МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аналитическая химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология. Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_БХ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, доцент, Щербакова Людмила Владимировна

Рецензент(ы):
доктор хим. наук, профессор, Смагин Владимир Петрович

Рабочая программа дисциплины
Аналитическая химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- ознакомление с основными этапами развития аналитической химии как науки о методах и средствах химического анализа;


- реализация профессиональной направленности при подготовке учителей химии и биологии;


- освоение теоретических основ химического анализа веществ и материалов;


- усвоение методов идентификации, обнаружения, разделения и определения химических элементов и их соединений, в том числе лекарственных;


- освоение методов установления химического строения веществ, их качественного и количественного состава
- овладение техникой химического эксперимента и математической обработки результатов анализа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2 Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса
ПК-1Способен осуществлять обучение биологии и химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения биологии и химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения биологии и химии
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения биологии и химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения биологии и химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования.

- основы аналитической химии как научной базы для осуществления процесса обучения химии в учреждениях системы среднего общего (полного) образования;
- способы применения основных законов химии для решения теоретических и практических задач;
- химические законы как теоретическую базу для изучения свойств химических элементов и образованных ими веществ, их распространение в неживой и живой природе;
- методику проведения химического эксперимента, основные синтетические и аналитические методы получения и исследования химических веществ и реакций


3.2.Уметь:
3.2.1.-Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний.
- Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения биологии и химии.

- анализировать и обсуждать полученные экспериментальные результаты;
- проводить физико-химические исследования систем и процессов с использованием современных методов и приборов физико-химического анализа;
- эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения лабораторных работ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Проектирует и осуществляет учебно- воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса.
- владеет технологиями обучения биологии и химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования.
- элементарными правилами безопасной работы в химико-аналитической лаборатории;
- готовностью к использованию основных биологических, физико-химических, химических, математических методов для для решения конкретных аналитических задач;
- навыками простейшей обработки химико-аналитической информации;
- теоретическими знаниями о методах обнаружения, разделения и количественного определения веществ;
- практическими навыками постановки и проведения простейшего химического эксперимента, в том числе по идентификации соединений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Аналитическая химия и химический анализ. Основные разделы современной аналитической химии. Лекции 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
1.2. Краткий исторический очерк развития аналитической химии. Применение методов аналитической химии в школьном образовании. Сам. работа 5 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Химические методы обнаружения неорганических веществ Лекции 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Химическое равновесие в аналитической химии Лекции 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Методы и способы пробоподготовки Сам. работа 5 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Методы разделения и концентрирования Сам. работа 5 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Применение экстракционных методов в аналитической химии Сам. работа 5 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Аналитическая химия и хемометрика Лекции 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Метрологические характеристики методов анализа. Статистическая обработка результатов анализа Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Качественный химический анализ.Использование качественного химического анализа в фармации
2.1. Качественный химический анализ. Классификация методов качественного анализа Использование качественного химического анализа в школьном курсе Лекции 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Применение физических и физико-химических методов для идентификации веществ в качественном анализе. Сам. работа 5 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Качественный анализ. Классификация катионов по сероводородной схеме анализа Изучение индивидуальных качественных реакций на катионы 1-5 аналитической группы. Изучение индивидуальных качественных реакций на анионы 1-3 группы Сам. работа 5 4 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Химические методы анализа
3.1. Общая характеристика титриметрических методов анализа Лекции 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Типовые расчеты в титриметрическом анализе. (молярная концентрация, молярная концентрация эквивалента, титр, титриметрический фактор пересчета (титр по определяемому веществу), поправочный коэффициент).Кислотно-основные равновесия и их роль в аналитической химии. Расчет рН. Практические 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Кислотно-основные равновесия и их роль в аналитической химии. Протолитометрия. Сущность метода. Типы кислотно-основного титрования - ацидиметрия, алкалиметрия Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Равновесия комплексообразования и их роль в аналитической химии.Комплексонометрия. Сущность метода. Требования к реакциям в комплексиметрии. Классификация методов и их применение. Комплексонометрическое титрование. Понятие о комплексонатах металлов. Индикаторы комплексонометрии Практические 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности. Титриметрический анализ: основы метода, классификация, стандартные растворы, техника выполнения анализа. Мерная посуда. Правила работы с мерной посудой, калибровка мерной посуды.Комплексометрия. Комплексонометрическое титрование. Приготовление 0.0100 М раствора комплексона III (трилона Б). Задача. Комплексонометрическое определение общей жесткости воды. Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Применение органических реагентов в аналитической химии. Реакции, основанные на образовании комплексных соединений. Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Окислительно-восстановительные равновесия. Методы окислительно-восстановительного титрования Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.8. Окислительно-восстановительные (редоксиметрические) равновесия и их роль в аналитической химии. Окислительно-восстановительные системы. Редоксиметрия. Сущность метода. Классификация редокс-методов. Условия проведения окислительно-восстановительного титрования. Практические 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.9. Индикаторы окислительно-восстановительного титрования. Классификация индикаторов. Окислительно-восстановительные индикаторы (обратимые и необратимые), ин-тервал изменения окраски индикатора. Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.10. Перманганатометрическое титрование. Сущность метода. Условия проведения титрования. Применение перманганатометрии. Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.11. Дихроматометрическое титрование. Сущность метода. Титрант, его приготовление. Определение конечной точки титрования. Применение дихроматометрии. Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.12. Йодометрическое и йодатометрическоетитрование для определения восстановителей прямым титрованием. Сущность метода, титрант. Условия проведения титрования, определение конечной точки титрования. Применение метода Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.13. Броматометрическое титрование. Сущность метода. Титрант метода, его приготовле-ние, стандартизация. Условия проведения титрования. Применение бромометрии. Бромид-броматометрия. Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.14. Равновесия «осадок-раствор». Гравиметрический метод анализа Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.15. Гравиметрический анализ и его роль в аналитической химии Практические 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.16. Осадителъное титрование. Сущность метода. Классификация методов по природе реа-гента. Виды осадительного титрования - прямое, обратное. Индикаторы метода осади-тельного титрования. Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.17. Гравиметрический анализ. Основные понятия гравиметрического анализа. Основные этапы гравиметрического определения. Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Инструментальные методы анализа
4.1. Общая характеристика инструментальных (физико-химических методов анализа), их классификация, достоинства и недостатки. Лекции 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Электрохимические методы анализа. Общие понятия. Классификация электрохимических методов анализа Лекции 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Кондуктометрический анализ (кондуктометрия). Кондуктометрическое титрование. Потенциометрия. Потенциометрическое титрование. Практические 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Определение содержания азотной кислоты и нитрата аммония при совместном присутствии методом кондуктометрического титрования Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Потенциометрический анализ (потенциометрия). Принцип метода. Потенциометрическое титрование. Сущность метода Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.6. Потенциометрия. Потенциометрическое титрование Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.7. Прямое потенциометрическое определение содержания натрия Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.8. Применение прямой потенциометрии и потенциометрического титрования в фармацевтической химии. Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.9. Полярографические (вольтамперометрические) методы анализа Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.10. Амперометрическое титрование. Сущность метода. Условия проведения амперометри-ческого титрования. Кривые амперометрического титрования. Применение амперо-метрического титрования. Понятие об электорогравиметрическом анализе Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.11. Оптические методы анализа. Общий принцип метода. Классификация оптических методов анализа. Лекции 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.12. Молекулярный спектральный анализ в ультрафиолетовой и видимой области спектра. Сущность метода. Основные законы светопоглощения: закон Бугера-Ламберта, закон Бера, объединенный закон светопоглощенияБугера-Ламберта-Бера. Практические 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.13. Фотометрическое определение содержания железа (II) Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.14. Экстракционно-фотометрический анализ.Сущность метода. Условия проведения анализа. Фотометрические реакции в экстракционно-фотометрическом методе. Применение метода.Понятие о фотометрическом титровании. Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.15. Общая характеристика и теоретические основы хроматографических методов анализа Лекции 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.16. Хроматография. Сущность метода. Иониты. Ионообменное равновесие. Методы ионообменной хроматографии. Применение ионообменной хроматографии. Практические 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.17. Применение высокоэффективной жидкостной хроматографии в фармации. Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
4.18. Химико-аналитический конроль реальных объуктов Сам. работа 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
4.19. Контрольная работа №2 Практические 5 2 ОПК-8.1, ОПК-8.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7134

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К методам окислительно-восстановительного титрования относятся:
а) ацидиметрия
б) комплексиметрия
в) фторидометрия
г) бихроматометрия
Ответ: г)- Методы окислительно-восстановительного титрования основаны на использовании окислительно-восстановительных реакций. Окислительно-восстановительное титрование сопровождается переходом электронов от ионов или молекул донора к акцептору (окислителю). В основе бихроматометрии лежат реакции окисления бихромат-ионом. Этот метод титриметрического анализа основывается на использовании в качестве стандартного раствора – водный раствор бихромата калия (реже хромата калия).

2. По типу основной реакции, протекающей при титровании, выделяют следующие методы:
а) методы окисления-восстановления
б) методы кислотно-основного взаимодействия
в) прямые методы
г) косвенные методы
Ответ: а),б)- Методы титриметрического анализа классифицируют по типу основной реакции, протекающей при титровании. Методы кислотноосновного титрования основаны на передаче протона от титранта титруемому веществу или наоборот. В основе методов окисления восстановления лежат окислительновосстановительные реакции. Различают основные группы методов титриметрического анализа: методы кислотно-основного взаимодействия, комплексообразования, осаждения, окисления-восстановления. В свою очередь отдельные титриметрические методы получили название в зависимости от применяемого титранта.

3.В качестве первичных стандартных веществ в кислотно-основном титровании применяют:
а) хлорид калия
б) эриохром черный Т
в) эозин
г) карбонат натрия
д) фенилкарбазид
Ответ: г)- Первичные стандартные вещества должны удовлетворять определенным требованиям (соответствие состава химической формуле, устойчивость, большая молекулярная масса). В кислотно-основном тировании в качестве первичных стандартных растворов применяют карбонат натрия, тетраборат натрия, щавелевую кислоту и др.

4. Прямое комплесонометрическое титрование проводят в тех случаях, когда:
а) реакция образования комплекса ионов с ЭДТА протекает медленно
б) реакция образования комплекса с ЭДТА протекает быстро, имеется подходящий индикатор
в) ЭДТА образует трудно растворимое соединение с ионами металла
г)нет подходящего индикатора для определения точки конца титрования
Ответ: б) - Основными условиями для прямого комплексонометрического титрования являются достаточная скорость протекания реакции образования комплекса ионов металла с ЭДТА и наличие подходящего индикатора. В настоящее время известны методики прямого комплексонометрического определения более 30 металлов в различных растворах и материалах.

5. Для сравнения двух методов по воспроизводимости используют:
а) метод Фаянса
б) функцию Госсета
в) критерий Стьюдента
г) критерий Фишера
Ответ: г) - При сравнении двух методов по воспроизводимости (сравнение дисперсий) используют критерий Фишера (F-критерий). Величина расcчитанного значения «F» всегда больше 1. Полученное F(рассч.) сравнивают с табличным значением (Fтабл) критерия Фишера при доверительной вероятности Р=0,99. Различие между значениями дисперсий S(1)в квадрате и S(2) в квадрате статистически незначимо, если F(рассч.)< F(табл.). В этом случае дисперсии однородны, методы сравнимы по воспроизводимости.

6. К инструментальным (физическим и физико-химическим) методам анализа относятся:
а) радиометрические
б) электрохимические
в) оксидиметрические
г) спектроскопические
д) гравиметрические
Ответ: а), б) и г) - Физические и физико-химические методы анализа основаны на использовании зависимости между измеряемыми физическими свойствами веществ и их качественным и количественным составом. Поскольку физические свойства веществ измеряются с помощью различных приборов – «инструментов», то эти методы анализа называют инструментальными методами. Спектроскопические методы основаны на измерении различных эффектов при взаимодействии вещества с электромагнитным излучением (методы эмиссионной атомной спектроскопии, атомно-абсорбционной спектроскопии, инфракрасной спектроскопии, спектрофотометрии, люминесценции и др.). Электрохимические методы основаны на измерении электрической проводимости потенциалов и других свойств. В радиометрических методах измеряется радиоактивное излучение. К таким методам относят активационный анализ, метод изотопного разбавления и др.

7. В методах физико-химического анализа концентрацию определяемого вещества можно рассчитать:
а) методом одного или двух стандартов
б) методом градуировочного графика
в) по уравнению Гендерсона-Хассельбаха
г) методом Фольгарда
Ответ: а) и б) - В аналитической практике физико-химического анализа наиболее широко используются методы (способы) расчета концентрации определяемых веществ: методы градуировочного графика, стандартов и добавок. По методу градуировочного графика готовят несколько стандартных растворов и измеряют интенсивность (I) аналитического сигнала. По полученным данным строят график в координатах I-f(c). Затем измеряют интенсивность аналитического сигнала у анализируемого раствора и по градуировочному графику находят концентрацию анализируемого вещества. По методу одного стандарта измеряют интенсивность аналитического сигнала стандартного и анализируемого растворов. Концентрацию неизвестного раствора определяют по соответствующей формуле. Если зависимость аналитического сигнала описывается линейным уравнением, имеющим свободный член, то используют метод двух стандартов. В этом случае измеряют интенсивность аналитического сигнала двух стандартных растворов с концентрациями больше и меньше предполагаемой неизвестной концентрации. Расчет ведут по соответствующей формуле.

8. Методы анализа, основанные на взаимодействии электромагнитного излучения с веществом, называются
а) кондуктометрические
б) спектроскопические
в) масс-спектроскопические
г) электрохимические
д) хроматографические
Ответ: б) - Спектроскопическими называются методы анализа, в которых качественно и количественно измеряется взаимодействие электромагнитного излучения с веществом. Это взаимодействие приводит к различным энергетическим переходам, которые регистрируются экспериментально в виде поглощения излучения, отражения и рассеяния электромагнитного излучения.

9. Графическое изображение распределения веществ в элюате называют:
а) внутренняя хроматограмма
б) изотерма сорбции
в) хроматографический пик
г) внешняя хроматограмма
д) изотерма десорбции
Ответ: г) - Расположение разделяемых веществ в виде отдельных зон вдоль колонки называют внутренней хроматограммой, а графическое изображение состава элюата (подвижной фазы, содержащей разделённые вещества), выходящего из колонки, получаемое, например, с помощью самописца - внешней хроматограммой. По оси абсцисс откладывают время хроматографирования или объем элюата, по оси ординат – аналитический сигнал, зависящий от концентрации веществ в элюате.

10. В состав электрохимической ячейки входят как минимум:
а) пять электродов
б) два электрода
в) один электрод
г) четыре электрода
Ответ: б)- В состав электрохимической ячейки входят два электрода: индикаторный электрод или рабочий и электрод сравнения. Величина электродного потенциала индикаторного электрода зависит от концентрации раствора электролита. Величина электродного потенциала электрода сравнения не зависит от концентрации раствора электролита.

11. Стеклянный рН-чувствительный электрод используется для определения:
а) константы растворимости осадка
б) концентрации ионов водорода в растворе ( или рН исследуемого раствора)
в) концентрации хлоридов в растворе
г) окислительно-восстановительного потенциала раствора
Ответ: б) - Стеклянный электрод используется для измерения рН – среды. Он имеет тонкую рН – чувствительную мембрану, изготовленную из специального стекла. Внутри электрода находится 0,1 М раствор HCl, насыщенный хлоридом серебра, и хлорсеребряный электрод сравнения. Потенциал такого электрода описывается уравнением E=const+0,059lg а(Н+). В основе работы стеклянного электрода для измерения рН лежит ионообменное равновесие H+(раствор) - H+(стекло). Перед началом работы стеклянный электрод градуируют по стандартным буферным растворам (0,05 М раствор тетраоксалата калия, 0,05 М раствор гидрофталата калия, 0,01 М раствор тетрабората натрия и др.).

12. Катион натрия окрашивает пламя в:
а) зеленый цвет
б) фиолетовый цвет
в) кирпично-красный цвет
г) желтый цвет
д) малиновый цвет
Ответ: г) - Соли натрия окрашивают бесцветное пламя в желтый цвет. Реакция очень характерна и чувствительна, является фармакопейной.

13. При титровании способом замещения используют:
а) два индикатора
б) два титранта
в) вспомогательный реагент, взаимодействующий с определяемым веществом
г) реагент, взаимодействующий с титрантом и определяемым веществом
Ответ: в) - При титровании заместителя к определяемому веществу прибавляют вспомогательный реагент. Образующийся при этом продукт реакции оттитровывают подходящим титрантом. Например, дихромат калия с иодидом калия выделяют эквивалентное количество йода, которое затем оттитровывают раствором тиосульфата натрия.

14. Ионоселективные электроды – это чувствительные полуэлементы, потенциалы которых:
а) линейно зависят от активности иона в растворе
б) линейно зависят от lg активной концентрации определяемого иона в растворе
в) обратно пропорционально зависят от активности определяемого иона в растворе
г) не зависят от активности иона в растворе
Ответ: б) - Потенциал ионоселективного электрода зависит от lg активности определяемого иона, причем зависимость эта линейна. В состав большинства ионоселективных электродов входит полупроницаемая мембрана, представляющая собой тонкую пленку, отделяющую внутренний раствор (стандартный) от внешнего (анализируемого) и способную пропускать ионы одного вида.

15. Метод атомно-абсорбционной спектроскопии основан на поглощении излучения оптического диапазона:
а) возбужденными свободными атомами
б) невозбужденными молекулами
в) возбужденными одноатомными ионами
г) невозбужденными свободными атомами
Ответ: г) - Атомно-абсорбционная спектроскопия основана на поглощении излучения оптического диапазона невозбужденными свободными атомами. Поэтому метод атомно-абсорбционной спектроскопии обязательно предусматривает проведение предварительной атомизации пробы – перевод ее в газообразное атомарное состояние.



Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Закончите предложение: "Число граммов растворенного вещества в 1 мл раствора, называется ______ ".
Ответ: титром раствора
2. Фактор эквивалентности - это коэффициент, показывающий какая часть участвующей в реакции частицы эквивалентна _____.
Ответ: одному протону или одному электрону
3. Конечная точка в окислительно-восстановительном титровании определяется _______ .
Ответ: по исчезновению (появлению) окраски титруемого раствора, с применением редокс-индикаторов
4. "Совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений, называется ____________ ."
Ответ: калибровкой мерной посуды
5. "Минимальное количество вещества, которое может быть обнаружено с заданной доверительной вероятностью, молярный коэффициент поглощения, называется ________ ."
Ответ: пределом обнаружения
6. "Фактор пересчета, отношение молярной массы определяемого вещества к молярной массе гравиметрической формы, называется ______________ ".
Ответ: гравиметрическим фактором
7. "Графическая зависимость оптической плотности раствора от длины волны падающего света, называется _________ ."
Ответ: спектром поглощения вещества
8. В зависимости от преобладающего процесса, лежащего в основе разделения веществ, различают следующие виды хроматографии:________ .
Ответ: адсорбционная, распределительная, эксклюзионная
9. Теория теоретических тарелок дает математическую модель продвижения полосы компонента через колонку, из которой следует, что элюированная полоса имеет форму и ширину _______ .
Ответ: нормального распределения Гаусса
10. Экспресс-метод определения органических и неорганических ионогенных соединений, сочетающий ионообменное разделение с высокочувствительным кондуктометрическим детектированием, называется _______________ .
Ответ: ионной хроматографией
11. "Графическая зависимость электропроводности титруемого раствора от объема прибавленного титранта, называется __________ ."
Ответ: кривой кондуктометрического титрования
12. Вычислить рН 0,03 М раствора NH4OH после смешивания его с водой в соотношении 1:2.
Ответ: рН = 10,62
13. Сколько грамм NH4Cl надо растворить в 200 мл 0,1М NH4OH, чтобы получить раствор с рН = 9,24?
Ответ: m = 1,0700 г
14. Сколько граммов твердого формиата натрия HCOONa надо добавить к 100 мл 0,2 М раствора соляной кислоты, чтобы получить буферный раствор с рН = 4,3?
Ответ: m = 6,3 г
15. Чему равна константа диссоциации муравьиной кислоты НСООН, если степень диссоциации ее в 0,1 н. растворе равна 4,2% (0,042)?
Ответ: К = 0,000176
16. Раствор содержит 0,05 моль/л ZnSO4 и 0,1 моль/л AlCl3. Вычислить ионную силу раствора.
Ответ: 0,8
17. Какие из перечисленных ниже солей подвергаются гидролизу: NaCN, KNO3, КOСl, NaNO2, NH4CH3COO, СаСl2, NaClO4, КНСОО, КВr. Для каждой из гидролизующихся солей написать уравнение гидролиза в ионно-молекулярной форме и указать реакцию ее водного раствора.
Ответ: Из перечисленных солей гидролизу подвергаются: NaCN, KOCl, NaNO2, NH4CH3COO, KHCOO
18. Плотность 26%-ного (по массе) раствора KOH равна 1,24 г/мл. Сколько молей КОН находится в 5 л раствора?
Ответ: 28,7 моль
19. Рассчитать молярную концентрацию (растворимость) хромата серебра Ag2CrO4, если его произведение растворимости равно 0,000000000009.
Ответ: 0,00013 моль/л
20. Метод нейтрализации, в котором рабочими титрованными растворами являются растворы щелочей, называется __________ .
Ответ: алкалиметрия


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять обучение биологии и химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Общепедагогическими методами в обучении химии неявляются:
а) самостоятельная работа
б) беседа
в) анализ
г) рассказ
Ответ: в)
2. Специфическими методами обучения химиии являются:
а) моделирование
б) химический эксперимент
в) решение расчетных задач
г) сравнение
Ответ: а) и б)
3. Какие меоды аналитической химии возможно применять в школе для обучения химии?
а) качественые методы анализа
б) хроматографические методы
в) масс-спектрометрические методы
г) абсорбционную спектрометрию
отве: а)
4. Решение расчетных аналитических задач развивает:
а) самостоятельность мышления
б) умение проводить аналогию
в) объяснять отдельные темы химии
г) умению проводить эксперимент
Ответ:а) и б)
5. Основные классические методы идентификации и количественного определения отдельных компонентов, применяемые в аналитической химии, могут использоваться в школе для:
а) осознания значимости химического анализа объектов окружающей действительности для безопасности жизнедеятельности людей
б) решения глобальных экологических проблем
в) решения проблем информационной безопасноти
г) общехимического образования
Ответ: а)
6. Химический анализ может углубить знания школьников при изучении...
а) качественных реакциий на катионы и анионы неорганической и органической природы
б) хроматографических методов анализа
в) масс-спектрометрических методов анализа
г) абсорбционной спектрометрии
Ответ: а)
7. Знания аналитической направленности, которые можно и нужно формировать в процессе обучения химии в основной и старшей школе (на базовом уровне):
а) знание понятий: «химический анализ», «качественный анализ», «количественный анализ»
б) знания о простейших способах (методах) химического анализа
в) основные законы химии
г) основные законы физики
Ответ: а) и б)
8. Умения аналитической направленности, которые можно и нужно формировать в процессе обучения химии в основной и старшей школе (на базовом уровне):
а) разделять смеси, определять качественный состав вещества опытным путем, решать экспериментальные задачи аналитической направленности, исследовать состав некоторых природных объектов
б) составлять химические уравнения реакций
в) составлять химические формулы по указанным характеристикам
г) составлять химические кроссворды
Ответ: а)
9. Формирование понятия «химический анализ» в основной школе целесообразно начинать с иучения понятий...
а) «чистое вещество» и «смесь»
б) "атом" и "строение атома"
в) "молекулярная структура" и "кристаллическая структура"
г) "молкула" и "вещество"
Ответ: а)
10. Какие характеристики относятся к курсу аналитической химии основной школы:
а) углубленный
б) интегрированный
в) пропедевтический
г) систематический
Ответ: а) и б)
11.Ученический химический эксперимент как метод учебной работы функционирует в форме:
а) лабораторных химических опытов
б) исследовательского химического эксперимента
в) рассказа об эксперименте
г) экспериментальной задачи
Ответ: а) и б)
12. Основные цели, достигаемые посредством демонстрационного химического эксперимента:
а) раскрытие сущности химических явлений;
б) формирование системы химических понятий
в) изучение основного содержания материала
г) решение экспериментальных задач
Ответ: а) и б)
13. Какие темы школьных практических работ в большей степени можно отнести к Аналитической химии?
а) "Металлы"
б) "Окислительно-восстановительные реакции"
в) "Электролитическая диссоциация"
г) "Качественные реакции непредельных углеводородов"
Ответ: а) и г)
14. Укажите характеристики, которые относятся ко всем катионам V аналитической группы:
а) гидроксиды не растворяются в избытке аммиака
б) гидроксиды растворяются в избытке щелочи
в) в водных растворах катионы бесцветны
г) образуют малорастворимые карбонаты, фосфаты
Ответ: а)
15. Выпаривание растворов проводят с целью
а) повышения концентрации раствора
б) понижения концентрации раствора
в) отделения катионов от анионов
г) определения кислотности среды раствора
Ответ: а)

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85 % - отлично
70 % - хорошо
50 % - удовлетворительно
Менее 50 % - неудовлетворительно


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Результаты количественного анализа сегодня позволяют контролировать _________ и оценивать ____________.
Ответ: контролировать технологические процессы и оценивать качество продукции
2. На результаты химического анализа нужно ссылаться и при изучении смежных курсов, например, на уроках ______________.
Ответ: биологии
3. Для прогнозирования свойств веществ, кроме результатов химического анализа, нужно знать _____________.
Ответ: строение молекул
4. Укажите качественную реакцию на сероводородную кислоту и ее соли.
Ответ: выпадение черного осадка сульфида меди (II) при добавлении растворимой соли меди.
5. "Если к раствору, который содержит ионы железа (III) прибавить раствор роданида калия KSCN, то образуется..."
Ответ: кроваво-красный роданид железа.
6. "Очень часто ионы мешающие проведению аналитических реакций “маскируют”, переводя их в комплексные соединения. Например, ионы железа(+3) маскируют, добавляя в исследуемый раствор..."
Ответ: пирофосфат натрия
7. Химический эксперимент по характеру воздействия на мышление учащихся подразделяют на...
Ответ: исследовательский и иллюстративный эксперимент
8. Перечислите три реагента, используемых для обнаружения катиона К+.
Ответ: гексанитрокобальтат (III) натрия,винная кислота, гексонитрокупрат натрия-свинца
9.Заполните пропуски: Численные величины, полученные экспериментальным путем, измерены с определенной погрешностью. Понятие «... ...» показывает, насколько велика неопределенность полученной численной величины.
Ответ:
10.Запишите уравнения и опишите аналитический эффект реакций катионов Cu2+ c тиоционатом калия при обычных условиях и при нагревании.
Ответ: при взаимодействии растворимой соли меди с c тиоционатом калия образуется черныйосадок тиоционата меди (II), который затем превращается в белый осадок тиоционата меди (I). Реакцию проводят слабокислой среде.
CuCl2 + KSCN = Cu(SCN)2; Cu(SCN)2 + H2O = 2CuSCN + HSCN + HOSCN
11. Заполните пропуски: Аморфные осадки солей серной кислоты имеют .... консистенцию.
Ответ: молочную
12. Заполните пропуски: Анализ сухой соли необходимо начинать с ..., так как... .




КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: выполнено 88 – 100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос.
«Хорошо»: Овыполнено 62 – 87% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
«Удовлетворительно»: Овыполнено 61 – 36% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
«Неудовлетворительно»: выполнено 0 – 35% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольная работа)по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7134

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА)
Вопросы:
1.Определите понятия: «аналитическая химия», «химический анализ», «метод анализа», «методика анализа», «качественный анализ», «количественный анализ».
2.Классифицируйте погрешности химического анализа в зависимости от способа вычисления и от причин их вызывающих.
3.Дайте определение следующих способов выражения концентрации растворов: молярная концентрация; массовая, объемная и мольная доли.
4.Запишите формулы для вычисления водородного и гидроксильного показателей. Как изменяются их величины в водных растворах кислот и оснований. Приведите формулу, отражающую взаимосвязь показателей.
5.Приведите определение титриметрического анализа. Какой процесс называется титрованием. Классифицируйте методы титриметрического анализа в зависимости от вида химических реакций, протекающих в процессе титрования.
6.Приведите примеры мерной посуды. Для каких целей она предназначена.
7.Перечислите основные стадии гравиметрического анализа.
Задачи:
8.Округлите результат измерения оптической плотности 0,345846, если погрешность измерения на данном участке шкалы составляет 0,005 единиц? Какая из оставленных цифр является недостоверной или таковая в записи результата не приводится?
9.Проведите расчет и правильно округлите результат:
42, 50 + 2,0045 – 12•2,00 + 35,00:5,0 – 0,0095
10.Какая из приведенных реакций является протолитической и почему CH3COOH + NH4OH <=> CH3COONH4 + H2O или AgNO3 + NaCl <=> AgCl + NaNO3. Укажите для выбранной реакции сопряженные кислотно-основные пары. Запишите уравнение константы равновесия.
11. В 150,0 мл раствора содержится 15,0 г хлорида натрия. Рассчитайте титр раствора.
12. Рассчитайте рН 0,100 М раствора гидроокиси калия.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА)
"Отлично": Студентом даны полные ответы на теоретические вопросы, продемонстрированы знания соответствующего раздела предмета в полном объеме учебной программы. Полностью дан ответ на практический вопрос. Решены задачи.
"Хорошо": Студентом даны полные ответы на вопросы, в ответах присутствует свободное владение учебным материалом, последовательность и логичность изложения. Однако в ответе допускаются неточности. Практические задания и задачи решены с небольшими неточностями.
"Удовлетворительно": Студентом даны ответы, свидетельствующий в основном о знании дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы. Допускается несколько ошибок в содержании ответа на практические вопросы. Задачи решены с ошибками.
"Неудовлетворительно": Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, отличающиеся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории. Решение практических заданий не выполнено. Задачи не решены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой), лабораторные работы и набравшие не менее 60 баллов, допускаются к зачету.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7134


ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. Предмет, задачи и функции аналитической химии.
2. Роль и задачи аналитической химии в системе экологической безопасности, охраны труда и при разрешении чрезвычайных ситуаций.
3. Понятие метода и методики анализа. Методы аналитической химии.
4. Химический анализ. Методы химического анализа.
5. Понятие о количестве вещества. Единицы измерения количества вещества.
6. Эквивалент, фактор эквивалентности, молярная масса эквивалента. Закон эквивалентов.
7. Общее понятие о растворах. Растворитель и растворенное вещество.
8. Способы выражения концентрации растворов.
9. Понятие о кислотах и основаниях. Протолитическая теория кислот и оснований (теория Бренстеда-Лоури).
10. Химические, физико-химические и физические методы анализа: определения, основные понятия, классификация.
11. Электромагнитное излучение. Основные характеристики электромагнитного излучения. Спектры веществ. Классификация спектров. Спектральная линия. Характеристики спектральной линии: положение максимума, пиковая и интегральная интенсивности, полуширина, контур.
12. Оптические (спектральные) методы анализа: классификация, области применения, достоинства и недостатки.
13. Законы Бугера-Ламберта-Бера и аддитивности оптических плотностей. Молярный коэффициент светопоглощения.
14. Способы определения концентрации веществ в растворах.
15. Спектрофотометры и фотоколориметры. Назначение основных блоков приборов.
16. Электрохимические методы анализа. Классификация методов, области применения, достоинства и недостатки.
17.Общее представление о кондуктометрическом методе анализа: основные понятия, классификация, области применения, достоинства и недостатки.

ПРИМЕР ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

1. Слабая органическая кислота HA с константой диссоциации Ka (в воде) распределена между органическим растворителем и водой. Предположим, что в органическую фазу экстрагируется только непродиссоциировавшая кислота HA (коэффициент распределения KD), а в органической фазе с ней не происходит никаких превращений. Выведите выражение для зависимости коэффициента распределения D от [H+] в водной фазе. Сделайте выводы из полученного выражения.
2. Рассчитайте рН раствора, содержащего 0.10 М уксусной кислоты и 0,20 ацетата натрия.
3. На титрование 20,00 см3 раствора NiCl2 израсходовали 21,22 см3 0,02063 М раствора трилона Б. Определите содержание соли никеля (г/дм3) в растворе.
4. Какое минимальное число экстракций необходимо для удаления 99% вещества X из 100 см3 водного раствора, содержащего 0.500 г X, если каждая экстракция производится 25.0 см3 гексана, а коэффициент распределения KD = 9.5?
5. Сколько граммов HCl содержится в 250,0 мл 7,15 % раствора? Плотность этого раствора равна 1,035 г/мл.
6. Оптическая плотность раствора диметилглиоксимата никеля(ll), содержащего 0,025 мг никеля в 50 см3 , измеренная при λ = 470 нм в кювете с l = 2 см, равна 0,324.
7. По официальному определению метр равен 1650763,73 длины волны одного из переходов чистого изотопа 86Кг в вакууме. Рассчитайте для этого перехода: а) λ (Å, нм, мкм), б) ν (Гц), в) (см-1), г) Е фотона (эВ).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

«Отлично»: Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. И. Вершинин, И. В. Власова, И. А. Никифорова Аналитическая химия: учебник для вузов Санкт-Петербург : Лань, 2022 URL: https://e.lanbook.com/book/187750
Л1.2 А. Н. Борисов, И. Ю. Тихомирова Аналитическая химия для педагогов. Расчеты в количественном анализе: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/511730
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.А. Лейтес, В.П. Смагин, Л.В. Щербакова, Л.С. Егорова, В.К. Чеботарев Практикум по аналитической химии. : Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Б.И. Петров, Л.В. Щербакова Аналитическая химия: Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алтайского госуниверситета, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Единый образовательный портал АлтГУ. Аналитическая химия (ИПО) portal.edu.asu.ru
Э2 Аналитическая химия. Хроматографические методы анализа: Учебное пособие / А.И. Жебентяев. - М.: НИЦ Инфра-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 206 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=399829
Э3 Аналитическая химия 20.03.01 ТБ заочное отделение и 44.03.05 ИПО) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)


Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям:
Посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом:
-каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки;
- при появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению.
Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.


Подготовка к тестовым заданиям:
Тесты составлены с учетом лекционных материалов по каждой теме дисциплины.
Цель тестов: проверка усвоения теоретического материала дисциплины (содержания и объема общих и специальных понятий, терминологии, факторов и механизмов), а также развития учебных умений и навыков.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий:
1. Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (один вопрос и четыре варианта ответов, из которых необходимо выбрать один). Цель – проверка знаний фактического материала.
2. Закрытые задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько вариантов ответа, в числе которых может быть несколько правильных). Студент должен выбрать все правильные ответы.
3. Открытые задания со свободно конструируемым ответом (готовые ответы не даются, их должен получить сам тестируемый). Такая форма позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли, стимулирует к учебе.

На выполнения всего теста дается строго определенное время: на решение индивидуального теста, состоящего из 25 заданий отводится 40 - 45 мин. Тест считается успешно выполненным в том случае, если он оценивается в 52 - 100 баллов (по 4 балла за каждый верный ответ).
Тест выполняется на индивидуальных бланках, выдаваемых преподавателем, и сдается ему на проверку. После проверки теста оглашается ее результат (в графике контрольных мероприятий). Если тест не зачтен, то студент должен заново повторить раздел дисциплины. После этого преподаватель проверяет понимание и усвоение материала, предлагая студенту найти ошибки в ответах. Если все ошибки будут найдены и исправлены, то выставляется оценка «зачтено».


Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к зачетц:
Изучение дисциплины «Аналитическая химия» завершается зачетом. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует те знания, которые он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.

Методика применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при проведении занятий и на этапах текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине «Аналитическая химия»:
Дистанционное обучение реализуется в электронно-информационной образовательной среде Университета, включающей электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства, и обеспечивающей освоение обучающимися программы в полном объеме независимо от места нахождения.
Электронное обучение (ЭО) – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и преподавателя.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и преподавателя. Дистанционное обучение – это одна из форм обучения.
При использовании ЭО и ДОТ каждый обучающийся обеспечивается доступом к средствам электронного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения программы.
В практике применения дистанционного обучения по дисциплине используются методики синхронного и асинхронного обучения.
Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение обучающегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение. Используются следующие технологии on-line: вебинары (или видеоконференции), удиоконференции, чаты.
Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и обучающимся в реальном времени – так называемое off-line общение, общение в режиме с отложенным ответом. Используются следующие технологии off-line:
образовательный ресурс Университета, электронная почта, рассылки, форумы.
Наибольшая эффективность при дистанционном обучении достигается при использовании смешанных методик дистанционного обучения, при этом подразумевается, что программа обучения строится как из элементов синхронной, так и из элементов асинхронной методики обучения.
Учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется посредством:
– размещения учебного материала на образовательном сайте Университета;
– сопровождения электронного обучения;
– организации и проведения консультаций в режиме «on-line» и «off-line»;
– организации обратной связи с обучающимися в режиме «on-line» и «off-line»;
– обеспечения методической помощи обучающимся через взаимодействие участников учебного процесса с использованием всех доступных современных телекоммуникационных средств, одобренных локальными нормативными актами;
– организации самостоятельной работы обучающихся путем обеспечения удаленного доступа к образовательным ресурсам (ЭБС, материалам, размещенным на образовательном сайте);
– контроля достижения запланированных результатов обучения по дисциплине обучающимися в режиме «on-line» и «off-line»;
– идентификации личности обучающегося.
Реализация программы в электронной форме начинается с проведения организационной встречи с обучающимися посредством видеоконференции (вебинара). При этом преподаватель информирует обучающихся о технических требованиях к оборудованию и каналам связи, осуществляет предварительную проверку связи с обучающимися, создание и настройку вебинара. Преподаватель также сверяет предварительный список обучающихся с фактически присутствующими, информирует их о режиме занятий, особенностях образовательного процесса, правилах внутреннего распорядка, графике учебного процесса.
После проведения установочного вебинара учебный процесс может быть реализован асинхронно (обучающийся осваивает учебный материал в любое удобное для него время и общается с преподавателем с использованием средств телекоммуникаций в режиме отложенного времени) или синхронно (проведение учебных мероприятий и общение обучающегося с преподавателем в режиме реального времени).
Преподаватель самостоятельно определяет порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
При дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации преподавателя. При этом общение между обучающимися и преподавателем происходит удаленно, посредством средств телекоммуникаций.
В содержание консультаций входят:
– разъяснение обучающимся общей технологии применения элементов ЭО и ДОТ, приемов
и способов работы с предоставленными им учебно-методическими материалами, принципов самоорганизации учебного процесса;
– советы и рекомендации по изучению программы дисциплины и подготовке к промежуточной аттестации;
– анализ поступивших вопросов, ответы на вопросы обучающихся;
– разработка отдельных рекомендаций по изучению частей (разделов, тем) дисциплины, по подготовке к текущей и промежуточной аттестации.
Также осуществляются индивидуальные консультации обучающихся в ходе выполнения ими письменных работ.
Обязательным компонентом системы дистанционного обучения по дисциплине является электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), который включает электронные аналоги печатных учебных изданий (учебников), самостоятельные электронные учебные издания (учебники), дидактические материалы для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации, аудио- и видеоматериалы, другие специализированные компоненты (текстовые, звуковые, мультимедийные). ЭУМК обеспечивает в соответствии с программой организацию обучения, самостоятельной работы обучающихся, тренинги путем предоставления обучающимся необходимых учебных материалов, специально разработанных для реализации электронного обучения, контроль знаний. ЭУМК размещается в электронно-библиотечных системах и на образовательном сайте Университета.
При реализации программы или ее частей с применением электронного обучения и дистанционных технологий кафедра ведет учет и хранение результатов освоения обучающимися дисциплины на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме (на образовательном сайте).
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине с применением ЭО и ДОТ осуществляется посредством собеседования (on-line), компьютерного тестирования или выполнения письменных работ (on-line или off-line).