МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конфиденциальное делопроизводство

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 70
индивидуальные консультации 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 70 70 70 70
Консультации 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Конфиденциальное делопроизводство

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Е.В. Демчик


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Е.В. Демчик


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является получение и систематизация знаний в области организации работы с конфиденциальными документами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен находить организационно-управленческие решения при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;
ОПК-2.1 Выявляет актуальные проблемы в профессиональной деятельности.
ОПК-2.2 Умеет находить пути и способы решения проблем при выполнении задач в сфере профессиональной деятельности.
ОПК-2.3 Способен разрабатывать модели организационноуправленческих решений в сфере своей профессиональной деятельности.
ПК-3Способен к организационному и документационному обеспечению деятельности учреждений и организации различных форм собственности.
ПК-3.1 Умеет документировать деятельность учреждений и организации различных форм собственности.
ПК-3.2 Умеет вести документооборот организации, в том числе с использованием систем электронного документооборота.
ПК-3.3 Владеет современными тенденциями развития информационно-документационного обеспечения управления.
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.законодательные акты и нормативно-методическую литературу, правила и инструкции, регламентирующие работу с документами ограниченного доступа, в том числе конфиденциальными документами;
классификации инофрмации и документов ограниченного доступа, виды тайн;
принципы и основы построения системы защиты информации и документов, содержащих конфиденциальную информацию;
методы работы с конфиденциальными документами в текущем делопроизводства и архиве организации.
3.2.Уметь:
3.2.1.
разрабатывать и оформлять нормативно-методические материалы по регламентации процессов обработки, хранения и защиты документов ограниченного доступа, в том числе конфиденциальных документов,
контролировать и анализировать уровень организационной и технологической защищенности документов,
организовать работу с документами, содержащими конфиденциальную информацию, в текущем делопроизводстве,
организовывать архивное хранение конфиденциальных документов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с законодательными и нормативно-методическими документами в области конфиденциальной информации и ее защиты;
знаниями по организации работы с конфиденциальными документами в текущем делопроизводстве и архиве организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности конфиденциального делопроизводства
1.1. Понятие и особенности конфиденциального делопроизводства. Конфиденциальное делопроизводство как составная часть управленческой деятельности. Конфиденциальное делопроизводство и открытое делопроизводство. Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1
1.2. Законодательное и нормативно-методическое регулирование организации работы с документами ограниченного доступа. Практические 8 6 Л1.1
1.3. Понятие и особенности конфиденциального делопроизводства. Документы ограниченного доступа и организация работы с ними. Сам. работа 8 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Понятие «тайны» и виды тайн. Ограничение доступа к сведениям и документам
2.1. Понятие и признаки тайны. Основания для отнесения сведений (информации, документов) к тайне. Виды тайн. Современное российское законодательство в области защиты сведений, отнесенных к категории тайных. Понятие доступа к документам. Лекции 8 2 Л1.1
2.2. Понятие и признаки тайны. Основания для отнесения сведений (информации, документов) к тайне. Виды тайн. Современное российское зако-нодательство в области защиты сведений, отнесенных к категории тайных. Понятие доступа к документам. Сам. работа 8 10 Л2.1, Л1.1
2.3. Государственная тайна Российской Федерации Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Понятие государственной тайны. Закон РФ «О государственной тайне» и другие законодательные и нормативные акты в области разработки, хранения, использования сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну. Порядок и принципы отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания. Сведения, не подлежащие отнесению к гостайне. Степени и грифы секретности сведений. Понятие и порядок рассекречивания сведений. Сам. работа 8 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Конфиденциальная информация: понятие и виды
3.1. Понятие конфиденциальной информации. Виды информации, отнесенной в соответствии с действующим законодательством к категории конфиденциальной. Современное российское законодательство в области отнесения информации к конфиденциальной и ее защиты Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
3.2. Понятие конфиденциальной информации. Виды информации, отнесенной в соответствии с действующим законодательством к категории конфиденциальной. Современное российское Законодательство в области конфиденциальной информации и ее защиты Практические 8 2 Л1.1
3.3. Понятие конфиденциальной информации. Виды информации, отнесенной в соответствии с действующим законодательством к категории конфиденциальной. Современное российское законодательство в области отнесения информации к конфиденциальной и ее защиты Сам. работа 8 6 Л1.1
3.4. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства. Лекции 8 2 Л1.1
3.5. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства. Понятие тайны следствия и судопроизводства. Уголовно-процессуальный кодекс РФ и вопросы защиты тайны следствия и судопроизводства. Оперативно-розыскная деятельность и тайна следствия. Вопросы передачи в архивы на государственное хранение документов прокуратур, их учет и последующее использование. Тайна совещания присяжных заседателей. Тайна совещания судей. Практические 8 2 Л1.1
3.6. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства Сам. работа 8 8 Л1.1
3.7. Личная тайна или тайна частной жизни граждан Лекции 8 2 Л1.1
3.8. Личная тайна или тайна частной жизни граждан Практические 8 4 Л1.1
3.9. Понятие тайны частной жизни граждан. Современное международное и российское законодательство в области обеспечения защиты тайны частной жизни. Обеспечение интересов доступа и защиты тайны частной жизни граждан в архивной практике. «Этический кодекс архивиста». Вопросы ограничения доступа к документам, содержащим сведения, составляющие тайну частной жизни граждан, в мировой и российской архивной практике. Сам. работа 8 8 Л1.1
3.10. Профессиональная тайна. Служебная тайна. Коммерческая тайна Лекции 8 6 Л1.1
3.11. Профессиональная тайна Практические 8 4 Л1.1
3.12. Понятие и виды профессиональной тайны. Современное российское законодательство в области охраны разных видов профессиональной тайны. Адвокатская тайна. Банковская тайна. Врачебная тайна. Депутатская тайна. Редакционная тайна. Тайна исповеди. Тайна межличностных коммуникаций. Тайна страхования. Тайна усыновления. Тайна нотариальных действий. Вопросы ограничения доступа и охраны в архиве документов, содержащих сведения, составляющих профессиональную тайну. Сам. работа 8 8 Л1.1
3.13. Служебная тайна Практические 8 6 Л1.1
3.14. Понятие служебной тайны и ее место в системе государственной службы. Современное российское законодательство в области охраны служебной тайны. Перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной тайне. Порядок отнесения сведений к служебной тайне Сам. работа 8 8 Л2.1, Л1.1
3.15. Коммерческая тайна Практические 8 6 Л1.1
3.16. Понятие коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны. Современное российское законодательство в области защиты коммерческой тайны. Мировая практика защиты коммерческой тайны предприятия. Перечень сведений, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне. Примерный перечень сведений, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне. Принципы отнесения сведений к коммерческой тайне и их засекречивания. Вопросы обеспечения защиты сведений, отнесенных к коммерческой тайне, в архиве. Сам. работа 8 8 Л1.1
Раздел 4. Организация работы с документами, содержащими конфиденциальными сведения
4.1. Документирование конфиденциальной информации. Защита документов, содержащих конфиденциальную информацию. Разрешительная система доступа к конфиденциальным документам. Документооборот конфиденциальных документов. Составление номенклатуры дел, формирование и оформление конфиденциальных дел. Подготовка конфиденциальных документов к архивному хранению или уничтожению. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Организация работы с документами, содержащими конфиденциальными сведения Практические 8 4 Л1.1
4.3. Организация работы с документами, содержащими конфиденциальными сведения Сам. работа 8 8 Л1.1
4.4. Подготовка к итоговой аттестации Консультации 8 27 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1
Сведения, характеризующие физиологические особенности человека, на основе которых можно установить его личность
а Биометрические данные
б Физические данные
в Личные данные
г адресные данные
Ответ: а

Вопрос 2.
Реквизит документа, выражающий согласие или несогласие работника с содержанием документа
А Виза
Б Печать
В Адрес
Г регистрация
Ответ: а

Вопрос 3.
Форма согласования проекта документа с руководящими лицами, руководителями подразделений и иными работниками организации
А Визирование
Б Согласование
В Подписание
Г Регистрирование
Ответ: а
Вопрос 4
Кто отвечает за учет, хранение и использование документов, содержащих конфиденциальные сведения:
а секретарь;
б любой сотрудник;
в должностное лицо, назначенное приказом руководителя
Г руководитель
Ответ: в

Вопрос 5
Какие сведения указываются на последнем листе документа:
а гриф ограничения доступа к документу;
б фамилия и номер телефона исполнителя;
в фамилии должностных лиц, имеющих доступ к документу.
г адрес организации
Ответ: б

Вопрос 6
На какие документы распространяется конфиденциальное делопроизводство?
а содержащие коммерческую тайну;
б содержащие профессиональную тайну;
в содержащие служебную тайну.
Г на все эти документы
Ответ: г

Вопрос 7
Документы, содержащие конфиденциальную информацию, регистрируются:
а вместе с другими документами;
б отдельно от остальной корреспонденции;
в на персональном компьютере
г не регистируются

Ответ: б


Вопрос 8
Документы, имеющие гриф «КТ», формируются:
а в отдельное дело (дела)
б в те же дела, что и открытые документы
В не подшиваются в дело
Г не хранятся

Ответ: а

Вопрос 9
Что такое конфиденциальная информация?
а это зафиксированная на материальном носителе конфиденциальная информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
б это зафиксированная на материальном носителе конфиденциальная информация с обязательным проставлением грифа конфиденциальности
в это любая информация имеющая конфиденциальный характер даже если она предоставлена в устном виде
г оформленная законным путем авторская информация

Ответ: в


Вопрос 10
Что такое утечка конфиденциальной информации?
а неправомерный выход информации за пределы защищаемой зоны;
б блокирование доступа к информации;
в неисполнение требований по обеспечению сохранности конфиденциальных документов.
Г искажение защищаемой информации
Ответ: а
Вопрос 11
Целями экспертизы ценности документов не являются
а определение сроков хранения документов
б отбор документов на государственное хранение
в упорядочение и хранение исполненных документов
г создание условий для использования архивных документов

Ответ: г

Вопрос 12
В результате экспертизы ценности документов выделяются следующие группы дел
а дела постоянного и долговременного хранения
б дела, предназначаемые для уничтожения
в дела временного хранения
г все перечисленные категории

Ответ: г


Вопрос 13
Основными задачами ПДЭК не являются:
а) Разработка перечня сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну;
б) Разработка перечня издаваемых на предприятии конфиденциальных документов;
в) Обеспечение условий ограничения доступа к конфиденциальной информации;
г) Экспертиза ценности конфиденциальных документов.

Ответ: в

Вопрос 14
Экспертная комиссия назначается
а приказом директора
б распоряжением начальника службы ДОУ
в ответственным за делопроизводство
г руководителем подразделения безопасности

Ответ: а

Вопрос 15.
На основании чего формируется список сведений, составляющих коммерческую тайну?
а на основании существующего законодательства;
б на основании желания собственника предприятия;
в на основании служебной необходимости;
г на основании служебных записок руководителей подразделений

Ответ: б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос1
Действие или бездействие, в результате которого конфиденциальная информация в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору?
Ответ: разглашение

Вопрос 2.
Цифровое или буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое документу при регистрации в целях его учета и поиска?
Ответ: регистрационный номер

Вопрос 3.
Фиксация факта создания (отправления) или получения документа путем присвоения ему регистрационного номера и записи сведений о документе в регистрационную форму (журнал регистрации, электронную регистрационную карточку)?
Ответ: регистрация документа

Вопрос 4.
Указание руководителя в отношении документа, содержащее принятое им управленческое решение и оформляемое на самом документе (как реквизит документа) или на отдельном листе (бланке установленной формы), прилагаемом к документу?
Ответ: резолюция

Вопрос 5.
Способ предварительного рассмотрения и оценки проекта документа до его подписания руководителем?
Ответ: согласование

Вопрос 6.
Определение количества и состава документов (носителей информации) в установленных единицах учета и отражение этого количества и состава, а также фактов поступления и выбытия документов (носителей информации) в учетных документах?
Ответ: учет
Вопрос 7.
Комплекс документов установленной формы, фиксирующих поступление, выбытие, количество и состав документов в единицах учета?
Ответ: учетные документы

Вопрос 8.
Изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и их отбора для архивного хранения или выделения к уничтожению?
Ответ: экспертиза ценности

Вопрос 9.
Магнитный, оптический и/или иной носитель, предназначенный для записи и хранения информации в электронном виде?
Ответ: электронный носитель

Вопрос 10.
Специальный режим работы с документами, целью которого является обеспечение конфиденциальности ценной информации в организации, а также обеспечение сохранности документов и защита содержащейся в них информации?
Ответ: конфиденциальное делопроизводство

Вопрос 11.
Все изготовленные на предприятии конфиденциальные документы учитываются в книге_________?
Ответ: книге учета издаваемых конфиденциальных документов

Вопрос 12.
Документы не подлежащие подшивке в дело учитываются по журналу учета….?
Ответ: документов выделенного хранения

Вопрос 13.
Учет конфиденциальных документов подразделяется на три вида: изданых документов, поступивших документов и….?
Ответ документов выделенного хранения.

Вопрос 14.
Есть ли в открытом делопроизводстве такой вид учета как «учет документов выделенного хранения»?
Ответ: нет

Вопрос 15.
Чертежно-графические, сброшюрованные, большеформатные документы содержащие конфиденциальную информацию учитываются в журнале…….?
Ответ6 документов выделенного хранения.

Вопрос 16.
Документ для обеспечения последовательности проставления учетных номеров конфиденциальных документов при карточном способе учета называется?
Ответ: контрольный журнал

Вопрос 17.
Кем вскрываются пакеты с конфиденциальными документами с пометкой «лично»?
Ответ: работником, кому они адресованы

Вопрос 18.
Воспроизводится ли учетный номер экземпляра документа при размножении поступивших конфиденциальных документов?
Ответ: да.
Вопрос 19.
Воспроизводится ли учетный номер экземпляра документа при размножении изданых на предприятии конфиденциальных документов?
Ответ: нет

Вопрос 20.
Проставляется ли гриф конфиденциальности на обложке конфиденциального дела?
Ответ: да.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен находить организационно-управленческие решения при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.
На каком этапе делопроизводства производится учет конфиденциальных документов?
а подписание документа;
б при составлении черновика;
в при изготовлении проекта документа;
г визирование документа

Ответ: в

Вопрос 2.
Каким образом организовано уничтожение конфиденциальных документов?
а по мере накопления конфиденциальных документов предназначенных для уничтожения;
б в соответствии с утвержденным в подразделении КД графиком;
в на основании распоряжения руководителя подразделения конфиденциального делопроизводства
г конфиденциальные документы не уничтожаются
Ответ: б

Вопрос 3.
В каком месте документа проставляется реквизит гриф конфиденциальности?
а в нижнем левом поле документа;
б на обороте документа;
в в верхнем левом углу документа;
г в верхнем правом углу документа.
Ответ: г

Вопрос 4.
Учет поступивших конфиденциальных документов осуществляется:
а в журнале поступивших конфиденциальных документов;
б в журнале конфиденциальных поступивших пакетов;
в в журнале учета документов выделенного хранения;
г во всех перечисленных журналах
Ответ: г


Вопрос 5.
К документам выделенного хранения относятся:
а документы, подлежащие особым условиям хранения;
б документы с особым режимом использования;
в научно-техническая документация;
г все перечисленные категории

Ответ: г


Вопрос 6.
Документы, поступившие с других предприятий могут размножаться:
а с разрешения начальника подразделения конфиденциального делопроизводства;
б по производственной необходимости по служебной записке начальника соответствующего подразделения;
в по разрешения руководителя предприятия издавшего документ
г с разрешения руководителя предприятия получившего документ
Ответ: в

Вопрос 7.
В каких формах выражается уязвимость конфиденциальной информации?
а потеря носителя информации
б несанкционированное уничтожение носителя информации или отображенной в нем информации
в искажение информации
г во всех приведённых формах
Ответ: г

Вопрос 8.
В состав ПДЭК следует включать..
а руководителей подразделений
б выборных сотрудников из разных подразделений
в только почетных работников организации
г высококвалифицированных сотрудников, имеющих доступ к конфиденциальной информации

Ответ г

Вопрос 9.
Допуск сотрудников предприятия к коммерческой и служебной тайне осуществляется?
а назначением руководителя
б с согласия сотрудников
в после обучения правилам работы
г все вышеперечисленное

Ответ г

Вопрос 10.
Каким образом осуществляется учет носителей конфиденциальной информации?
а не ведется
б ведется в журнале учета носителей
в ведется раздельно в журналах по видам носителей
г только электронно

Ответ: в

Вопрос 11.
Учет бумажных и машинных носителей производится:
А по каждому виду тайны раздельно
Б все виды тайн в одном журнале
В не производится
Г учитываются только бумажные носители

Ответ: а


Вопрос 12.
Что делать с ошибочно присланными конфиденциальными документами?
А Их нужно выбросить
Б Их нужно отправить обратно
В По согласованию с отправителем переслать в нужный адрес
Г Уничтожить

Ответ: в

Вопрос 13.
Что происходит с конфиденциальными документами, которые не исполнены в текущем делопроизводственном году?
А их уничтожают
Б их переводят для исполнения в новом делопроизводственном году
В такой необходимости никогда не возникает, т.к. организации обязаны все исполнить в текущем году
Г оставляют до исполнения в книге учета предыдущего года

Ответ: б

Вопрос 14.
Стоит ли принимать надорванный пакет (конверт) с конфиденциальными документами, если он адресован в вашу организацию?
А нет, не стоит, нужно составить акты и вернуть обратно
Б да, стоит, но составить акты
В нет, не стоит принимать, и акты составлять тоже не стоит
Г да стоит принимать

Ответ: б

Вопрос 15.
Какая отметка должна стоять в журнале учета входящих документов, если конфиденциальный документ пришел с сопроводительным письмом, которое, в свою очередь, не содержит конфиденциальной информации?
А сопроводительное письмо не нужно регистрировать
Б "без приложения не конфиденциально"
В письмо регистрируют отдельно, а приложение отдельно
Г такие документы регистрируются в отдельном журнале

Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1
В чью компетенцию входит разработка перечней сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну?
Ответ: ПДЭК

Вопрос 2.
В чью компетенцию входит составление перечней издаваемых предприятием конфиденциальных документов?
Ответ: ПДЭК

Вопрос 3.
В чью компетенцию входит проведение аналитической работы по предотвращению утечки и утраты конфиденциальной информации?
Ответ: ПДЭК

Вопрос 4.
Обязательно ли вести два отдельных журнала для учета пакетов конфиденциальных документов и самих документов?
Ответ: да

Вопрос 5.
Кто обладает исключительным правом на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением трудовых обязанностей?
Ответ: работодатель

Вопрос 6.
Назовите уполномоченный орган, которому посылают уведомление об обработке Персональных данных?
Ответ: Роскомнадзор

Вопрос 7.
Реквизит, свидетельствующий о конфиденциальности информации, содержащейся в документе, проставляемый на самом документе и в сопроводительной документации к нему?
Ответ: гриф конфиденциальности

Вопрос 8.
Ознакомление определенных лиц с конфиденциальной информацией с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации?
Ответ: доступ

Вопрос 9.
Номер, присвоенный в учетных документах носителю или документу выделенного хранения, не подлежащему подшивке в дело?
Ответ: инвентарный номер
Вопрос 10.
Цифровое или буквенно-цифровое обозначение дела в номенклатуре дел, наносимое на его обложку?
Ответ: индекс дела

Вопрос 11.
Сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере?
Ответ: секрет производства

Вопрос 12.
Режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду?
Ответ: коммерческая тайна

Вопрос 13.
Документированная информация с ограниченным доступом, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну?
Ответ: Конфиденциальная информация

Вопрос 14.
Деятельность, обеспечивающая документирование и организацию работы с конфиденциальными документами?
Ответ: Конфиденциальное делопроизводство

Вопрос 15.
Зафиксированная на материальном носителе
конфиденциальная информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать?
Ответ: конфиденциальный документ

Вопрос 16.
Отправляемые и поступающие документы и другая письменная информация?
Ответ: корреспонденция

Вопрос 17.
Систематизированный перечень наименований (заголовков) дел, формируемых в структурных подразделениях организации, с указанием сроков хранения?
Ответ: номенклатура дел

Вопрос 18.
Материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде?
Ответ: носитель информации

Вопрос 19
Письмо, составляемое для справки о приложенных к нему документах, не имеющих адресной части?
Ответ: сопроводительное

Вопрос 20.
Текст документа до его подписания или утверждения?
Ответ: проект


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен к организационному и документационному обеспечению деятельности учреждений и организации различных форм собственности.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1
Ответственность за разглашение должностным лицом информации ограниченного доступа предусмотрена в:
а. Федеральном законе «Об архивном деле в Российской Федерации»
б. Гражданском кодексе
в. Кодексе об административных правонарушениях
г. Уголовном кодексе
Ответ: в

Вопрос 2.
Разделение информационных ресурсов по категориям доступа устанавливает:
а. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»
б. Гражданский кодекс
в. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»
г. Федеральный закон «О государственной тайне»
Ответ: в

Вопрос 3.
Какой реквизит придает юридическую силу электронному документу?
а. электронная печать
б. электронная подпись
в. дата
г. QR-код
Ответ: б
Вопрос 4.
Экземпляр документа, составленный взамен отсутствующего (утерянного) подлинника и имеющий одинаковую с ним юридическую силу
а. дубликат
б. оригинал
в. копия
г. выписка
Ответ: а
Вопрос 5.
К документам выделенного хранения относятся:
а документы, подлежащие особым условиям хранения;
б документы с особым режимом использования;
в научно-техническая документация;
г все перечисленные категории

Ответ: г


Вопрос 6.
Документы, поступившие с других предприятий могут размножаться:
а с разрешения начальника подразделения конфиденциального делопроизводства;
б по производственной необходимости по служебной записке начальника соответствующего подразделения;
в по разрешения руководителя предприятия издавшего документ
г с разрешения руководителя предприятия получившего документ
Ответ: в

Вопрос 7.
В каких формах выражается уязвимость конфиденциальной информации?
а потеря носителя информации
б несанкционированное уничтожение носителя информации или отображенной в нем информации
в искажение информации
г во всех приведённых формах
Ответ: г

Вопрос 8.
В состав ПДЭК следует включать..
а руководителей подразделений
б выборных сотрудников из разных подразделений
в только почетных работников организации
г высококвалифицированных сотрудников, имеющих доступ к конфиденциальной информации

Ответ г

Вопрос 9.
Допуск сотрудников предприятия к коммерческой и служебной тайне осуществляется?
а назначением руководителя
б с согласия сотрудников
в после обучения правилам работы
г все вышеперечисленное

Ответ г

Вопрос 10.
Каким образом осуществляется учет носителей конфиденциальной информации?
а не ведется
б ведется в журнале учета носителей
в ведется раздельно в журналах по видам носителей
г только электронно

Ответ: в

Вопрос 11
Целями экспертизы ценности документов не являются
а определение сроков хранения документов
б отбор документов на государственное хранение
в упорядочение и хранение исполненных документов
г создание условий для использования архивных документов

Ответ: г

Вопрос 12
В результате экспертизы ценности документов выделяются следующие группы дел
а дела постоянного и долговременного хранения
б дела, предназначаемые для уничтожения
в дела временного хранения
г все перечисленные категории

Ответ: г


Вопрос 13
Основными задачами ПДЭК не являются:
а) Разработка перечня сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну;
б) Разработка перечня издаваемых на предприятии конфиденциальных документов;
в) Обеспечение условий ограничения доступа к конфиденциальной информации;
г) Экспертиза ценности конфиденциальных документов.

Ответ: в

Вопрос 14
Экспертная комиссия назначается
а приказом директора
б распоряжением начальника службы ДОУ
в ответственным за делопроизводство
г руководителем подразделения безопасности

Ответ: а

Вопрос 15.
На основании чего формируется список сведений, составляющих коммерческую тайну?
а на основании существующего законодательства;
б на основании желания собственника предприятия;
в на основании служебной необходимости;
г на основании служебных записок руководителей подразделений

Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.
Все изготовленные на предприятии конфиденциальные документы учитываются в книге_________?
Ответ: книге учета издаваемых конфиденциальных документов
Вопрос 2.
Какой реквизит придает юридическую силу электронному документу?
Ответ: электронная подпись.
Вопрос 3.
Какая ответственность предусмотрена за умышленное уничтожение объектов историко-культурного значения в виде архивных документов?
Ответ: уголовная
Вопрос 4.
Каким документом оформляются решения экспертной комиссии?
Ответ: протоколом
Вопрос 5.
Кто обладает исключительным правом на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением трудовых обязанностей?
Ответ: работодатель

Вопрос 6.
Назовите уполномоченный орган, которому посылают уведомление об обработке Персональных данных?
Ответ: Роскомнадзор

Вопрос 7.
Реквизит, свидетельствующий о конфиденциальности информации, содержащейся в документе, проставляемый на самом документе и в сопроводительной документации к нему?
Ответ: гриф конфиденциальности

Вопрос 8.
Ознакомление определенных лиц с конфиденциальной информацией с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации?
Ответ: доступ

Вопрос 9.
Номер, присвоенный в учетных документах носителю или документу выделенного хранения, не подлежащему подшивке в дело?
Ответ: инвентарный номер
Вопрос 10.
Цифровое или буквенно-цифровое обозначение дела в номенклатуре дел, наносимое на его обложку?
Ответ: индекс дела
Вопрос 11.
Документ архива, составленный на бланке архива, имеющий юридическую силу и содержащий документную информацию о предмете запроса с указанием архивных шифров и номеров листов единиц хранения тех архивных документов, на основании которых она составлена – это
Ответ: архивная справка

Вопрос 12.
Документы не подлежащие подшивке в дело учитываются по журналу учета….?
Ответ: документов выделенного хранения

Вопрос 13.
Учет конфиденциальных документов подразделяется на три вида: изданых документов, поступивших документов и….?
Ответ документов выделенного хранения.

Вопрос 14.
Есть ли в открытом делопроизводстве такой вид учета как «учет документов выделенного хранения»?
Ответ: нет

Вопрос 15.
Чертежно-графические, сброшюрованные, большеформатные документы содержащие конфиденциальную информацию учитываются в журнале…….?
Ответ6 документов выделенного хранения.

Вопрос 16.
Документ для обеспечения последовательности проставления учетных номеров конфиденциальных документов при карточном способе учета называется?
Ответ: контрольный журнал

Вопрос 17.
Кем вскрываются пакеты с конфиденциальными документами с пометкой «лично»?
Ответ: работником, кому они адресованы

Вопрос 18.
Воспроизводится ли учетный номер экземпляра документа при размножении поступивших конфиденциальных документов?
Ответ: да.
Вопрос 19.
Кем назначается Экспертная комиссия ?
Ответ: директором
Вопрос 20.
С чьего разрешения могут размножаться документы, поступившие с других предприятий?
Ответ: директора предприятия издавшего документ.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 8 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики; [авт.-сост.: В. Н. Владимиров и др.] Документоведение и архивоведение (дисциплины базовой части профессионального цикла): учеб. пособие для бакалавров по направлению 46.03.02 Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рогожин, М. Ю. Документационное обеспечение управления: , 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э2 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э3 Официальный сайт Федерального архивного агентства archives.ru
Э4 Портал «Архивы России» www.rusarchives.ru
Э5 ГАРАНТ. Информационно-правовой портал www.garant.ru
Э6 Гильдия Управляющих Документацией www.gdm.ru
Э7 Историко-архивный институт РГГУ iai.rsuh.ru
Э8 Всероссийский НИИ документоведения и архивного дела www.vniidad.ru
Э9 Курс в Moodle "Конфиденциальное делопроизводство" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс состоит из разделов, изучающих конфиденциальное делопроизводство.
Предлагаемый курс должен обеспечить слушателей теоретической базой и практическими умениями и навыками в рамках изучаемой дисциплины. Курс состоит из лекционных, практических занятий и самостоятельной работы студента.
Методика преподавания курса строится на основе выполнения следующих видов учебных занятий и работ: лекции, практические занятия, самостоятельные занятия. В процессе работы над курсом используются: графические материалы, наглядные материалы представляемые в виде раздаточного материала или в ЭУМКД при самостоятельном освоении тем.
В лекциях рассматриваются необходимые теоретические материалы, законодательную и нормативную базу изучаемых вопросов а так же приводятся практические примеры, представляющие практику. Достаточно широко освещается имеющийся зарубежный опыт, постоянно, однако, сопоставляя его с возможностями применения в российских условиях.
Российский опыт в лекциях рассматривается в динамике хронологического перехода от досоветского периода к советской практики и проблематики к современности.
Практические занятия организуются для закрепления лекционного материала в ходе их проведения используются активные формы, предполагающие значительную работу студентов с конкретными документами и выполнение определенных видов работ в том числе с документами для выработки практических умений и навыков работы.
При подготовке к практическим занятиям студент должен придерживаться следующих правил:
– внимательно изучить основные вопросы темы практического занятия, определить место темы занятия в общем содержании, ее связь с другими темами;
– найти и проработать соответствующие разделы в рекомендованной литературе;
– после ознакомления с теоретическим материалом ответить на вопросы для самопроверки;
– продумать свое понимание сложившейся ситуации в изучаемой сфере, пути и способы решения проблемных вопросов;
– продумать развернутые ответы на предложенные вопросы темы, опираясь на лекционные материалы, расширяя и дополняя их данными из источников дополнительной литературы.

Самостоятельная подготовка студентов базируется на изучении рекомендованной по курсу литературы, законодательных актов, нормативных материалов. В процессе изучения курса студенты должны обратить внимание на изучение основных понятий, общих закономерностей и тенденций развития в рамках изучаемой дисциплины.
Самостоятельная работа выполняется в удобное для студента время, представляется преподавателю и обсуждается в ходе практических занятий и консультаций. Данный формат предусматривает большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом рекомендованной литературы, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде контрольных вопросов теоретического и практического характера. Необходимо учесть, что выполнение практических заданий предполагает комплексное осмысление материала всего курса и требует от студента творческого подхода и самостоятельной аргументации собственной позиции.
Готовиться к зачету необходимо последовательно. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если обучающийся сможет ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы, с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
На зачете требуется ответить на один вопрос, соответствующий содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку к ответу отводится 30 минут. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета.