МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Анализ литературного произведения в школе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильРусский язык и литература. Детская журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_РЯЛДЖ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Ковалев Олег Александрович;

Рецензент(ы):
к.филол.н., доц., Романова Е.Г.

Рабочая программа дисциплины
Анализ литературного произведения в школе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является углубление знаний и умений, полученных студентами-филологами при изучении введения в литературоведение.
В задачи курса входят
- знакомство с основными понятиями стиховедения и иных разделов поэтики, ориентированных на изучение стихотворной речи;
- формирование навыков профессионального анализа художественного стихотворного текста,
- формирование методики анализа стихотворного текста на уроках русского языка в средней школе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения русскому языку, литературе и детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения русскому языку, литературе и детской журналистике
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения русскому языку, литературе и детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания русского языка и литературы, детской журналистики
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения русского языка и литературы, организации детского журналистского творчества
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о системах стихосложения в русской поэзии, об истории стиха, основных проблемах современного стиховедения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать терминологию современного стиховедения, принципы стиховедческого анализа текста;
Уметь выделить основные элементы поэтической формы, определить особенности строения того или иного стиха, определить метр и размер, охарактеризовать строфу, особенности ритма, строфики, фоники и рифмы стихотворения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самостоятельного профессионального филологического анализа лирического произведения в стиховедческом аспекте.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Основные сведения по теории и истории русского стиха
1.1. Анализ лирического текста Практические 8 4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.2. Стихи и проза Лекции 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.3. Русский стих в диахроническом аспекте Лекции 8 4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.4. Основные понятия русской силлабо-тоники Лекции 8 4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.5. Формы русского тонического стиха Лекции 8 4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.6. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 8 26 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Основная часть. Аспекты стиховедческого анализа текста
2.1. Метр и смысл Лекции 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.2. Метр и ритм Лекции 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.3. Ритмические перебои как средство выразительности Лекции 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.4. Метр и синтаксис Практические 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.5. Строфика Практические 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.6. Звук и смысл Практические 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.7. Грамматика поэзии Практические 8 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.8. Композиция лирического стихотворения Практические 8 4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.9. Подготовка к текущим занятиям Сам. работа 8 26 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.10. Письменный анализ стихотворения Сам. работа 8 10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.11. Подготовка к зачету Сам. работа 8 10 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме будут размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –(курс в разработке)
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания русского языка и литературы, детской журналистики
ПК-1: Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Стиховедение как раздел поэтики.
2. Основные этапы развития стиховедения в России.
3. Стихи и проза: теоретический аспект.
4. Свойства поэтического языка.
5. Системы стихосложения.
6. Основные ритмические определители русского стиха.
7. Цезура, ее ритмическая роль и основные признаки.
8. Происхождение и ранние формы русского стиха. Русский силлабический стих.
9. Реформа русского стихосложения В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова.
10. Понятие о вторичном ритме. Его возникновение и разновидности.
11. Русский дольник: ритмическая природа, происхождение, история. Ритмика трехиктового дольника.
12. Русские логаэды.
13. Метр и смысл. Понятие о семантических ореолах размеров.
14. Семантические ореолы русских силлабо-тонических размеров.
15. Соотношение понятий «метр», «размер», «ритм».
16. Стиховедческие работы А. Белого. Теория русского силлабо-тонического стиха В.М. Жирмунского.
17. Ритмика русских силлабо-тонических размеров.
18. Строфика как раздел стиховедения. Строфа. Строфический и астрофический стих.
19. Основные строфические модели.
20. Твердые формы.
21. Фоника. Проблема соотношения звука и смысла.
22. Звуковые повторы: их разновидности и функции.
23. Ритмические перебои как средство выразительности.
24. Типы интонации русского классического стиха.
25. Рифма: происхождение, функции, разновидности.
26. Грамматика поэзии. Понятие о грамматических фигурах. Роль местоимений в структуре поэтического текста.
27. Параллелизм.
28. Проблема лирического субъекта.
29. Виды субъектной организации лирических текстов.
30. Свойства стиха на лексико-семантическом уровне. Тропы.
31. Определение коннотации в лингвистике, семиотике и литературоведении. Анализ коннотативных значений в литературных произведениях.
32. Проблема определения символа. Символ и знак. Символ и образ. Символ и аллегория.
33. Изучение символов в литературных произведениях.
34. Композиция лирического стихотворения.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО_ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА (образец)
Материалы по теме «Текст»
Схема лингвистического анализа текста с позиций системно-языкового (системоцентрического) подхода
1. Какого типа речи текст перед вами?
2. Какова композиция текста (количество смысловых частей,
микротемы этих частей).
3. Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)?
4. С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и грамматических)?
5. К какому стилю речи относится текст (научно-популярный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)?
6. Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы?
7. Какова идея текста (основная мысль)?
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
Теоретические вопросы
1. Стиховедение как раздел поэтики.
2. Основные этапы развития стиховедения в России.
3. Стихи и проза: теоретический аспект.
4. Свойства поэтического языка.
5. Системы стихосложения.
6. Основные ритмические определители русского стиха.
7. Цезура, ее ритмическая роль и основные признаки.
8. Происхождение и ранние формы русского стиха. Русский силлабический стих.
9. Реформа русского стихосложения В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова.
10. Понятие о вторичном ритме. Его возникновение и разновидности.
11. Русский дольник: ритмическая природа, происхождение, история. Ритмика трехиктового дольника.
12. Русские логаэды.
13. Метр и смысл. Понятие о семантических ореолах размеров.
14. Семантические ореолы русских силлабо-тонических размеров.
15. Соотношение понятий «метр», «размер», «ритм».
16. Стиховедческие работы А. Белого. Теория русского силлабо-тонического стиха В.М. Жирмунского.
17. Ритмика русских силлабо-тонических размеров.
18. Строфика как раздел стиховедения. Понятие о строфе. Строфический и астрофический стих.
19. Основные строфические модели.
20. Твердые формы.
21. Фоника. Проблема соотношения звука и смысла.
22. Звуковые повторы: их разновидности и функции.
23. Ритмические перебои как средство выразительности.
24. Типы интонации русского классического стиха.
25. Рифма: происхождение, функции, разновидности.
26. Грамматика поэзии. Понятие о грамматических фигурах. Роль местоимений в структуре поэтического текста.
27. Параллелизм.
28. Композиция лирического стихотворения.
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Стиховедение_ОФ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Федотов О.И. Основы русского стихосложения в 2-х книгах - 2-ая книга Строфика: учебное пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2012 e.lanbook.com
Л1.2 Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: в 2-х кн. Кн. 1: Метрика и ритмика: учебное пособие М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2012 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Погребная Я.В. Погребная Я.В. «Плоть поэзии и призрак прозрачной прозы…» Лирика В.В. Набокова: М.: Флинта // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Томашевский Б. В. Десятая глава «Евгения Онегина»: История разгадки: М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2010 biblioclub.ru
Л2.3 Тарановский К. Русские двусложные размеры. Статьи о стихе.: учебное пособие М.: Языки славянской культуры // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://edu.asu.ru/foo/course/view.php?id=65
Э2 http://rifma.com.ru/
Э3 http://www.stihi.ru/
Э4 http://modernpoetry.ru/
Э5 Стиховедение portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу работы по курсу "Анализ литературного произведения в школе" составляет приобретение устойчивого навыка анализа поэтических произведений разных периодов и направлений.
Для этого необходимо:
- регулярно посещать практические занятия;
- выполнять домашние задания - анализировать по предложенной схеме поэтические произведения;
- участвовать в обсуждении результатов анализа студентов группы.

Критерии оценки на зачете
«Зачтено» ставится в тех случаях, когда студент отвечает на вопросы к зачету точно, или близко к точному ответу, умеет размышлять самостоятельно, излагает свои мысли в логической последовательности, отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.
«Не зачтено» ставится в том случае, если студент не отвечает или затрудняется отвечать на основные и дополнительные вопросы, путается в ответах, показывает отрывочные знания.