
1) прикладного проекта
2) исследовательского проекта
3) информационного проекта
Ответ 1

12. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:
1) прикладной проект
2) творческий проект
3) информационный проект
Ответ 3
13. Исходя из результатов деятельности, наука может быть:
1. Фундаментальная
2. Прикладная
3. В виде разработок
4. Фундаментальная, прикладная и в виде разработок
Ответ: 4

14. Компонентами творческой деятельности являются:
1. интуиция,
2. фантазия,
3. воображение,
4. строгое следование инструкции.
Ответ:1

15. Методика научного исследования представляет собой:
1. Систему последовательно используемых приемов в соответствии с целью исследования
2. Систему и последовательность действий по исследованию явлений и процессов
3. Совокупность теоретических принципов и методов исследования реальности
4. Способ познания объективного мира при помощи последовательных действий и наблюдений
5. Все перечисленные определения
Ответ: 5

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

1. В формировании научной теории важная роль отводится:
1. Индукции и дедукции
2. Абдукции
3. Моделированию и эксперименту
4. Всем перечисленным инструментам
Ответ: 4

2. Выберите лишнее. Типы проектов по содержанию:
1. монопредметный,
2. деятельностный,
3. индивидуальный,
4. метапредметный.
Ответ: 2

3. Выберете лишнее. Типы проектов по продолжительности.
1. Смешанные
2. Годичные
3. Краткосрочные
4. Мини-проекты
Ответ 4

4. Укажите преимущество индивидуальных проектов (один ответ)
1) Автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной
деятельности на всех этапах работы
2) Формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку
зрения другого, идти на компромисс ради общей цели
3) У автора есть возможность обогащаться опытом других, видеть более эффективные
стратегии работы
Ответ 1

5. Типы проектов по продолжительности:
1. Смешанные;
2. Краткосрочные;
3. Годичные
4. Мини-проекты.
Ответ: 1

6. Учебное проектирование – это: (один ответ)
1) дидактическая система для формирования проектной деятельности учащихся
2) форма организации образовательного процесса для активизации познавательного интереса и самостоятельной познавательной деятельности
3) организационная рамка для исследовательской или иной деятельности при формировании различных базовых компетентностей учащихся
4) все ответы верны
Ответ:4

7. Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования, это …
1. Научное направление
2. Научная теория
3. Научная концепция
4. Научный эксперимент
Ответ: 1

8. Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета:
1. Анализ
2. Синтез
3. Индукция
4. Дедукция
Ответ: 2

9. Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый:
1. Наблюдение
2. Эксперимент
3. Аналогия
4. Синтез
Ответ: 3

10. Метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей:
1. Моделирование
2. Аналогия
3. Эксперимент
4.Синтез
Ответ: 1

11. Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям:
1. Анализ
2. Синтез
3. Индукция
4. Дедукция
Ответ: 4

12. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются).... (один ответ)
1) Формирование специфических умений и навыков проектирования
2) Подготовленный продукт работы над проектом
3) Личностное развитие обучающихся
4) Все вышеназванные варианты
Ответ 2

13. Этот учебный проект не требует хорошо проработанной структуры. Его результатами могут быть газета, видеофильм, сценарий и т.д. (один ответ)
1) Исследовательский
2) Ролево-игровой
3) Материальный
4) Практико-ориентированный
5) Информационный
6) Комплексный
7) Творческий
Ответ 7

14. Основным результатом учебного проектирования являются:
(один ответ)
1) выбор оптимального способа решения проблемы, который отражается в результатах учебного проектирования
2) изменения в развитии и формировании обучающегося, которые происходят с ним в процессе участия в проектировании
3) оба ответа верны
Ответ:3

15. Какое из приведённых определений проекта верно:
1. Проект – уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам;
2. Проект – совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;
3. Проект – процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов продуктов будущего;
4. Проект – совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.
Ответ:1

УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

1 Деятельность - связанная с решением творческих исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов - это...?

1. исследовательская деятельность

2. научная деятельность

3. проектная работа

4. познавательная деятельность
Ответ:1

2. Слово «проект» в буквальном переводе обозначает :

1. самый главный,

2. предшествующий действию,

3. брошенный вперед.
Ответ: 3


3. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:

1. прикладной проект,

2. информационный проект

3. творческий проект
Ответ: 2


4. Установите, к какому этапу работы над творческим проектом относятся перечисленные виды деятельности.

Этап
Деятельность

А. Мотивационный
1.Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив

Б. Планирование
2.Постановка проблемы, определение темы и целей проекта

В. Информационно-аналитический
3.Обработка полученной информации, отбор. Решение промежуточных задач. Формулировка выводов.

Г. Выполнение проекта
4.Обсуждение плана действий. Обмен мнениями и согласование интересов. Выдвижение первичных идей и разрешение спорных вопросов; распределение ролей.

Д. Заключительный

(защита проекта)
5.Анализ выполнения проекта.

Е. Рефлексивный
6.Представление полученных результатов, демонстрация приобретенных знаний и умений.
Ответ: А-2, Б-4, В-1, Г-3, Д-6, Е-5.

5. Выберите лишнее. Виды проектов по доминирующей роли обучающихся:
1. поисковый;
2. ролевой;
3. информационный;
4. творческий
Ответ:1

6. В основе учебного проектирования лежит использование учебного проекта как:
1) дидактического средства
2) метода обучения
3) формы проверки полученных знаний, умений, навыков
4) приёма воспитательной работы
Ответ:2

7. Какое из определений термина "Команда проекта" верно?
1. Руководители проекта со стороны Заказчика и Исполнителя
2. Физические и/или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта
3.Временно рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение
Ответ:3

8. Рабочая гипотеза – это…
1. Реальное положение, которое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию
2. Временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала
3. Уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
4. То, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
Ответ: 2

9 .Для чего используется методика RACI?
1.Для оценки эффективности команды проекта
2. Для составления матрицы ответственности
3. Для распределения ролей в команде согласно методике Белбина
4. Для формирования состава команды проекта
Ответ:2

10.Укажите, что не относится к понятию "коммуникации в проекте":
1. телефонные звонки исполнителю проекта
2. совещания по проектной работе
3. разговор с потенциальным заказчиком проекта
4. сайт компании заказчика
Ответ:4

11. В заключительный этап проекта не входит:

1. анализ результатов выполнения проектов

2. создание команды проекта

3. испытание и оценка качества выполненного проекта

4. защита и презентация проекта
Ответ: 2

12. Что из перечисленного ниже не является отличительным признаком научного исследования?
1. Целенаправленность
2. Поиск нового
3. Систематичность
4. Бездоказательность
Ответ: 4

13. Обычно научное исследование состоит из трех основных этапов. Какой из перечисленных ниже этапов лишний?
1. Подготовительный
2. Творческий
3. Исследовательский
4. Заключительный
Ответ: 2

14. По каким основным сферам деятельности делятся проекты:
1. Технический
2. Организационный
3. Производственный
4. Социальных
5. Инвестиционный
6. Инновационный
Ответ: 2

15. Совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем – это…
1. Синтез
2. Системный подход
3. Метод индукции
4. Метод дедукции
Ответ: 2

Критерии оценивания
0-9 баллов - неудовлетворительно
10-19 баллов - удовлетворительно
20-35 баллов - хорошо
36-45 баллов - отлично
Один правильный ответ-1 балл


Открытые вопросы:

1. К какой из степеней ответственности относится данное описание «Отвечает за конечный результат перед вышестоящим руководством, вправе принимать решения по способу реализации»?
Ответ: Ответственный
2. К какой из групп ролей участников проекта относятся роли – инициатор, куратор, заказчик, руководитель проекта?
Ответ: Управление проектом
3. К какой из степеней ответственности относится данное описание «Может оказывать консультации в ходе решения задач проекта, не несет ответственности. Его информируют об уже принятом решении, взаимодействие с ним носит односторонний характер»?
Ответ: Наблюдатель
4. Компонент плана управления проектом, описывающий, как будет происходить планирование, структурирование, мониторинг и контроль коммуникации по проекту.
Ответ: План коммуникаций
5. Способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом:
Ответ: Метод проектов
6. ……– это временная рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение.
Ответ: Команда проекта
7. Какая методика используется для определения персональной ответственности и степени участия за выполнение отдельных этапов и задач проекта?
Ответ: Матрица ответственности
8. Напишите, какой термин означает следующее определение: «Публичное представление замысла или результата деятельности. Выступление, доклад, как правило, сопровождаемый демонстрацией иллюстрационного материала (слайды, плакаты, образцы и т.д.).»
Ответ: Презентация
9. … – это предположение или догадка, утверждение, предполагающее доказательство.
Ответ: Гипотеза
10. Утверждение, формулирующее общие результаты, которых хотелось бы добиться в процессе выполнения проекта – это
Ответ: Цель проекта
11. Комплексное выполнение всех описанных в проекте действий, которые направлены на достижение его целей - это
Ответ: Реализация проекта
12. 1Кем являются физические и юридические лица, непосредственно задействованные в проекте или чьи интересы могут быть затронуты в ходе выполнения проекта
Ответ: участниками проекта
13. Состояния, которые проходит проект в процессе своей реализации – это … проекта.
Ответ: фазы
14. Как называется временной промежуток между началом реализации и окончанием проекта?
Ответ: Жизненный цикл проекта
15. Лицо, назначаемое исполняющей организацией ответственным за достижение целей проекта
Ответ: менеджер проекта
16. Какой характер имеет план управления проектом?
Ответ: итеративный
17. Проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности, называются................
Ответ: смешанными
18. Профессиональная компетентность отражает единство … и практической готовности к педагогической деятельности.
Ответ: теоретической
19. Разработал теорию и методику воспитания в коллективе:
Ответ: А.С. Макаренко
20. На каком этапе происходит сбор информации для творческого проекта?
Ответ: организационно-подготовительный
21. Проект уникален по своей цели и методам реализации, а также имеет четкие срока начала и окончания, в свою очередь данная деятельность однотипна и циклична.
Ответ: процессная деятельность
22. Инициация проекта является стадией в процессе управления проектом, по итогам которой
Ответ: санкционируется начало проекта
23. Для чего предназначен метод критического пути?
Ответ: для оптимизации в сторону сокращения сроков реализации проекта
24. Структурная декомпозиция проекта – это
Ответ: наглядное изображение в виде графиков и схем всей иерархической структуры работ проекта
25. Как называется временной промежуток между началом реализации и окончанием проекта?
Ответ: жизненный цикл проекта
26. Два инструмента, содействующих менеджеру проекта в организации команды, способной работать в соответствии с целями и задачи проекта – это структурная схема организации и….
Ответ: матрица ответственности
27. Состояния, которые проходит проект в процессе своей реализации – это … проекта.
Ответ: фазы
28. Как называется временное добровольное объединение участников проекта, основанное на взаимном соглашении и направленное на осуществление прибыльного, но капиталоемкого проекта?
Ответ: консорциум
29. Завершающая фаза жизненного цикла проекта состоит из приемочных испытаний и …
Ответ: опытной эксплуатации
30. Объединение ресурсов в процессе создания виртуального офиса проекта характеризуется … независимостью.
Ответ: территориальной
31. Это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата.
Ответ: метод
32. Наблюдение, эксперимент и сравнение относятся к основным ________________ методам исследования.
Ответ: эмпирическим
33. Целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий, называется…
Ответ: научное исследование
34. Что еще стоит на подготовительном этапе научного исследования помимо определения объекта и предмета?
Ответ: цели и задачи.

35. Разработка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.
Ответ: подготовительном
36. Проверка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.
Ответ: исследовательском
37. Формулировка предварительных выводов, их апробирование и уточнение происходит на _______________ этапе научного исследования.
Ответ: исследовательском
38. Познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов – это…
Ответ: сравнение
39. Один из основных эмпирических методов научного исследования, где целенаправленное изучение предметов, опирается в основном на данные органов чувств
Ответ: наблюдение
40. Активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса как один из основных эмпирических методов научного исследования
Ответ: эксперимент
41. Познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов как один из основных эмпирических методов научного исследования
Ответ: сравнение
42. Мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта как общелогический метод исследования
Ответ: абстрагирование
43. Прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов как общелогический метод исследования
Ответ: обобщение
44. Разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения как общелогический метод исследования
Ответ: анализ
45. Метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое
Ответ: синтез
46. Совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим как общелогический метод исследования
Ответ: индукция
47. Использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений как общелогический метод исследования
Ответ: дедукция
48. Системный подход совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем
Ответ: системный подход

49. Использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений – это…
Ответ: метод дедукции
50. Совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим – это…
Ответ: метод индукции
51. Метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое – это…
Ответ: синтез
52. Метод разделения объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения – это…
Ответ: анализ
53. Прием познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов – это…
Ответ: обобщение
54. Мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта – это…
Ответ: абстрагирование
55. Опрос, анкета, интервью, анализ документов относятся к _________________ методам исследования.
Ответ: социологическим
56. При использовании данного метода исследования источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Что это за метод?
Ответ: метод опроса
57. При использовании данного метода некоторая группа помещается в необычную ситуацию (под воздействие определенного фактора), где можно проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя (контрольных) характеристик. Что это за метод?
Ответ: социологический эксперимент
58. Это аспект исследуемого объекта, угол зрения, относительно которого получено или будет получено новое знание.
Ответ: предмет

Это совокупность сложных теоретических и практических задач, подлежащих решению.
Ответ: Проблема
59. Что в узком смысле характеризуется недостаточностью имеющихся средств достижения цели научного познания

Ответ: научная проблема
60. В широком смысле научная проблема преодолевается с помощью
Ответ: исследования
61. Выдвижение гипотетического обобщения, из которого дедуктивно выводятся следствия, сопоставляющиеся с эмпирическими данными, характерно для:
Ответ: гипотетико-дедуктивной модели научного познания
62. Что не должно по возможности противоречить ранее установленным фактам и положениям
Ответ: гипотеза
63. Предположение о возможном закономерном порядке, существенной связи между явлениями
Ответ: гипотеза
64. Доказательство в широком смысле понимается как любая процедура установления истинности какого-либо суждения при помощи
Ответ: логических рассуждений
65. Документ, содержащий уточненную формулировку темы, общие и частные задачи, степень комплексности работы, этапы работы, исполнителей, форму представления результатов, смету расходов, называется:
Ответ: рабочий план
66. Если изучаемый объект не доступен для прямого вмешательства, то исследователи прибегают к
Ответ: методу моделирования
67. Интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации называется
Ответ: научная идея
68. Исследовательская программа, по мнению И. Лакатоса, может быть
Ответ: прогрессирующей и регрессирующей

69. К основным требованием к новой информации, созданной исследователем, помимо перечисленных: 1) достоверность, 2) доказательность, 3) полнота — относится также требование:
Ответ: новизны

70. Метод научного познания, где степень вероятности умозаключения зависит от количества сходных признаков у сравниваемых моделей, называется
Ответ: аналогия
71. Метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего, к эмпирическим обобщениям называется
Ответ: индукция
72. Метод перехода от общих суждений к частным называется
Ответ: дедукция
73. Методами обработки и систематизации знаний являются
Ответ: индукция и дедукция
74. Что является системой, замещающей в познавательных процессах оригинал и находящаяся с ним в отношении сходства
Ответ: модель
75. Необходимые для целостного познания объекта знания, используемые из различных областей, применяются в
Ответ: системном подходе
76. Какой подход не указывает на специфику конкретных исследовательских средств
Ответ: общенаучный
77. Организованный процесс умственного труда, непосредственно направленный на производство новых знаний, называется
Ответ: научным исследованием
78. Первичным элементарным познавательным процессом на эмпирическом уровне познания является
Ответ: наблюдение
79. Под этим термином принимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе
Ответ: методология
80. Форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения, называется
Ответ: суждение

81. Форма организации, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, называется
Ответ: теория

82. Сжатое изложение самого существенного в данном материале называется:
Ответ: конспектом
83. Метод при котором исследования, состоящие в соединении, воспроизведении связей отдельных частей, элементов сложного явления и постижении целого в единстве
Ответ: синтез
84. Созданная в процессе исследования новая научная информация называется
Ответ: продуктом исследования
85. Сознательная активность человека с четким определением цели, мотивов, достижения результативности
Ответ: проектирование.
86. На каком этапе проектирования ставится цель, определяется актуальность и значимость проекта
Ответ: подготовительном
87. ….. - проект продолжительностью от одного семестра и более (до нескольких лет).
Ответ: долгосрочный проект
88. …. - проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо социальной проблемы прикладного характера
Ответ: практико-ориентированный проект
89. ….- разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.
Ответ: продукт проектной деятельности
90. …- - групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.
Ответ: телекоммуникационный проект

Критерии оценивания
0-29 баллов - неудовлетворительно
30-59 баллов - удовлетворительно
60-75 баллов - хорошо
76-90 баллов - отлично
Один правильный ответ-1 балл



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерный список тем курсовых проектов:
1. Влияние религиозных организаций на духовно-нравственное воспитание молодежи Алтайского края
2. Динамика религиозности в информационном обществе
3. Религиозность и гендерные стереотипы
4. Межконфессиональный диалог в студенческой среде Алтайского государственного университета
5. Межнациональный диалог в студенческой среде Алтайского государственного университета
6. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Алтайском крае / г. Барнауле
7. Социологический анализ межэтнических/межрелигиозных конфликтов в молодёжной среде
8. Образ верующего в молодежной среде (по данным Алтайского края)
9. Многонациональный и многоконфессиональный Алтай
10. Фестиваль культур на Алтае
11. Просветительская акция «Религии России»
12. Этнографическо-религиоведческий проект «Исчезающие легенды»
13. Исследовательский проект «Адаптация иностранных студентов в Алтайском крае»
14. Духовно-нравственное воспитание в подростковой среде (профилактика экстремизма)
15. Межнациональный дискуссионный клуб «ДИАЛОГ»
16. Проект «Погружение в профессию»
17. Этно-проект «Книга религиозных памятников Алтая»

Критерии оценивания курсового проекта:
«Отлично» - студентом проект выполнен в полном объеме, раскрыты и логически обоснованы все пункты концепции курсового проекта. Тематика проекта актуальна, обозначена и обоснована практическая значимость работы. Предложенные решения оригинальны и аргументированы. Высокий уровень качества оформления и презентации проекта
«Хорошо» - студентом проект выполнен, раскрыты все пункты концепции курсового проекта. Тематика проекта актуальна, обозначена практическая значимость работы. Предложенные решения аргументированы. Презентация проекта оформлена с небольшими недочетами.
«Удовлетворительно» -в основном студентом проект выполнен. При этом раскрыты не все пункты концепции курсового проекта. Тематика проекта актуальна практическая значимость работы не обоснована. Презентация проекта оформлена с серьезными недочетами.
«Неудовлетворительно» - студентом проект не выполнен.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Примерный список вопросов к экзамену:
1. Понятие модели. Роль моделей в социальной теории. Системный и когнитивный подходы. Раздел.
2. Роль моделирования в социологии. Типология моделей социальных процессов и схема их взаимосвязи.
3. Основные принципы системного анализа. Виды систем. Специфика живых систем. Динамика системы. Возможности системного подхода.
4. Классификация методологических подходов по виду участия элементов (унитаризм, плюрализм, принуждение). Жесткие и мягкие системы.
5. Основные направления прикладного системного анализа. Принципы исследования мягких систем У. Черчмена и Р. Акоффа.
6. Основные направления прикладного системного анализа. Методология мягких систем П. Чекленда.
7. Основные направления прикладного системного анализа. Методология критических систем В. Ульриха.
8. Структура когнитологии. Типология знаний. Когнитивные карты. Понятие когнитивного стиля.
9. Типология социальных изменений. Основные причины социальных изменений. Эволюционные процессы.
10. Модели жизненного цикла. Сравнение характеристик различных моделей.
11. Модели волновой динамики. Природа периодичности. Космические теории цикличности. Теория смены поколений. Волны экономической динамики. Длинные волны Кондратьева.
12. Модели волновой динамики. Циклы борьбы за мировое господство. Модель Гольдстайна.
13. Когнитивный подход к анализу социокультурной динамики. Основы эволюционной теории П.А. Сорокина. Базовые социокультурные системы.
14. Когнитивный подход к анализу социокультурной динамики. Когнитивная теория С.Ю. Маслова. Циклическая модель развития культуры В. Бюля. Системная модель де Грина.
15. Основные понятия инноватики. Типология моделей диффузии инноваций. Социокогнитивная теория А. Бандуры.
16. Переходные процессы в социальных системах. Кризис системы. Три варианта разрешения кризиса (распад, реформа, революция). Поворотные точки.
17. Переходные процессы в социальных системах. Модель модернизации Липсета. Нелинейная модель перестройки В.И. Арнольда.
18. Переходные процессы в социальных системах. Модели революций. Механизм раскручивания маховика революции.
19. Современные теории структурной динамики. Модели теории катастроф. Катастрофа «сборка». Бифуркация.
20. Современные теории структурной динамики. Синергетика и теория хаоса. Роль нелинейности. Странный аттрактор.
21. Современные теории структурной динамики. Синергетика и теория хаоса. Диссипативные структуры И. Пригожина.
22. Клеточное моделирование. Понятие клеточного автомата. Приложения клеточных моделей.
23. Нечёткий многокритериальный анализ вариантов с применением парных сравнений. Раздел
24. Понятие имитационной модели. Метод Монте-Карло. Принципы построения дискретных имитационных моделей.
25. Классификация систем управления по виду их математической модели. Преобразование Лапласа. Передаточная функция. Переходные и импульсные переходные (весовые) функции.
26. Виды и назначения прогнозов, параметры прогнозов, этапы прогнозирования. Парадоксы и принципы прогнозирования в управляемых системах. Методы прогнозирования. 27. Основы прогностики. Прогнозные процедуры Хемминга. Прогнозная модель Брауна.
28. Формы математического описания линейных и нелинейных систем. Основные понятия теории дифференциальных уравнений. Поведение систем на фазовой плоскости.
29. Формы математического описания линейных и нелинейных систем. Поведение систем на фазовой плоскости. Особые точки.
30. Модели сотрудничества и борьбы за существование. Модель «хищник-жертва».

Оценивание ответа на экзамене

Отлично-Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания.

Хорошо-Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями

Удовлетворительно-Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.

Неудовлетворительно-Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. Практические задания студентом не выполнены.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Большаков В. И. Динамика культурно-цивилизационного процесса: учебное пособие Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Сидоров А. А. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов В. И. , Карелова О. Л. , Ледащева Т. Н. Системное моделирование в социально-экономической сфере: монография Москва: Логос, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Гатиятуллина Д.А. Социология межэтнических отношений: учебное пособие Казань: КГТУ, 2010, 2010 biblioclub.ru
Л2.3 Ильенкова С. Д. , Кузнецов В. И. Социальный менеджмент: учебное пособие Москва: Евразийский открытый институт, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Институт социологии РАН www.isras.ru
Э2 ВЦИОМ wciom.ru
Э3 Центр независимых социологических исследований cisr.ru
Э4 Курс в Moodle "Проектирование в религиоведческих исследованиях" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме.