МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и его роль в стране и мире

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.06.01. Языкознание и литературоведение
НаправленностьРусская литература; Русский язык; Теория языка
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_06_01_Языкознание и литературоведение-2021,2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н, зав.каф., Чернышова Т.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., проф., Трубникова Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и его роль в стране и мире

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 903)

составлена на основании учебного плана:
45.06.01 Языкознание и литературоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н зав.каф. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ф.н зав.каф. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление о роли современного русского языка как языка межнационального общения во всей совокупности его семиотических, функциональных, выразительных и коммуникативных особенностей и о возможности их изучения в современной науке о языке и дискурсивно-речевой практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владение теориями, методами, технологиями и культурой научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, с целью обеспечения планируемых целей и задач НИР
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые принципы филологических и междисциплинарных исследований для изучения и продвижения русского языка как языка межнационального общения и использовать их для самостоятельного проектирования и комплексного исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать базовые принципы филологических и междисциплинарных исследований для изучения и продвижения русского языка как языка межнационального общения и использовать их для самостоятельного проектирования и комплексного исследования..
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. базовыми принципами филологических и междисциплинарных исследований для изучения и продвижения русского языка как языка межнационального общения и использовать их для самостоятельного проектирования и комплексного исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущностные характеристики русского языка
1.1. Язык как знаковая система.Функции языка как знаковой системы Лекции 4 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Язык как знаковая система. Функции языка как знаковой системы Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Язык как развивающееся явление Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Функции языка как знаковой системы Сам. работа 4 20 ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Тема 4. Русский язык и его роль в современном мире
2.1. Тема 4. Русский язык и его роль в современном мире Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Русский язык в истории и современном состоянии Современный русский язык как культурное явление Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.3. Тема 5. Общественные процессы и развитие современного русского языка Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.4. Современный русский язык в исследованиях современных лингвистов Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.5. Русский язык и его роль в современном мире Сам. работа 4 19 ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Русский язык в современном мире
3.1. Русский язык в современном мире Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.2. Русский язык в интернет-пространстве Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.3. Общественные организации русистов. Разработка плана практического занятия Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.4. Передачи о русском языке на радио и телевидении Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.5. Русский язык в современном мире Сам. работа 4 18 ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены на старанице курса на Образовательном портале АлтГУ: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1517#section-5
ПРОВЕРЯЕМАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПК-3: владение теориями, методами, технологиями и культурой научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, с целью обеспечения планируемых целей и задач НИР
Тестовые вопросы (образец).
1. Принято считать, что современный русский язык сформировался в эпоху (выберите правильный ответ):
1) А.С. Пушкина
2) Ф.М. Достоевского
3) Г.Р. Державина
4) М.В. Ломоносова
2. Укажите, какое из оснований противопоставления языка и речи не принадлежит Ф де Соссюру или его ученикам:
1) Категория сущности
2) Системность
3) Категории произведения / воспроизведения
3. Наука, изучающая знаковые системы, называется:
1) Семиотика
2) Герменевтика
3) Логика
4) Информатика
4. Какое свойство языка Ч. Хоккет назвал перемещаемостью?
1) Способность сигнализировать об удаленных во времени и в пространстве событиях
2) Присвоение определенного значения некоторому абстрактному символу
3) Способность передавать информацию о смысле сигналов из поколения в поколение посредством обучения и подражания, а не генетической преемственности
5. Что исследователи называют «самым адекватным изображением живой речи»?
1) Фонетическое письмо (фонемография/фонография)
2) Идеографию
3) Пиктографию
6. Что является основной причиной постоянного динамизма русского языка?
1) Язык служит главным средством коммуникации между людьми в любом обществе
2) Язык обеспечивает речемыслительную деятельность человека
3) Язык служит средством номинации объектов, используемых человеком
7. Сколько стран в настоящее время используют русский язык как государственный?
1) 8
2) 10
3) 15
8. В какой период, по данным сравнительно-исторического языкознания и летописным сведениям, начинается интенсивное распространение русского языка среди представителей других этносов?
1) С X в. по XVI вв.
2) С XVI в. по XIX в.
3) С XIX в. по ХХ в.
4) С XX в.
9. В каком году был впервые определен социально-правовой статус государственного языка России?
1) 1954
2) 1917
3) 1991
4) 1994
10. Какой признак является важным для определения статуса «международного языка»? Отметьте все правильные ответы.
1) Абсолютное число владеющих
2) Глобальность расселения носителей языка
3) Охват им разных, максимальных по числу стран, а также наиболее влиятельных социальных слоев населения в разных странах

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА для обсуждения на практических занятиях:
Тема 1.ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА
1) Знаковый характер языка.
2) Естественные и искусственные языки.
3) Основные функции языка.
4) Роль языка в социуме.
Тема 2. Функции русского языка
1) Функции русского языка в современном мире
2) Как противопоставлены язык и речь? Что их объединяет?
3) Соотношение языка и речи. Функции речи (Р.О. Якобсон).
Тема 3. Язык как развивающееся явление
1) О динамизме русского языка и его причинах.
2) Факторы развития языка.
3) Процессы в языке, обусловленные особенностями человеческой речи
Тема 4. Русский язык и его роль в современном мире
1) Современный русский язык как культурное явление.
2) Русский язык в истории и современном состоянии
Тема 5.Русский язык в интернет-пространстве
1) Наиболее популярные домены на русском языке.
2) Страны, в которых русский язык является государственным и официальным языком.
3) Причины падения интереса к русскому языку в современном мире (по данным Центра социологических исследований Минобрнауки России).
4) Русский язык на постсоветском пространстве (в бывших союзных республиках).
Тема 6. Русский язык на профессионально-ориентированных сайтах(тема разрабатывается самостоятельно на основе предложенного плана).
Тема 7.Общественные организации русистов. Разработка плана практического занятия.
Тема 8. Международные организации русистов. Разработка плана-конспекта лекции.
Тема 9. Фонд «РУССКИЙ МИР» и его роль в популяризации русского языка.
Тема 10.Радиопрограммы и телепередачи о русском языке(тема разрабатывается самостоятельно).
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Знаковый характер языка.
2. Естественные и искусственные языки.
3. Основные функции языка.
4. Динамизм русского языка и его причины.
5. Факторы развития языка.
6. Процессы в языке, обусловленные особенностями человеческой речи (по работе Б.А. Серебренникова «Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление». М., 1988. С. 131-147).
7. Современный русский язык как культурное явление.
8. Наиболее популярные домены на русском языке.
9. Страны, в которых русский язык является государственным и официальным языком.
10. Причины падения интереса к русскому языку в современном мире (по данным Центра социологических исследований Минобрнауки России).
11. Русский язык на постсоветском пространстве (в бывших союзных республиках).
12. Русский язык в интернет-пространстве.
13. Русский язык на профессионально-ориентированных сайтах.
14. Общественные организации русистов в интернет-пространстве.
15. Международные организации русистов в интернет-пространстве.
16. Фонд «РУССКИЙ МИР» и его роль в популяризации русского языка.
17. Радиопрограммы и телепередачи о русском языке.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Посмотрите видеолекцию или ее печатный вариант. Дайте оценку содержанию лекции, укажите ее достоинства и недостатки.
2. На основе фрагмента книги Б.А. Серебренникова «Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление». М., 1988. (С. 131-147) расскажите о процессах в языке, обусловленных особенностями человеческой речи.
3. С учетом позитивных и негативных тенденций, повлиявших на развитие современного русского языка в конце XX-начале XXI вв. (на примере фактора «политическая свобода в обществе, политический плюрализм»), дайте характеристику следующих тенденция с позиций их позитивных и негативных последствий:
Переход к рыночной экономике;
Свобода слова;
Техническое перевооружение быта россиян (техническая революция).
4. Опишите один из сайтов о русском языке по следующему плану:
1) Цель и задачи деятельности общественных организаций русистов России (РОПРЯЛ, РУСЛИТВУЗ, Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам, Сибирская ассоциация лингвистов-экспертов и др.).
2) Разделы сайта.
3) Эффективность сайта.
4) Просветительские функции сайта.
5. Дайте содержательную характеристику сайта Фонда «Русский Мир» по следующему плану:
1) Цель и задачи фонда.
2) Разделы сайта.
3) 3. Роль сайта в распространении русского языка в мире.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология: учебное пособие Москва, 2010 // ЭБС «Университетская библиотека он-лайн», 2012., 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зализняк А. А., Левонтина И.Б., Шмелёв А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира: Москва, 2005 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=213339
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный корпус русского языка- www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru Российская коммуникативная ассоциация (РКА) - www.russcomm.ru Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461 Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html
Э2 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461 Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru
Э3 Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461 Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru Поисковая система google - www.google.ru
Э4 РЯ В СМ на Образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru
Издательство «Лань»: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1461
Университетская библиотека: http://www.biblioclub.ru/52957_Yazyk_sotsialnogo_statusa.html
Национальный корпус русского языка – www.ruscorpora.ru
Справочно-информационный портал «Грамота.ру» - www.gramota.ru
Поисковая система google - www.google.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Курс имеет преимущественно теоретическую направленность, предусматривающую большую долю самостоятельной работы студентов третьей образовательной ступени (аспирантура).
Курс проводится в дистанционной форме.На платформе курса на Образовательном портале АлтГУ содержится теоретический и практический материал, представленный к каждому занятию в виде планов практических занятий, лекционного материала. Перед тем как приступать к выполнению домашнего задания, необходимо обязательно познакомиться с источниками теоретического материала.
В конце каждой презентации содержится домашнее задание, а также рекомендации по его выполнению.
Кроме того, в виде отдельных файлов представлены работы, знакомство с которыми необходимо для подготовки вынесенных для обсуждения вопросов и выполнения практических заданий.
2. Для выполнения задания использовать список литературы и источников.
3. Самостоятельные зачетные работы могут выполняться как аудиторно, так и внеаудиторно в системе ЭУМК .
Для студентов, по какой-либо причине пропустивших самостоятельную зачетную работу, задания к ней выставляются дополнительно в период, следующий после даты аудиторной самостоятельной работы.
4. Для получения итогового зачета необходимо выполнить следующий минимум:
1) посещение практических занятий и выполнение всех практических и теоретических заданий: либо через электронный ресурс. либо в письменном пиде на занятии;
2) еженедельное реферирование научных статей по изучаемой теме (см. список для реферирования к каждому занятию);
3) выполнение домашних заданий к каждому практическому занятию;
4) участие в обсуждениях на Форумах;
Зачет проводится в виде зачетного теста.