Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Биология. Химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_05_Педобразование_БХ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 12 | 14 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 | 32 | 32 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 | 40 | 40 |
Сам. работа | 72 | 72 | 45 | 45 | 117 | 117 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева Марина Михайловна
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины являются раскрытие теоретических основ обучения биологии, установление закономерности процессов передачи знаний и воспитания учащихся на биологическом материале и ознакомление с современными методическими подходами и интерактивными технологиями обучения биологии. в ходе изучения материала студент должен: - овладеть научным языком методики преподавания биологии; - понимать основы процесса преподавания биологии и руководства познавательной деятельностью учащихся; - овладеть различными группами приемов и методов, особенностями их использования в частных разделах биологии; - уметь использовать различные формы организации учебной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, уметь анализировать эффективность применяемых различных типов уроков, а также приемов и методов обучения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ПК-1 | Способен осуществлять обучение биологии и химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-1.1 | Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения биологии и химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-1.2 | Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения биологии и химии |
ПК-1.3 | Владеет технологиями обучения биологии и химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-2 | Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения Биологии и химии |
ПК-2.1 | Демонстрирует алгоритм постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации с учетом требований ФГОС |
ПК-2.2 | Умеет организовать трудовую, спортивную, художественную деятельность ребенка, применять методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций |
ПК-2.3 | Владеет механизмами управления учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивации их к учебно-познавательной деятельности |
ПК-3 | Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания биологии и химии |
ПК-3.1 | Владеет профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья |
ПК-3.2 | Разрабатывает и реализует индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся |
ПК-4 | Способен организовывать педагогическую деятельность по проектированию программ основного и среднего общего образования в области биологии и химии |
ПК-4.1 | Разрабатывает рабочие программы по биологии и химии на основе примерных основных общеобразовательных программ |
ПК-5 | Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении биологии и химии |
ПК-5.1 | Знает способы планирования, разработки и создания оптимального комплекса учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по биологии и химии |
ПК-5.2 | Умеет анализировать федеральный государственный образовательный стандарт, типовые (примерные) образовательные программы по биологии, химии |
ПК-5.3 | Владеет технологиями разработки комплекса учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса по биологии и химии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса в общем и дополнительном образовании по дисциплине биология. Основные подходы к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения биологии в общем и дополнительном образовании. Основные подходы к разработке и реализации методических моделей обучения биологии в общем и дополнительном образовании. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса в общем и дополнительном образовании по дисциплине биология. Применять разработанные методики, технологии и приемы обучения биологии в общем и дополнительном образовании. Применять разработанные методические модели обучения биологии в общем и дополнительном образовании. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками применения современных методик и технологий организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса в общем и дополнительном образовании по дисциплине биология. Навыками применения разработанных методик, технологий и приемов обучения биологии в общем и дополнительном образовании, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Навыками применения разработанных методических моделей обучения биологии в общем и дополнительном образовании, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методика обучения биологии как наука | ||||||
1.1. | Методика обучения биологии как наука | Лекции | 7 | 4 | ПК-1.1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
1.2. | Краткая история становления и развития методики обучения биологии | Практические | 7 | 4 | ПК-1.1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
1.3. | Цели и задачи методики обучения биологии | Лекции | 7 | 4 | ПК-1.2 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Цели и планируемые результаты обучения биологии в федеральном государственном стандарте основного и среднего общего образования | Практические | 7 | 4 | ПК-2.1, ПК-5.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
1.5. | Виды обучения биологии | Лекции | 7 | 4 | ПК-5.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
1.6. | Содержание предмета "Биология" | Сам. работа | 7 | 45 | ПК-4.1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
Раздел 2. Методы обучения биологии | ||||||
2.1. | Система методов обучения биологии | Лекции | 7 | 2 | ПК-3.1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
2.2. | Приемы и методы преподавания биологии | Практические | 7 | 6 | ПК-4.1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
2.3. | Интерактивные технологии обучения биологии в школе | Лекции | 7 | 2 | ПК-5.1 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Характеристика отдельных методов обучения биологии | Практические | 7 | 6 | ПК-3.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
2.5. | Разработка занятий с применением интерактивных методов | Сам. работа | 7 | 27 | ПК-2.3 | |
2.6. | ИКТ в биологии | Лекции | 8 | 4 | ПК-5.1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
2.7. | Выбор методов обучения | Практические | 8 | 4 | ПК-5.3 | Л1.1, Л2.2 |
2.8. | Проблемный подход в обучении биологии | Лекции | 8 | 4 | ПК-5.1 | Л1.1, Л2.2 |
2.9. | Разработка проблемного урока | Практические | 8 | 4 | ПК-1.3 | Л1.1, Л2.2 |
2.10. | Организация проектной деятельности учащихся | Лекции | 8 | 4 | ПК-3.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
2.11. | Организация самостоятельной работы учащихся | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-2.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
2.12. | Контрольно-оценочные средства | Лекции | 8 | 2 | ПК-4.1 | Л1.1, Л2.4 |
2.13. | Раработка контрольно-оценочных средств разного уровня | Сам. работа | 8 | 5 | ПК-4.1 | Л1.1, Л2.4 |
Раздел 3. Формы организации обучения биологии | ||||||
3.1. | Общая характеристика и система форм обучения биологии | Лекции | 8 | 2 | ПК-5.1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
3.2. | Урок биологии (цели, содержание, план урока) | Практические | 8 | 4 | ПК-5.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
3.3. | Внеурочная работа и ее место в системе обучения биологии | Практические | 8 | 4 | ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
3.4. | Разработка и реализация методик, технологий и приемов обучения биологии в дополнительном образовании | Сам. работа | 8 | 14 | ПК-2.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
3.5. | Экскурсия как важная форма обучения биологии | Практические | 8 | 2 | ПК-3.2 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
3.6. | Биологические кружки | Практические | 8 | 2 | ПК-3.2 | Л1.1, Л2.2 |
3.7. | Лабораторные и практические работы | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-4.1 | Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3 |
3.8. | Экологическое воспитание | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-2.1 | Л1.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Предметом методики обучения биологии является 1. процесс обучения биологии 2. процесс передачи учителем учащимся биологических знаний 3. процесс усвоения учащимися биологических знаний 4. процесс биологического развития личности учащихся 2. На определение целей и задач методики обучения биологии основополагающее влияние оказывают 1. индивидуальные особенности учителя 2. психологические особенности учащихся 3. социальный заказ общества на уровень биологических знаний его членов 4. достижение передового опыта и практика его внедрения в массовую школу 3. К методам педагогического исследования, в которых исследователь сознательно изменяет и контролирует условия для изучения педагогических процессов, относят 1. педагогический эксперимент 2. педагогическое наблюдение 3. интервьюирование 4. прогнозирование 4. Содержание предмета методики обучения биологии определяет 1. биология 2. гносеология 3. общая педагогика 4. педагогическая психология 5. Формирование целостной системы биологических знаний и убеждений учащихся обеспечивается реализацией принципа 1. доступности 2. научности 3. оперативности 4. единства обучения, воспитания и развития 6. Использование методов и средств обучения биологии сообразно определенному школьному возрасту основывается на принципе 1. наглядности 2. систематичности 3. доступности 4. научности 7. Применять наглядность в обучении биологии необходимо 1. постоянно на всех этапах урока 2. только перед объяснением учителя 3. только после объяснения учителя 4. на определенных этапах урока в зависимости от условий 8. На психофизиологических процессах запоминания и воспроизведения учащимися учебного материала основан принцип 1. прочности 2. осознанности 3. доступности 4. последовательности 9. Программы ГУСа для школы были построены в соответствии с принципом 1. научности 2. доступности 3. инвариативности 4. связи обучения с жизнью 10. Монологический устный метод изложения учителем учебного материала, применяемый преимущественно в основной школе, – это 1. школьная лекция 2. сюжетный рассказ 3. эвристическая беседа 4. развернутое повествование 11. Монологический устный метод изложения учителем учебного материала, применяемый преимущественно в старшей школе, – это 1. школьная лекция 2. проблемный диспут 3. обобщающая беседа 4. развернутая дискуссия 12. Диалогический устный метод изложения учителем учебного материала, применяемый преимущественно в основной школе, – это 1. развернутая дискуссия 2. проблемный диспут 3. разъясняющая беседа 4. уточняющее объяснение 13. К методам самостоятельной работы учащихся с учебным материалом НЕ относится 1. подготовка сообщений к урокам 2. прослушивание объяснения учителя 3. ответы на вопросы параграфов учебника 4. работа на пришкольном участке по выращивания с/х растений 14. К методам совместной деятельности учителя и учащихся с учебным материалом НЕ относится 1. развернутая дискуссия 2. обзорная школьная лекция 3. решение биологических задач 4. составление и монтировка гербария 15. К методам совместной деятельности учителя и учащихся с учебным материалом НЕ относится 1. проблемный диспут 2. моделирование биологических процессов 3. демонстрация лабораторного эксперимента 4. выполнение практических заданий учебника |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Практические задания 1. Составьте аннотацию на учебную программу по биологии. 2. Составьте макет тематического плана на учебный год. 3. Выделите наиболее эффективные методы обучения биологии, дайте их характеристику. 4. Составьте план урока. 5. Создайте презентацию по теме вводного урока. 6. Разработайте интерактивный урок и проведите его на практическом занятии. 7. Разработайте практическое задание и пропишите подробную инструкцию к нему. 8. По предложенному плану составить самоанализ проведенного урока. 9. Составьте план реализации проектной деятельности группы учащихся. 10. Разработайте и представьте подробный план экскурсии. 11. Предложите темы проектных работ по биологии с учетом возрастных особенностей учеников с 5 по 11 классы. 12. Составьте инструкцию для учащихся по уходу за растениями или по другой работе в классе, на пришкольном участке, в живом уголке. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Особенности содержания современного курса биологии. 2. Основные нормативные документы, регламентирующие учебно-образовательный процесс. 3. Методика обучения биологии как наука 4. Краткая история становления и развития методики обучения биологии 5. Цели и задачи методики обучения биологии 6. Виды обучения биологии 7. Цели и планируемые результаты обучения биологии в федеральном государственном стандарте основного и среднего общего образования 8. Система методов обучения биологии 9. Приемы и методы преподавания биологии 10. Характеристика отдельных методов обучения биологии 11. ИКТ в биологии 12. Выбор методов обучения 13. Организация самостоятельной работы учащихся 14. Проблемный подход в обучении биологии 15. Организация научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся 16. Общая характеристика и система форм обучения биологии 17. Урок биологии (цели, содержание, план урока) 18. Внеурочная работа и ее место в системе обучения биологии 19. Разработка и реализация методик, технологий и приемов обучения биологии в дополнительном образовании 20. Экологическое воспитание 21. Экскурсия как важная форма обучения биологии 22. Биологические кружки 23. Особенности организации лабораторных и практических работ по биологии 24. Контрольно-оценочная деятельность при обучении биологии 25. Приемы и методы преподавания биологии. 26. Словесные методы преподавания биологии: беседа, рассказ, объяснение, школьная лекция, семинар и методические требования к их организации. 27. Наглядные методы преподавания биологии: демонстрация натуральных объектов, опытов, изобразительных пособий. Правила демонстрации. 28. Интерактивные технологии обучения биологии. 29. Личность ученика. Возрастная характеристика. 30. Формы и виды контроля знаний при обучении биологии в школе. Критерии оценки знаний. 31. Воспитание в процессе обучения биологии. Функции воспитания. 32. Профессиональная культура учителя. |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Арбузова Е.Н. | МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А.В. Теремов, Р.А. Петросова, Н.В. Перелович, Л.А. Косорукова | Теория и методика обучения биологии: Учебные практики: Методика преподавания биологии | Прометей, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363882 |
Л2.2 | Н.С. Карташова, Е.В. Кулицкая | Инновационное обучение биологии в общеобразовательных заведениях : учебное пособие для студентов бакалавриата | Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Н.В. Скалон, В.А. Колмыкова | Современные аспекты экологического образования : электронное учебное пособие | , 2015 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Теремов, А.В. | Знаково-символическая система в обучении биологии : учебное пособие | «Прометей», 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru/defaultx.asp | |||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) | |||
Э3 | Арбузова Е. Н. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата. 2018 г. [Электронный ресурс]: https://biblio-online.ru/book/E48D05D1-5EE1-479F-8236-1EE94D042031/teoriya-i-metodika-obucheniya-biologii-v-2-ch-chast-1 | |||
Э4 | Методиче сие рекомендации по подготовк екурсовых работ | portal.edu.asu.ru | ||
Э5 | курс в Moodl | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf DjVu reader, http://djvureader.org/ Putty, https://putty.org.ru/licence.html VLC, http://www.videolan.org/legal.html QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/ Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Теория и методика обучеия биологии". Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, а также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Выполнение всех практических заданий является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде выполнения практического задания и реферата. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |