Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.06.01. Образование и педагогические науки |
Направленность | Общая педагогика, история педагогики и образования; Теория и методика профессионального образования |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_06_01_Образование и педнауки-2021,2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 57 | 57 | 57 | 57 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна
1.1. | Овладение знаниями по узловым вопросам теории и методики профессионального образования |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-3 | способностью к применению результатов научных педагогических исследований при решении задач практической деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные требования, содержание методики организации и подготовки в учебных заведениях различного уровня; содержание основных документов государственного стандарта профессионального образования; методы, средства и формы теоретического и практического обучения: понятие, сущность, характеристики; содержание дидактической деятельности педагога; организационно-методические основы профессионального образования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать существующую нормативную и учебно-программную документацию, обосновывать внесение изменений в эту документацию, а также обновлять ее и при необходимости разрабатывать; отбирать необходимый дидактический материал и конструировать предметное содержание обучения; осуществлять дидактическое проектирование учебного процесса; управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся; измерять и оценивать уровень сформированности знаний и умений учащихся; проводить занятия по предмету с последующим анализом результатов обучения учащихся, диагностикой реализации целей обучения и корректировкой учебного процесса; самостоятельно работать с научной, методической и учебной литературой, пользоваться новыми цифровымми и образовательными технологиями; проводить самоанализ своей деятельности, оценивать её результаты и проводить корректировку. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | понятийно-категориальным аппаратом дисциплины; практическими навыками проектирования, реализации, оценки и коррекции учебно-воспитательного процесса в профессиональных учебных заведениях; навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, технологий педагогического общения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Роль высшего образования в современной цивилизации | ||||||
1.1. | Проблемы современного высшего образования | Лекции | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Реформирование в области высшего образования | Практические | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Кризис российского высшего образования | Сам. работа | 3 | 9 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Болонский процесс | ||||||
2.1. | Истоки и динамика Болонского процесса | Лекции | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Многоуровневая система высшего образования | Практические | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Система качества высшего образования | Сам. работа | 3 | 9 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Профессиональная компетентность педагога. Проектирование образовательного процесса | ||||||
3.1. | Компетентность и компетенции | Лекции | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Проектирование образовательного процесса | Практические | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Профессиональная компетентность педагога: сущность, структура и содержание | Сам. работа | 3 | 9 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Воспитательная компонента в профессиональном образовании | ||||||
4.1. | Современные идеи содержания воспитания в высшей школе | Лекции | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Ценностные приоритеты воспитательной компоненты образования | Практические | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Воспитательные мероприятия в высшей школе: от проектирования до реализации | Сам. работа | 3 | 9 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Формы организации учебного процесса в высшей школе | ||||||
5.1. | Роль и место лекции в вузе | Лекции | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Семинарские занятия в высшей школе | Практические | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.3. | Иные формы организации учебного процесса в вузе | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. Технологии профессионального образования | ||||||
6.1. | Понятие «Педагогическая технология» | Лекции | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
6.2. | Технология активных методов обучения | Практические | 3 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
6.3. | Цифровые образовательные технологии | Сам. работа | 3 | 11 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
прилагается |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
прилагается |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС ТЕория и методика профессионального образования.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Петухова Е.А. | Педагогика высшей школы: учебное пособие | АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Громкова М.Т. | Педагогика высшей школы: учебное пособие | ЮНИТИ-ДАНА, 2020 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Солодова, Г.Г. | Психология и педагогика высшей школы: электронное учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие: учеб. пособие | Кемерово : КемГУ, 2017 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Таратухина Ю. В., Авдеева З. К. | Педагогика высшей школы в современном мире: чебник и практикум для вузов | Юрайт, 2021 | https: //urait.ru/bcode/477151 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Теория и методика профессионального образования | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | ||
Э2 | Теория и методика профессионального образования | ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Теория и методика профессионального образования | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на: - расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам; - усвоение умений и навыков практической работы; - развитие умений самопознания и саморазвития. Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий: - формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах; - формулирование резюме по прочитанному материалу; - составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями; - составление краткого конспекта текста. |