МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы работы с медиатекстом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильРусский язык и литература. Детская журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_РЯЛДЖ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 47 72 47
Итого 108 83 108 83

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Деминова М.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы работы с медиатекстом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.филол.н, проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Современный медиатекст» являются: формирование у студентов системного представления о медиатексте как объекте современного российского медиадискурса; овладение понятиями и категориями медиатекста; знакомство с типологией современных медиатекстов и их компонентов; овладение навыками использования кросс-медийного кейса, предполагающего активную самостоятельного/автономную работу студентов по поиску медиатекстов по заданной ситуации или медиатопику и их последующий анализ. Изучение медиатекстов различных форм и видов является основой для формирования представления о том, как реальность конструируется и репрезентируется в средствах массовой информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения русскому языку, литературе и детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения русскому языку, литературе и детской журналистике
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения русскому языку, литературе и детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания русского языка и литературы, детской журналистики
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения русского языка и литературы, организации детского журналистского творчества
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности построения медиатекста; формы и закономерности соотношения внешних (коммуникативных) факторов, лежащих в основе конструирования медиатекста, с внутренними константами медиатекста; коммуникативно-прагматический принцип при определении текстовых категорий.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять системный характер обусловленности типологически отмеченной совокупности речевых качеств медиатекста компонентами реального коммуникативного акта; устанавливать закономерное соотношение между планом выражения и планом содержания в рамках медиатекста как речевого произведения; идентифицировать объект (медиатекст), дать его описание, указать на характерные свойства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть специальной терминологией, усвоить соответствующие понятия и характеристики и овладеть навыками самостоятельного анализа медиатекста разных жанров.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие "медиатекст". Характеристики медиатекста
1.1. Определение и основные характеристики медиатекста Лекции 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Типология медиатекстов Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Основные характеристики медиатекста. Критерии типологизации Практические 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Особенности восприятия и понимания медиатекстов Лекции 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Составление словаря терминов Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Основные подходы к анализу медиатекстов Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Анализ медиатекста Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2
1.8. Методы анализа медиатекстов Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Стилистический анализ медиатекста Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Индивидуальное задание Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Нарративный анализ медиатекста Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Индивидуальное задание Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Семиотический анализ медиатекста Практические 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Индивидуальное задание Сам. работа 5 9 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Контекстуальный анализ медиатекста Практические 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. Индивидуальное задание Сам. работа 5 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.17. Итоговый тест Лекции 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания русского языка и литературы, детской журналистики

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Целью литературного редактирования является … (выберите наиболее полный, на ваш взгляд, ответ)
а) исправление стилистических ошибок и погрешностей при подготовке рукописи к публикации;
б) комплексное улучшение содержания и формы текста при подготовке рукописи к публикации;
в) исправление стилистических и логических погрешностей при подготовке рукописи к публикации;
г) исправление авторской концепции при подготовке рукописи к публикации.
Правильный ответ: Б

2. Каковы пределы редакторского вмешательства в текст?
а) редактор может менять литературную форму и авторскую концепцию по своему усмотрению;
б) редактор может исправлять стилистические погрешности, не искажая авторской концепции и не анализируя содержания;
в) редактор исправляет форму и содержание текста, не искажая авторской концепции и ограничиваясь необходимым минимумом исправлений;
г) редактор исправляет только стилистические и композиционные погрешности.
Правильный ответ: В

3. Вы редактор. Автор принес вам материал. Ваши действия:
а) возьму ручку и начну сразу его править по ходу чтения;
б) возьму карандаш и начну текст внимательно читать, делая пометы в тексте и на полях;
в) возьму карандаш и бегло прочитаю текст, чтобы ознакомиться с его содержанием и получить общее представление о его структуре и языке, а потом уже прочитаю материал более внимательно и медленно, делая пометы.
Правильный ответ: В

4. Чтение текста – важнейшая методическая процедура работы редактора. Но есть разные виды чтения. Их последовательность:
а) ознакомительное, шлифовочное, углублённое;
б) ознакомительное, углублённое, шлифовочное;
в) шлифовочное, ознакомительное, углублённое.
Правильный ответ: Б

5. Есть четыре вида правки. Процесс редакционной подготовки материала к публикации заканчивается:
а) обработкой;
б) сокращением;
в) вычиткой;
г) переделкой.
Правильный ответ: В

6. Правка текста происходит:
а) одновременно с ознакомительным чтением;
б) одновременно с углубленным чтением;
в) после шлифовочного чтения;
г) после углублённого чтения.
Правильный ответ: Б

7. Самый распространенный и многоплановый вид правки:
а) вычитка;
б) сокращение;
в) обработка;
г) переделка.
Правильный ответ: В

8. Правка текста подразумевает:
а) исправление стилистических и смысловых ошибок;
б) исправление стилистических и смысловых ошибок и общее усовершенствование текста в соответствии с его местом в коммуникации, темой и назначением;
в) внесение любых изменений в текст.
Правильный ответ: В

9. Правка текста начинается с:
а) выправления его композиции, структуры;
б) исправления языковых неточностей и ошибок;
в) вычитки.
Правильный ответ: А

10. Редакторские исправления имеют право на жизнь:
а) всегда, потому что редактор отвечает за содержание и форму текста;
б) когда редакторский и авторский варианты равноправны по стилю и смыслу;
в) когда редакторский вариант улучшает авторский – в противном случае изменения текста бессмысленны.
Правильный ответ: В

11. Как называется мыслительный прием, состоящий из нескольких операций, включающих разбивку текста на части, выделение ключевых слов, составление смысловых рядов?
а) антиципация;
б) реципация;
в) мысленное составление плана текста;
г) предваряющие чтение вопросы.
Правильный ответ: В

12. Реципация – это…
а) предваряющие чтение вопросы;
б) наглядное представление;
в) соотнесение содержания текста с собственными знаниями;
г) мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения;
д) мысленное предвосхищение содержания и плана последующего изложения.
Правильный ответ: Г

13. Какие операции предполагает методика логического анализа текста?
а) членение текста на смысловые части, составление плана авторского варианта текста;
б) выделение имен, суждений (упрощение текста при необходимости), выделение связок, проверка верности имен и суждений путём их внутритекстового соотнесения между собой и контекстом;
в) проверка правильности неконкретизированных формулировок, точности наименования объектов действительности, правильности союзов и текстообразующих вводных слов;
г) специальных приемов логического анализа, отличающихся от общих приемов анализа фактического материала, не существует.
Правильный ответ: Б

14. Какой закон логики нарушен в утверждении «Когда не знаешь, как поступать – на стороне городской или краевой власти, то поступай по закону» (цитата из «Алтайской правды»)?
а) закон тождества;
б) закон противоречия;
в) закон исключенного третьего;
г) закон достаточного основания.
Правильный ответ: В

15. Какой закон логики нарушен в предложении «Несмотря на то, что комиссия не работает, никто её работы не контролирует»?
а) закон тождества;
б) закон противоречия;
в) закон исключенного третьего;
г) закон достаточного основания.
Правильный ответ: А

16. Нарушение какого закона логики чаще всего наблюдается в заголовках газетных материалов?
а) закон тождества;
б) закон противоречия;
в) закон исключенного третьего;
г) закон достаточного основания.
Правильный ответ: А

17. Какие из перечисленных недостатков относятся к композиционным?
а) заявленные и неразвитые или излишне детализированные подтемы;
б) частичная или полная подмена понятий;
в) игнорирование тезиса;
г) порочный круг.
Правильный ответ: А

18. Какая из перечисленных операций относится к методам анализа композиции?
а) составление плана, выделение рамочных элементов текста;
б) членение текста на высказывания и определение связок между ними;
в) выделение фактической основы и проверка правильности фактов;
г) перегруппировка данных на основе другого логического принципа.
Правильный ответ: А

19. Какой план составляется редактором на этапе углублённого чтения?
а) план-проспект;
б) план редакторских изменений;
в) план-конспект;
г) план рукописи.
Правильный ответ: Г

20. По каким признакам можно узнать повествовательный текст?
а) по перечислению наблюдаемых признаков предмета, оформленному преимущественно глаголами несовершенного вида;
б) по цепи событий, представленной в хронологической последовательности и оформленной преимущественно глаголами прошедшего времени совершенного вида;
в) причинно-следственными связями между элементами предметно-логической основы текста;
г) выше не названы отличительные черты повествования.
Правильный ответ: Б

21. Какой из приведенных ответов раскрывает суть определения как вида текста?
а) перечисление характерных наблюдаемых, видимых признаков предмета, явления, ситуации;
б) рассказ о событиях, представленный в хронологической последовательности его отдельных узлов;
в) перечисление наиболее важных, ранее установленных признаков предмета, явления, как наблюдаемых, так и не наблюдаемых;
г) исследование явлений, углубление наших знаний о мире, извлечение нового знания из связей ранее известных, установленных фактов.
Правильный ответ: В

22. Каковы характерные пороки описания?
а) выбор узлов, не продвигающих изложение вперед, нарушение хронологии событий.
б) выбор нехарактерных элементов, не создающих целостной картины, нарушение принципа их систематизации (например, от части к целому или наоборот);
в) нечеткая демонстрация, невнятно сформулированный тезис, неубедительные аргументы;
г) логическое неравенство объемов частей, неопределенность объема понятий, порочный круг.
Правильный ответ: Б

23. Работа редактора с текстами, относящимися к различным способам изложения продолжает…
а) стилистическую правку текста и является частью правки-вычитки;
б) логический анализ текста;
в) смысловой анализ текста;
г) композиционную правку и является частью правки-обработки.
Правильный ответ: Г

24. Что понимается в редактировании под фактом?
а) современное событие, имеющее общественный интерес;
б) исторические события, факт биографии;
в) любой элемент внетекстовой действительности, включая неконкретизированную формулировку;
г) любое событие, которому посвящен журналистский текст.
Правильный ответ: В

25. Какие приемы работы используются для проверки точности и достоверности фактического материала?
а) конкретизация представления, сопоставление повторяющихся и связанных по смыслу фактов внутри текста и с тем, что известно по теме;
б) определение смысловой структуры текста и выявление роли факта в ней;
в) выделение подтем, составление плана текста;
г) выделение элементов описания.
Правильный ответ: А

26. Какие факты текста нуждаются в проверке?
а) все изложенные автором в рукописи;
б) все те, что войдут в окончательный вариант текста;
в) те сомнительные или неизвестные автору, которые невозможно исключить из текста;
г) те сомнительные или неизвестные редактору, которые невозможно исключить из текста.
Правильный ответ: Б

27. Что означает понятие «точность цитирования» в применении к текстам СМИ? (выберите наиболее полный ответ)
а) соблюдение орфографии и пунктуации цитаты;
б) отсутствие смысловых искажений;
в) первое и второе, вместе взятые;
г) буквальная и смысловая точность, правописание по современным нормам.
Правильный ответ: В

28. Какие правила необходимо соблюдать при работе с цифровыми данными?
а) заботиться о наглядности и понятности цифр, их сопоставимости между собой, не перегружать текст цифрами;
б) располагать цифровые данные в рамочных элементах текста;
в) не употреблять цифр вообще;
г) работа с цифрами ничем не отличается от работы с любым другим фактическим материалом.
Правильный ответ: А

29. Методика какой процедуры в редакторском анализе дает возможность определить значение отрицательного языкового материала, его функции при анализе текста, обосновать методику редакторской правки?
а) конкретизация;
б) литературоведческий подход к анализу текста;
в) стилистический эксперимент;
г) лингвистический эксперимент.
Правильный ответ: Г

30. Отметьте случай стилистической погрешности.
а) По мнению А. Починка, должен быть пересмотрен подход к финансовой и банковским тайнам. Необходимо, по его мнению, раскрывать направление и источник перевода крупных сумм свыше установленного определенного минимума.
б) Джеймс Бонд из Санкт-Петербурга перебрался в Сайгон.
в) Мы привыкли к предсказаниям Павла Глоба.
г) Кисть художника передала те места, где бывал Тургенев.
Правильный ответ: А

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Способность текста быть носителем законченного сообщения, передавать информацию называется _______________.
Правильный ответ: информативность

2. _______________ информация – прямо не выраженная, скрытая информация, извлекаемая на основе фактуальной благодаря способности текста порождать ассоциативные значения.
Правильный ответ: подтекстовая

3. Синтаксическое свойство текста, с помощью которого обеспечивается смысловая целостность, называется ________________. Наличие ______________ еще не гарантирует целостности текста, но зато отсутствие первой, несомненно, обеспечит и отсутствие второй.
Правильный ответ: связность, связности

4. Первый этап работы с текстом называют ___________(таким) чтением.
Правильный ответ: ознакомительным

5. Такой вид чтения, как ______________ (или аналитическое), требует специальных навыков: предельной концентрации внимания на изучаемом тексте, умения членить его на смысловые части, сопоставлять их между собой.
Правильный ответ: углубленное

6. Сложность ___________(такого) чтения в том, что редактор, как и автор, привыкает к тексту, и вероятность пропустить погрешности повышается.
Правильный ответ: шлифовочное

7. Изменение текста в целях совершенствования его формы и содержания называется _________.
Правильный ответ: правка

8. Есть два ее вида: корректорская и редакторская. Это последний этап работы с текстом, и осуществляется она непосредственно перед публикацией _______________.
Правильный ответ: правка-вычитка

9. Более сложного вмешательства в текст требует такая правка _____________. Как видно из названия, ее цель – уменьшить объем текста.
Правильный ответ: правка-сокращение

10. Наиболее распространенный и разнообразный по количеству операций вид правки – это ____________. Она применяется тогда. Когда авторский вариант приемлем по форме и содержанию, но нуждается в разнообразных исправлениях.
Правильный ответ: Правка-обработка

11. Наиболее глубокие преобразования формы текста при сохранении и уточнении содержания производится при таком виде правки___________.
Правильный ответ: правка-переделка

12. Действием этого закона логики ________ обеспечивается такое неотъемлемое качество текста, как смысловая целостность, его содержательное единство.
Правильный ответ: тождества

13. Соблюдение закона ____________ обеспечивает такие смысловые качества текста, как последовательность и непротиворечивость.
Правильный ответ: противоречия

14. Закон _____________, четвертый основной закон логики, контролирует убедительность, доказательность текста и утверждает, что всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых уже доказана.
Правильный ответ: достаточного основания

15. Первое золотое правило редактирования: «Не знаешь - _______: можешь оказаться в глупом положении». Это относится прежде всего к автору, но и к редактору тоже.
Правильный ответ: не пиши

16. Суть этого метода проверки факта в том, чтобы наглядно представить себе все возможные варианты действительности, которые допускаются изложением, и, если надо, найти факты, противоречащие тексту _________________.
Правильный ответ: конкретизации представления

17. Работая с цифровым материалом, редактор должен помнить о принципе _____________ цифр.
Правильный ответ: сопостовимости

18. Этот вид фактического материала подразумевает включение чужой речи, письменной или устной, в авторский текст. Работа редактора с ________ имеет особенности, связанные как с оценкой роли чужой речи в тексте, так и с проверкой точности ее воспроизведения.
Правильный ответ: цитатой

19. Термин _______в переводе с латыни означает «составление». ___________ текста – это строение, структура произведения, последовательность смысловых фрагментов, образующих целостный и связный в отношении содержания и формы текст.
Правильный ответ: композиция, композиция

20. Способ изложения, цель которого дать представление о событии в хронологической последовательности эпизодов, его составляющих называется _________.
Правильный ответ: повествование

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Отметьте определение медиатекста:
а) предназначен для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе в максимально обобщенной, объективной, обезличенной форме;
б) является источником получения информации о духовных импульсах и материальной сфере человеческой деятельности;
в) обслуживает чрезвычайно важные сферы человеческих взаимоотношений: отношения между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, организациями, учреждениями, между личностью и обществом.
Правильный ответ: Б

2. К особенностям (свойствам) медиатекста не относится:
а) медийность,
б) гипертекстуальность,
в) динамический характер,
г) специфика средств создания,
д) обязательная художественно-эстетическая нагрузка,
е) многоплановость, многомерность.
Правильный ответ: Д

3. Соотнесите определения медиатекста с авторами приведенных цитат:
1) «разновидность текста, принадлежащая массовой информации, характеризующаяся особым типом автора (принципиальное совпадение производителя речи и ее субъекта), специфической текстовой модальностью (открытая речь, многообразное проявление авторского Я), рассчитанная на массовую аудиторию»;
2) «новый коммуникационный продукт, который существует в нескольких ипостасях, в нескольких сферах, в нескольких средах: и в бумажном виде, и в звучащем, и в визуальном»;
3) «достаточно подвижное, регулируемое социально-речевое образование, обеспечивающее решение как коммуникативных, так и иных задач, а также как инструмент формирования общественного мнения внутри данного социума и за его пределами»;
4) «динамическая сложная единица высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение в сфере массовых коммуникаций».
а) Засурский Я.Н. в) Кузьмина Н.А.
б) Рогозина И.В. г) Солганик Г.Я.
Правильный ответ: 1) – г); 2) – а); 3) – б); 4) – в).

4. Какая из названных характеристик медиатекста «является закономерностью, связанной с необходимостью передачи больших объемов информации, и, следовательно, более четким ее структурированием для облегчения восприятия и переработки, а также с необходимостью минимизации времени и условий на обработку информации с целью сохранения актуальности» (И.В. Рогозина):
а) языковое наполнение,
б) динамический характер,
в) многомерность,
г) социально-регулятивная природа.
Правильный ответ: В.

5. Какой из перечисленных параметров отсутствует в классификации современного медиатекста?
а) канал распространения;
б) способ производства;
в) форма создания и воспроизведения;
г) информационная насыщенность;
д) функционально-жанровый тип текста;
е) тематическая доминанта.
Правильный ответ: Г.

6. К основным типам медиатекстов не относится:
а) новости,
б) пародия,
в) информационная аналитика,
г) реклама.
Правильный ответ: Б.


7. Соотнесите функционально-жанровую принадлежность медиатекста и функцию языка (по Т.Г. Добросклонской)
а) новость 1) совмещает в себе функцию воздействия в двух аспектах: функцию языка, реализуемую с помощью богатого арсенала лингвостилистических средств выразительности, и функцию массовой коммуникации, реализуемую посредством специальных медиатехнологий

б) информ. аналитика и комментарий 2) реализуют функцию сообщения и одну из главных функций массовой коммуникации – информативную
в) текст-очерк (features) 3) сочетают реализацию функции сообщения с усилением компонента воздействия за счет выражения мнения и оценки
г) реклама 4) усиление функции воздействия в ее художественно-эстетическом варианте
Правильный ответ: а) – 2); б) -3); в) – 4); г) – 1).

8. Отметьте медиатексты, которые могут продуцироваться и как одномерные, и как многомерные:
а) рекламный текст; в) газетный текст;
б) фотография; г) радиотекст.
Правильный ответ: А, Б, Г.

9. Назовите признаки текста, выражающие специфику и стилевое своеобразие соответствующего функционального стиля благодаря реализации функций последнего, обусловленных его экстралингвистическими факторами:
а) идеологемы, в) стилевые черты,
б) интертекстуальные знаки, г) семиотические коды.
Правильный ответ: В.

10. К таким умениям этого анализа медиатекстов, можно, например, отнести: умение определять используемые в медиатексте средства эксплицитной и имплицитной оценки; выделять политические концептуальные слова; определять приемы интертекстуальности (аллюзии, реминисценции, намеки, перифразы, цитаты и другие); находить идеологемы личностного или социального характера и многие умения подобного рода.
а) семиотический в) контекстуальный
б) нарративный г) стилистический
Правильный ответ: Г.

11. Кто из исследователей нарративной структуры текста создал модель, в которую входят такие элементы, как главный эпизод, причина, условие, мотивация, контекст, история, последствия, результаты, реакции:
а) Пропп В.Я. в) Пирс Ч.
б) Тодоров Ц. г) Т. Ван Дейк
Правильный ответ: Г.

12. В процессе этого анализа фокус внимания сосредотачивается на системе знаков, составляющих текст:
а) семиотический в) контекстуальный
б) нарративный г) стилистический
Правильный ответ: А.

13. Укажите правильное определение понятию «идеологема»:
а) воплощение вербальными средствами идеологических, политических, социальных установок, которые должен усвоить адресат и которые формируют в обществе определенную устойчивую идеологию, помогающую сплочению социума;
б) способ организации текста (и вид текста), который возможность читателю, работающему c одним текстом, мгновенно получить на экране другой (чаще всего, поясняющий, раскрывающий смысл некоторого понятия глубже, чем текст первоначальный);
в) выражение в тексте какой-либо направленности во взглядах и намерениях; предвзятость, пристрастность.
Правильный ответ: А.

14. По мнению исследователей, именно этот анализ приводит к пониманию того, как именно элементы текста связываются друг с другом в медиасообщении, поскольку мы имеем дело не просто с собранием универсальных сюжетов, а с некими моделями социальной деятельности и даже способами коммуникации:
а) семиотический в) контекстуальный
б) нарративный г) стилистический
Правильный от: Б.

15. Выделите три параметра стилистической характеристики авторского начала в медиатексте (по Т.Г. Шмелевой):
а) выявленность автора; в) выразительность;
б) удельный вес; г) степень сложности.
Правильный ответ: А, Б, Г.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Ключевыми категориями традиционного определения текста (Н.С. Валгина, И.Р. Гальперин, Г.Я. Солганик) являются:
Правильный ответ: смысловая завершенность, связность

2. Термин медиатекст появился в англоязычной научной литературе:
Правильный ответ: в конце ХХ века

3. Верно ли, что медиатекст можно рассматривать как фрагмент медиапотока?
Правильный ответ: верно

4. Медиатекст принадлежит сфере:
Правильный ответ: сфере СМИ

5. Фоновые знания это:
Правильный ответ: фонд знаний автора и аудитории (адресата), обеспечивающий адекватное восприятие текста.

6. О какой категории медиатекста говорится в высказывании «медиатекст не обязательно обладает смысловой завершенностью, представляя собой структуру, открытую для многочисленных интерпретаций: текст СМИ, представляет собой совокупность фраз бесконечных гипертекстов, где всё является ссылкой друг на друга и бесконечным цитированием»:
Правильный ответ: интертекстуальность.

7. Что называется транслированием информации с помощью разных каналов связи:
Правильный ответ: мультимедийность.

8. Как называется передача единого контента разными средствами (с помощью текста, звука или видео) и по разным каналам коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет):
Правильный ответ: конвергентность.

9. Назовите анализ, который изучает не просто содержание жизненного опыта, а формы рассуждения о нем – лингвистические и культурные ресурсы построения истории и убеждения слушателя в ее подлинности:
Правильный ответ: нарративный анализ.

10. Ценности, установки, поведенческие модели, культурные мифы, доминирующие в конкретной культуре и репрезентируемые в медиатексте называются:
Правильный ответ: культурным контекстом.

11. В фокусе внимания этого анализа находятся такие категории, как образ автора, интенция, авторская позиция, идеологема, социальная оценочность, образ адресата:
Правильный ответ: стилистический анализ.

12. Предметом внимания этого анализа является содержательная сторона текста, при обсуждении которой определенную роль играет анализ социального, а не только лингвистического контекста медиатекста:
Правильный ответ: контекстуальный анализ.

13. Способностью текста отражать авторское коммуникативное намерение называется:
Правильный ответ: интенция.

14. Что является каналом создания и распространения для аудиовизуального медиатекста (отметьте несколько вариантов):
Правильный ответ: телевидение, Интернет.

15. В современном медиатексте наблюдается инверсия коммуникативных ролей, что это означает:
Правильный ответ: авторское, личностное начало в медийном дискурсе все более стирается;

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
А) Составление словаря терминов по темам курса с указанием источника
Б) Научно-исследовательская работа по предложенным темам:
1. Медиатекст как способ отражения ценностей, поведенческих моделей и мифов современной культуры (на материале любого издания)
2. Стилевые доминанты современного медиатекста (на материале любого издания)
3. Лингвокультурные стереотипы массовой и элитарной ориентации (на примере медиатекстов, продуцируемых современной российской прессой)
4. Система убеждений, конституируемая современным российским медиадискурсом (на материале любых изданий)
5. Нарушение требований неэмотивности и объективности в современном новостном дискурсе (на материале любого издания, канала)
6. Формы визуализации фактического материала в современном медиаконтенте (инфографика, лонгрид, сторителлинг и др.) (на материале любых изданий)
7. Диалогичность как фундаментальное свойство современного медиатекста (на материале любого издания)
8. Вербализация интертекстуальности в текстах массовой коммуникации (на материале любых изданий)
9. Приемы языковой игры в современном медиаконтенте (на материале любых изданий)
10. Интенциональность современного медиатекста как способность текста отражать авторское коммуникативное намерение (на материале текстов жанра features)
11. Особенности медиаконтента треш-журналистики (любое издание: Рен-ТВ, Новая газета и т.п.)
12. Печатный vs сетевой текст массовой газеты (на материале любого издания)
13. Распространение медиаконтента посредством социальных сетей (на материале любого издания)
14. Идеологемы креолизованного текста в современном интернет-дискурсе (на материале любого издания)
15. Аксиологическая полифония современного медиатекста (на материале любого издания)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Киселев, Александр Георгиевич Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание медиатекста : учеб. для вузов Питер, 2011
Л1.2 Трофимова, О.В. Публицистический текст. Лингвистический анализ: учебное пособие Флинта, 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57584
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Федоров, А.В. Анализ аудиовизуальных медиатекстов : монография Директ-Медиа, 2013 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210365
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Курс moodle portal.edu.asu.ru
Э5 ЭБС «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).


Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Современный медиатекст» используются следующие формы работы:
1. Лекции.
В ходе лекционных занятий студентам рекомендуется вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный и отрицательный опыт интерпретации материалов СМИ. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.

2. Практические занятия.
Содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, выполнение профессиональных функций в учебных и деловых играх и т.п.), выполнение учебных заданий, проведение различных видов анализов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов, работа с эмпирическим материалом, словарями, справочниками и др. На практических занятиях обучающиеся овладевают профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и научно-исследовательской работы, формируют комплекс умений и навыков в области функционирования современного медиатекста.
В процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. Содержанием практических занятий является выполнение учебных заданий, обсуждение дискуссионных вопросов. Студенты в процессе практических занятий развивают не только практические навыки и умения, но и научность и критичность мышления, способность самостоятельно реагировать и решать задания проблемного, творческого характера.
Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного.
Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом. В заключение преподаватель, как руководитель занятия, подводит итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.

3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа предполагает изучение основной, а также дополнительной рекомендованной литературы по дисциплине "Современный медиатекст", ознакомление с научными публикациями, работу с Интернет-ресурсами; подготовку к практическим занятиям, контрольной работе, зачету.
Виды самостоятельной работы:
а) Составление словаря терминов
Словарь должен быть составлен из терминов по темам учебного курса «Современный медиатекст». Объем словаря – 25 – 30 слов. Обязательно указание источника определения.
б) Выполнение научно-исследовательской работы
Объем зависит от поставленной задачи: от 4-х до 12 страниц. Текст состоит из краткого введения, основной части и краткого заключения. Во введении приводится самостоятельная трактовка ключевых понятий и представляется проблема, составляющая, с точки зрения студента, существо задания. Основная часть представляет собой анализ современного медиатекста с точки зрения одного из аспектов. Студенты на практических занятиях совместно с преподавателем осваивают различные методики анализа медиатекста (лингвистические и экстралингвистические). В курсовом проекте студент должен продемонстрировать умение анализировать медиатекст по заданным параметрам. В заключении даются краткие выводы и результаты решения проблемы.
При подготовке к написанию научно-исследовательской работы необходимо ознакомиться с литературой из предлагаемого списка, изучить нужный материал, чтобы выработать наиболее полную картину по данному вопросу. Текст обязательно снабжается ссылками на изученную литературу. Ссылки оформляются в квадратных скобках, в которых указывается цифрой порядковый номер источника в списке изученной студентом литературы, далее – запятая, затем цифрой обозначается номер страницы источника, из которого взят материал. Например, [2, с. 74]. Возчиков В.А. Текст медиакультуры: личностное восприятие как проблема // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). Выпуск № 2. 2008. с. 74 – 83.
В конце работы приводится список прочитанной и изученной литературы, оформленный в соответствии с библиографическими правилами.
в) выполнение тестовых заданий
Тестовая система предусматривает вопросы / задания, на которые студент должен дать один или несколько вариантов правильного ответа из предложенного списка ответов. При поиске ответа необходимо проявлять внимательность. Прежде всего, следует иметь в виду, что в предлагаемом задании всегда будет один правильный и один неправильный ответ. Всех правильных или всех неправильных ответов (если это специально не оговорено в формулировке вопроса) быть не может. Нередко в вопросе уже содержится смысловая подсказка, что правильным является только один ответ, поэтому при его нахождении продолжать дальнейшие поиски уже не требуется.
На отдельные тестовые задания не существует однозначных ответов, поскольку хорошее знание и понимание содержащегося в них материала позволяет найти такие ответы самостоятельно. Именно на это слушателям и следует ориентироваться, поскольку полностью запомнить всю получаемую информацию и в точности ее воспроизвести при ответе невозможно. Кроме того, вопросы в тестах могут быть обобщенными, не затрагивать каких-то деталей.
Количество тестовых вопросов/заданий по каждой теме дисциплины определено так, чтобы быть достаточным для оценки знаний обучающегося по всему пройденному материалу.

4. При реализации учебной дисциплины «Современный медиатекст» используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении лекционных и практических занятий используется мультимедийное оборудование.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении творческих заданий.

5. Зачет. Выполнение итогового теста приравнивается к зачету. Это тестирование составлено на материале теоретических вопросов для подготовки к зачету. Студенты готовятся по этим вопросам к тесту, как к зачету, но зачет проводится в виде теста. В качестве практического задания на зачете засчитывается выполнение научно-исследовательской работы, как одного из видов самостоятельной работы студентов.
Подготовка студентов к сдаче зачета в виде теста включает в себя:
- просмотр программы учебного курса;
- определение необходимых для подготовки источников и их изучение;
- использование методических пособий;
- консультирование у преподавателя.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Зачет по курсу выставляется на основе балльно-рейтинговой системы:
1. Выполнение заданий к практическим занятиям - max 25 баллов.
2. Словарь терминов – 15 баллов.
3. научно-исследовательская работа – 30 баллов.
4. Итоговый тест – 30 баллов.

«зачтено» – 50 – 100 баллов (50 - 100%),
«не зачтено» – 0 – 49 балл (0-51%).
«Зачтено» – выставляется при условии, если студент показывает хорошее знание изученного учебного материала; владеет основными терминами, понятиями и современными методами стилистического анализа и редактирования медиатекста; способен эффективно использовать языковые и стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности; способен базироваться на знании особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций, технологии их создания, готов применять эти знания при создании медиатекстов.
«Не зачтено» – выставляется при наличии серьезных пробелов в процессе изучения учебного материала; в случае невладения основными понятиями курса или наличия большого количества ошибок при интерпретации учебного материала; если студент не владеет современными методами стилистического анализа и редактирования медиатекста; не способен эффективно использовать языковые и стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности; не готов применять знание особенностей массовой информации, содержательной и структурно-композиционной специфики журналистских публикаций, технологии при создании медиатекстов.