МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гендерный дискурс в истории России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.06.01. Исторические науки и археология
НаправленностьАрхеология; Отечественная история; Всеобщая история; Историография, источниковедение и методы исторического исследования
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_06_01_Историч науки и археология-2021,2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Гончаров Ю.М.

Рецензент(ы):
д.и.н., проф., Скубневский В.А.

Рабочая программа дисциплины
Гендерный дискурс в истории России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.06.01 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 904)

составлена на основании учебного плана:
46.06.01 Исторические науки и археология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель курса – раскрыть и показать основные закономерности разви-тия гендерных отношений в традиционных обществах.
Задачи курса:
– ознакомить учащихся с главными вопросами гендерных исследований;
– выявить и проанализировать основные проблемы взаимоотношений между пола-ми в традиционном обществе;
– раскрыть динамику развития гендерных отношений в истории;
– показать влияние экономического фактора на формирование гендерных стерео-типов;
– способствовать осознанию студентами существа гендерных проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 готовностью к использованию комплекса археологических методов для изучения древнейшей, древней и средневековой истории Евразии, способность выявлять и научно интерпретировать универсальные тенденции всемирно-исторического процесса, владение знанием и умение интерпретировать актуальные проблемы отечественной исторической науки, способность свободно ориентироваться в современной историографической и источниковедческой ситуации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание дисциплины во всем разнообразии методологических подходов к ее применению в историческом познании;
особенности социального познания гендерных отношений;
получить развернутые представления о роли гендера в эволюции общества.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать гендерные отношения в различные исторические эпохи;
самостоятельно проводить и исторические исследования с использованием гендерного анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самостоятельного исследования гендерных отношений в различных обществах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы исторических гендерных исследований
1.1. Предмет и задачи курса Лекции 3 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.2. История западного феминизма Лекции 3 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.3. Изучение пола и гендерных отношений в России Лекции 3 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.4. Теоретические основы исторических гендерных исследований Практические 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.5. Подготовка к Пр "Теоретические основы исторических гендерных исследований" Сам. работа 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.6. Самостоятельное изучение литературы Сам. работа 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.7. Подготовка сообщений Сам. работа 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Гендерный строй традиционного общества
2.1. Гендерный анализ социальной структуры традиционного общества Лекции 3 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.2. Гендерные архетипы в традиционной культуре. Гендерные отношения в традиционной семье Лекции 3 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.3. Политико-правовой аспект гендерных отношений Лекции 3 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.4. Гендерный строй традиционного общества Практические 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.5. Подготовка к Пр "Гендерный строй традиционного общества" Сам. работа 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.6. Самостоятельное изучение литературы Сам. работа 3 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.7. Подготовка сообщений Сам. работа 3 6 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Специфика гендерного строя в истории России
3.1. Анализ и характеристики социо-полоролевых отношений в России в IX – XIX вв. Лекции 3 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.2. Социально-правовой статус и гендерные роли женщин в Сибири в XVII – начале XX в Лекции 3 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.3. Российская философия женственности Лекции 3 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.4. Советская гендерная система и ее трансформация в постсоветский период Практические 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.5. Анализ и характеристики социо-полоролевых отношений в России в IX – XIX вв. Практические 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.6. Советская гендерная система и ее трансформация в постсоветский период Практические 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.7. Подготовка к Пр "Анализ и характеристики социо-полоролевых отношений в России в IX – XIX вв." Сам. работа 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.8. Подготовка к Пр "Советская гендерная система и ее трансформация в постсоветский период " Сам. работа 3 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.9. Самостоятельное изучение литературы Сам. работа 3 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.10. Подготовка сообщений Сам. работа 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Модернизация гендерных отношений
4.1. Влияние западной цивилизации на глобальные изменения гендерных отношений (XVIII – XX вв.) Лекции 3 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.2. Влияние экономических процессов на гендерные отношения Лекции 3 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.3. Женщина в домашнем хозяйстве Лекции 3 1 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.4. Модернизация гендерных отношений Практические 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.5. Подготовка к Пр "Модернизация гендерных отношений" Сам. работа 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.6. Самостоятельное изучение литературы Сам. работа 3 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.7. Подготовка сообщений Сам. работа 3 6 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Гендерные отношения – теория и практика
Феминизм как направление теоретической мысли
Женщина как наиболее традиционный элемент в социальной структуре общества.
Влияние религиозной доктрины на гендерные отношения в исламских странах
Женщины в русской истории IX – XIX вв.
Вопрос о природе женщины в русской философии VIII – XX вв.
Гендерные отношения в современном российском обществе
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Большакова О.В. История России в гендерном измерении: Современная зарубежная историография. : Аналитический обзор. М. : РАН ИНИОН, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Гончаров Ю.М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.3 Кислицина И.Г. Гендерология : учебное пособие Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зуйкова Е.М. Феминология и гендерная политика : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», , 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Курс на Moodle "Гендерный дискурс в истории России" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины аспирант обязан регулярно посещать и активно работать на каждом занятии. Важно также тщательно готовиться к каждому семинару, используя для этого записи в рабочей тетради, источники, литературу и ресурсы Интернета. После каждой лекции важно проработать материал по конспекту, а перед каждым новым занятием - освежить в памяти материал предыдущего.
Приступая к изучению дисциплины необходимо ознакомиться с программой учебной дисциплины, кратким содержанием лекционного курса, темами семинаров, терминологическими диктантами, перечнем книг и статей, которые необходимо прочесть само-стоятельно.
В процессе изучения дисциплины следует активно использовать информационно-образовательные ресурсы Интернета и средства массовой информации (телевидение и радио, газеты, журналы), внимательно следить за динамикой политических процессов в стране, собы-тий и явлений в международной жизни, в регионах России (западная, центральная и южная час-ти, Урал, Сибирь и Дальний Восток).
Очень важно внимательно работать с рекомендуемой литературой. По мере освоения теоретических основ политологии, освоения важнейших категорий и понятий этой науки будет формироваться необходимая база знаний для самостоятельного анализа политических событий и явлений в мире, стране, что позволит увидеть политическую реальность системно, с позиций национальных интересов России, с учетом ее целей и перспектив устойчивого развития.
Свободное (внеаудиторное) время рекомендуется использовать для самостоятельной ра-боты по чтению учебной литературы при подготовке к семинарам, поиску актуальной инфор-мации в справочно-информационных Интернет-ресурсах при работе над терминами, а также при написании реферата
Для СРС студентам в АлтГУ созданы следующие условия:
- имеется научная библиотека с абонементом научно-учебной литературы, читальный зал перио-дики, электронный каталог, научно-методический отдел, зал словарно-энциклопедических изданий;
- электронная библиотека, личный кабинет студента, где выложены электронные версии учебни-ков и монографий;
- аудитории для самотестирования;
- вузовский сегмент сети Интернет со свободным выходом в информационную сеть;
- на сайте кафедры регулярно выставляются новостные материалы по политологии;
- студентам предоставлена возможность индивидуального консультирования посредством элек-тронной почты преподавателя. Доступ – по согласованию с преподавателем.