МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Зарубежная литература 20 века

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильРусский язык и литература. Детская журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_РЯЛДЖ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Ковалев О.А., Романова Е.Г.

Рецензент(ы):
к.филол.н., Профессор, Десятов В.В

Рабочая программа дисциплины
Зарубежная литература 20 века

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доронина Светлана Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Доронина Светлана Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– сформировать понимание идейного и художественного своеобразия зарубежной литературы современности;
– выработать навыки литературоведческого анализа произведений европейских и американских писателей;
– понять основные тенденции исторического процесса и их влияние на общественное сознание;
– познакомить студентов с философскими учениями, определившими духовную жизнь общества и ставшими мировоззренческой основой эстетических систем;
– познакомить с эстетикой и поэтикой каждого из течений, составляющих литературную жизнь эпохи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.краткую историю филологии, ее современное состояние и перспективы развития; основные положения и концепции в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, различных литературных и фольклорных жанров.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять положения и концепции в области литературоведения в педагогической деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми методами литературоведческого анализа

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Литература первой половины ХХ века
1.1. Общая характеристика литературного процесса ХХ века. Авангард, модернизм, постмодернизм Лекции 7 2 ПК-1 Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Литература европейского модернизма. Ф.Кафка, Д.Джойс, М. Пруст Лекции 7 2 ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Сюрреализм Практические 7 2 ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Литература "потерянного поколения" Лекции 7 2 ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.5. Антиутопии ХХ века Практические 7 2 ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.6. Экзистенциализм Практические 7 6 ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.7. Литература "потока сознания". Лекции 7 2 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.8. Драматургия первой половины XX века Лекции 7 2 ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.9. Творчество Томаса Манна Лекции 7 2 ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.10. Творчество Г.Гессе. Психоанализ в культуре ХХ века Практические 7 2 ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.11. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 7 36 ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Литература второй половины XX-XXI века
2.1. Литература Европы Лекции 7 2 ПК-1 Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Творчество М. Фриша. Повествовательные стратегии в литературе второй половины ХХ века Практические 7 2 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Литература США Лекции 7 1 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Литература стран Латинской Америки Лекции 7 1 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.5. Литература постмодернизма Лекции 7 2 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.6. Японская литература Лекции 7 2 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.7. Творчество Х.Л. Борхеса Практические 7 2 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.8. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 7 36 ПК-1 Л1.2, Л1.4, Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ": https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5668

Оценка сформированности компетенции ПК-1: Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей

Примеры заданий закрытого типа:

Вопрос 1. Кто является «автором» понятия «потерянное поколение»?
а. Г. Стайн
б. Э. Хемингуэй
в. Э.-М. Ремарк
г. Т.С. Элиот
Ответ: а

Вопрос 2. В качестве эпиграфа к этому роману автор использовал цитату «Все вы – потерянное поколение»:
а. «И восходит солнце» («Фиеста»)
б. «Прощай, оружие!»
в. «На западном фронте без перемен»
г. «Великий Гэтсби»
Ответ: а

Вопрос 3. Какой период в истории США благодаря Фицджеральду принято называть «эпохой джаза»?
а. 1901–1914
б. 1914–1918
в. 1918–1929
г. 1929–1940
Ответ: в

Вопрос 4. Этот роман принес Фицджеральду перый настоящий успех:
а. «По эту сторону рая»
б. «Великий Гэтсби»
в. «Ночь нежна»
г. «Романтический эгоист»
Ответ: а

Вопрос 5. В этой стране экспрессионизм получил наибольшее распространение:
а. Германия
б. Франция
в. Великобритания
г. Бельгия
Ответ: а

Вопрос 6. В романе «Процесс» священник рассказывает притчу о человеке, который пришел к вратам:
а. закона
б. рая
в. судьбы
г. царским
Ответ: а

Вопрос 7. Кто из перечисленных мыслителей наиболее значим для сюрреализма?
а. З. Фрейд
б. Ф. Ницше
в. А. Шопенгауэр
г. К. Маркс
Ответ: а

Вопрос 8. В этом городе Сартр жил во время работы над романом «Тошнота», он явился прообразом Бувиля:
а. Гавр
б. Париж
в. Нант
г. Лион
Ответ: а

Вопрос 9. Кто из персонажей романа «Тошнота» вступил в социалистическую партию?
а. Антуан
б. Анни
в. Самоучка
Ответ: а

Вопрос 10. Какие из перечисленных произведений читает Антуан, герой романа Сартра «Тошнота»?
а. «Пармская обитель» Стендаля
б. «Евгения Гранде» Бальзака
в. «Цветы зла» Бодлера
г. «Госпожа Бовари» Флобера
д. «Красное и черное» Стендаля
Ответ:а б

Вопрос 11. Какого цвета волосы Антуана, героя романа Сартра «Тошнота»?
а. рыжие
б. черные
в. каштановые
г. русые
Ответ: а

Вопрос 12. Какую музыку слушает Антуан, герой романа Сартра «Тошнота»?
а. старый Рэгтайм
б. композитора Люлли
в. оперу Леонкавалло
г. вальсы Иоганна Штрауса
Ответ: а

Вопрос 13. Укажите год создания романа Сартра «Тошнота».
а. 1908
б. 1918
в. 1938
г. 1948
Ответ: в

Вопрос 14. К какому состоянию ближет всего описанное в романе Сартра чувство тошноты Антуана?
а. отвращение
б. грусть
в. скорбь
г. усталость
Ответ: а

Вопрос 15. Какую философскую категорию представил Сартр в своем романе «Тошнота» через состояние героя?
а. существование
б. мировая душа
в. воля
г. мировая скорбь
Ответ: а

Примеры заданий открытого типа:

1. Именно с этим философом ассоциируется тезис «Умерли все боги»:
Ответ: Ницше

2. Свойственная реализму XIX ориентация на науку достигла в этом направлении крайней степени:
Ответ: натурализм

3. В своей поэме «Бесплодная земля» этот поэт предвосхитил идеологию «потерянного поколения». Назовите его фамилию:
Ответ: Элиот

4. Назовите фамилию английского писателя, автора романа «Смерть героя»:
Ответ: Олдингтон

5. Кем по национальности является Фрэнк Генри, главный герой романа «Прощай, оружие!»?
Ответ: американец

6. Какое определение по традиции используется для обозначения разработанного Хемингуэем стиля?
Ответ: телеграфный

7. В этом городе Кафка родился и прожил почти всю свою жизнь:
Ответ: Прага

8. Назовите фамилию героя новеллы «Превращение»:
Ответ: замза

9. Французский модернист, автор романа «Фальшивомонетчики» (1925):
Ответ: Жид

10. Направление во французском модернизме, для которого характерен культ единения людей:
Ответ: унанимизм

11. Английский эстетик, две книги которого Марсель Пруст перевел на французский язык:
Ответ: Рескин

12. Назовите фамилию французского писателя – главного организатора сюрреалистического движения:
Ответ: Бретон

13. Укажите (без кавычек) название драмы Г. Аполлинера, в которой было впервые использовано понятие «сюрреализм».
Ответ: Груди Тиресия

14. Именно он считается первым художником, использовавшим реди-мейд. Назовите фамилию:
Ответ: Дюшан

15. Это словосочетание используется для обозначения творчества без контроля сознания в литературе:
Ответ: автоматическое письмо

16. Укажите направление в литературе и философии, к которому относят творчество Сартра.
Ответ: экзистенциализм

17. Назовите прозвище персонажа романа Сартра «Тошнота», о котором идет речь в приведенной ниже цитате:
«Он прочел все. На складе в его голове хранится половина того, что науке известно о партеногенезе, половина всех аргументов, выдвинутых против вивисекции. Позади у него, впереди у него целый мир. И близится день, когда, закрыв последний том, взятый с последней полки слева, он скажет: "Что же теперь?"»
Ответ: Самоучка

18. Этот бог является одним из персонажей пьесы «Мухи»:
Ответ: Юпитер

19. Назовите персонажа пьесы Сартра «Мухи», которого можно назвать свободным.
Ответ: Орест

20. Этот драматург был близок представлению Джойса об идеальном художнике:
Ответ: Ибсен

Критерии оценивания. Каждое задание оценивается 1 баллом.
"зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
«Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шервашидзе В.В. Западноевропейская литература XX века: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Под ред. Толмачева В.М. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА В 2 Т. Т.1. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Лошакова Т.В., Лошаков А.Г. Зарубежная литература ХХ века (1940-1990 гг.): практикум, учебное пособие М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2014, 2016 e.lanbook.com
Л1.4 Под ред. Толмачева В.М. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА В 2 Т. Т.2. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА - НАЧАЛО XXI ВЕКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гиль О.Л. Зарубежная литература XX века: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2013 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кабанова И.В., Козонкова О.В., Павлова С.Ю. Зарубежная литература XX века : З35 практические занятия: Практикумы, лабораторные работы, сборники задач и упражнений Издательство "ФЛИНТА", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Онлайн-курс на образовательном портале "Цифровой университет" АлтУ portal.edu.asu.ru
Э2 Онлайн-курс на образовательном портале "Цифровой университет" АлтУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Приложения MS Offie:
- Windows,
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

История зарубежной литературы - важный в системе журналистского образования историко-литературный курс.
Особенностью курса является не только изучение закономерностей литературного развития, тесным образом связанных с закономерностями исторического процесса, но и знакомство со своеобразным миром Античности западноевропейского средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени, выявление эстетической сущности зарубежной литературы, которая явилась художественным выражением национального исторического бытия, потребностей, стремлений и идеалов общества, отразила национальные особенности культуры.
1. Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Поскольку курс читается студентам первого курса обучения, навыки восприятия лекции еще не наработаны в должном объеме, что необходимо учитывать преподавателю. Лектору важно фиксировать на доске все новые термины во избежание их искажения при записывании на слух.
Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.

2. Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Значительную роль в курсе выполняют практические занятия, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия,прежде всего нееобходимо внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям теории литературы, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Ряд занятий сопровождается заданиями творческого плана, выполняя которые студент может в полной мере проявить свою индивидуальность. Такие задания вызывают сильный эмоциональный отклики, что способствует более основательному закреплению пройденного материала. Для выполнения заданий подобного типа возможно привлечение дополнительной литературы по усмотрению студента.
Практические занятия могут проводиться в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, различная работа с текстами произведений, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии. На занятиях, посвященных вопросам стиховедения, важно отработать на конкретных текстуальных примерах изученные принципы. Тексты для практических упражнений приведены ниже.
Практические занятия в ряде случаев могут поводиться в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений. Студенты должны учиться грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривать ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Данная форма работы направлена на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков, связанных с публичным обсуждением различных теоретических и практических вопросов, выработкой и отстаиванием собственной точки зрения.
Материал практических занятий напрямую не пересекается с содержанием лекций, дополняя тему курса, что позволяет всесторонне рассмотреть избранную проблему современного литературоведения, сопроводить репродуктивный материал самостоятельной работой и практическими упражнениями.
План каждого занятия сопровождается списком терминов, которые необходимо усвоить студенту при подготовке. При необходимости преподаватель может провести терминологический диктант, проверяющий их усвоение. В ходе диктанта студент своими словами дает определение указанным преподавателем терминам.
Общая цель проведения занятий – рассмотрение ключевых проблем современного литературоведения, формирование у студентов умения анализировать литературу, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию.
При выборе источников преподаватель руководствуется их доступностью, возможностью ознакомиться с разными точками зрения.

3. Самостоятельная работа
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.


4. Методические указания по подготовке к зачету и экзамену

Основное в подготовке к зачету – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к экзаменам по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче экзаменов старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к экзамену следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на экзамене может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь в всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте.