МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика профессионального образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.06.01. Образование и педагогические науки
НаправленностьОбщая педагогика, история педагогики и образования; Теория и методика профессионального образования
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_06_01_Образование и педнауки-2021,2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н, Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика профессионального образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 902)

составлена на основании учебного плана:
44.06.01 Образование и педагогические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение знаниями по узловым вопросам теории и методики профессионального образования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью к применению результатов научных педагогических исследований при решении задач практической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные требования, содержание методики организации и подготовки в учебных заведениях различного уровня;
содержание основных документов государственного стандарта профессионального образования;
методы, средства и формы теоретического и практического обучения: понятие, сущность, характеристики;
содержание дидактической деятельности педагога;
организационно-методические основы профессионального образования
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать существующую нормативную и учебно-программную документацию, обосновывать внесение изменений в эту документацию, а также обновлять ее и при необходимости разрабатывать;
отбирать необходимый дидактический материал и конструировать предметное содержание обучения;
осуществлять дидактическое проектирование учебного процесса;
управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся;
измерять и оценивать уровень сформированности знаний и умений учащихся;
проводить занятия по предмету с последующим анализом результатов обучения учащихся,
диагностикой реализации целей обучения и корректировкой учебного процесса;
самостоятельно работать с научной, методической и учебной литературой, пользоваться новыми цифровымми и образовательными технологиями;
проводить самоанализ своей деятельности, оценивать её результаты и проводить корректировку.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийно-категориальным аппаратом дисциплины;
практическими навыками проектирования, реализации, оценки и коррекции
учебно-воспитательного процесса в профессиональных учебных заведениях;
навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, технологий педагогического общения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Роль высшего образования в современной цивилизации
1.1. Проблемы современного высшего образования Лекции 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Реформирование в области высшего образования Практические 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Кризис российского высшего образования Сам. работа 3 9 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Болонский процесс
2.1. Истоки и динамика Болонского процесса Лекции 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Многоуровневая система высшего образования Практические 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Система качества высшего образования Сам. работа 3 9 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Профессиональная компетентность педагога. Проектирование образовательного процесса
3.1. Компетентность и компетенции Лекции 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Проектирование образовательного процесса Практические 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Профессиональная компетентность педагога: сущность, структура и содержание Сам. работа 3 9 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Воспитательная компонента в профессиональном образовании
4.1. Современные идеи содержания воспитания в высшей школе Лекции 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Ценностные приоритеты воспитательной компоненты образования Практические 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Воспитательные мероприятия в высшей школе: от проектирования до реализации Сам. работа 3 9 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Формы организации учебного процесса в высшей школе
5.1. Роль и место лекции в вузе Лекции 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Семинарские занятия в высшей школе Практические 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Иные формы организации учебного процесса в вузе Сам. работа 3 10 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Технологии профессионального образования
6.1. Понятие «Педагогическая технология» Лекции 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Технология активных методов обучения Практические 3 2 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Цифровые образовательные технологии Сам. работа 3 11 ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Петухова Е.А. Педагогика высшей школы: учебное пособие АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие ЮНИТИ-ДАНА, 2020 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Солодова, Г.Г. Психология и педагогика высшей школы: электронное учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие: учеб. пособие Кемерово : КемГУ, 2017 e.lanbook.com
Л2.2 Таратухина Ю. В., Авдеева З. К. Педагогика высшей школы в современном мире: чебник и практикум для вузов Юрайт, 2021 https: //urait.ru/bcode/477151
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория и методика профессионального образования Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Теория и методика профессионального образования ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Теория и методика профессионального образования portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.