Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Биология/Химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_05_БиХ-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 22.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор
1.1. | - вооружить знаниями и умениями, необходимыми для организации учебно-воспитательного процесса по химии в образовательных учреждениях; - сформировать умение проектировать образовательный процесс на основе документов, отражающих содержание образования и планирование учебного процесса в ОУ (Государственный общеобразовательный стандарт, базисный учебный план, учебные программы, учебники); - сформировать умения организовывать продуктивный учебный процесс в образовательных учреждениях разного уровня и направления; - развивать адекватную самооценку, ответственность за результаты своей профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1 |
ПК-1 | Способен осуществлять обучение биологии, химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-1.1 | Владеет формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. |
ПК-1.2 | Объективно оценивает знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей |
ПК-3 | Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе |
ПК-3.1 | Владеет профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья |
ПК-3.2 | Разрабатывает и реализует индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся |
ПК-5 | ССпособен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении биологии и химии |
ПК-5.1 | Применяет основные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы |
ПК-5.2 | Планирует и осуществляет учебный процесс по биологии и химии в соответствии с основными общеобразовательными программами |
ПК-5.3 | Проводит учебные занятия по биологии и химии, опираясь на достижения в области педагогической и педагогической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения |
ПК-5.4 | Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, в области биологии и химии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - цели и задачи обучения химии в школьной и вузовской программе на современном этапе; - методы отбора материала для проведения теоретических и практических занятий в школьном курсе химии; - основы управления процессом обучения в образовательных организациях через систему решения задач; - способы разработки новых образовательных технологий в решении задач школьного и вузовского курса, включая системы компьютерного и дистанционного обучения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - выбирать основные методы решения задач в школьном и вузовском курсе химии, управлять процессом обучения в образовательных организациях; - выбирать методы решения задач для проведения теоретических и практических занятий в школьном курсе химии использовать политехническую направленность курса химии с учетом регионального фактора; - разрабатывать новые образовательные технологии в решении задач школьного и вузовского курса, включая системы компьютерного и дистанционного обучения |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - основными методами решения задач в школьном и вузовском курсе химии, основами управления процессом обучения в образовательных организациях; - методами отбора материала для проведения теоретических и практических занятий в школьном курсе химии; - способами разработки новых образовательных технологий в школьном и вузовском курсе химии, включая системы компьютерного и дистанционного обучения |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие методические требования к решению задач | ||||||
1.1. | 1. Введение. Цели и задачи дисциплины. обучения учащихся химии. Классификация расчетных задач. Общий алгоритм решения задач школьного курса химии | Лекции | 7 | 2 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л1.1, Л3.1 |
1.2. | Общие методические требования к решению задач | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л1.1, Л3.1 |
Раздел 2. Методика решения задач по химии | ||||||
2.1. | Способы решения химических задач. Растворы. Концентрация растворов. Электритическая диссоциация и водородный показатель растворов. Гидролиз солей. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы | Лекции | 7 | 2 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л1.1, Л3.1 |
2.2. | Атомно-молекулярное учение и стехиометрия | Практические | 7 | 4 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л1.1, Л3.1 |
2.3. | Растворы и способы выражения их концентрации | Практические | 7 | 4 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л1.1, Л3.1 |
2.4. | Свойства растворов неэлектролитов | Практические | 7 | 4 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л1.1, Л3.1 |
2.5. | Растворы электролитов | Практические | 7 | 4 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л1.1, Л3.1 |
2.6. | Гидролиз солей | Практические | 7 | 4 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л1.1, Л3.1 |
2.7. | Окислительно-восстановительные реакции | Практические | 7 | 4 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л1.1, Л3.1 |
2.8. | Электрохимические процессы | Практические | 7 | 4 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л1.1, Л3.1 |
2.9. | Задачи повышенной сложности на смеси веществ | Практические | 7 | 4 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л1.1, Л3.1 |
2.10. | Методика решения задач по химии | Сам. работа | 7 | 68 | ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-5.4 | Л1.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10383 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПК-1: Способен осуществлять обучение биологии, химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в образовательном процессе ПК-5: Способен разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса при обучении биологии и химии ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Один моль аммиака содержит следующее число молекул а) 22,4 б) 4 в) 6,02∙1023 г) 17 Ответ в 2. Следующая запись: М (КОН) = 56 означает а) массу молекулы в граммах б) массу молекулы в а.е.м в) относительную молекулярную массу в) молярную массу в г/моль д) массовая доля эквивалент Ответ в 3. Растворы – это: а) гомогенная система; б) гетерогенная система; в) механическая смесь Ответ а 4. Концентрированный раствор - это а) раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется; б) раствор с небольшим относительным содержанием растворенного вещества; в) раствор с большим относительным содержанием растворенного вещества Ответ в 5. В растворе массой 40 г с массовой долей вещества 0,05 масса воды (г) равна:{ а) 2; б) 38; в) 4; г) 14 Ответ б 6. При добавлении NaCl к воде температура замерзания раствора по сравнению с растворителем: а) понизится б) повысится в) не изменится г) соленая вода не замерзает Ответ б 7. По ТЭД основания – это электролиты, а) в состав которых входят атомы водорода и кислотные остатки б) в состав которых входят одна или несколько гидроксогрупп и атом металла в) электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только ионы водорода Н+ г) электролиты, при диссоциации которых в качестве аниона образуются только гидроксид-ионы ОН- Ответ г 8. В растворе ступенчато диссоциирует а) нитрат натрия-калия б) сероводород в) уксусная кислота г) гидроксид натрия Ответ б 9. В растворе диссоциирует нацело: а) Li3PO4 б) Fe3(PO4)2 в) K2SO4 г) НСN Ответ 10. При разбавлении раствора степень гидролиза а) не изменяется б) увеличивается в) уменьшается г) изменяется произвольно Ответ б 11. Среда раствора карбоната калия а) щелочная б) кислая в) нейтральная г) слабокислая Ответ а 12. Иодид-ион в ОВР может быть а) только окислителем б) только восстановителем в) и окислителем, и восстановителем г) не обладает ни окислительными, ни восстановительными свойствами Ответ б 13. Укажите, какая из реакций относится к окислительно-восстановительным а) 2KMnO4 + BaCl2 → Ba(MnO4)2 б) KMnO4 + HCl → MnCl2 + Cl2 + H2O + KCl в) K2Cr2O7 + H2O → 2KCrO4 г) 2KMnO4 + H2SO4 → K2SO4 + Mn2O7 + H2O Ответ б 14. В реакции 3Са + 2Р = Са3Р2 атомы фосфора выступают в качестве: а) восстановителей; б) окислителей; в) окислителей и восстановителей одновременно; г) доноров неподеленной электронной пары. Ответ б 15. Какие процессы происходят на катоде и аноде при электролизе раствора нитрата калия? а) на катоде выделяется водород, на аноде кислород б) на катоде выделяется калий, а на аноде кислород в) на катоде выделяется водород, на аноде калий г) на катоде выделяется водород, на аноде азот д) никакие процессы не происходят Ответ а ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Сульфид-ион в ОВР может быть только _____________ Ответ восстановителем 2. В реакции S + HNО3 H2SО4 + NО2 + H2 окислителем является ____________ Ответ азотная кислота (HNО3) 3. Выберите правильное определение: коррозия - это самопроизвольное разрушение металлов и сплавов в результате взаимодействия с _________ _________ Ответ окружающей средой 4. Массовая доля гидроксида натрия в растворе, содержащем в 50 г воды 25 г гидроксида, равна __________ (%) Ответ 33,3 5. Ненасыщенный раствор соли можно сделать насыщенным, ________ в раствор порцию соли Ответ добавив 6. Концентрированный раствор хлорида калия сделать разбавленным, если добавить в раствор ____________ Ответ воду 7. При нагревании растворимость газов в воде ___________ Ответ уменьшается 8. Введение в раствор уксусной кислоты СН3СООН ионов Н+ _________ ее диссоциацию Ответ понижает (уменьшает) 9. Число катионов, образующихся при полной диссоциации одной молекулы сульфата хрома, равно _________ Ответ 2 10. В водном растворе серной кислоты присутствуют ионы ____________ Ответ H+, HSO4–, SO42– 11. Молярная концентрация определяется количеством моль вещества в одном ______ раствора Ответ литре 12. Массовая доля растворенного вещества в растворе показывает, сколько г вещества содержится в _______ раствора Ответ 100 г 13. С повышением температуры растворимость почти всех твердых веществ ____________ Ответ увеличивается 14. Процесс взаимодействия ионов соли с молекулами воды называется ____________ Ответ гидролизом 15. Реакция среды раствора соли, образованной катионом сильного основания и анионом слабой кислоты _____________ Ответ щелочная 16. Значение рН = 1 соответствует ______________ среде Ответ кислой 17. Кислотность (основность) растворов принято выражать через водородный показатель (рН раствора), рассчитываемый по формуле ________________ Ответ pH = –lg[H+] 18. Сколько молей составит 49 г серной кислоты? ____________ моля Ответ 0,5 19. Следующая запись: М (КОН) = 56 означает __________ массу в ______ Ответ молярную, г/моль 20. Массовая доля (%) серы в соединении - Na2SO3 равна __________ Ответ 25,4 Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: 50 % - зачтено Менее 50 % - не зачтено |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Оценочные материалы для промежуточной аттестации по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10383 Пример Билет № 1 1. Какую массу раствора с массовой долей сульфата магния 3 % можно приготовить из 100 г кристаллогидрата MgSO4•7H2O? 2. Уравняйте ОВР методом электронно-ионного баланса: KNO2 + KMnO4 + H2O → … Определите тип ОВР. Укажите окислитель и восстановитель. 3. Вычислите водородный показатель растворов соляной кислоты с концентрацией 0,0050 моль/л и гидроксида калия с концентрацией 4,2•10–3 моль/л. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС-Практикум по решению школьных химических задач.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ерыгин Д.П. | Методика решения задач по химии: | М.: Просвещение, 1977 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | АлтГУ, Химический факультет | Методика решения задач по химии: [учеб.-метод. пособие] | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Практикум по решению школьных химических задач" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS PowerPoint.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru - электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ http://www.chem.msu.ru - электронная библиотека на сервере химфака МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Теоретический материал дисциплины изучается в течение одного семестра по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Основу теоретической подготовки по дисциплине составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на семинарских занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары) объединены с самостоятельной работой студентов, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель, через систему Moodle. В рамках текущей аттестации студентов оценивается по следующим критериям: - полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины; - правильность ответов на вопросы и задания практической направленности; - активное участие на практических занятиях. Методические указания к семинарским (практическим) занятиям. Готовясь к семинару, студенты должны: - познакомиться с рекомендованной литературой по заданной теме; - познакомиться со способами решения расчетных задач по теме семинара; - предусмотреть спорные моменты. При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой. Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков: - раскрытие сущности проблемы или решения задачи. - методологическое значение для профессиональной и практической деятельности. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики, четкое и аргументрованное, с использованием понятий, законов и методов. |