МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аудирование текстов российских СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Титова М.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Аудирование текстов российских СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.05.2021 г. № 5
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Конечной целью обучения аудированию на предлагаемом курсе является развитие и совершенствование, на основе изученного языкового материала, социокультурных знаний, языковой и контекстуальной догадки таких аудитивных умений, которые позволят обучающимся понимать иноязычную речь как монологического, так и диалогического характера, всякий раз в новых ситуациях и различных сферах речевого общения на материале теленовостей.
Целью освоения учебной дисциплины является улучшение навыков восприятия аутентичной речи на слух посредством обширной практики по аудированию, подготовка студентов к осуществлению организационно-коммуникационной деятельности в международной образовательной и деловой сферах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 владением особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения
ПК-17 способностью моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать:
В соответствии с коммуникативной ситуацией выявляет релевантную информацию, идентифицировать принадлежность высказывания к официальному, нейтральному и неофициальному регистрам общения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь:
Передает семантическую информацию, а также стилистическую и культурную коннотацию языковых единиц, используемых в устной и письменной коммуникации;
Осуществляет поиск и обработку необходимой информации, содержащейся в специальной литературе, энциклопедических, толковых, исторических, этимологических словарях, словарях сочетаемости и других.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть: Достигает ясности, логичности, содержательности, связности, смысловой и структурной завершенности устных и/или письменных текстов в соответствии с языковой нормой, прагматическими и социокультурными параметрами коммуникации.
Использует рациональные приемы поиска и применения программных продуктов лингвистического профиля.
Использует профильные информационные ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для решения профессиональных задач в области перевода.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1
1.1. Речь дикторов радио и телевидения. Структура выпуска новостей. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Перифразы в речи журналистов. Клише. Аргументация. Слова-связки. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Практические 5 8 Л1.2
1.4. Сам. работа 5 14 Л1.1
Раздел 2. 2
2.1. Репортажи и дискуссии на телевидении. Монологическая и диалогическая речь. Лекции 5 4 Л2.1, Л1.2
2.2. Диалогическая речь в повседневной жизни. Имплицитность. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Практические 5 8 Л1.2
2.4. Сам. работа 5 14 Л1.1
Раздел 3. 3
3.1. Экстралингвистические знания. Лекции 5 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Диалогическая речь с использованием молодежного сленга. Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Практические 5 8 Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Сам. работа 5 13 Л1.1
3.5. Экзамен 5 27 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине имеется в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баско Н.В. Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику: учебное пособие М.: Русский язык. Курсы, 2013
Л1.2 Черняк В.Д. Дунев А.И. Кузьмина А.В. Семенец О.П. Русский язык и современная социокультурная ситуация: Методические рекомендации и учебные задания Издательство РГПУ им. А.И.Герцена (Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена), 2011 http: e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Богомолов А.Н. Новости из России. Русский язык в средствах массовой информации:: учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный М.: Русский язык. Курсы, 2012
Л2.2 Хван О.Н. Читаем газету: Издательство МГИМО, 2010 http: e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Барнаульские новости www.amic.ru
Э2 РИА новости ria.ru
Э3 газета.ru. Главные новости www.gazeta.ru
Э4 Аргументы и факты www.aif.ru
Э5 Российская газета rg.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
стандартное оборудование: ноутбук, настенный экран, проектор, подключение к интернету
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. ФОС