МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Зарубежная литература 19 века

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильРусский язык и литература. Детская журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_РЯЛДЖ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15,5 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 40 40
Практические 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 72 72 72 72 144 144
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Ковалев О.А., Романова Е.Г.

Рецензент(ы):
к.филол.н., Профессор, Десятов В.В

Рабочая программа дисциплины
Зарубежная литература 19 века

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Доронина Светлана Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Доронина Светлана Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– сформировать понимание идейного и художественного своеобразия зарубежной литературы от античности до современности;
– выработать навыки литературоведческого анализа произведений европейских и американских писателей;
– понять основные тенденции исторического процесса и их влияние на общественное сознание;
– познакомить студентов с философскими учениями, определившими духовную жизнь общества и ставшими мировоззренческой основой эстетических систем;
– познакомить с эстетикой и поэтикой каждого из течений, составляющих литературную жизнь эпохи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает тексты классических произведений зарубежной древней, новой и современной литературы; основные этапы и процессы развития зарубежной литературы
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать тексты произведений зарубежной литературы в контексте мирового литературного и исторического процесса,соотносить их с этапами развития зарубежной журналистики
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самостоятельного освоения художественных текстов разной эстетической направленности, использования знаний об основных этапах и процессах развития зарубежной литературы в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Литература XIX века (романтизм)
1.1. Введение Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Йенские романтики Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Гейдельбергские романтики Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Творчество Адельберта фон Шамиссо Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Жизнь и творчество Э.Т. А. Гофмана. Повесть "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер" Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.6. Поэзия Г. Гейне Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.7. Английский романтизм. Поэты «Озерной школы» Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.8. Творчество Вальтера Скотта Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.9. Творчество Дж. Байрона. Драма "Каин" Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.10. Жизнь и творчество Шелли Лекции 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.11. Поэзия Джона Китса Лекции 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.12. Английская романтическая готика. Роман Мери Шелли «Франкенштейн» Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.13. Французский романтизм. Творчество Шатобриана Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.14. Роман В. Гюго "Собор Парижской Богоматери" Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.15. Жорж Санд и ее роман «Индиана» Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.16. Американский романтизм. Творчество Ф. Купера Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.17. Новеллистика В. Ирвинга Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.18. Эдгар По Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.19. Новеллистика Э. По Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.20. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 5 72 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Литература XIX века (реализм)
2.1. Введение Лекции 6 2 ПК-1 Л1.2, Л1.3, Л1.5
2.2. Французский реализм. Творчество П.Ж. Беранже Лекции 6 1 ПК-1 Л1.4
2.3. Жизнь и творчество Стендаля Лекции 6 1 ПК-1 Л1.4
2.4. Роман Стендаля "Красное и черное" Практические 6 2 ПК-1 Л1.4
2.5. Жизнь и творчество О. Бальзака. «Шагреневая кожа» Лекции 6 2 ПК-1 Л1.4
2.6. «Гобсек», «Евгения Гранде» Лекции 6 2 ПК-1 Л1.4
2.7. Роман О. де Бальзака "Отец Горио" Практические 6 2 ПК-1 Л1.4
2.8. Жизнь и творчество П. Мериме Лекции 6 2 ПК-1 Л1.4
2.9. Новеллистика П. Мериме Практические 6 2 ПК-1 Л1.4
2.10. Английская литература 1830–1860-х годов. Викторианский роман Лекции 6 2 ПК-1 Л1.4
2.11. Роман Ч. Диккенса "Большие надежды" Практические 6 2 ПК-1 Л1.4
2.12. Жизнь и творчество У. Теккерея Лекции 6 2 ПК-1 Л1.4
2.13. Роман У. Теккерея "Ярмарка тщеславия" Практические 6 2 ПК-1 Л1.4
2.14. Роман Э. Бронте «Грозовой перевал» Практические 6 2 ПК-1 Л1.4
2.15. Французская литература 1850-1860-х годов Лекции 6 2 ПК-1 Л1.4
2.16. Жизнь и творчество Г. Флобера Лекции 6 2 ПК-1 Л1.4
2.17. Роман Г. Флобера "Госпожа Бовари" Практические 6 2 ПК-1 Л1.4
2.18. "Цветы зла" Ш. Бодлера Практические 6 2 ПК-1 Л1.4
2.19. Литература Германии Лекции 6 2 ПК-1 Л1.4
2.20. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 6 72 ПК-1 Л1.1, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ": https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1059

Оценка сформированности компетенции ПК-1: Способен осуществлять обучение русскому языку и литературе, детской журналистике в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей

Примеры заданий закрытого типа:

Вопрос 1. Принцип «двоемирия» в литературе романтизма заключается в:
а. противоборстве художника и толпы, обывателей
б. противопоставлении природы и цивилизации
в. социальном конфликте
г. противопоставлении реального и идеального миров
Ответ: г

Вопрос 2 .Какие жанры не были присущи романтизму:
а. ода
б. элегия
в. лиро-эпическая поэма
г. баллада
д. басня
Ответ: ад

Вопрос 3. Что из перечисленного не является одной из основных черт романтической личности?
а. страсть
б. свобода
в. воображение
г. рефлексия
д. целостность
Ответ: д

Вопрос 4. Что из перечисленного не является одним из критериев эстетической оценки у романтиков?
а. свобода самовыражения
б. повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека
в. естественность, искренность, раскованность
г. подражание классическим образцам
Ответ: г

Вопрос 5. Кто из перечисленных деятелей немецкого Просвещения оказался в наибольшей степени близок романтикам?
а. Иоганн Вольфганг Гете
б. Фридрих Шиллер
в. Готхольд Эфраим Лессинг
г. Иоганн Иоахим Винкельман
Ответ: а

Вопрос 6. Что из перечисленного Фридрих Шлегель не относил к «трем величайшим тенденциям нашего времени»?
а. Великая французская революция
б. философия Фихте
в. роман Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера»
г. промышленный переворот в Англии
Ответ: г

Вопрос 7. Укажите вид искусства, самый популярный и почитаемый в Англии в эпоху романтизма.
а. поэзия
б. музыка
в. живопись
г. театр
Ответ: в

Вопрос 8. Укажите жанр, не характерный для литературы английского романтизма.
а. исторический роман
б. ода
в. баллада
г. эпитафия
д. элегия
е. баллада
ж. лиро-эпическая поэма
з. сонет
и. басня
Ответ: и

Вопрос 9. Кто из перечисленных авторов не является представителем романтического направления во французской литературе?
а. Альфонс де Ламартин
б. Альфред де Мюссе
в. Шарль Огюстен де Сент-Бёв
г. Жан Шарль Эммануэль Нодье
д. Жерар де Нерваль
е. Франсуа Рене де Шатобриан
ж. Альфред де Виньи
з. Жан-Жак Руссо
Ответ: з

Вопрос 10. Отличительной особенностью французского романтизма является:
а. интерес ко всему таинственному, загадочному
б. внимание к национальному прошлому
в. преимущественный интерес к современному человеку
г. изображение личности бунтарской, героической
Ответ: в

Вопрос 11. Укажите автора сочинения «О Германии» (1813), в котором были обоснованы преимущества и права нового искусства и которое французский автор впервые, идя вслед за немцами, называет романтическим.
а. Жермена де Сталь
б. Жорж Санд
в. Франсуа Рене де Шатобриан
г. Виктор Гюго
Ответ: а

Вопрос 12. Кто из американских писателей испытывал угрызения совести за своих предков-пуритан, один из которых вынес обвинительный приговор салемским ведьмам?
а. Натаниэль Готорн
б. Вашингтон Ирвинг
в. Эдгар По
г. Фенимор Купер
Ответ: а

Вопрос 13. К какой школе романтизма был близок Гофман?
а. Йенской
б. Парнасской
в. Гейдельбергской
г. Озерной
Ответ: в

Вопрос 14. Над «Книгой песен», изданной впервые в 1827 году, Г. Гейне работал в течение:
а. 10 лет
б. 2 лет
в. 13 лет
г. 20 лет
Ответ: а

Вопрос 15. В этом подразделе цикла «Юношеские страдания» «Книги песен» Г. Гейне широко использует элементы готической фантастики:
а. «Сновидения»
б. «Песни»
в. «Романсы»
г. «Сонеты»
Ответ: а

Примеры заданий открытого типа:

1. Укажите цифрами год, когда прекратила существование Священная римская империя германской нации.
Ответ: 1806

2. Укажите фамилию немецкого драматурга, убитого в 1819 году студентом Карлом Людвигом Зандом как русского шпиона.
Ответ: Коцебу

3. Так называют роман ужасов и тайн. В этом жанре написаны «Замок Отранто» Г. Уолпола и «Удольфские тайны» А. Радклиф.
Ответ: готический роман

4. Приведите название поэтического сборника, публикация которого в 1798 году знаменовала собой рождение романтизма в английской литературе.
Ответ: Лирические баллады

5. Этот американский романтик сочетал аналитический подход к явлениям и обращение к мистике. Благодаря поэтическим произведениям он заслужил титул «властелин ритма».
Ответ: По

6. Назовите термин, обозначающий буквально – границу между освоенными и не освоенными поселенцами землями, а в литературоведении – эпоху освоения свободных земель на западе США (до 1890).
Ответ: фронтир

7. Назовите фамилию американского писателя, который четыре года провел в Испании, изучая рукописи и книги, относящиеся к эпохе открытия Америки Христофором Колумбом.
Ответ: Ирвинг

8. Назовите фамилию немецкого композитора-романтика, автора фортепианного цикла «Крейслериана»:
Ответ: Шуман

9. Назовите город, в котором началась литературная деятельность Гофмана:
Ответ: Бамберг

10. Из уважения к нему Гофман сменил одно из своих имен – «Вильгельм» на «Амадей». Назовите фамилию этого человека.
Ответ: Моцарт

11. Назовите имя возлюбленной Г. Гейне, неразделенная любовь к которой поэтические воссоздана в стихах «Книги песен».
Ответ: Амалия

12. Кому из поэтов был посвящен первый том «Волшебного рога мальчика»? Укажите фамилию поэта.
Ответ: Гете

13. Кто из поэтов «озерной школы» серьезно увлекался философией?
Ответ: Кольридж

14. В юности во время летних каникул Вордсворт совершил оказавшую на него большое влияние поездку в одну из европейских стран, где он пешком прошел через несколько кантонов. Укажите название этой страны.
Ответ: Швейцария

15. Укажите фамилию поэта (без имени), «барда Каледонии», который, по словам В. Вордсворта, «научил неопытного еще юнца великому искусству строить золотой трон стиха на почве скромной будничной истины».
Ответ: Бернс

16. Назовите женское имя, которое в поэзии В. Вордсворта стало символом английской свободы и демократии.
Ответ: Люси

17. Назовите город, в котором родился Вальтер Скотт.
Ответ: Эдинбург

18. Определите жанр произведения Д. Г. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда»:
Ответ: лиро-эпическая поэма

19. Укажите имя верховного духа зла в произведении Байрона «Манфред».
Ответ: Ариман

20. За публикацию этого произведения П.Б. Шелли был отчислен из числа студентов Оксфордского университета:
Ответ: «Необходимость атеизма»

Критерии оценивания. Каждое задание оценивается 1 баллом.
"зачтено" - верно выполнено 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
«Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Курдина Ж.В., Модина Г.И. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учебное пособие М.: Флинта; Наука // ЭБС «Лань», 2017, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Храповицкая Г.Н. Реализм в зарубежной литературе (Франция, Англия, Германия, Норвегия, США): учебное пособие для вузов М.: Академия, 2006
Л1.3 Г. Н. Храповицкая, Ю. П. Солодуб История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.): учеб. пособие для вузов Академия, 2005
Л1.4 Гиленсон Б. А. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОХИ РЕАЛИЗМА (ВТОРАЯ ТРЕТЬ XIX ВЕКА). Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Турышева О.Н. История зарубежной литературы XIX века: Реализм: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. В. Ковалева, Л. Г. Шахова Зарубежная литература XIX века. Романтизм: учеб. пособие для вузов ОНИКС, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Онлайн-курс на портале "Цифровой университет" АлтУ portal.edu.asu.ru
Э2 Онлайн-курс на портале "Цифровой университет" АлтУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Приложения MS Offie:
- Windows,
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

История зарубежной литературы - важный в системе журналистского образования историко-литературный курс.
Особенностью курса является не только изучение закономерностей литературного развития, тесным образом связанных с закономерностями исторического процесса, но и знакомство со своеобразным миром Античности западноевропейского средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени, выявление эстетической сущности зарубежной литературы, которая явилась художественным выражением национального исторического бытия, потребностей, стремлений и идеалов общества, отразила национальные особенности культуры.
1. Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Поскольку курс читается студентам первого курса обучения, навыки восприятия лекции еще не наработаны в должном объеме, что необходимо учитывать преподавателю. Лектору важно фиксировать на доске все новые термины во избежание их искажения при записывании на слух.
Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.

2. Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Значительную роль в курсе выполняют практические занятия, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия,прежде всего нееобходимо внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям теории литературы, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Ряд занятий сопровождается заданиями творческого плана, выполняя которые студент может в полной мере проявить свою индивидуальность. Такие задания вызывают сильный эмоциональный отклики, что способствует более основательному закреплению пройденного материала. Для выполнения заданий подобного типа возможно привлечение дополнительной литературы по усмотрению студента.
Практические занятия могут проводиться в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, различная работа с текстами произведений, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии. На занятиях, посвященных вопросам стиховедения, важно отработать на конкретных текстуальных примерах изученные принципы. Тексты для практических упражнений приведены ниже.
Практические занятия в ряде случаев могут поводиться в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений. Студенты должны учиться грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривать ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Данная форма работы направлена на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков, связанных с публичным обсуждением различных теоретических и практических вопросов, выработкой и отстаиванием собственной точки зрения.
Материал практических занятий напрямую не пересекается с содержанием лекций, дополняя тему курса, что позволяет всесторонне рассмотреть избранную проблему современного литературоведения, сопроводить репродуктивный материал самостоятельной работой и практическими упражнениями.
План каждого занятия сопровождается списком терминов, которые необходимо усвоить студенту при подготовке. При необходимости преподаватель может провести терминологический диктант, проверяющий их усвоение. В ходе диктанта студент своими словами дает определение указанным преподавателем терминам.
Общая цель проведения занятий – рассмотрение ключевых проблем современного литературоведения, формирование у студентов умения анализировать литературу, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию.
При выборе источников преподаватель руководствуется их доступностью, возможностью ознакомиться с разными точками зрения.

3. Самостоятельная работа
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.


4. Методические указания по подготовке к зачету и экзамену

Основное в подготовке к зачету – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к экзаменам по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче экзаменов старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к экзамену следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на экзамене может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь в всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте.